1.4. Мотивация
При планировании и организации
работы руководитель определяет, что конкретно
должна выполнить данная организация,
когда, как и кто, по его мнению, должен
это сделать. Если выбор этих решений сделан
эффективно, руководитель получает возможность
воплотить свои решения в дела, применяя
на практике основные принципы мотивации.
Мотив – это побудительная
причина, повод к деятельности. Различные
теории мотивации разделяют на две категории:
содержательные и процессуальные. Содержательные
теории мотивации в первую очередь стараются
определить потребности, побуждающие
людей к действию, особенно при определении
объема и содержания работы. Чтобы понять смысл теории содержательной
и процессуальной мотивации, нужно сна
чала усвоить смысл основополагающих
понятий: потребности и вознаграждения.
Потребности - это осознанное
отсутствие чего-либо, вызывающее побуждение
к действию. Первичные потребности заложены
генетически, а вторичные вырабатываются
в ходе познания и обретения жизненного
опыта. Потребности невозможно непосредственно наблюдать или измерять. Об их существовании
можно судить лишь по поведению людей.
Потребности служат мотивом к действию.
Потребности можно удовлетворить вознаграждениями.
Вознаграждение - это то, что человек считает
для себя ценным. Менеджеры используют
внешние вознаграждения (денежные выплаты,
продвижение по службе) и внутренние вознаграждения
(чувство успеха при достижении цели),
получаемые посредством самой работы.
Теория мотивации представляет собой
специальную область знаний, которая формировалась
последовательно с начала 20 века.
Содержательные теории мотивации
в первую очередь стараются определить
потребности, побуждающие людей к действию,
особенно при определении объема и содержания
работы.
Согласно теории Маслоу, пять
основных типов потребностей физиологические,
безопасности, социальные, успеха, самовыражения
образуют иерархическую структуру, которая
как доминант определяет поведение человека.
Потребности высших уровней не мотивируют
человека, пока не удовлетворены, по крайней
мере, частично потребности нижнего уровня.
Однако эта иерархическая структура не
является абсолютно жесткой и строгой.
Содержательные теории мотивации базируются
на потребностях и связанных с ними факторах,
определяющих поведение людей.
Мотивация как основная функция
менеджмента связана с процессом побуждения
себя и других людей к деятельности через
формирование мотивов поведения для достижения
личных целей организации.
1.5. Стимулирование
Стимулирование – это функция,
связанная с процессом активации деятельности
людей и трудовых коллективов, обеспечивает
работников в повышении результатов своего
труда. Эта функция используется для морального
и материального поощрения работников
в зависимости от качества и количества
затраченного труда. Предполагает создание
условий, при которых в результате активной
трудовой деятельности работник будет
трудиться более эффективно и более производительно,
т.е. выполнит больший объем работ, чем
было оговорено заранее. Здесь стимулирование
труда создает условия для осознания работником,
что он может трудиться более производительно,
и возникновения желания, рождающего,
в свою очередь, потребность, трудиться
более производительно. Т.е. появления
у работника мотивов к более эффективному
труду и реализации этого мотива в процессе
труда. Хотя стимулы и побуждают человека
трудится, но их одних еще недостаточно
для производительного труда. Система
стимулов и мотивов должна опираться на
определенную базу - нормативный уровень
трудовой деятельности. Сам факт вступления
работника в трудовые отношения предполагает,
что он за заранее оговоренные вознаграждения
должен выполнять некоторый круг обязанностей.
В этой ситуации для стимулирования нет
еще места. Здесь сфера контролируемой
деятельности и работают мотивы избегания,
связанные со страхом наказания за невыполнение
предъявленных требований.
Таких наказаний, связанных
с потерей материальных благ должно быть
как минимум два: частичная выплата вознаграждения
или разрыв трудовых отношений. Работник
должен знать, какие требования к нему
предъявляются, какое вознаграждение
он получит при их неукоснительном соблюдении,
какие санкции последуют в случае их нарушения.
Дисциплина несет в себе элементы
принуждения, ограничения свободы действий.
Однако грань между контролированием
и стимулированием условна и подвижна,
т.к. работник с сильной мотивацией обладает
самодисциплиной, привычкой добросовестно
выполнять требования и относиться к ним
как к собственным нормам поведения. Система
стимулирования вырастает как бы из административно-правовых
методов управления, но не заменяет их,
т.к. стимулирование труда эффективно
в том случае, если органы управления умеют
добиваться того уровня, за который платят.
Цель стимулирования - не только побудить
человека работать вообще, а побудить
его делать лучше (больше) того, что обусловлено
трудовыми отношениями.
По виду потребностей, которые
удовлетворяют стимулы, последние можно
разделить на внутренние и внешние. К первым
относят чувства самоуважения, удовлетворения
от достижения результатов, ощущения содержательности
и значимости своего труда «роскошь человеческого
общения», возникающего в процессе выполнения
работы и другие. Их также можно назвать
моральными стимулами. Внешним вознаграждением
является то, что предоставляется компанией
взамен выполненной работы: заработная
плата, премии, служебный рост, символы
статуса и престижа, похвалы и признания,
разнообразные льготы и поощрения. Их
также можно назвать денежными и материально-социальными
стимулами.
Система стимулирования труда:
А). Материальное денежное стимулирование.
Деньги - это наиболее очевидный
и наиболее используемый способ, которым
организация может вознаградить сотрудников.
Б). Материально-социальные стимулы.
К ним относят:
- создание необходимых условий
высокопроизводительного труда. К таким
условиям относят: оптимальную организацию
рабочего места, отсутствие отвлекающих
шумов (особенно монотонных), достаточную
освещенность, темп, режим труда и др.
- возможность ухода от монотонного
к более интересному, творческому, содержательному
трудовому процессу. Под монотонностью
одни понимают объективную характеристику
самого процесса труда, другие - только
психическое состояние человека, являющееся
следствием однообразия работы.
- стимулирование свободным
временем. В результате недостатка свободного
времени многие работники трудятся с ощущением
хронической усталости, испытывают постоянные
нервно-эмоциональные перегрузки.
- улучшение отношений в коллективе.
К внутренним условиям создания
психологического микроклимата в коллективе,
благотворно влияющего на состояние работающих,
относят авторитет и особенности личности
руководителя, стиль его руководства,
совместимость членов коллектива по характерам,
ценностным ориентациям, эмоциональным
и другим свойствам, наличие влиятельных
лидеров в неофициальных группах и отношение
этих лидеров к производственным задачам,
стоящим перед коллективом и т.п.
-продвижение по службе.
Один из наиболее действенных
стимулов, т.к. во-первых, при этом повышается
оклад; во-вторых, расширяется круг полномочий
и соответственно работник становится
причастен к принятию важных решений;
в-третьих, повышается степень ответственности,
что заставляет человека работать эффективнее
и не допускать промахи и ошибки; в-четвертых,
повышает доступ к информации.
Морально-психологические стимулы.
Эти стимулы ориентированы
на мотивацию человека как личности, а
не только механизма, призванного выполнять
производственные функции. В отличие от вышеописанных
стимулов моральные являются внутренними
стимулами, т.е. напрямую ими нельзя воздействовать
на человека.
Таким образом стимулирование,
как основная функция менеджмента, эта
функция обеспечивает заинтересованность
в достижении высокой эффективности работы
всего предприятия.
1.6 Координация и регулирование.
Центральной функцией, обеспечивающей
бесперебойность и непрерывность процесса
управления, является координация.
Одно из основных условий успешной деятельности
организации – согласованность действий
менеджеров этой организации. Они не только
не должны противоречить друг другу, напротив,
необходимо, чтобы они дополняли друг
друга и вели к одной цели – цели организации,
выраженной в долгосрочных и оперативных
планах.
Цели координации и регулирования –
установление взаимодействия в работе
производственных подразделений, руководителей
и специалистов, устранение помех и отклонений
от заданного режима работы.
Регулирование – деятельность по поддержанию
в динамической системе управления производством
заданных параметров. Она определяется
задачей сохранять состояние упорядоченности,
как в подсистеме производства, так и в
подсистеме управления. Эта как раз та
функция, которая связывает систему управления
с внешней средой.
- ПРИНЦИПЫ МЕНЕДЖМЕНТА
Принципы управления организацией определяют
требования к системе, структуре и организации
процесса управления. То есть управление
организацией осуществляется посредством
основных исходных положений и правил,
которыми руководствуются менеджеры всех
уровней. Эти правила определяют «линию»
поведения менеджера.
Таким образом, принципы управления можно
представить как основополагающие идеи,
закономерности и правила поведения руководителей
по осуществлению управленческих функций.
Впервые принципы рационального управления
были сформированы в 1912 г. американским
менеджером Г. Эмерсоном в книге « Двенадцать
принципов производства».
Однако один из основоположников научной
организации труда, создатель «теории
администрирования» А. Файоль высказал
мысль о том, что количество принципов
управления неограниченно. И это верно,
поскольку всякое правило занимает своё
место среди принципов управления, во
всяком случае, на то время, пока практика
подтверждает его эффективность.
В связи с этим, все принципы менеджмента
целесообразно сгруппировать в две группы
– общие и частные.
К основным из них относятся следующие:
принцип единства политики и экономики;
системность и комплексность;
принцип единоначалия в управлении и
коллегиальность в выработке решений;
принцип централизации и децентрализации;
принцип пропорциональности в управлении;
принцип единства распорядительства
в управлении;
принцип экономии времени;
принцип приоритета функций управления
над структурой при создании организации
и наоборот, приоритет структуры над функциями
управления в действующих организациях;
принцип делегирования полномочий;
- Принцип единства политики
и экономики.
Экономика является базисом любого государства
и общества и подчиняется объективным
экономическим законам и закономерностям.
Их учет и разумное использование приводит
к экономическому росту, а игнорирование
или не учет проявляются в экономическом
спаде или кризисе. Политика отражает
надстройку любого государства и представляет
собой концентрированное выражение экономики.
Это означает, что при осуществлении хозяйственной
деятельности общество не может не учитывать
политических последствий тех или иных
экономических мер на общественное развитие,
на изменения в базисе и надстройке.
- Научность.
Этот принцип определяет, что управленческая
деятельность, формирование, функционирование,
и развитие систем управления должны базироваться
на основании данных науки, т.е. объективных
законах и закономерностях. Кроме этого,
принцип научности предполагает использование
имеющегося арсенала современных научных
методов познания объектов управления,
исследование реальных ситуаций, условий,
в которых протекает жизнедеятельность
этих объектов. Особенностью этого принципа
также является применение в практической
деятельности достижений теории и опытных
данных научного управления объектами
разного рода, т.ч. различной отраслевой
принадлежности.
- Системность и комплексность.
Принципы системного подхода предусматривают
изучение объекта управления и управляющей
системы совместно и нераздельно. Системность
означает необходимость использования
системного анализа и синтеза в каждом
управленческом решении. В системе управления
неправильное, ошибочное решение можно
свести на нет всю деятельность системы,
привести к ее разрушению. Комплексность
в управлении означает необходимость
всестороннего охвата всей управляемой
системы, учет всех направлений, всех сторон
деятельности, всех свойств.
- Принцип единоначалия в управлении
и коллегиальности в выработке решений.
Принцип единоначалия исходит из
того, что у каждого подчиненного должен
быть один непосредственный начальник,
отдающий ему распоряжения, приказы, и
отчитывается подчиненный только перед
ним.Любое принимаемое решение должно
разрабатываться коллегиально (коллективно).
Это означает всесторонность (комплексность)
его разработок и учет мнений многих специалистов
по различным вопросам. Принятое коллегиально
решение проводится в жизнь под персональную
ответственность руководителя организации.
- Принцип централизации и децентрализации.
Централизация это когда люди, власть,
ответственность, структуры подчиняются
одному центру, одному лицу или какому-либо
органу управления. Централизация позволяет
обеспечить жесткую координацию звеньев
в рамках системы управления.
Децентрализация происходит в результате
передачи части власти, полномочий и ответственности,
а также права принятия решения в пределах
своей компетенции на более низкие уровни
управления. В результате децентрализации
происходит «рассредоточение» власти.
Децентрализация способствует структурной
гибкости и развитию адаптивных возможностей
системы управления.Централизация и децентрализация
находятся в единстве и взаимном дополнении
друг друга. Не может существовать полностью
децентрализованная структура управления,
поскольку она потеряет свою целостность.
С другой стороны не может существовать
и система управления, лишенная полностью
децентрализации, - с потерей автономности
она свою структурность.
- Принцип пропорциональности
в управлении.
Данный принцип находит свое отражение
в соотносительности управляющей и управляемой
частей организации. Ее суть заключается
в обеспечении взаимного соответствия
между субъектом и объектом управления.
Рост и усложнение объекта управления,
к примеру, подсистемы производства, ведет
к росту и усложнению субъекта управления
(управляющей подсистемы).Уровень соответствия
субъекта управления объекту управления
может быть определен рядом показателей,
таких как: соотношение численности управленческого
персонала и рабочих; соотношение мощности
вспомогательных и обслуживающих подсистем
(информационной, математической, технической)
потребностям функциональных подразделений)
и т.д.Принцип пропорциональности в управлении
актуален при нахождении и соблюдении
правильного соотношения между коллегиальностью
и единоначалием, организацией и самоорганизацией,
централизацией и децентрализацией, что
составляет круг важнейших задач управления.