План
Введение……………………………………………………………3
1. Общая теория конфликта…………………………………………………………5
1.1. Понятие
конфликта и типология конфликта………………………………5
1.2. Социальный
конфликт: причины, структура, функции..………………....8
2. Основные конфликтологические
теории………………………………………11
Заключение……………………………………………………………………14
Список использованной литературы……………………………………………...16
Введение
Люди издавна
мечтали о таком обществе, в
котором прекратятся распри и
утвердится вечный мир. Но вопреки
всем мечтам они вновь и
вновь оказывались в состоянии
войны всех против всех. Но
всё же надежда на возможность
обуздания разрушительной стихии
всеобщей ненависти не умирала.
В исторической памяти на века
сохранились имена тех мудрых
правителей, которые славились искусством
разрешения самых запутанных споров.
К середине
I тыс. до н.э. относятся первые
попытки проникнуть в глубинные
причины социальных столкновений,
теоретически осмыслить, обобщить
накопленный практический опыт.
Значительный вклад в решение
этой проблемы внесли мыслители
античности. Их достижения послужили
исходной идейной основой современной
конфликтологии, которая изучает причины
сущность, формы и динамику конфликтов,
а также пути их разрешения и предупреждения.
Древние философы
считали, что сам по себе конфликт
не плох и не хорош, он существует
повсюду, независимо от мнения
людей о нем. Сам термин «конфликт
они еще не употребляли, но
уже видели, что конфликт не
исчерпывает собой всей жизни,
а представляет собой лишь ее часть.
О противоречиях
в природе, обществе, мышлении, о
борьбе между людьми, классами, государствами
ученые размышляли особенно много
в Новое время, когда социальные
конфликты стали особенно острыми.
О природе конфликтов писали
английские мыслители Ф. Бекон
и Т. Гоббс, французский просветитель
Ж.-Ж. Руссо и немецкие философы
И. Кант, Г.Гегель и К. Маркс, русские философы
В. Соловьев и Н. Бердяев. В ходе обсуждения
выявились два различных подхода к пониманию
природы социального конфликта, которые
можно определить как пессимистический
и оптимистический.
В социологии
общая концепция социального
конфликта стала складываться
в конце 19 – начале 20 века в
работах немецких ученых Макса
Вебера и Георга Зиммеля .Именно
после работ Зиммеля в научный оборот
вошел термин «социология конфликта».
Обоснованные им исходные положения и
послужили основой для создания к середине
20 века теории конфликта в качестве самостоятельной
области социологии.Эта задача была решена
усилиями немецкого социолога Ральфа
Даренфорда и американского социолога
Льюиса Козера. Существенный вклад в завершение
формирования конфликтологии в качестве
самостоятельной научной дисциплины внес
ещё один американский социолог – Кеннет
Боулдинг. Он попытался изложить общую
теорию конфликтного взаимодействия.
1. Общая теория
конфликта
1.1. Понятие
конфликта и типология конфликта
Конфликт - это
столкновение противоположных целей,
позиций, взглядов субъектов взаимодействия.
Конфликт всегда связан с осознанием
людьми противоречий своих интересов
как членов тех или иных
социальных групп с интересами
других субъектов. Обостренные противоречия
порождают открытые или закрытые
конфликты. Противоречия пронизывают
все сферы жизни общества - экономическую,
политическую, социальную, духовную. Обострение
тех или иных противоречий
создает «зоны кризиса». Кризис
проявляется в резком усилении
социальной напряженности, которая
нередко перерастает в конфликт.
Большинство социологов склонны
считать, что существование общества
без конфликтов невозможно, ибо
конфликт является неотъемлемой
частью бытия людей, источником
происходящих в обществе изменений.
Конфликт делает социальные отношения
более мобильными.
Привычные
нормы поведения и деятельности
индивидов, ранее удовлетворявшие
их, с удивительной решимостью
отбрасываются и порой без
всякого сожаления. Под воздействием
конфликтов общество может преобразовываться.
Чем сильнее социальный конфликт,
тем заметнее его влияние на
течение социальных процессов
и темпы их осуществления. Конфликт,
понимаемый как конкуренция, поощряет
творчество, инновации и, в конечном
счете, содействует прогрессивному
развитию. Определенный уровень
конкуренции делает общество
или его ячейку более жизнеспособным,
динамичным, восприимчивым к прогрессу.
Социология конфликта исходит
из того, что конфликт есть
нормальное явление общественной
жизни, выявление и развитие конфликта
в целом полезное и нужное
дело. Общество, властные структуры
и отдельные граждане будут
достигать более эффективных
результатов в своих действиях,
если они не будут закрывать
глаза на конфликты и конфликтные
ситуации, а будут следовать определенным
правилам, направленным на урегулирование
конфликта.
Многообразие
форм и эмпирических проявлений
конфликтов вызывает у исследователей
стремление свести их к определенным
типам. Однако таких типологий
много, поскольку в их основе лежат
разные критерии.
Существование
конфликта предполагает наличие
двух условий: его участники должны
обладать автономией и они
должны быть взаимосвязаны, поскольку
находятся в едином социальном
поле. Эти два условия могу
сочетаться по-разному, и в зависимости
от их сочетания все социальные
конфликты можно классифицировать
на два больших типа:
- внесистемные конфликты
- это такие конфликты, в ходе
которых авторы, обладающие автономной
социальной волей, стремятся приобрести
или увеличить свои уже имеющиеся
преимущества, либо преследуя свои
экономические интересы, либо повышая
степень своей социальной интеграции.[2,c.370]
- внутрисистемные конфликты
– это конфликты, не вызванные
столкновением двух разных социальных
систем или двух личностей, а
отражающие внутренние противоречия,
укоренившиеся в рамках единой системы.
Возможны и
другие типологии социального
конфликта. Например, в зависимости
от субъектов конфликта выделяются:
- внутриличностный
конфликт. Содержание внутриличностного
конфликта выражается в острых негативных
переживаниях личности, порожденных ее
противоречивыми стремлениями. [1,c.58];
- межличностный
конфликт – противостояние, возникающее
между двумя и более людьми;
- межгрупполвой
конфликт – столкновение между социальными
группами и общностями, вызываемое противоположностью
их интересов.
Типологию
социального конфликта можно представить
и таким образом:
- конфронтация
– пассивное открытое противостояние
групп и индивидов, интересы которых
находятся в полярном противоречии
между собой;
- соперничество
– менее острое и более продолжительное
по времени противостояние индивидов
и групп, имеющие примерно равные
потенции и достижения, связанное
с борьбой за признание обществом
или группой их результатов или качеств;
- конкуренция
– борьба, обычно экономическая,
за конкретные экономические
блага, например, рынки сбыта, или
за политическую власть, на уровне
индивидов – за должность или статус.
Многочисленность
типологий конфликта отражает
тот реальный факт, что возникающие
в обществе конфликтные ситуации
чрезвычайно разнообразны, хотя
в своей динамике раскрывают
единые закономерности. Необходимо
помнить, что любой социальный
конфликт тяготеет к тому, чтобы
стать открытым и генерализованным.
Такова собственная внутренняя логика
его развития.
1.2. Социальный
конфликт: причины, структура, функции
Как все
социальные явления, конфликт никогда
не бывает беспричинным. Его необходимо
рассматривать как следствие
и результат действия совокупности
определенных причинных факторов и условий.
В ряду причин
возникновения социального конфликта
необходимо выделять объективные
и субъективные причины. Субъективные
причины конфликта – это те
аспекты породивших его явлений
и событий, которые связаны с
активностью участвующих в конфликте
социальных субъектов.[2,c.358]. К таким
субъективным причинам можно
отнести особенности мировоззрения
участвующих в конфликте индивидов и групп,
черты и свойства их менталитета, их убеждения,
интересы, ценностные ориентации, мотивации
и цели, идеи и чувства, архетипы коллективного
бессознательного, традиции и религиозные
представления. Возникновение, развитие
и разрешение конфликта во многом зависит
от эмоционального состояния участников.
Важнейшей субъективной причиной социального
конфликта являются несовпадающие интересы
индивидов и групп. Интересы выступают
субъективной причиной конфликта в следующих
случаях: если частноэгоистические интересы
групп и индивидов находятся в противоречии
с принятыми в обществе нормами поведения;
если одинаковые интересы различных субъектов
скрещиваются на одном и том же предмете,
который в данном случае выступает объектом
выступающего конфликта; если интересы
различных субъектов противоположны.
Конфликт возникает и в том случае,
если противоречат цели различных субъектов;
если противоречия наблюдаются между
целостными представлениями и ориентациями
субъектов; если субъекты придерживаются
противоречащих друг другу способов поведения;
если у них противоположные социально-политические
предпочтения и т.д.
Объективные
причины не зависят от сознания
и воли, вступающих в конфликт
индивидов, групп, классов, организаций.
К таким причинам относятся
явления, составляющие объективный
контекст любого социального
действия. Наиболее фундаментальной
объективной причиной социальных
конфликтов выступает социальное
неравенство, проявляющееся на всех
уровнях – имущественно-экономическом,
политическом, этнонациональном, статусном,
религиозном, культурно – образовательном.
В качестве
другой объективной причины социальных
конфликтов исследователи называют
дезорганизацию. Общество представляет
собой организованную целостность,
которая обладает способностью
самопроизвольно адаптироваться
к возникающим трудностям. Но
бывают угрожающие кризисные ситуации,
что социальная система впадает в состояние
тотального хаоса и разлада, нарушается
привычный баланс между процессами разрушения
и созидания, начинается коллапс общественного
производства, кризис политической власти,
обесцениваются принятые моральные и
культурные нормы. Отсюда вытекает рост
агрессии, незащищенность жизни, собственности
и достоинства граждан, обусловленная
ослаблением социального контроля и правовой
системы, дезорганизация общества и его
базовых институтов. В такой ситуации
государство и общество теряют способность
сдерживать негативную энергию распада,
и формируется высококонфликтогенная
социальная среда.
Говоря о
структуре социального конфликта,
обычно выделяют такие основные
элементы как субъекты противостояния
и предмет, из-за которого разгорелся
конфликт. Субъектами социального
конфликта могут быть как индивидуальные
личности, так и группы, классы
и другие человеческие общности.
Для того, чтобы конфликт состоялся,
необходимы враждебные действия со стороны
всех социальных субъектов. В динамике
развития конфликта можно выделить следующие
стадии:
1. Предконфликтная
ситуация, возникающая при определенных
условиях, когда давно существующие противоречия
между сторонами внезапно под действием
стимулирующих обязательств и факторов
обостряются и грозят перерасти в открытый
конфликт.
2. Стадия начавшегося
конфликта. Она связана с враждебными
действиями сторон, открыто направленными
на противника. Начавшийся конфликт
может усилиться, расшириться, захватить
новых участников, затухнуть сам
собой, вернуться в скрытую фазу.
3. Стадия разрешения
конфликта. Отличительный признак
этой стадии – прекращение
конфликтного взаимодействия между
сторонами. Разрешение конфликта происходит
только тогда, когда, устранены его причины,
когда интересы сторон больше не противоречат
друг другу или нашли компромисс.
Хотя, кажется,
что конфликт – это негативное
явление, он выполняет необходимые
позитивные функции. Во-первых, важнейшей
функцией конфликта социологи
считают функцию разрядки социальной
напряженности. Напряженность между
группами, классами, отдельными личностями
существует всегда. Она выходит
на поверхность, принимая отчетливый
образ в форме конфликта.
Во-вторых, конфликт
стимулирует позитивные социальные
изменения и выступает их движущей
силой. Он позволяет системе проявить
свой жизненный потенциал, заставляет
ее меняться в соответствии
с требованиями времени, поэтому
оставаться жизнеспособной.
В-третьих, конфликт
способствует сохранению социального
равновесия, выявляя противоположные
групповые интересы, создавая возможность
их анализа и квалифицированного
и своевременного реагирования на ситуацию.
В-четвертых, конфликт
является коммуникативным фактором.
Индивиды лучше узнают друг
друга и самих себя, у них
развивается групповое, классовое,
этническое самосознание, соответствующая
солидарность, они образуют новые союзы
и организации.
Разумеется, конфликт
имеет и негативные последствия,
он может перерасти в социальную
революцию и полностью уничтожить
существующую систему. В менее
тяжелых случаях неразрешенный
конфликт ведет к дальнейшему
нагнетанию социальной напряженности,
кризису власти, нарастанию враждебного
отношения друг к другу социальных
групп.
2. Основные
конфликтологические теории
Интерес к проблематике социального
конфликта присутствовал в социальной
философии и социологии всегда. Согласно
концепции Гегеля, противоречие и конфликт
являются движущими силами всякого развития.
К.Маркс создал модель социального развития
через конфликт основных классов и революцию.
По его мнению, общество построено на классовом
противоречии, которое постепенно переходит
в открытый конфликт, неизбежно возникающий
и заканчивающийся тотальным изменением
социальной ситуации.
Г.Зиммель рассматривал
социальный конфликт как позитивное явление,
способствующее поддержанию социальной
стабильности.
С возникновением
функционализма в социологии
появилась тенденция к пренебрежению
проблематикой, связанной с конфликтом.
Конфликт стал рассматриваться
как что-то глубоко патологическое,
в то время как предметом
социологии должно было быть
нормальное общество. Согласно представлениям
классического функционализма, конфликт
ненормален, а гармония в обществе
нормальна, и здоровая социальная
система имеет в себе все
потенции для предотвращения и исключения
конфликта.