Основные правила ведения дискуссий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 11:14, контрольная работа

Краткое описание

Цель работы рассмотреть основные аспекты культуры дискуссии.
Задачи:
1. Определить роли основных участников организованной дискуссии;
2. Рассмотреть методы дискуссии;
3. Привести основные правила ведения дискуссий.

Содержание

Введение
1.Участники дискуссии
2.Методы дискуссий
3. Основные правила ведения дискуссий
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Культура ведения научной дискуссии.doc

— 70.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение

1.Участники дискуссии

2.Методы дискуссий

3. Основные правила ведения дискуссий

Заключение

  • Список литературы

Введение

Актуальность  темы обусловлена тем, что оскорбительное обращение никогда не достигнет  своей цели. Очень трудно, например, в письмах, написанных уничижающим для адресата языком, выделить основную мысль, выделить зерно, суть, которую хотел бы высказать автор. Как правило, читатель, если он принципиально не разделяет точку зрения автора, видит, прежде всего, умысел и вместо того, чтобы принять к сведению и обдумать сказанное, только раздражается. Что, в свою очередь, вызывает ответный всплеск низких эмоций, нередко приводящий к таким же оскорбительным ответам. И так круг за кругом.

Наше общение будет  значительно полезнее, если оно будет выражено корректными и красивыми формулировками. Необходимо стараться писать и говорить красиво, искренне, ёмко и сильно.

При проведении дискуссии  всегда существует опасность ее выхолащивания: бесплодный спор, бесконечная болтовня, множество монологов вместо диалога, потеря темы, скука (смерть дискуссии) - от этого не застрахован никто. Чтобы избежать подобных недостатков, необходимо предпринять ряд профилактических мер.

Цель работы рассмотреть  основные аспекты культуры дискуссии.

Задачи:

1. Определить роли основных участников организованной дискуссии;

2. Рассмотреть методы  дискуссии;

3. Привести основные  правила ведения дискуссий.

1. Участники дискуссии

Роль ведущего в дискуссии весьма важна. Многое зависит от личности человека, исполняющего эту роль. Главные качества ведущего - четкое представление обсуждаемой темы, гибкость в поведении и способность адаптироваться к аудитории. Он должен быть нейтральным и беспристрастным, чтобы помочь участникам дискуссии достигнуть общей цели. Полномочия ведущего очень весомы. Контролируя процесс, он контролирует результат.

Прежде, чем начать работу, ведущий  должен представиться сам и представить  своих помощников - репортера и  хронометриста, объяснить присутствующим свои и их обязанности, убедившись, что все участники поняли суть этих ролей. Если на заседание клуба приглашены эксперты, надо пояснить их функцию, чтобы в ходе работы у выступающих не возникло желание апеллировать к ним, как к судьям.

Ведущий должен предложить участникам высказать свои мысли по поводу того, что они ожидают получить в результате этой дискуссии, которые на листе «Ожидания» запишет репортер. (Не следует принуждать к высказыванию того, кто не желает этого делать!)

Предложены следующие  рекомендации поведения ведущего дискуссии  дискуссию:

· сосредоточьте участников на конкретно обсуждаемом вопросе;

· вы можете установить очередность  выступлений, если появляется сразу  много желающих высказаться;

· сдерживайте участников, не давая говорить всем одновременно;

· в случае необходимости  предложите еще раз прочитать обсуждаемый вопрос: не допускайте, чтобы участники переключились с обсуждаемой темы, пока она не будет исчерпана полностью;

· следите за тем, чтобы  каждый из присутствующих имел возможность  высказаться, чтобы никто не подвергался личным нападкам и не эксплуатировал внимание участников;

· когда вы предоставляете слово одним и тем же участникам, игнорируя остальных, то толкаете дискуссию  в направлении, выбранном "активистами";

· не отвечайте сами на вопросы, касающиеся содержания обсуждения, используйте прием "бумеранга": адресуйте эти вопросы всем дискутантам; в случае если задавший вопрос будет настаивать на ответе, напомните ему о своей роли;

· не делитесь своими соображениями  и не давайте оценки мнениям других: если у вас возникнет непреодолимое желание выразить свою позицию по обсуждаемому вопросу, попросите у участников разрешения выйти из роли ("Могу ли я на минуту перестать быть ведущим?"), выскажитесь и немедленно вернитесь к своим обязанностям;

· вмешивайтесь и более  жестко руководите дискуссией, когда атмосфера накаляется или обсуждение зашло в тупик;

· не позволяйте никому вступать в диалог без вашего разрешения.

Как вести себя с "трудными" людьми:

· когда поведение  «трудного» участника дискуссии  начинает мешать общей работе, не игнорируйте этого факта, сделайте замечание, начиная с более мягкого - прямую конфронтацию оставьте на крайний случай;

· если участник все время  возвращается к уже обсужденному вопросу, продемонстрируйте ему, что  все это уже обговорено и записано в «коллективную помять»;

· всегда и всех критикующего и дающего негативные оценки выступлениям можно остановить, пообещав при подведении итогов дать ему высказаться;

· молчаливого или  сидящего с отсутствующим видом  человека попробуйте заинтересовать, обратившись к нему с вопросом "А что Вы думаете по этому поводу?"; если он затрудняется ответить, быстро переключитесь на другого участника; в перерыве постарайтесь выяснить у "отсутствующего", почему он не участвует в дискуссии;

· очень трудно сосредоточиться, когда рядом шепчутся или хихикают: попробуйте подойти близко к шептунам. Если это не поможет, попросите их сказать, что они обсуждают. Отказавшимся высказаться предложите выйти и побеседовать за пределами помещения;

· если присутствующий на дискуссии использует свое положение, возраст, ученые степени или дает всем указания, как и что делать и говорить, предложите ему после перерыва взять на себя роль ведущего и в случае острой необходимости предоставьте ему такую возможность.

Как работать с экспертом:

· роль эксперта в ходе дискуссии следует заранее обговорить с приглашенным: он должен молча  наблюдать и высказаться только тогда, когда его об этом попросят;

· если эксперт будет  осведомлен о том, что от него требуется, он не удивится и не обидится, когда его не пригласят участвовать в диалоге;

· вы не должны давать эксперту возможности доминировать на дискуссии  и даже можете попросить уйти его, если он выйдет за рамки своей роли.

Необходимо отличать творческий конфликт (несовпадение позиций) и личный (неприязнь), последний безапелляционно пресекайте.

Завершив обсуждение блока вопросов, следует ведущий  обращает внимание участников на "коллективную память", далее следует зачитать высказывания по этой теме, подвести итог. Поблагодарив участников за плодотворную работу; если есть необходимость, можно высказать свои пожелания относительно дальнейшего хода дискуссии. В перерыве вместе с репортером ведущий просматривает записи, сформулируют резюме по обсужденной теме: с этого резюме ведущий начнет работу после перерыва, чтобы приступить к дальнейшему обсуждению темы.

После завершения дискуссии  в целом нужно подвести общие  итоги.

В заключение следует  предложить всем участникам обратиться к листу «ожидания», попросить  ответить тех, кто высказал свои мысли  в начале дискуссии, насколько их ожидания оправдались.

Репортер - человек, ведущий  запись «коллективной памяти» на больших чистых листах бумаги с помощью  разноцветных фломастеров: на бумаге можно  отразить гораздо больше, чем на самом лучшем телеэкране, кроме того, это недорого и может позволить себе любая группа.

"Коллективная память" исключительно полезна как во  время работы, так и в законченной  форме. Во время работы она  создается из выступлений участников  и становится эффективным наглядным  инструментом, позволяющим в нужный момент вернуться к нужному высказыванию. Кроме того, "память":

· помогает постоянно  фиксировать не только содержательную сторону обсуждения, но и метод  подведения итогов,

· "помнит" все идеи, участники не должны постоянно держать  их в голове,

· дает уверенность в  том, что мысль каждого услышана всеми, так как ее можно видеть записанной и доступной для всех;

· дает уверенность в  том, что все высказывания записаны точно;

· позволяет избегать постоянного повторения одного и  того же: если мысль уже зафиксирована, можно лишь указать на нее;

· "поощряет" участие  в работе, так как дает пример уважительного отношения к личности: все видят, что любому высказыванию отдается должное, и оно записывается;

· мысли записываются без имени автора, авторство остается как бы за всеми участниками и, таким образом, предложивший эту мысль может посмотреть на нее со стороны и объективно оценить;

· придает всем уверенности, так как зрительно позволяет  увидеть весь проделанный объем  работы;

· облегчает продолжение дискуссии: вы сразу же можете начать с того места, где остановились до перерыва;

· помогает опоздавшим или  временно отсутствовавшим уяснить  суть дискуссии: они могут прочесть выводы, к которым пришли участники  в ходе обсуждения, а также понять, в каком русле это обсуждение проходило.

Как и ведущий, репортер нейтрален и объективен. В его  задачу входит создание комбинированной  кратковременной и долговременной «памяти».

Еще до начала дискуссии  он должен позаботиться о том, чтобы:

· не менее 6 листов бумаги шириной примерно 80 см и длиной до 2 м (плакаты, калька, обойная или оберточная бумага и т.п.) были прикреплены липкой лентой (лучше на бумажной основе: она легко отрывается и не оставляет следов) к стенам зала так, чтобы все участники могли хорошо видеть написанное,

· были приготовлены ножницы  для отрезания липкой ленты;

· под рукой находилось не менее 3-х цветных фломастеров (один из которых должен быть ярким);

· на первом листе были проставлены дата и место проведения дискуссии, а сами листы пронумерованы,

· на стене имелись  резервные места для перевешивания  заполненных листов.

Как работает репортер:

· не редактируйте и не перефразируйте слова выступающего;

· не записывайте имени  говорящего;

· если вы отстали в  своих записях, попросите вас подождать;

· постарайтесь записывать только основную идею нужно попытаться услышать ключевые слова и фразы, схватить суть выступления,

· обращайтесь к участникам, если не можете выделить главное в  их выступлении, используя слова  «Я правильно Вас понял?»;

· даже если вы знаете, что  правы, не спорьте с участниками;

· не раздражайтесь и  не занимайте оборонительную позицию, если вам приходится менять то, что  вы написали,

· постарайтесь отключиться  от всего постороннего, не смотрите на группу (сосредоточьтесь на «коллективной памяти»};

· если все молчат, стойте спокойно лицом к записям, пока разговор не возобновится;

· боритесь с монотонностью  записи, разнообразьте ее:

· для выделения различных  идей используйте разные цвета фломастеров;

· подчеркивайте то, что считаете нужным,

· используйте звездочки, стрелки, номера и тому подобное;

· нумеруйте все листы,

· снимите со всех фломастеров колпачки, возьмите два из них в одну руку и пишите третьим, который держите  в другой руке,

· приноровитесь менять фломастеры после каждой отдельной идеи, концепции, нового взгляда на обсуждаемый вопрос, со временем эта замена станет автоматической;

· не бойтесь допустить орфографическую  ошибку: трудно не ошибаться, когда  вы пишите крупными буквами и быстро; в самом начале дискуссии объясните участникам, что такое может возникнуть, признайте свое несовершенство, этим вы склоните всех к сочувствию, присутствующие поставят себя но ваше место,

· если кто-то хочет проиллюстрировать  свою мысль схемой или рисунком - отдайте ему фломастер, этим вы покажете, что листы бумаги - достояние всех участников дискуссии,

· если вам уж очень  хочется ринуться в спор, поделиться своей идеей, можете оставить но время  свою роль, спросив у ведущего и  участников разрешения на время выйти  из нее, но будьте готовы к тому, что  вам откажут (в шутку и всерьез);

· постарайтесь свести к минимуму возможные остановки в работе: попросите заранее кого-то помогать вам перевешивать уже исписанные листы на боковые стены и крепить чистые перед вами,

· если было высказано  и записано много разных мыслей, постарайтесь во время перерыва подготовить резюме по обсужденному блоку вопросов и вывесить его к началу следующего этапа дискуссии. это поможет ведущему подвести итог и перейти к дальнейшему обсуждению.

Репортер работает в  паре с ведущим и должен консультироваться  с ним, морально его поддерживать, давать советы и конструктивно критиковать (но только в перерыве!). Если по какому-то вопросу вы не можете согласиться друг с другом, окончательное решение остается за ведущим.

После дискуссии репортер собирает листы "памяти", которые  затем распечатывает на компьютере.

Дискуссии по некоторым  темам невозможны без привлечения  специалистов-экспертов. В особенности, когда необходимы определенные специальные  углубленные знания: в этих случаях  требуется экспертная оценка специалиста. По большей части это историки, юристы и экономисты. В начале дискуссии эксперты делают заключения в форме заявления и затем отвечают на дополнительные вопросы. В ходе дискуссии они в ответ на просьбу ведущего дают дополнительные разъяснения. Однако в самой дискуссии - в узком смысле - они участия не принимают.

Особо рекомендуется  избрать кого-либо на роль комментатора, который по окончании Либерального Клуба кратко подведет итоги прошедшей  дискуссии. При этом он должен, избегая  изложения своего личного мнения, кратко передать содержание и результаты дискуссии. Ему следует также указать пункты дискуссии, которые он счел особо важными, и сформулировать вопросы, по его мнению, оставшиеся без ответа или недостаточно обсужденные.

Информация о работе Основные правила ведения дискуссий