Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2014 в 10:55, контрольная работа
Основной целью работы является рассмотрение основных понятий качества продукции, изучение проблемы качества продукции предприятия, формирование и внедрение системы управления качеством продукции.
Объектом исследования в работе является управление качеством продукции на предприятии.
Предметом исследования являются экономические отношения, возникающие в процессе формирования качества продукции на предприятиях.
Комплексный метод - метод оценки уровня качества продукции, основанный на использовании комплексных показателей ее качества.
Расчету комплексных показателей качества продукции предшествуют следующие действия:
Выявление групп потребителей, для которых предназначена оцениваемая продукция
Выявление требований, предъявляемых к продукции, и условий ее эксплуатации
Выбор номенклатуры показателей свойств продукции
Определение значений показателей единичных свойств
Выбор базовых значений и расчет безразмерных относительных показателей качества
Выбор формул для расчета комплексного показателя.
Выявление групп потребителей, для которых предназначена оцениваемая продукция, требований и условий эксплуатации необходимо для правильного выбора номенклатуры показателей качества и их базовых значений. осуществляется в результате социологического исследования и опроса специалистов и достаточно глубоко изложен в учебной и специальной литературе по маркетингу.
На первом уровне выделяют свойства социального назначения функциональные, эргономические, эстетические, экологические свойства, надежность и безопасность; на самом нижнем – единичные свойства.
Выбор номенклатуры показателей, как правило, проводится из общепринятых (традиционных) показателей свойств. Иногда для упрощения процедуры расчета, например при использовании методов квалиметрии в учебных целях, для оценок используют только наиболее важные единичные свойства12.
Смешанный метод оценки качества продукции – метод, основанный на одновременном использовании комплексного и дифференциального методов.
Этот метод используют, например, в тех случаях, когда после проведения комплексной оценки уровня качества нужно уточнить, за счет каких единичных показателей получены высокие или низкие значения комплексного показателя.
Следует иметь в виду, что с введением стандартов ИСО серии 9000 версии 2000 г. и изменением содержания термина «качество» возникли новые проблемы, связанные с оценкой качества. Качество должно обеспечивать удовлетворение требований (потребностей) различных заинтересованных сторон13.
В стандарте ИСО 9000:2000 (п. 3.3.7) содержится понятие «заинтересованная сторона». Это лицо или группа физических или юридических лиц, заинтересованных в деятельности или успехе организации – потребители, владельцы, работники организации, поставщики, банкиры, ассоциации, партнеры или общество. При этом группа может состоять из организации, ее части или из нескольких организаций.
В результате качество одного и того же объекта, который оценивали разные заинтересованные стороны, может получать разные, подчас противоречивые, оценки. Типовая схема оценки уровня качества изделия приведена в приложении 1.
Пути повышение качества продукции имеют большое значение для потребителя, изготовителя и экономики в целом. Выпуск качественных изделий способствует увеличению реализации и рентабельности капитала, росту престижа фирмы. Если продукция является общепризнанной по качеству, то фирме не обязательно затрачивать большие средства на рекламу или делать дорогую упаковку, привлекающую покупателей. Интересы изготовителя в повышении качества продукции заключается в следующем14:
- продвижение своих товаров на новые рынки, расширение доли рынка;
- повышение производительности труда за счет устранения недостатков технологических процессов, снижения уровня дефектности;
- снижение риска потерь
в период гарантийного
- получение более высокой прибыли.
Для изготовителя качество продукции является определяющим во всей производственно-хозяйственной деятельности, но при этом процесс повышения качества должен быть ориентирован на потребителя. При решении этой задачи изготовителю необходимо выполнить следующее:
- выявить потребителей и определить их требования к продукции;
- преобразовать требования
потребителя в технические
- определить этапы
- оценить результаты и
степень удовлетворенности
Обеспечение качества продукции- это совокупность планируемых и систематически проводимых мероприятий, создающих необходимые условия для выполнения каждого этапа петли качества, чтобы продукция удовлетворяла требованиям к качеству.
Управление качеством включает принятие решений, чему предшествует контроль, учет, анализ.
Улучшение качества – постоянная деятельность, направленная на повышение технического уровня продукции, качества ее изготовления, совершенствование элементов производства и системы качества.
С помощью петли качества осуществляется взаимосвязь изготовителя продукции с потребителем и со всеми объектами, обеспечивающими решение задач управления качеством продукции (см. приложение 2).
В связи с этим для предприятия основными направлениями в области качества должны являться15:
1. Снижение себестоимости
2. Повышение качества
3. Создание новых машин.
4. Введение конструктивных и технологических новшеств
5. Создание совместных производств по ремонту, техническому и сервисному обслуживанию.
6. Обновление основных
Управление качеством продукции является составной частью системы управления всем производством на любом предприятии. Управление качеством продукции представляет собой установление, обеспечение и поддержание необходимого уровня качества путем систематического контроля и целенаправленного воздействия на условия и факторы, влияющие на качество продукции16.
Основными принципами построения системы управления качеством продукции, реализуемыми на предприятиях являются следующие17:
1) управление качеством и количеством выполняемых работ (объем выпуска продукции) основывается на едином непрерывном процессе управления производством;
2) управление качеством
продукции является
3) управляющему воздействию
в первую очередь подвергается
работа каждого исполнителя, установленный
технологический процесс и
4) управление качеством продукции осуществляется на базе стандартизации продукции и технологических процессов производства.
Формы и методы организации производственного процесса, их взаимодействие, кооперация и функционирование отдельных служб, цехов, подразделений, технологические процессы, формирующие качество; организация трудовой деятельности коллективов и отдельных работников, формы и средства их стимулирования за достижение высокого качества продукции, материально-техническое снабжение, складирование и транспортировка, сохранность готовой продукции и другие составляющие деятельности производственного организма приводятся во взаимное соответствие с помощью разработанной на уровне главного управления, объединения или предприятия системы стандартов предприятия, являющихся организационно-техническим средством управления;
5) система управления
качеством основывается на
6) основными звеньями
комплексной системы
Разработке системы операционного контроля, оценки качества и промежуточной приемки работ предшествуют проверка качества и технический анализ качества выпускаемой предприятием продукции и работ непосредственно на участках выполнения работ, которые дают возможность определить в динамике качественный уровень продукции, характеристику допускаемых на производстве нарушений, нормативных требований, причины их вызывающие, показатели качества и необходимые конкретные мероприятия по каждому предприятию.
Главным действующим фактором системы управления качеством является технический контроль качества, включающий такие активные факторы, как самоконтроль непосредственных исполнителей, сплошной операционный контроль линейным производственным персоналом (бригадирами, мастерами) и статистический операционный выборочный контроль, осуществляемый специальным персоналом служб управления качеством.
Дополнительными рычагами в системе управления качеством являются инспекционные, выборочные, приемочные виды контроля, осуществляемые техническим и авторским надзором, органами Государственного контроля, различными, специализированными по отраслям инспекциями организаций и общественностью.
На качество продукции, как уже отмечалось ранее, влияют многие факторы, и все их необходимо учитывать при решении проблемы повышения качества продукции на предприятии, т.е. решение этой проблемы требует комплексного подхода. Впервые такой подход был осуществлен в 60-х годах, на предприятиях Советского Союза, где была внедрена так называемая система БИП – система бездефектного изготовления продукции. Основной упор в этой системе делался на непосредственных изготовителей. Был разработан и применен критерий оценки качества труда – это процент сдачи продукции с первого предъявления.
Такая система при всех достоинствах, а они проявились довольно ярко и быстро, имела и ряд недостатков. В частности, она не позволяла контролировать и управлять уровнем разработок и проектирования изделий, не охватывала другие стадии их жизненного цикла – реализацию и эксплуатацию. Относительно ограничена была и сфера применения системы. Но эффективность ее положительных элементов подтолкнула другие предприятия на поиск более совершенных систем.
В 1957 – 1958 гг. на предприятиях г. Горького появилась система КАНАРСПИ (качество, надежность, ресурс с первого изделия). В ней наряду с элементами бездефектного изготовления продукции и сдачи ее с первого предъявления внимание обращалось на управление качеством изделий в период их проектирования и внедрения в производство.
В 1963 г. ученые разработали и внедрили систему НОРМ (научная организация работ по увеличению моторесурса двигателя). В ней учитывался опыт создания предыдущих систем управления качеством продукции, но был введен и новый важный элемент – управление связями между потребителями и проектировщиками двигателя.
В настоящее время все системы качества и все подходы в этой области можно разделить на два класса: системы по стандартам ИСО серии 9000 и «общефирменные системы качества». В соответствии со стандартами ИСО серии 9000 главная целевая установка системы качества – обеспечить качество, требуемое потребителем18.
Концепция современной системы качества предусматривает постоянное улучшение качества. Общефирменная система качества продукции получила широкое распространение, в частности, на японских предприятиях. Основные правила работы по этой системе:
1) ноль дефектов;
2) предупреждение дефектов, а не их устранение;
3) все производственные
отношения между