Основные теории и концепции моделирования организационного поведения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 19:41, контрольная работа

Краткое описание

Цель контрольной работы – изучение основных теорий и концепций моделирования организационного поведения.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть развитие взглядов на поведение личности в организации;

Содержание

Введение
1. Развитие взглядов на поведение личности в организации
2. Особенности организационного поведения в современных условиях, обусловленные изменениями: в существовании организаций, в рабочей силе, в работе с клиентами, в процессах управления
3. Организационное поведение и другие науки, изучающие поведение личности
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

org_povedenie.docx

— 48.70 Кб (Скачать файл)

Причины организационных  изменений и нововведений могут быть экономическими, идеологическими, организационными, информационными, кадровыми и др. Наиболее распространенными являются изменение внешних условий работы (действия конкурентов), появление прогрессивных технологий решения управленческих задач (автоматизация и компьютеризация), бюрократизация аппарата управления (увеличение управленческих расходов).

Диагностические признаки, определяющие необходимость изменений, могут быть прямыми и косвенными: ухудшение или стабилизация показателей эффективности работы организации, проигрыши в конкурентной борьбе, пассивность персонала, неаргументированный протест против любых инноваций, отсутствие процедуры отмены неэффективных управленческих решений, разрыв между формальными обязанностями персонала и его конкретной работой, высокая частота наказаний при отсутствии поощрений и др.

Нововведения можно разделить на 3 группы:

1. технико-технологические (новые оборудования, приборы, технологические схемы и т.д.);

2. продуктные (переход на выпуск новых изделий, материалов);

3. социальные, к которым относится:

• экономические (новые материальные стимулы, показатели системы оплаты труда)

• организационно-управленческие (новые организационные структуры, формы организации труда, выработки решений, контроля за их выполнениями т.д.)

• собственно социальные, то есть целенаправленные изменения внутриколлективных отношений (выборность бригадиров, мастеров, новые формы гласности, воспитательной работы, как, например, наставничество, создание новых общественных органов и т.д.)

• правовые, главным образом  выступающие как изменения в трудовом и хозяйственном законодательстве.

Иногда экономические, организационные, правовые нововведения объединяются понятием «управленческие».

Изменения и нововведения в организационном поведении  классифицируются на следующие виды:

• по организации проведения:

- запланированные

- незапланированные; 

• по срокам:

- краткосрочные

- долгосрочные;

• по отношению персонала:

- повышающие эффективность  работы персонала; 

- повышающие квалификацию работников;

- направленные на улучшение климата, повышение удовлетворенности трудом и др.

По способу осуществления  следует различать нововведения:

- экспериментальные, то  есть проходящие стадию апробации, проверки;

- прямые, реализуемые без экспериментов.

По объему:

- точечные (правила);

- системные (технологические и организационные системы);

- стратегические (принципы  производства и управления).

По назначению:

- направленные на: эффективность производства;

- улучшение условий труда;

- обогащение содержания  труда; 

- повышение управляемости организации;

- повышение качества продукции.

Возможные положительные воздействия нововведений:

- снижение издержек;

- снижение вредности труда;

- повышение квалификации и др.

Возможные отрицательные воздействия нововведений:

- финансовые затраты на их проведение;

- снижение эффективности работы на начальном этапе;

- социальная напряженность и др.

Для успешного осуществления  преобразования необходимо анализировать  их причины, объекты, положительные и отрицательные стороны, четко формулировать цели и только затем проводить изменения [9].

Любые нововведения как определенные изменения в трудовом процессе неизбежны, поскольку обусловлены, главным образом, объективными факторами. Вместе с тем необходимо подчеркнуть, что реорганизация не самоцель, а средство реализации новых задач и направлений деятельности.

Реорганизация предприятия  может осуществляться в различных  формах: слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование, сокращение, перепрофилирование.

При каждом из указанных  видов происходит соответствующая  перестройка системы управления, которая влечет за собой изменения в структуре, технологиях, кадрах, организационной культуре и других существенных параметрах функционирования организации.

Приоритетной целью изменений  и нововведений следует считать  достижение более высоких результатов, освоение передовых средств и приемов труда, устранение рутинных операций, осуществление прогрессивных изменений в системе управления.

Управление изменениями  в организации следует рассматривать в двух аспектах: тактическом и стратегическом. С тактической точки зрения управление изменениями означает возможность провести их в адекватные сроки, достичь поставленных целей, снизить сопротивление изменениям, повысить к ним адаптацию работников. В стратегическом контексте управление изменениями означает включение постоянных изменений в практику управления настолько, чтобы они стали привычными и ожидаемыми для всего персонала организации, а их временное отсутствие вызывало бы тревогу и беспокойство. Именно обеспечение стратегического управления изменениями может привести к существенному повышению конкурентоспособности организации.

Управление изменениями может быть реализовано на основе двух принципиальных подходов:

- Реактивный подход –  позволяет реагировать на происходящие события, адаптироваться к переменам, смягчать их последствия. При этом имеет место временной интервал отставания внутренних изменений в ответ на внешние воздействия, что может привести к потере конкурентных позиций организации.

- Проактивный (превентивный) подход – дает возможность предвидеть события во внешней среде, опережать их и самим инициировать перемены. В этом случае роль менеджера заключается в проведении постоянных организационных изменений, позволяющих управлять самой «судьбой» организации. Такой подход позволяет кардинально управлять изменениями.

Изменения по периодичности  делят на разовые и многоступенчатые; по отношению персонала – на положительно воспринимаемые большинством персонала и отрицательно воспринимаемые [1].

Основными объектами организационных изменений и нововведений являются:

- цели деятельности персонала и организации в целом;

- структура управления  организацией;

- технология и задачи трудовой деятельности персонала;

- состав персонала.

Одной из составляющих частей внедрения нововведений является освоение организацией новой идеи. Автору идеи необходимо:

1. выявить заинтересованность  группы в этой идее, включая последствия нововведения для группы, размер группы, разброс мнений в пределах группы и т.д.;

2. разработать стратегию  достижения поставленной цели;

3. определить альтернативные  стратегии; 

4. окончательно выбрать  стратегию действия;

5. составить конкретный  детализированный план действий.

Людям свойственно настороженно-негативное отношение ко всем изменениям, так  как нововведение обычно представляет потенциальную угрозу привычкам, образу мышления, статусу и т.д. Выделяют три вида потенциальных угроз при осуществлении нововведений:

• экономические (снижение уровня дохода или его уменьшение в будущем);

• психологические (ощущение неопределенности при изменении требований, обязанностей, методов работы);

• социально-психологические (утрата престижа, потеря статуса и т.д.).

При нововведении организация  работы с людьми осуществляется в  соответствии с принципами:

1. информирования о существе  проблемы;

2. предварительной оценки (информирование на подготовительной стадии о необходимых усилиях, прогнозируемых трудностях, проблемах);

3. инициативы снизу (необходимо  распределять ответственность за успешность внедрения на всех уровнях);

4. индивидуальной компенсации  (переобучение, психологический тренинг  и т.д.).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Организационное  поведение и другие науки, изучающие  поведение личности

 

Организационное поведение  как наука и как область  для изучения состоит из двух составляющих:

- поведение организаций  как таковых, проявляющееся по  отношению к людям и группам  внутри организации и к субъектам  внешней среды организации;

- поведение людей в  этих организациях, проявляющееся  по отношению друг к другу  и к организации в целом.

Несмотря на то? что представление  о поведении чаще всего относится  к живым организмам, его правомерно использовать и в отношении организаций.

В большинстве отечественных  исследований человеческое поведение  понимается как совокупность совершаемых  человеком поступков. Поступок как  единица поведения выражает отношение  человека к другим людям и моральным  нормам общества. Психологический словарь  трактует поступок как социально  оцениваемый акт поведения, совершение которого подчинено мотивам и  целям человека. В нем проявляется  личность: ее направленность, ведущие  потребности, отношение к окружающей действительности, характер, темперамент. В соответствии с социальными  требованиями, этическими и правовыми  нормами поступок может быть оценен как нравственный или безнравственный.

Организационное поведение  проявляет себя в следующих формах, аспектах, явлениях:

- поведение индивидуумов  как членов организации;

- поведение групп, команд  и других организационных группировок,  характеризующихся общением "лицом  к лицу", таких как клики  или кружки друзей;

- поведение организационных  единиц, таких как клики или  кружки друзей;

- поведение взаимосвязанных  группы организаций;

- поведение организации  во внешней среде и т.д.

Под организацией традиционно  понимается объединение людей, совместно  реализующих определенные цели и  действующих на основе принятых правил и норм. Есть и другие определения, о них речь пойдет в соответствующем  разделе книги. По мнению В.Н. Глумакова, несмотря на многообразие организаций, все они имеют общие параметры, каждый на многообразие организаций, все они имеют общие параметры, каждый из которых в той или иной мере определяет организационное поведение:

- цели организации;

- организационная структура;

- внутренняя и внешняя  среда;

- совокупность ресурсов;

- нормативная и правовая  основа;

- организационная культура.

Эффективное достижение поставленных в организации целей предполагает диагностику и управление организационным  поведением, что и является практической стороной соответствующей науки.

Современный западный менеджмент как наука занимается в значительной степени организационным поведением. Это происходит ввиду относительной  исчерпанности потенциала материальных ресурсов в качестве решающего фактора  в конкурентной борьбе. Действительно, средства производства любого организации, новинки науки и техники становятся продукцией массового производства буквально через считанные дни  после их изобретения, в то время  как изощренность человеческой мысли, потенциал персонала не имеет  границ. Кроме того, в странах  с развитым рынком затраты на персонал являются наиболее весомой частью издержек на производство (до 40% и более).

Этим можно объяснить  тот факт, что современный менеджмент, призванный обеспечить достижение целей  организации (конкурентоспособность, рентабельность, прибыль, развитие и  т.п.) путем управления всеми видами ресурсов, основное внимание уделяет  человеческим ресурсам, т.е. людям.

Одно из распространенных определений менеджмента в странах  с развитым рынком - это "процесс  планирования, организации, мотивации  и контроля для того, чтобы сформулировать и достичь цели организации через  других людей". Но "в общих чертах цели всякой организации включают преобразование ресурсов для достижения результатов. Основные ресурсы, используемые организацией, - это люди (человеческие ресурсы), капитал, материалы, технология и информация". Это означает, что объектом управления являются все виды используемых ресурсов.

Однако если на Западе менеджмент ориентирован в основном на людей  ввиду доступности там всех иных ресурсов, то положение отечественной  экономики, науки, техники, т.е. положение  с другими, кроме людей, ресурсами, науки, техники, т.е. положение с другими, кроме людей, ресурсами не такое  радужное более того, мы еще не научились  использовать эти ресурсы по рыночному.

Успех многих процветающих российских капиталистов связан не с  эффективным использованием ресурсов, а скорее с неэкономическими факторами  и использованием слабости государства  и общества, неумением общества отстоять свои интересы, с возможностью влиять на государственные решения в  угоду частным интересам.

Информация о работе Основные теории и концепции моделирования организационного поведения