Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 21:10, доклад
Практика управления уходит своими корнями дале ко в историческое прошлое, ведь даже первобытные люди жили организованными группами.
Любое государственное устройство, любая органи зованная человеческая деятельность предполагает, что существует объект управления (то, чем управляют) исубъект управления (тот, кто управляет).
До нас дошли отрывочные разрозненные сведения, содержащие анализ и обобщение опыта управления.
Основные этапы развития менеджмента
Практика управления уходит своими корнями дале ко в историческое прошлое, ведь даже первобытные люди жили организованными группами.
Любое государственное устройство, любая органи зованная человеческая деятельность предполагает, что существует объект управления (то, чем управляют) исубъект управления (тот, кто управляет).
До нас дошли отрывочные разрозненные сведения, содержащие анализ и обобщение опыта управления.
В Древней Греции Платон говорил о необходимос ти специализации производственных процессов. Сократ, анализируя деятельность управленцев в различных сферах деятельности, говорил о том общем, что состав ляет основу их труда: «Главная задача — поставить нужного человека на нужное место и добиться выполнения своих указаний».
В Древнем Риме Катон Старший (234—149 гг. до н. э.) советовал владельцу земли «посмотреть, как далеко про двинулась работа, что сделано и что осталось сделать. После этого-он должен потребовать у управляющего отчет о проделанной работе и объяснения, почему часть ее не выполнена». Советовалось также дать управляю щему план работ на год.
Существенный вклад в развитие
управленческой мысли внес итальянский
государственный деятель
Макиавелли также отмечал: «Есть один безошибоч ный способ узнать, чего стоит помощник. Если помощ ник больше заботится о себе, чем о государстве, и во всяком деле ищет своей выгоды, он никогда не будет хорошим слугой государю».
Человечество тысячелетиями
Второй период — индустриальный (1776—1890 гг.). Наибольшая заслуга в развитии представлений о госу дарственном управлении в этот период принадлежит А. Смиту, который проанализировал различные формы разделения труда и дал характеристику обязаннос тей государя и государства.
Большое влияние на формирование многих совре менных направлений менеджмента оказало учение Р. Оуэна. Его идеи гуманизации управления производ ством, признание необходимости обучения, улучшения условий труда и быта рабочих актуальны и сегодня.
Третий период — период систематизации (1856— 1960 гг.). Наука об управлении все время развивается. Менеджеры с течением времени изменяли ориентиры от потребностей своей конкретной организации на изу чение сил управления, действующих в их окружении. В условиях усложняющейся экономической жизни не всегда срабатывал опыт, выработанный в прошлые пе риоды. Жизнь заставляла искать более систематизиро ванные подходы к управлению. Возникновение боль ших по масштабам типов производств, необходимость обеспечения работой больших групп людей означали, что индивидуальные владельцы больше не могли на блюдать за деятельностью всех работников. Для этих целей обучали лучших работников — обучали для того, чтобы они могли представлять интересы владельца на рабочих местах. Это и были первые менеджеры.
Самые первые исследования в области менеджмен та были сделаны классической школой. Определенный прорыв был сделан на рубеже 30-х годов. Он ознамено вался появлением «школы человеческих отношений». Большой вклад в развитие этой школы был сделан в 40—60-е годы, когда учеными-бихевиористами (от англ. behavior — поведение) было разработано несколько те орий мотивации.
Четвертый период — информационный (1960 г. — настоящее время). Более поздние теории управления разработаны в основном представителями количествен ной школы, часто называемой «управленческой». По явление данной школы связано с применением мате матики и компьютеров в управлении. Сегодня матема тические методы используются очень широко
(имита ционное моделирование решений, применение общей теории систем для решения управленческих задач).
Также возникают и получают развитие системный и ситуационный подходы к управлению.