Основные характеристики внешней среды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2013 в 22:44, реферат

Краткое описание

В управленческой мысли представление о значении внешнего окружения и необходимости учитывать силы, внешние по отношению к организации, появились в конце 50-х годов. Это стало одним из важнейших вкладов системного подхода в науку управления, поскольку подчеркивалась необходимость для руководителя рассматривать организацию как целостность, состоящую из взаимосвязанных частей, в свою очередь соединенных связями с внешним миром.

Вложенные файлы: 1 файл

Ом и м.docx

— 134.23 Кб (Скачать файл)

Основные характеристики внешней среды.

В управленческой мысли представление  о значении внешнего окружения и  необходимости учитывать силы, внешние  по отношению к организации, появились  в конце 50-х годов. Это стало  одним из важнейших вкладов системного подхода в науку управления, поскольку  подчеркивалась необходимость для  руководителя рассматривать организацию  как целостность, состоящую из взаимосвязанных  частей, в свою очередь соединенных  связями с внешним миром. Ситуационный подход позволил расширить теорию систем за счет разработки концепции, согласно которой наиболее подходящий в данной ситуации метод определяется конкретными  внутренними и внешними факторами, характеризующими организацию и  влияющими на нее соответствующим  образом.

Сегодняшние изменения во внешнем мире заставили обратить на внешнюю среду еще большее  внимание. Организация как открытая система зависит от внешнего мира в отношении поставок ресурсов, энергии, кадров, а также потребителей. Поскольку  от руководства зависит выживание  организации, менеджер обязан уметь  выявлять существенные факторы в  окружении, которые повлияют на его  организацию. Он должен также предложить подходящие способы реагирования на внешние воздействия.

Организации, подобно биологическим  организмам, должны приспосабливаться  к своей среде, чтобы выжить и  сохранить эффективность.

 

Первой проблемой при  рассмотрении организации как открытой системы является определение внешней  среды. Учет внешнего окружения необходимо ограничить только теми аспектами, от которых решающим образом зависит  успех организации. Например, по словам Джеральда Белла, внешняя среда организации включает такие элементы, как потребители, конкуренты, правительственные учреждения, поставщики, финансовые организации и источники трудовых ресурсов.

 

 

 

 

 

Выделяют  следующие основные характеристики внешней среды:

 

·  Взаимосвязанность факторов внешней среды — уровень силы, с которой изменение одного фактора воздействует на другие факторы. Изменение какого-либо фактора окружения может обуславливать изменение других.

Например, в 70-е годы снижение поставок нефти, прежде всего в силу политической структуры и целей  других стран, оказало сильное воздействие  на общее состояние экономики  США. Рост цен на продукты нефтепереработки повлек за собой общее повышение  цен на все. Это же изменение стало  катализатором серии правительственных  акций: попыток регулирования температуры  в общественных местах, распределения  топлива, установления нормативов на эффективность  использования топлива, учреждения крупного федерального проекта по преодолению  энергетической зависимости от других стран.

Факт взаимосвязанности  особенно значим для мирового рынка, поскольку мир быстро превращается в единый рынок. Внешние факторы  уже нельзя рассматривать изолированно, они взаимосвязаны и быстро изменяются.

·  Сложность внешней среды — число факторов, на которые организация обязана реагировать, а также уровень вариативности каждого фактора.

Организация, на которую  оказывают прямое давление государственные  постановления, заключение договоров  с профсоюзами, заинтересованные группы влияния, многочисленные конкуренты и  быстрые технологические изменения, находится в более сложном  окружении, чем, например, организация, озабоченная действиями только нескольких поставщиков, нескольких конкурентов, где нет профсоюзов и замедленны изменения технологии. По показателю разнообразия факторов в более сложных  условиях будет находиться организация, использующая многочисленные и разные технологии, претерпевающие более быстрое  развитие, чем организация, которой  все это не касается. В менее  сложном окружении нужна и  менее сложная организационная  структура, а также таким организациям приходится иметь дело с небольшим  количеством параметров, необходимых  для принятия решений.

 

·  Подвижность среды — скорость, с которой происходят изменения в окружении организации. Окружение современных организаций изменяется с нарастающей скоростью. Подвижность внешнего окружения может быть выше для одних подразделений организации и ниже для других. В высокоподвижной среде организация или подразделение должны опираться на более разнообразную информацию, чтобы принимать эффективные решения.

Особенно подвижна внешняя  среда, например, в фармацевтической, химической и электронной промышленности, тогда как в машиностроении, производстве запасных частей к автомобилям, в  кондитерской промышленности скорость изменении гораздо ниже.

Кроме того, подвижность  внешнего окружения может быть выше для одних подразделений организации  и ниже для других. Например, отдел  исследований и разработок может  сталкиваться с высокой подвижностью среды, а производственный отдел  погружен в относительно медленно меняющуюся среду.

·  Неопределенность внешней среды — соотношение между количеством информации о среде, которой располагает организация, и уверенностью в точности этой информации. Чем неопределеннее внешнее окружение, тем труднее принимать эффективные решения.

·  Внутренняя среда организации (ситуационные факторы, т.к. организация представляет собой созданные людьми системы; внутренние факторы в основном являются результатом управленческих решений).

Факторы прямого воздействия.

Факторами прямого воздействия  являются: поставщики, потребители, конкуренты, законодательство и органы государственного и муниципального управления.

Поставщики оказывают  непосредственное влияние на деятельность любой организации. С позиций  системного подхода организация  представляет механизм преобразования входов в выходы. Основными разновидностями  входов организации являются поступления  всех видов ресурсов для обеспечения  её хозяйственной деятельности. Зависимость  организации от поставщиков, обеспечивающих поступление указанных ресурсов из внешней среды для обеспечения  деятельности организации, один из наиболее ярких примеров прямого воздействия  среды на операционную деятельность организации и успешность этой деятельности.

Наиболее очевидно это  в отношении материалов, капитала и трудовых ресурсов.

Сырьё и материалы –  это важнейший компонент предпринимательской  деятельности, а значит, и менеджмента. Во-первых, должно быть обеспечено высокое  качество сырьевых ресурсов и материалов в требуемых объёмах. Во-вторых, необходимы гарантии поставок сырья и материалов в требуемые сроки. То и другое достигается созданием системы  входного контроля качества поставок, тщательной подготовкой и отработкой системы снабжения предприятия, транспортировки соответствующих  грузов, складирования, а также путём  дублирования поставок из нескольких независимых источников.

Капитал, необходимый для  функционирования организации, поступает  из различных источников и на определенных условиях через банки. Поэтому важнейшей  задачей менеджмента является изучение и обоснованный выбор источников капитала, проведение расчетов финансирования и кредитования организации, налаживание  взаимоотношений и квалифицированная  работа с банками.

Трудовые ресурсы, их источники  – важнейший фактор внешней среды  организации, от которого во многом зависит  успех менеджмента. Особого внимания здесь заслуживают два момента. Первый касается подбора и обучения специалистов в новых областях деятельности, связанных с внедрением последних  достижений науки, техники и технологий. В том числе специалистов по рекламе, связям с общественностью, агентам  по продажам и другим, сравнительно новым для нас, направлениям деятельности. Второй момент – подбор и обучение менеджеров различных уровней. Можно  без преувеличения сказать, что  хороший менеджер – это сегодня  самая дефицитная специальность. Известно, что в развитых капиталистических  странах идет буквально охота  за качественными менеджерами. Представители  крупных фирм постоянно находятся  при лучших учебных заведениях, готовящих  менеджеров, подбирают себе кадры, присматриваясь к обучающимся, начиная с первого курса. Перспективным студентам оплачивается обучение, устанавливаются стипендии, и гарантируется работа менеджеров фирм.

Потребители являются вторым главным фактором , определяющим успешную деятельность организации. В качестве потребителей продукции организации выступают как граждане, нуждающиеся в удовлетворении своих потребностей, так и предприятия, чьи потребности связаны с осуществляемым ими бизнесом. Удовлетворение требований и конкретного спроса покупателей определяет цель и содержание бизнеса. Выживание и результативная деятельность организации зависит от её способности находить своего потребителя и удовлетворять его запросы. Потребители, решая, какие товары и услуги для них желательны и по какой цене, определяют для организации её главную цель и политику.

Конкуренты являются внешним  фактором, влияние которого невозможно оспаривать. Если не удовлетворять  нужды потребителей также эффективно, как это делают конкуренты, предприятию  невозможно долго продержаться на рынке. Во многих случаях именно конкуренты определяют, какого рода результаты деятельности можно продать, и какую цену запросить. Они также могут вести конкурентную борьбу за капитал (инвестиции), трудовые ресурсы, сырьё и материалы и  право использовать определённые технические  нововведения. Конкуренция влияет также  на условия работы и оплату труда  внутри организации, на характер отношений  руководителей с подчиненными. Выделяют пять основных сил конкуренции, которые  определяют уровень прибыли в  отрасли:

Угроза появления в  отрасли новых конкурентов.

Способность покупателей  добиваться снижения цен.

Способность поставщиков  добиваться повышения цен на их продукцию.

Угроза появления на рынке  заменителей продуктов и услуг  организации.

Степень ожесточенности борьбы между существующими в отрасли  конкурентами.

Законы и государственные  органы также оказывают  влияние  на организации. Трудовое законодательство непосредственно отражается на деятельности организации и должно учитываться  при управлении. Наибольшее влияние  оказывают налоговое законодательство, регулирование внешней торговли (экспорта, импорта), таможенное регулирование, обеспечение экологической безопасности и другие. Число и сложность  законов, имеющих отношение к  бизнесу, в настоящее время сильно возросло. Состояние законодательства характеризуется:

- степенью благоприятствования  законодательства для деятельности  организации, поощрения бизнеса  и создание соответствующего  нормативного обеспечения;

- равенством условий деятельности  для всех организаций данной  отрасли независимо от форм  собственности;

- возможностью быстрого  и справедливого разрешения возникающих  противоречий и конфликтов с  поставщиками, потребителями, конкурентами, партнёрами по бизнесу в административном  и судебном порядке;

- долговременностью, стабильностью  и определённостью правовых норм.

При этом государственные  органы обеспечивают принудительное выполнение законов в соответствующих сферах своей компетенции (Министерство финансов, Министерство внешних экономических  связей, Таможенный комитет, Национальный банк и другие), а также принимают  свои требования, имеющие силу закона (лицензии, надзор за качеством продуктов  и медикаментов, охрана труда, экология и другие).

 

Факторы микросреды 

Показатели (операции), факторы  микросреды

1. Поставщики (вход системы)

1.1. Интегральный показатель  качества поступающего сырья  (по видам) и материалов

1.2. Интегральный показатель качества (полезного эффекта) комплектующих изделий, оснастки, запасных частей и т.д.)

1.3. Интегральный показатель  качества информации, поступающей  на фирму

1.4. Интегральный показатель  качества нормативно-методической  и технико-экономической документации, поступающей на фирму

1.5. Интегральный показатель  качества подготовки специалистов, поступающих на фирму

1.6. Прогноз изменения  условий поставок

 

2. Потребители (выход системы)

2.1. Тенденции изменения круга потребностей основных потребителей товаров фирмы

2.2. Прогноз изменения  параметров рынка по объему  и ассортименту товаров

2.3. Прогноз изменения  доходов потребителей

2.4. Прогноз изменения  состава и значений признаков  сегментации рынка внутри страны  и в мире

 

3. Конкуренты

3.1. Анализ качества, цен  и конкурентоспособности товаров  конкурентов

3.2. Анализ организационно-технического  уровня производства основных  конкурентов

3.3. Прогнозирование конкурентоспособности  и удельной цены товаров основных  конкурентов

3.4. Прогнозирование рыночной  стратегии основных конкурентов

 

4. Контактные аудитории

4.1. Анализ отношения к  фирме и ее товару финансовых  кругов региона (страны), средств  массовой информации, государственных  и муниципальных учреждений, гражданской  группы содействия, общественных  организаций и др.

4.2. Разработка мероприятий  по улучшению отношений с контактной  аудиторией

 

5. Маркетинговые посредники

5.1. Анализ структуры и  стратегии торговых посредников  и уточнение совместно с ними  стратегии маркетинга продвижения  товаров

5.2. Налаживание контактов  с агентствами по оказанию  маркетинговых услуг (рекламные  агентства, консалтинговые фирмы,  фирмы маркетинговых исследований  и др)

5.3. Установление связей  с кредитно-финансовыми учреждениями

Информация о работе Основные характеристики внешней среды