Основные проблемы развития системы образования и пути их решения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 14:45, контрольная работа

Краткое описание

Образование, получаемое каждым гражданином, является своего рода следствием социального заказа государства и общества и служит целям укрепления национальной интеллектуальной мощи страны. Социальный заказ является стратегическим ориентиром государственной политики в области образования. Переход к вариативному, личностно-ориентированному образованию, к образованию по выбору в условиях многонационального государства вызвал необходимость разработки государственных образовательных стандартов, призванных обеспечить единство образовательного пространства при вариативности форм получения образования и сети образовательных учреждений. За этим следят органы управления образованием, в Российской Федерации - это прерогатива Министерства Образования.

Содержание

Введение
Основные проблемы развития системы образования и пути их решения
Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная работа.docx

— 25.03 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение                                                                                                              

Основные проблемы развития системы образования и пути их решения    

Заключение                                                                                                          

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Для любого современного общества, одной из самых актуальных проблем  является проблема образования. Сейчас наше государство уделяет огромное внимание системе образования, выделяет ежегодно на его развитие огромные деньги. «Российская Федерация провозглашает  область образования приоритетной» - гласит пункт 1 статьи 1 ФЗ «Об образовании». Закрепленное за каждым гражданином  РФ право на получение образования  является конституционным.

Образование, получаемое каждым гражданином, является своего рода следствием социального заказа государства  и общества и служит целям укрепления национальной интеллектуальной мощи страны. Социальный заказ является стратегическим ориентиром государственной политики в области образования. Переход  к вариативному, личностно-ориентированному образованию, к образованию по выбору в условиях многонационального государства  вызвал необходимость разработки государственных  образовательных стандартов, призванных обеспечить единство образовательного пространства при вариативности  форм получения образования и  сети образовательных учреждений. За этим следят органы управления образованием, в Российской Федерации - это прерогатива  Министерства Образования.

В России проводится политика реформирования сферы образования.

Интерес населения к образованию  растет, что проявляется в первую очередь в увеличении конкурса в  ВУЗы. Но параллельно с системой бесплатного образования развивается  платное образование во всех звеньях - от детских садов до университетов. Этот процесс имеет ряд негативных последствий: бесплатное образование  становится менее доступным, снижается  его качество, нарастает процесс  его коммерциализации, усиливающий  неравенство граждан при его  получении.

Реформа в сфере образования  ведет к разрушению прежней единообразной  системы учебных заведений, поэтому  содержание образования с разноуровневым обучением дифференцируется. Старые формы управления образованием утрачивают эффективность, а новые только создаются. В результате возникает ряд сложных проблем: отсутствие четких требований к управленцам, нарушение системы материального снабжения, отсутствие контроля и прогноза количественных и качественных характеристик образовательных услуг и др. Все это негативно влияет на систему образования.

Задачи образования включают:

- реализацию потребностей каждого человека в образовательной сфере, постоянное повышение образовательного уровня населения страны.

- приведение системы воспитания и обучения населения в соответствие с образовательными потребностями личности, общества и государства, нормами отечественного и международного права.

- подготовку новых поколений граждан к жизнедеятельности в условиях современного демократического общества, его социокультурных, научных и технологических достижений

- социальную интеграцию различных групп общества независимо от их этнической принадлежности, психического и физического здоровья, доходов, религиозных и политических убеждений.

- обеспечение равных стартовых возможностей россиян в сфере образования. - формирование и развитие единого образовательного пространства России на федеральном и мировом уровнях.

 

Основные проблемы развития системы 

образования и пути их решения

Динамичное развитие образовательной сферы является залогом поступательного экономического и социального развития страны. Содержание и технология образования должны соответствовать требованиям современного общества и экономики, механизмы  финансирования и государственного управления - создавать благоприятные  условия для развития системы  образования. Требуют решения насущные для российских граждан проблемы доступности и качества образования.

 

Анализ хода реализации Концепции модернизации российского образования показывает наличие ряда положительных сдвигов и сохраняющиеся многочисленные проблемы.

За последнее десятилетие  существенно увеличилось число  обучающихся в вузах. Постепенно расширяются академические свободы образовательных учреждений профессионального образования.

Перед нашим государством и его системой образования продолжает оставаться острая потребность в решении назревших проблем, значительно тормозящих процесс модернизации сферы образования. Сегодня мы рассмотрим основные проблемы развития системы образования в России и пути их решения.

Ответственность за результат

Одной из основных проблем  развития системы образования в  России является несоответствие содержания и технологий образования требованиям  современного общества и экономики.

Российский и мировой  рынок труда предъявляет требования и к уровню теоретических знаний, и к профессиональной компетентности, и к коммуникабельности, и к  степени обязательности, надежности и ответственности потенциального работника. Получив фундаментальное  образование, человек должен самостоятельно работать и продолжать в течение всей трудовой жизни учиться и при необходимости переучиваться. Способность к самообучению будет способствовать успешному профессиональному и карьерному росту человека, в какой бы он сфере, на какой бы территории он ни работал.

Наметившееся у нас  определенное отставание системы образования  от требований российского и мирового рынка труда является одной из существенных причин того, что выпускники образовательных учреждений фактически нередко не трудоустраиваются по специальности, полученной в учебном  заведении.

Этому способствует и то, что наша система образования  на практике не несет ответственности  за конечные результаты своей образовательной  деятельности.

Так что не следует сводить  все только к нехватке финансирования, необходимо всерьез заниматься и  ликвидацией наметившегося отставания системы образования от требований социально-экономического развития.

На заседании коллегии Минобрнауки России в текущем году при рассмотрении деятельности Рособрнадзора указывались многочисленные нарушения законодательства в сфере образования («Образовательное право»).

Особое внимание обращалось на то, что обучающихся и их родителей  волнуют вопросы качества образовательных  услуг. Это является одной из главных  причин реформирования образования.

Рособрнадзором была проведена комплексная проверка 1100 вузов и их филиалов. Выяснилось, что только одна пятая часть проверенных образовательных учреждений в полном объеме выполняет лицензионные требования и обеспечивает должное качество образования.

Аналогичное положение вскрыто  проверками Рособрнадзора в учреждениях общего среднего образования. В семи субъектах Российской Федерации 35 комплексных проверок установили: неправильное оформление уставов; нарушение правил приема, обучения и отчисления детей; нередки случаи ущемления прав детей-сирот; неудовлетворительное ведение работы по возвращению детей, которые по разным причинам не ходят в школу; проведение реорганизации или ликвидации образовательных учреждений в ряде случаев без экспертизы социальных последствий для детей.

На заседании коллегии Минобрнауки России предъявлялись претензии Рособрнадзору в том, что не ведется систематический надзор за соблюдением законодательства в образовательных учреждениях, недостаточна квалификация кадров проверяющих, нередко формально ведется работа с жалобами граждан.

В целях повышения качества образования, по моему мнению, следовало  бы:

- в Законе РФ «Об  образовании», в статье 2, наряду  с общедоступностью образования  и автономностью образовательных  учреждений в число основополагающих  принципов государственной политики  в области образования включить  принцип обеспечения получения  гражданами качественного образования;

- в Положении о Минобрнауки России: вместо общей фразы в п.п.5.2.8 конкретно записать о полномочии министерства принимать нормативные акты, определяющие конкретные критерии качества образования, как общие для всей сферы образования, так и конкретизированные для каждого типа и вида образовательных учреждений; установить короткий срок и обязательные условия уточнения федеральных компонентов государственных образовательных стандартов и образовательных программ с учетом ускорения темпов обновления технологий в отраслях экономики, стремительного развития и расширения доступности открытых информационных систем;

- в Положении о Федеральной  службе по надзору в сфере  образования и науки (Рособрнадзор) детально раскрыть в пп. 5.1.2 вопрос контроля и надзора за качеством образования в образовательных учреждениях (с учетом предлагаемых выше изменений в Положении о Минобрнауки России).

Достойная зарплата и престиж

Другой основной проблемой  системы образования является образовавшийся за определенный период дефицит преподавательских  и управленческих кадров необходимой  квалификации.

У этой проблемы две важные составляющие.

Во-первых, не разработана  современная система стимулирования труда работников образовательных  учреждений, и прежде всего педагогического  персонала, и не установлен на должном  уровне минимальный размер оплаты труда педагогических работников.

Медленно, со скрипом продвигается вопрос о введении системы оплаты труда, соответствующей отраслевым особенностям сферы образования, обеспечивающей зависимость величины заработной платы  от квалификации работников, сложности  выполняемой работы, количества и  качества труда, без ограничения  ее максимальным размером (ст.132 ТК РФ).

Надо более настойчиво практически реализовать утвержденные решением трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений единые рекомендации по системам оплаты труда работников организаций, финансируемых из бюджетов на федеральном, региональном и местном уровнях.

И решать это следует незамедлительно, пока сложилась благоприятная ситуация в течение последних лет с  перевыполнением федерального бюджета  по доходам, в связи с высокими экспортными ценами на российские энергоносители. Так, за январь-май 2005 года доходы федерального бюджета исполнены на 120,6% к плану  первого полугодия текущего года. Сверх плана получены доходы на 336 млрд. рублей.

Во-вторых, необходимо кардинально  решать проблему поддержания престижа профессии учителя и преподавателя. В этих целях следует обеспечить все без исключения учебные заведения (в городах и сельской местности) современными учебниками и методическими пособиями по обновленным технологиям обучения, необходимой компьютерной техникой; повсеместно провести повышение квалификации и в случае необходимости переподготовку педагогического состава на базе обновленных государственных образовательных стандартов, образовательных программ и учебных планов; усилить мотивацию к участию в преобразованиях; создать разнообразные гибкие привлекательные условия для притока в систему образования нового поколения педагогических кадров, которому не сопутствовала бы инерционность, слабая реакция на внешние сигналы о необходимости смены действующих технологий образования; разработать и внедрить эффективные механизмы ротации управленческих кадров, профессионального и карьерного роста в системе образования.

Нужно, чтобы новое поколение  учителей и преподавателей с желанием шли на работу в сферу образования, видя в ней перспективу совершенствования  профессионального мастерства, применения в своей практике достижений российской и мировой науки и техники, получения в зависимости от результатов  своего труда и педагогического  коллектива морального и материального  удовлетворения.

Необходимо в этих целях  внимательно следить также за выделением и использованием соответствующей  материально-технической базы учреждений системы образования, в полной мере обеспечивающей эффективное применение новых технологий обучения. Все это  будет способствовать созданию оптимальных, демократических условий смены  поколений учителей и преподавателей.

Инвестиции

Еще одной основной проблемой  является повышение инвестиционной привлекательности сферы образования.

Решение этой актуальной проблемы возможно при последовательном продвижении  по следующим направлениям:

Во-первых, следует законодательно закреплять и фактически реализовать  условия для повышения экономической  и финансовой самостоятельности  образовательных учреждений. Причем такая самостоятельность должна иметь многообразие и зависеть от организационно-правовой формы образовательных учреждений, их уставных целей и задач, направленности и объемов образовательной и финансовой деятельности, уровня квалификации управленческих и педагогических кадров, введения в штат менеджеров, их подготовленности выполнять эффективно функции в достаточно сложных условиях действия рыночных отношений в экономике.

Во-вторых, возрастает роль и значение попечительского совета, члены которого призваны активно  изыскивать внебюджетные источники финансирования образовательного учреждения и участвовать в контроле за целевым и эффективным использованием таких средств! Следовательно, надо придавать особое внимание подбору членов попечительского совета. К тому же некоторые из них сами могут быть меценатами и спонсорами данного образовательного учреждения.

В-третьих, требуется законодательно определить механизм привлечения и  стимулирования частных инвесторов в систему образования как на территории России, так и из-за рубежа, включая организации, действующие по программам, одобренным ООН, различные международные гуманитарные фонды.

В-четвертых, особое значение необходимо придавать вопросу создания условий для снижения инвестиционных рисков вложений в образовательную  сферу. Во многом это зависит от совершенствования  законодательства, инвестиционной деятельности Правительства России, федеральных  органов исполнительной власти, таких  как Минэкономразвития, Минфин, Минимущество, Минобрнауки и его Федерального агентства по образованию.

Информация о работе Основные проблемы развития системы образования и пути их решения