Основные этапы развития менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 18:32, реферат

Краткое описание

Основные этапы развития менеджмента зараждались ещё с древних времён. Даже в самих древних обществах требовались личности, которые бы координировали и направляли деятельность групп (сбор пищи, строительство жилья и т.п.). Возмём к примеру египетские пирамиды - это памятник управленческого искусства древнего мира, поскольку строительство таких уникальных сооружений требовало четкости в планировании, организации работы великого множества людей, контроля за их деятельностью.

Содержание

Введение………………………………………………………3
Глава 1 ………………………………………..........……4
Глава 2 …………………….…..……..23
Заключение…………………………………….….…………36
Список используемой литературы…

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 25.43 Кб (Скачать файл)

Профессиональный  институт управления 
 
 
 
 
 
 

Реферат 

Дисциплина: История управленческой мысли.

Тема: Основные этапы развития менеджмента. 
 

          Выполнен студенткой:

          Группы: УМШЗ – 11/11 – С4ТК – 4 – Б 

          Ф.И.О.: Фроловой Анной Александровной

          Проверил: К.Э.Н. Погорелова Марина Яковлевна

          Оплачено  до: 08.01.12 
           
           
           
           
           
           

          Москва 2011 год.

          Содержание:

Введение………………………………………………………3

Глава 1          ………………………………………..........……4

Глава 2                                      …………………….…..……..23

Заключение…………………………………….….…………36

Список используемой литературы…………………………37 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

 Ни одна организация, ни одно предприятие не может добиться успеха без управления. Однако управление как вид деятельности и как наука в таком виде, в котором мы имеем его в настоящее время, появилось не сразу.

 Основные этапы развития менеджмента зараждались ещё с древних времён. Даже в самих древних обществах требовались личности, которые бы координировали и направляли деятельность групп (сбор пищи, строительство жилья и т.п.). Возмём к примеру египетские пирамиды - это памятник управленческого искусства древнего мира, поскольку строительство таких уникальных сооружений требовало четкости в планировании, организации работы великого множества людей, контроля за их деятельностью.

 Слово «менеджмент» (management) в переводе с английского языка означает «управление». В недавнем времени этим термином обозначали умение управлять лошадьми. В настоящее же время речь идет об управлении людьми, умении добиваться поставленных целей, используя их труд и мотивы поведения. Однако не следует толковать слово «менеджмент» однозначно. Из фундаментального «Оксфордского словаря» можно извлечь следующие его значения:

  1) особого рода умелость;

  2) власть и искусство толкования;

  3) способ, манера общения с людьми;

  4) административная единица.

  Таким образом, данный термин можно рассматривать  с разных сторон. Во-первых, менеджмент – это отрасль знаний, которая  с помощью управленческого искусства  достигает успеха в таких областях, как экономика, социология, психология, право и др. Во-вторых, менеджмент – это профессиональная деятельность, направленная на формирование и обеспечение  целей организации путем рационального  использования ресурсов.

  Основная  цель менеджмента – обеспечение  гармонии в развитии организации, т. е. согласованного и эффективного функционирования всех внешних и внутренних элементов организации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1

   Первый  этап развития менеджмента:

   I период развития  менеджмента - древний  период. Наиболее длительным был первый период развития управления - начиная с 9-7 тыс. лет до н.э. примерно до XVIII в. Прежде чем выделиться в самостоятельную область знаний, человечество тысячелетиями по крупицам накапливало опыт управления.

   Первые, самые простые, зачаточные формы  упорядочения и организации совместного  труда существовали на стадии первобытнообщинного  строя. В это время управление осуществлялось сообща, всеми членами  рода, племени или общины. Старейшины и вожди родов и племен олицетворяли собой руководящее начало всех видов  деятельности того периода.

   Примерно  в 9-7 тысячелетии до н.э. в ряде мест Ближнего Востока произошел переход  от присваивающего хозяйства (охоты, сбора  плодов и т.п.) к принципиально  новой форме получения продуктов - их производству (производящая экономика). Переход к производящей экономике  и стал точкой отсчета в зарождении менеджмента, вехой в накоплении людьми определенных знаний в области  управления.

   В Древнем Египте был накоплен богатый  опыт управления государственным хозяйством. В этот период (3000 - 2800 гг. до н.э.) сформировался  достаточно развитый для того времени  государственный управленческий аппарат  и его обслуживающая прослойка (чиновники-писцы и пр.).

   Одним из первых, кто дал характеристику управления как особой сферы деятельности, был Сократ (470-399 гг. до н.э.). Он проанализировал  различные формы управления, на основе чего провозгласил принцип универсальности  управления.

   Платон (428-348 гг. до н.э.) дал классификацию  форм государственного управления, сделал попытки разграничить функции органов  управления.

   Александр Македонский (356-323 гг. до н.э.) развил теорию и практику управления войсками.

   Приведенные материалы не охватывают всех событий  и дат, которые так или иначе  характеризуют процесс накопления знаний в области управления, однако данный обзор позволяетв какой-то мере составить представление о том, на что обращалось внимание на самых ранних стадиях развития древнего искусства и новейшей науки - менеджмента. Таким образом, проанализируя события развивающиеся в древнем периоде можно охарактеризовать как зараждени менеджмета как науки. Мы рассмотрели начальный этап развития мененеджмента в период его зараждения.  

   Второй  этап развития менеджмента

   II   период развития менеджмента - индустриальный период (1776-1890). Наибольшая заслуга в развитии представлений о государственном управлении в этот период принадлежит А Смиту. Он является не только представителем классической политической экономии, но и специалистом в области управления, так как сделал анализ различных форм разделения труда, дал характеристику обязанностей государя и государства.

   Большое влияние на формирование многих сформировавшихся к тому времени научных направлений  и школ менеджмента оказало учение Р. Оуэна. Его идеи гуманизации управления производством, а также признание необходимости обучения, улучшения условий труда и быта рабочих актуальны и сегодня.

   Первый  переворот в теории и практике управления связан с созданием и  использованием вычислительной техники. В 1833 г. английский математик Ч. Беббидж  разработал проект "аналитической  машины" - прообраз современной цифровой вычислительной техники, с помощью  которой уже тогда управленческие решения принимались более оперативно. Это был второй этап развития менеджмента. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2 

   Третий  этап развития менеджмента

   III  период развития менеджмента - период систематизации (1856-1960). Наука менеджмент, как наука об управлении находится в постоянном движении. Формируются новые направления, школы, течения, изменяется и совершенствуется научный аппарат, наконец, меняются сами исследователи и их взгляды. С течением времени менеджеры изменяли ориентиры от потребностей своей конкретной организации на изучение сил управления, действующих в их окружении. Некоторые из них решали свои управленческие проблемы теми способами, которые, казалось, срабатывали и в прошлые периоды. Другие исследователи искали более систематизированные подходы к управлению. Их индивидуальные успехи и провалы могут дать ценные уроки для сегодняшних менеджеров.

   В сущности, то, что мы сегодня называем менеджментом, зародилось во времена  промышленной революции в XIX в. Возникновение  фабрики как первичного типа производства и необходимость обеспечения  работой больших групп людей  означали, что индивидуальные владельцы  больше не могли наблюдать за деятельностью  всех работников. Для этих целей  обучали лучших работников - обучали  для того, чтобы они могли представлять интересы владельца на рабочих местах. Это и были первые менеджеры. Управление было признано самостоятельной областью деятельности только в двадцатом  веке.  

   Четвертый этап развития менеджмента

   IV период школы управления  — информационный  период (1960 г. по  настоящее время).

   Более поздние теории управления разработаны  в основном представителями количественной школы, часто называемой управленческой школой. Появление управленческой школы  управления - следствие применения математики и компьютеров в управлении. Ее представители рассматривают управление как логический процесс, который может быть выражен математически. В 60-е гг. начинается широкая разработка концепций управления, опирающихся на использование математического аппарата, с помощью которого достигается интеграция математического анализа и субъективных решений менеджеров.

   Формализация  ряда управленческих функций, сочетание  труда, человека и ЭВМ потребовали  пересмотра структурных элементов  организации (служб учета, маркетинга и т.п.). Появились такие новые  элементы внутрифирменного планирования, как имитационное моделирование  решений, методы анализа в условиях неопределенности, математическое обеспечение  оценки многоцелевых управленческих решений.

   В современных условиях математические методы используются практически во всех направлениях управленческой науки.

   Исследование  управления как процесса привело  к широкому распространению системных  методов анализа. Так называемый системный подход в менеджменте  был связан с применением общей  теории систем для решения управленческих задач. Он предполагает, что руководители должны рассматривать организацию  как совокупность взаимосвязанных  элементов, таких как люди, структура, задачи, технология, ресурсы.

   Главная идея системной теории управления состоит  в том, что ни одно действие не предпринимается  в изоляции от других. Каждое решение  имеет последствия для всей системы. Системный подход в управлении позволяет  избежать ситуаций, когда решение  в одной области превращается в проблему для другой.

   На  базе системного подхода разрабатывались  задачи управления в нескольких направлениях. Так возникла теория непредвиденных ситуаций. Суть ее состоит в том, что каждая ситуация, в которой  оказывается менеджер, может быть сходной с другими ситуациями. Однако ей будут присущи уникальные свойства. Задача менеджера в этой ситуации состоит в том, чтобы  проанализировать все факторы в  отдельности и выявить наиболее сильные зависимости (корреляции).

   В 70-е гг. появилась идея открытой системы  управления. Организация как открытая система имеет тенденцию приспосабливаться к весьма многообразной внутренней среде. Такая система не является самообеспечивающейся, она зависит от энергии, информации и материалов, поступающих извне. Она имеет способность приспосабливаться к изменениям во внешней среде.

   Таким образом, следуя теории систем, можно  предположить, что любая формальная организация должна иметь систему  функционализации (т.е. различные формы структурного деления):

  • систему результативных и эффективных стимулов, побуждающих людей вносить вклад в групповые действия;
  • систему власти;
  • систему логического принятия решений.

   С точки зрения экономики организации  наиболее существенные в научно-методическом плане результаты были получены в  рамках ситуационного подхода. Суть ситуационного подхода состоит  в том, что формы, методы, системы, стили управления должны существенно  варьироваться в зависимости  от сложившейся ситуации, т.е. центральное  место должна занимать ситуация. Это  конкретный набор обстоятельств, которые  сильно влияют на организацию в данное конкретное время. Другими словами, суть рекомендаций по теории системного подхода состоит в требовании решать текущую, конкретную организационно-управленческую проблему в зависимости от целей  организации и сложившихся конкретных условий, в которых эта цель должна быть достигнута. Т.е. пригодность различных  методов управления определяется ситуацией.

Информация о работе Основные этапы развития менеджмента