Основные направления демографической политики в России на современном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 12:42, контрольная работа

Краткое описание

Демографическая ситуация требует активной демографической политики со стороны государства. Необходима разработка конкретных мер и реализация комплексных мероприятий, разработка программ для улучшения демографической ситуации в стране. С начала 2000 годов Правительством Российской Федерации принято несколько законодательных актов, направленных на увеличение численности в стране, в первую очередь посредством увеличения рождаемости, уменьшения смертности населения в трудоспособном возрасте и посредством миграции.

Содержание

Введение...................................................................................................................3
Глава 1. Демография и сущность демографической политики..........................5
Наука – демография и демографическая политика........................................5
История демографической политики в России...............................................9
Глава 2. Демографическая политика на современном этапе.............................15
2.1 Демографическая ситуация в современной России.....................................15
2.2 Современная демографическая политика.....................................................22
Заключение.............................................................................................................31
Список использованной литературы...................................................

Вложенные файлы: 1 файл

демография.docx

— 60.93 Кб (Скачать файл)

- сокращение  уровня смертности граждан, прежде  всего в трудоспособном возрасте;

- сокращение  уровня материнской и младенческой  смертности, укрепление репродуктивного  здоровья населения, здоровья  детей и подростков;

- сохранение  и укрепление здоровья населения,  увеличение продолжительности активной  жизни, создание условий и формирование  мотивации для ведения здорового  образа жизни, существенное снижение  уровня заболеваемости социально  значимыми и представляющими  опасность для окружающих заболеваниями,  улучшение качества жизни больных,  страдающих хроническими заболеваниями,  и инвалидов;

- повышение  уровня рождаемости;

- укрепление  института семьи, возрождение  и сохранение духовно-нравственных  традиций семейных отношений;

- регулирование  внутренней и внешней миграции, привлечение мигрантов в соответствии  с потребностями демографического  и социально-экономического развития, с учетом необходимости их  социальной адаптации и интеграции.

В разработанной  Концепции дается краткая характеристика демографического положения России за последние 15 лет, которое на сегодняшний день оставляет желать лучшего, к примеру, по продолжительности жизни Россия все больше отстает от экономически развитых стран: для мужчин – 60,6, для женщин – 73,1 года. По-прежнему наблюдается высокий уровень смертности, причем значительную долю составляют граждане трудоспособного возраста. А уровень рождаемости, который хотя и увеличивается, но не может достигнуть уровня, необходимого для воспроизводства населения. В ряде регионов России численность населения падает с большей скоростью, а именно: в Республике Коми, Камчатском крае, Архангельской и Мурманской областях и др.

В Концепции  выявляются причины и факторы, которые  влияют на сокращение численности населения: низкий доход, отсутствие нормальных жилищных условий, высокий уровень заболеваемости населения, распространенность алкоголизма, наркомании, высокий уровень преступности и т.д.

Изменить  ситуацию в лучшую сторону и предотвратить  сокращение численности предполагается различными методами, начиная с повышения  рождаемости и снижения уровня смертности и заканчивая привлечением мигрантов. Среди конкретных предлагаемых решений  проблем в демографической области  можно выделить следующее:

- совершенствование  семейного, налогового, жилищного,  трудового законодательства;

- развитие  системы предоставления пособий  в связи с рождением и воспитанием  детей, включая индексацию их  размеров с учетом инфляции;

- улучшение материально-технического обеспечения учреждений здравоохранения;

- сокращение  уровня смертности от заболеваний  сердечно-сосудистой системы за счет ранней диагностики, профилактики факторов риска;

- сокращение  уровня смертности и травматизма  в результате ДТП за счет  повышения качества дорожной  инфраструктуры, дисциплины на дорогах;

- регулирование  производства, продажи и потребления  алкогольной продукции;

- создание  для женщин, выходящих из отпуска  по уходу за ребенком, условий,  способствующих их возвращения  к трудовой деятельности, организация  системы повышения их квалификации  и переобучения профессиям, востребованным  на рынке труда;

- расширение  использования гибких форм занятости,  позволяющих совмещать работу  с выполнением семейных обязанностей(надомный труд, частичная занятость) и др.

В основу Концепции заложено следующее:

- комплексность  решения задач;

- своевременное  реагирование на демографические  тенденции в текущий период;

- учет  региональных особенностей демографического  развития и дифференцированный  подход к разработке т реализации  региональных демографических программ;

- взаимодействие  органов государственной власти  с институтами гражданского общества;

- координация  действий законодательной и исполнительной  государственной власти на федеральном,  региональном и местном управлении.

Концепцией  определены, помимо целей и задач  демографической политики, три этапа реализации демографической политики.

В период с 2007 по 2010 года предполагается реализация мер, направленных на снижение уровня смертности населения в результате дорожно-транспортных происшествий и от сердечнососудистых заболеваний, повышению качества оказания медицинской помощи женщинам в период беременности и родов, по оказанию адресной материальной поддержки семьям, имеющим детей. На данном этапе предполагается снизить темпы естественной убыли населения.

В этот период будет продолжена работа по обеспечению  материальной поддержки семей, имеющих  детей, включая индексацию пособий. Заботой государства является и  возвращение женщин, имеющих детей, к активной трудовой деятельности, соответственно на местном уровне должна быть проведена работа по увеличению дошкольных детских учреждений, обеспечение  местами в них в первую очередь  детей, чьи матери возвращаются к  труду. Должны быть внесены корректировки  в программу «Обеспечение жильем молодых семей» и региональные программы  обеспечения жильем молодых семей. Предусматривается также решение задач повышения эффективности миграционной политики.

На следующем  этапе(2011-2015 годы) основной акцент предполагается сделать на внедрение программы  здорового образа жизни, реализации мер по содействию занятости женщин, имеющих детей, профилактике и своевременному выявлению профзаболеваний. К 2015 году предусматривается существенно улучшить здоровье населения. Планируется реализация мер, направленных на изменение репродуктивных установок населения, создание комфортных условий жизнедеятельности семей, воспитывающих детей, повышения ответственности населения за свое здоровье.

Реализация  второго этапа предполагает стабилизацию численности населения на уровне 142-143 млн.человек, увеличение продолжительности жизни, увеличение коэффициента рождаемости, обеспечить ежегодный миграционный приток квалифицированных специалистов и молодежи не менее 200 тыс.человек.

На третьем  этапе (2016-2025 годы) в связи со значительным уменьшением численности женщин репродуктивного возраста предполагается создание мер, программ, стимулирующих  рождение в семьях второго и третьего ребенка. Предполагается проведение мероприятий по упреждению возможных рисков в демографическом развитии страны, принятию мер своевременной корректировки программ и планов по сохранению численности населений.

Помимо  вышеназванных документов, о необходимости разработки и принятия мер по улучшению демографической ситуации в стране говорится в утвержденных распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 №1663-р «Основных направлениях деятельности Правительства РФ на период до 2012 года».

В области усиления роли человеческого фактора в развитии экономики и общества указаны следующие высокоприоритетные задачи: укрепление здоровья населения, создание условий для роста численности населения, увеличение продолжительности жизни.

Первоочередной  задачей поставлена разработка и  реализация комплексных мероприятий  по пропаганде здорового образа жизни, обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения путем расширения сети физкультурно-оздоровительных комплексов, улучшения материально-технического оснащения сферы физической культуры и спорта, развития системы государственного санитарно-гигиенического нормирования, реализации комплексов профилактических мероприятий, направленных на сокращение потребления алкоголя, наркотиков и табака. Затронут вопрос экологической обстановки. Поставлена задача улучшения экологической ситуации, то есть разработка мероприятий по обеспечению безопасности и комфортности среды проживания человека. Вопросы по стимулированию рождаемости и снижению смертности практически повторяют положения Концепции демографической политики РФ.

Следующим направлением указано развитие качественного  и доступного здравоохранения, обеспечение  государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи, реформирование и совершенствование системы здравоохранения, развитие добровольного медицинского страхования.

Предстоящей задачей ставится широкий охват  населения диспансеризацией и мероприятиями по профилактике социально значимых заболеваний(туберкулез, гепатит, ВИЧ-инфекция).

Решение обозначенных задач при скоординированных  усилиях государственной власти всех уровней должно привести к значительному улучшению демографической ситуации в 2012 году. Ожидается увеличение продолжительности жизни до 69 лет, рост коэффициента рождаемости до 1,6, значительно уменьшится смертность населения в трудоспособном возрасте от заболеваний системы кровообращения, новообразований и транспортного травматизма, ожидается увеличение доли граждан РФ систематически занимающихся физической культурой и спортом и др.

По мере реализации всех поставленных целей  и задач ожидается стабилизация численности населения, улучшение  качества жизни народа, уменьшение смертности от регулируемых причин, увеличение рождаемости.

 

 

Заключение

 

В заключение можно сказать, что государство  проявляет озабоченность демографической  ситуацией, принимает активную позицию  в отношении улучшения демографической  проблемы. Но нельзя не заметить, что, не смотря, на все перечисленные меры, все же принятые законодательные акты носят слишком общий характер. Конкретные механизмы реализации проектов не прописаны. Принятые решения о стимулировании рождаемости посредством выплаты так называемого «материнского капитала», увеличения пособия по уходу за ребенком, компенсации расходов на дошкольные учреждения, меры по стимулированию усыновления детей-сирот требуют значительных финансовых затрат.

Нельзя  забывать о данных демографических  исследований других стран, где применяли  демографическую политику, основанную на материальной и социальной помощи. Должного эффекта они не достигли. Сначала наблюдается некоторый  рост рождаемости, но после – спад. Это объясняется тем, что семьи, которые хотят второго, третьего ребенка, подстраиваются под государственные программы, дающие возможность получить льготы или дотации. А спад начинается потому, что предлагаемые программы материально помощи, дотации, льготы оказываются недостаточными для полноценного воспитания детей и повышения репродуктивной активности потенциальных родителей.

Не смотря на кажущееся увеличение рождаемости  в последние 2 года, сохранение нынешних тенденций воспроизводства населения приведет к тому, что численность населения страны к 2025 году не стабилизируется и тем, более не станет увеличиваться(как прогнозируется разработчиками Концепции демографической политики), а сократиться до 122-125 млн.человек. Быстрое сокращение численности населения становится фактором угрозы не только экономического развития, но и национальной безопасности. Старение населения неизбежно приведет к увеличению нагрузки на Пенсионный Фонд и кризисному состоянию всей пенсионной системы. Отсутствие благоприятных условий для рождения и воспитания детей ускорит переход к однодетной модели семьи.

По данным ООН по численности населения  Россия в 2000 году занимала 6 место, к 2050 году наша страна переместится на 17.

 

Список используемой литературы

 

  1. Антонов А.И. Лекции по демографии. Учебник для вузов / А.И. Антонов, В.А. Борисов. - М.: Академический Проект, 2011. - 592 с.
  2. АсмусТ. АДемография (конспект лекций) / Т.А. Асмус, А.В. Коваленко. - Томск: ТПУ, 2000. - 53 с.
  3. Верещагина А.В. Демография. Учебное пособие / А.В. Верещагина. - Ростов н/Д: Наука-Спектр, 2011. - 256 с.
  4. Демография: Учебник / Под ред. Н.А. Волгина. - М: Изд-во РАГС, - 2007. - 384с.
  5. Зверева Н.В. Основы демографии: Учебное пособие/ Н.В. Зверева, В.В. Елизаров, И.Н. Веселкова. - М.: Высшая школа, 2004. - 374 с.
  6. Максаковский В.П. Географическая картина мира. Демографическая политика / В.П. Максаковский. - М.: Дрофа, 2009. - 480 с.
  7. Медков В.М. Демография: Учебник / В.М. Медков. - М.: ИНФРА-М, 2008. - 544 с.
  8. Практическая демография / Под редакцией Л.Л. Рыбаковского. - М.: ЦСП, 2005. - 280 с.
  9. Сакаев В. Подходы к содержанию понятия "демографическая политика"в отечественной науке/ В. Сакаев // Власть. - 2010. - №8. - С.102-105.
  10. Стратегия демографического развития России / Под ред.В.Н. Кузнецова и Л.Л. Рыбаковского. - М.: ЦСП, 2005. - 208 с.
  11. Халкечев М.Н. Демографическая дифференциация регионов России: динамика и развитие/ М.Н. Халкечев. - М.: ЦСП, 2006. - 224 с.
  12. Харченко Л.П. Демография: учеб. пособие /Л.П. Харченко. - М.: Издательство "Омега-Л", 2009. - 350 с.
  13. Щербаков А.И. Основы демографии и государственной политики народонаселения/ А.И. Щербаков, М.Г. Мдинарадзе. - М.: Академический проект, 2005. - 206 с.

Информация о работе Основные направления демографической политики в России на современном этапе