Организация работы с кадровым резервом на выдвижение
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2014 в 19:59, контрольная работа
Краткое описание
Одним из элементов управления карьерой является отбор специалистов в кадровый резерв руководства. В настоящее время способность выявлять и успешно готовить на руководящие должности потенциальных руководителей является важнейшим фактором успеха в конкурентной борьбе. Но далеко не все современные организации эффективно управляют данным процессом, многие до сих пор решают проблему преемственности в оперативном порядке в момент высвобождения определенной ключевой должности. Это мероприятие дает работникам возможность почувствовать, что руководство организации считает их кандидатами на вакантные должности, и способствует возникновению мотива самоуважения.
Содержание
Введение 3 Сущность и виды кадрового резерва 4 Работа с кадровым резервом на выдвижение 5 Планирование кадрового резерва 5 Формирование кадрового резерва. 8 Этапы формирования кадрового резерва 9 Организация работы с кадровым резервом 15 Индивидуальная подготовка под руководством наставника 18
Альтернативой данному методу
является психологическое тестирование,
проводимое только специалистами-психологами.
Тестирование значительно повышает объективность
оценки индивидуально-психологических
особенностей претендента, но, к сожалению,
не дает представления о его реальных
результатах и деловой успешности.
С кандидатами может также проводиться
собеседование для выявления их желания
работать в данной должности, умения планировать
свою деятельность, быстро решать возникающие
проблемы и др.
Как уже упоминалось, на этапе
отбора претендентов в резерв оценивается
большинство сотрудников организации,
которые показывают высокие результаты
в работе. Однако иногда кандидат, который
кажется перспективным, не проявляет к
открывающимся вакансиям интереса, поэтому
для продвижения сотрудников используется
и так называемое самовыдвижение. В настоящее
время в крупных, стабильно растущих компаниях
активно внедряется система оповещения
сотрудников о существующих вакансиях
по корпоративной информационной сети
интранет1. Любой сотрудник может послать
свое резюме и претендовать на открытые
вакансии.
Самовыдвижение наглядно демонстрирует
уровень притязания сотрудников, их склонность
к определенным вариантам развития карьеры.
На втором этапе
формирования резерва из всех аттестуемых выделяются
те работники, оценки качеств, результаты
деятельности и кадровые данные которых
удовлетворяют требованиям к соответствующей
номенклатуре должностей. Такие требования
формируются для каждой номенклатуры
должностей с учетом специфики данной
организации, предприятия по таким показателям,
как:
образование;
стаж;
опыт руководящей работы;
результаты личной деятельности;
результаты деятельности руководимого
коллектива;
обобщенные результаты последней аттестации (экспертизы качеств по данной методике);
результаты обучения, повышения квалификации;
результаты стажировки;
возраст, состояние здоровья и др.
На данном этапе следует определять
не только, кого можно и необходимо включить
в списки кандидатов в резерв, но и кому
из включенных в списки необходимо пройти
обучение, а также какая форма подготовки
наиболее подходит каждому кандидату
с учетом его индивидуальных особенностей
и перспективы использования на руководящей
должности.
Задачи второго этапа работы
по формированию резерва решаются с помощью:
анализа документов (отчетов,
автобиографий, характеристик, результатов
аттестации работников и других документов);
интервью (беседы) по специально
составленному плану или вопроснику либо
без определенного плана для выявления
интересующих сведений (стремлений, потребностей,
мотивов поведения и т. п.);
наблюдения за поведением работников
в различных ситуациях (на производстве,
в быту и т. д.);
оценки результатов трудовой
деятельности (производительности труда,
качества выполняемой работы и т. п.), показателей
выполнения заданий руководимым подразделением
за период, который наиболее характерен
для оценки деятельности руководителя;
метода заданной группировки
работников. Под заданные требования к
должности подбирается кандидат, или под
заданную структуру рабочей группы подбираются
конкретные люди с тем, чтобы сравнить
качества претендентов с требованиями
должности того или иного ранга.
Таким образом, после первоначального
отбора происходит более глубокая оценка
кандидатов, их профессиональных и личностных
качеств, потенциала, реальных показателей
труда для того, чтобы на третьем этапе
включить в кадровый резерв наиболее подходящих
кандидатов.
При формировании списков кандидатов
в резерв учитываются следующие факторы:
описание и оценка рабочего
места, ответственность по должностной
инструкции, условия труда, результаты
трудовой деятельности;
профессиональная характеристика
специалиста, необходимого для успешной
работы в соответствующей должности, которая включает:перечень должностей, занимая которые работник может стать кандидатом на резервируемую
должность; предельные ограничения критериев
подбора кандидатов на соответствующие
должности (образование, возраст, стаж работы и т. п.);
результаты оценки соответствия
индивидуальных особенностей кандидатов
установленным требованиям для резервируемой
должности;
результаты изучения личного
дела и других документальных данных;
мнение руководителей, коллег
и подчиненных, мнение общественных организаций;
умственные и физические возможности
(по данным тестирования), а также умственные
и физические нагрузки (по данным психо- и физиоанализа);
степень готовности кандидата;
результаты оценки потенциала
кандидата (возможный уровень руководства,
способность к обучению, умение быстро
овладевать теорией и практическими навыками);
выводы и рекомендации последней
аттестации.
Однако не всегда хорошая работа
является основанием для зачисления в
кадровый резерв или для карьерного роста.
Если работник хорош на своем месте, его
отметят вознаграждением по результатам:
премией, повышением заработной платы
и т. д., возможно также нематериальное
поощрение. Главный критерий зачисления
в кадровый резерв — это потенциал работы
на вышестоящей должности, способность
к развитию. При этом важно, чтобы кандидат
разделял ценности организации.
На третьем этапе
формирования резерва решение о включении
специалистов в резерв принимает руководитель
организации по результатам личного собеседования
и собеседования членов аттестационной
комиссии с кандидатом. Выводы комиссии
утверждает руководитель организации
в зависимости от номенклатуры резерва.
Утвержденный на данном этапе
список кадрового резерва — основной
источник при назначениях работников
на руководящие должности. Список кадрового
резерва, как правило, является конфиденциальным,
доступ к нему имеют только руководитель
организации и директор по персоналу.
Одни организации сообщают кандидатам
(преемникам) об их зачислении в резерв
на замещение определенной должности,
другие держат это в секрете. Достоинство
первого подхода состоит в усилении мотивации
преемника и возможности организации
целенаправленной подготовки, учитывающей
мнение самого сотрудника. Преимущество
второго — во избежание потенциальных
конфликтов между занимающим должность
руководителем и его преемником и излишнего
ажиотажа вокруг процесса подготовки
резерва.
Состав резерва в конце каждого
года пересматривается и пополняется
в процессе ежегодного анализа расстановки
руководящих кадров и специалистов, а
также оценки их деятельности. Оценивается
деятельность каждого кандидата, зачисленного
в резерв, за прошедший год, и принимается
решение об оставлении его в составе резерва
или исключении из него. По результатам
оценки составляется характеристика на
каждого специалиста и руководителя, состоящего
в резерве, и рассматривается возможность
его дальнейшего продвижения по службе.
Одновременно рассматриваются новые кандидаты
в резерв.
Исключение кандидатов из состава
резерва может быть обусловлено его возрастом,
состоянием здоровья, неудовлетворительными
показателями производственной деятельности,
недисциплинированностью и др. Кадровый
резерв пополняется с соблюдением установленных
процедур его формирования.
Таким образом, включение кандидата
в список кадрового резерва не означает,
что он будет состоять в резерве планируемое
количество времени, поскольку все зависит
от его исходных характеристик, а также
появления новых резервистов. Основной
показатель, на основании которого служба
персонала и руководство определяют, оставить
ли работника в резерве или исключить
из него, — успехи резервиста в прохождении
мероприятий по подготовке на руководящую
должность.
Организация работы с кадровым
резервом
Для достижения конечной цели
системы кадрового резервирования, а именно
назначения кандидата на вакантную должность
руководителя, недостаточно отобрать
способных к продвижению сотрудников
— важно правильно подготовить их к должности
и организовать продвижение.
Подготовка кандидатов (преемников)
является особым видом профессионального
развития, поскольку имеет целевой характер
(подготовка к занятию определенной должности),
но в то же время может включать развитие
самых разнообразных качеств, навыков
и умений (комплексная подготовка будущего
руководителя). Для подготовки преемников
могут использоваться любые средства
профессионального развития, однако, по
возможности, особый акцент делается на
практическую работу в целевой руководящей
должности: стажировки, временное замещение,
ученичество.
Подготовка кадрового резерва
состоит в обучении и воспитании работников,
зачисленных в резерв, систематическом
и всестороннем изучении их в повседневной
работе (при этом уточняются профессиональные,
деловые и личностные качества кандидатов,
их положительные и слабые стороны, степень
их готовности для выдвижения на руководящую
должность); в подборе соответствующей
формы обучения; в определении мер по повышению
деловой квалификации и овладению практическими
навыками работы в резервируемой должности.
Для улучшения подготовки кандидата
к руководящей работе и контроля за его
деятельностью в период нахождения в резерве,
для каждого зачисленного в резерв специалиста
составляется индивидуальный план повышения
квалификации.
Кандидат, состоящий в резерве
кадров, является стажером. Для каждого
стажера утверждается руководитель стажировки
(основной) и руководитель конкретного
этапа стажировки, которые и составляют
индивидуальный план на каждом этапе стажировки.
План подписывается руководителем подразделения,
в котором работает кандидат на выдвижение,
и утверждается руководителем организации.
Следует отметить, что подготовка
планов производится на основе сопоставления
характеристик каждого резервиста с портретом
идеального работника для конкретной
должности. Результатом сопоставления
характеристик преемника и идеального
руководителя становится определение
показателей, по которым кандидат не соответствует
стандартам идеала. План должен содержать
конкретные мероприятия, направленные
на ликвидацию этого разрыва, а также сроки
их реализации.
Таким образом, в индивидуальных
планах предусматриваются конкретные
мероприятия, обеспечивающие приобретение
специалистом необходимых теоретических
и практических знаний, более глубокое
освоение им навыков предстоящей деятельности.
Реализация планов подготовки
преемников требует участия трех сторон:
самого кандидата, службы управления персоналом
и руководителя стажировки, а также высшего
руководства организации. Руководство
организации должно хорошо представлять,
что реализация плана требует от преемника
значительных дополнительных (по сравнению
с нормальной работой в должности) затрат
времени, интеллектуальных и физических
усилий, поэтому необходимо мотивировать
его на активное участие в программе развития.
Как правило, наиболее сильным фактором
мотивации является возможность занять
в перспективе одну из ключевых должностей,
однако отделу профессиональной подготовки
не следует забывать и о других интересах
и потребностях сотрудника, особенно в
том случае, если организация не информирует
преемников о включении в резерв. Потенциальными
факторами мотивации могут быть: желание
совершенствоваться в занимаемой должности,
интерес к приобретению новых знаний и
навыков, участие в работе меж функциональных
групп, расширение социальных контактов.
От руководства организации,
включая непосредственного начальника
преемника, также зависит успех реализации
индивидуального плана. Во-первых, руководители
распоряжаются необходимыми для этого
ресурсами: принимают решения о назначении
на должность, выделении средств на обучение
кандидата. Во-вторых, они в значительной
степени определяют, как распределяется
время преемника и его приоритеты (работа
в занимаемой должности или подготовка
к новой). В-третьих, руководители оказывают
непосредственное влияние на мотивацию
преемника.
Роль отдела профессиональной
подготовки и руководителей стажировки
состоит, прежде всего, в осуществлении
общего контроля над функционированием
процесса подготовки преемников и привлечении
внимания высших руководителей к этому
стратегически важному для организации
процессу.
Таким образом, индивидуальный
план является основным ориентиром при
прохождении резервистом подготовки,
в котором учитываются основные мероприятия
по теоретической и практической деятельности
работника для освоения основных функций
в резервируемой должности. Данный план
в течение всего периода подготовки корректируется
руководителем стажировки совместно с
сотрудниками отдела развития и кадрового
резерва с участием самого резервиста.
Выделяют три основных формы
подготовки резервистов:
индивидуальная подготовка
под руководством наставника;
стажировка в должности на своем
или другом предприятии;
повышение квалификации в зависимости от планируемой
должности.