Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 12:22, реферат
На правительственном уровне утверждается, что в процессе государственного регулирования внешнеэкономической сферы происходит постепенный отказ от применения административных мер и переход к мерам экономическим. Однако в Беларуси существуют негласные правила жесткого административного ограничения импорта в страну и протекционистской поддержки госсектора.
На правительственном
уровне утверждается, что в процессе
государственного регулирования
Как экономическое понятие протекционизм (в предельно обобщенном виде) означает защиту национальных производителей и вытеснение импортной продукции. При этом он может быть полностью закрытым, жестким, нежестким и либеральным. Жесткость определяется как показатель, учитывающий средний уровень таможенных пошлин и интенсивность количественных ограничений. Что интересно, протекционизм исторически является первым типом внешнеэкономической политики любого государства. С его проведением связано использование различных мер ограничения мировой торговли – таможенные тарифы и нетарифные барьеры.
Взвешенная оценка политики протекционизма позволяет определить как его плюсы, так и минусы.
Положительными сторонами протекционизма является то, что он позволяет уравновесить торговый баланс, защитить национальное производство от демпинга, поддержать молодые отрасли, снизить уровень безработицы, стимулирует рост национального производства.
В развивающихся странах
распространена такая точка зрения,
что протекционистская модель экономического
роста более реалистична. Такой
подход аргументируют тем, что имеются
более широкие возможности
Многие экономисты и политики
считают, что протекционизм дает
возможность опираться на уже
сложившийся рынок и
Однако у протекционизма есть целый букет отрицательных свойств. И именно эту модель применяет правительство Беларуси, которое, судя по всему, еще находится на распутье. С одной стороны нам необходимо открывать экономику – это поможет быстрее выйти из кризиса, реструктуризировать экономику и увеличить темпы роста. Ведь подъем особенно важен в послекризисный период, т. к. больше всего страдают закрытые, антирыночные экономики. К которым, увы, относимся и мы.
В настоящее время одним из важнейших секторов национальной экономики Беларуси является внешняя торговля. Именно она определяет динамику многих макроэкономических параметров. В этой связи существует необходимость в создании условий для дальнейшего развития внешнеэкономических связей и их эффективного использования в целях повышения конкурентоспособности экономики и жизненных стандартов населения.
Вместо этого в настоящий момент правительство Беларуси как регулировало, так и продолжает активно регулировать внешнеэкономические связи. Основным рычагом, применяемым в целях защиты внутреннего рынка страны, является таможенно-тарифное регулирование.
Наряду с этим применяются меры нетарифного регулирования: установление количественных ограничений (квотирование и лицензирование импорта отдельных товаров); регистрация контрактов на импорт отдельных видов товаров; установление отдельных форм контроля (контроля качества ввозимых товаров); установление исключительного (монопольного) права на осуществление внешней торговли товарами; меры по защите экономических интересов в отношении импорта товаров; установление особого режима осуществления внешней торговли товарами.
Прямым последствием подобного
протекционизма является снижение эффективности
производства, рост цен при уменьшении
выбора товаров. Не используются преимущества
международного разделения труда и
подрываются возможности
В чем причина таких
крайне несовременных и непопулярных
шагов – вопрос риторический. С
одной стороны хорошо известно, что
во времена экономических кризисов
правительства большинства
Более того, по мнению большинства экономистов протекционизм является вредным. Подтверждение тому – факт, что ни одна из 153 стран не вышла из ВТО, а неучаствующие в деятельности организации стремятся в нее вступить, сам по себе говорит о том, что членство в ВТО (базирующегося на принципах свободной торговли) в целом не препятствует реализации их национальных интересов. Наоборот – способствует их достижению.
В наше время большинство современных государств проводят гибкую внешнеторговую политику, которая сочетает в себе элементы как протекционизма, так и фритредерства. В разные периоды их соотношение менялось. В послевоенной экономике в 1950–1960-х годах преобладали тенденции к либерализации, в 1970-х и первой половине 1980-х годов более отчетливо проявилась волна нового протекционизма. Так в 1980-х годах США установило квоты на импорт автомобилей из Японии. В результате цены на автомобили американского производства повысились на $ 400, японского на $ 1 000. А импортные квоты на сахар, введенные в США, привели к повышению цены в четыре раза против мировой. В противовес, история изобилует примерами, когда уменьшение пошлин значительно увеличивало производительность в целом.
Также руководству страны необходимо учитывать, что отрицательные эффекты при отмене протекционизма наступают практически немедленно, а положительные – с течением довольно длительного периода времени. А расчет экономических последствий протекционизма (или его отмены) объективно невозможен. Это подтверждается и тем, что ни одна развитая страна не имеет точного и полного экономического анализа выгод либерализации своей внешней торговли. Имеющиеся подходы к оценке эффектов достаточно спорны и слишком общи.