Основные этапы становления и развития менеджмента как науки об управлении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 22:36, курсовая работа

Краткое описание

Любая наука базируется на использовании исторического опыта. Изучение уроков истории позволяет избежать противоречий и ошибок, встречающихся на ранних этапах развития науки.
Наука управления в этом отношении мало отличается от других наук. Как и любая наука, она интересуется прошлым, настоящим и будущим. Анализ прошлого позволяет лучше понять настоящее, чтобы спрогнозировать будущее развитие.

Вложенные файлы: 1 файл

Etapy_razvitia_i_stanovlenia_menedzhmenta.doc

— 189.00 Кб (Скачать файл)

Пятый этап развития управленческой мысли отличается от  всех  предыдущих тем,  что  происходит   становление   современных   количественных   методов обоснования управленческих решений под воздействием  широкого  использования в  практике  экономико-математических  методов  и  электронно-вычислительной техники.  Этот  процесс  успешно  развивается  по  настоящее   время.   Так, Д.Макгрегор  впервые  обосновал  свою  теорию  и  доказал,   что   отношение менеджера к своим подчиненным  существенно  влияет  на  их  поведение  и  на рабочий  климат  в  организации.  В  теории  "X"  -  утверждение  приоритета контролирующего  менеджера,   в   теории   "У"   -   принцип   распределения

объективности. (Годы развития этой концепции – 1950 – 1960 г.)

Шестой этап развития менеджмента  можно отнести к периоду 1970 – 1980 гг. Учеными –  управленцами  вырабатываются  новые  подходы  в  развитии теории управления, смысл которых сводится к тому, что организация  –  это  открытая система, приспосабливающаяся к внутренней среде (организации)  нужно  искать во  внешней  среде.  Исходя  из  такого   посыла   просходили   установления взаимосвязей между типами сред и различными  моделями  управления.  К  этому периоду относятся теории: "стратегического менеджмента"  И.Ансоффа,  "теория властных структур между организациями" Г.Саланчика,  "конкретной  стратегии, конкурентоспособности,  потребительских  качеств   продукции   и   ресурсов" Портера и т.д.

Седьмой этап относится к 80-м  гг.,  которые  ознаменовались  появлением новых   подвидов   в   управлений,   неожиданным   для   многих    открытием "организационной структуры"  как мощного механизма управления,  особенно успешно использованного Японией и другими странами,  с  важнейшими  по  силе воздействия управленческими методами.

Восьмой этап развития менеджмента  относится к 90-м  гг.  На  этом  этапе просматриваются три основные тенденции:

  • возврат к прошлому - осознание  значения  материальной,  технической  базы современного производства;
  • создание социальных поведенческих элементов -  это  усиление  внимания  не только к организационной культуре, но и к различным формам  демократизации управления,  участие  рядовых  работников  в  прибылях,  в   осуществлении управленческих функций в других сферах деятельности;
  • усиление международного  характера  управления.  Переход  многих  стран  к открытой экономике, участие в конкурентной борьбе, организации современной деятельности.

По мнению М.Мескона и  других, за всю историю эволюции систем  управления человечество  выработало  всего  три  принципиально  различных   инструмента управления, т.е. воздействия на людей.

Иерархия – это организация, где основное средство воздействия  отношения власть – подчинение, давление на  человека  сверху  с  помощью  принуждения, контроля над распределением материальных благ.

Культура, т.е.  вырабатываемые  и  признаваемые  обществом  организации, групповые  ценности,  социальные  нормы,   установки,   шаблоны   поведения, ритуалы, которые заставляют человека вести себя так, а не иначе.

Рынок,  т.е.  наличие  сети  равноправных  отношений   по   горизонтали, основанных на купле-продаже продукции и услуг, на отношениях  собственности, на равновесии интересов продавца и покупателя.

На каждом этапе развития менеджмента формировались соответствующие  школы управления. М.Мескон выделяет четыре такие школы, в которых показаны  методы и принципы их формирования.

I. Школа научного управления                                          

1. Использование научного  анализа для определения лучших  способов        выполнения  задачи.                                                      

2. Отбор работников, лучше  всего подходящих для выполнения задач, и их   обучение.                                                              

3. Обеспечение работников  ресурсами, требуемыми для эффективного      выполнения их задач.                                                  

4. Систематическое и правильное использование материального     стимулирования для повышения производительности.                        

5. Отделение планирования  и обдумывания от самой работы.                

II. Классическая школа управления                                    

1. Развитие принципов  управления.                                      

2. Описание функций управления.                                       

3. Систематизированный подход  к управлению всей организации.           

III. Школа человеческих  отношений и школа поведенческих наук           

1. Применение приемов  управления межличностными отношениями  для повышения степени удовлетворенности и производительности.                         

2. Применение наук о  человеческом поведении к управлению и формированию организации таким образом, чтобы каждый работник мог быть полностью использован в соответствии с его потенциалом.                           

IV. Школа науки  управления                                         

1. Углубление понимания  сложных управленческих проблем благодаря        

разработке и применению моделей.                                       

2. Развитие количественных  методов в помощь руководителям,  принимающим  решения в сложных  ситуациях.                                            

В число основных направлений  развития  научных  школ  управления  можно отнести: такие подходы:

  • научного направления;
  • административный;
  • с точки зрения человеческих отношений;
  • с точки зрения науки о поведении;
  • с точки зрения количественных методов;
  • к управлению как к процессу;
  • системный,
  • ситуационный.

Адекватно соответствующим  этапам происходит процесс формирования научных школ, но менялась организация управления от  простых  методов  управления  к сложным. Сравнительный анализ старой и  современной  организации  управления приведен в таблице.

 

Старая  организация

Современная организация

Малое количество крупных  организаций, отсутствие гигантских организаций    

Большое количество чрезвычайно   мощных, крупных  организаций, как коммерческих, так  и некоммерческих

Относительно  небольшое количество руководителей  высшего звена,      практическое отсутствие       руководителей  среднего звена.            

Большое количество руково-дителей высшего звена, небольшое  количество руководителей сред-него звена

Управленческая работа зачастую не выделялась и не отделялась от    неуправленческой деятельности 

Четко очерчены управленческие      группы, управленческая работа     воспринимается и отделяется от неуправленческой деятельности

Занятие руководящих  постов в      организации чаще всего по праву рождения или путем захвата силой  

Занятие руководящих  постов в   организации чаще всего  по праву  компетентности с соблюдением  законности и порядка          

Малое количество людей, способных принимать важные для организации   решения 

Большое количество людей, способных принимать важные для организации решения

Упор на приказ и интуицию

Упор на коллективную работу и      рациональность                 

   
   
   
   
   
   
   
   

Глава 2. Возникновение, формирование и содержание различных школ управления

2.1. Школа научного управления

Возникновение современной  науки управления относится к  началу  XX  в.  и связано с именами Ф.У.Тейлора,  Френка  и  Лилии  Гилбрет  и  Генри  Гантта. Важной заслугой этой  школы  было  положение  о  том,  что  управлять  можно «научно», опираясь на экономический, технический и  социальный  эксперимент, а также на научный анализ явлений и фактов  управленческого  процесса  и  их обобщение.

 Этот  метод  исследования  впервые  был применен  к отдельно   взятому предприятию американским инженером Ф.У.Тейлором,  которого  следует  считать основоположником научного управления производством.

Термин  «научное  управление»  впервые   был   предложен   в   1910   г. Л.Брайдейсом. После смерти Тейлора это название получило всеобщее  признание применительно к его концепции.

Метод исследования Тейлора  заключался в расчленении процесса физического труда и его организации на составные  части  (труд  исполнительский  и  труд распорядительский) и последующем анализе этих  частей.  Целью  Тейлора  было создание  системы  научной  организации  труда,   базирующейся   на   основе экспериментальных  данных  и  анализе  процессов  физического  труда  и  его организации.

Создавая  свою  систему,  Тейлор  не  ограничивался   только   вопросами рационализации труда рабочих. Значительное внимание  Тейлор  уделял  лучшему использованию    производственных     фондов     предприятия. Требование рационализации распространялось также и на планировку предприятия и цехов.

Функции  осуществления  взаимодействия   элементов   производства   были возложены на плановое или распределительное  бюро  предприятия,  которому  в системе Тейлора отводилось центральное место.

Важным вкладом Тейлора  было признание того, что работа по  управлению  – это определенная специальность. Основной  задачей  предложенной  им  системы Тейлор считал сближение интересов всего персонала предприятия.

Философскую основу системы  Тейлора составила концепция  так  называемого экономического человека, получившая в тот период широкое распространение.  В основе этой концепции лежало утверждение о том,  что  единственным  движущим стимулом людей  являются  их  потребности.  Тейлор  считал,  что  с  помощью соответствующей   системы   оплаты   труда   можно   добиться   максимальной производительности труда. Другой ложный принцип системы  Тейлора  заключался в провозглашении единства  экономических  интересов  рабочих  и  менеджеров. Цели не были достигнуты.

Идеи Ф.Тейлора были развиты его последователями, среди которых в  первую очередь следует назвать Генри Гантта, наиболее близкого его  ученика.  Гантт внес значительный вклад в разработку теории лидерства.

Френк  Гилбрет  и  его  супруга  Лилиан  Гилбрет  занимались   вопросами рационализации  труда  рабочих  и  исследованием   возможностей   увеличения выпуска продукции за счет роста производительности труда.

Значительный вклад в  развитие системы Тейлора  внес  Г.Эмерсон.  Эмерсон исследовал   принципы   трудовой   деятельности   применительно   к   любому производству независимо от рода его деятельности.

Генри Форд продолжил идеи Тейлора в области организации  производства.  В системе Тейлора центральное место занимал ручной труд. Форд  заменил  ручной труд машинами, т.е. сделал дальнейший шаг в развитии системы Тейлора.

 

 

2.2. Классическая (административная) школа  в управлении

Классическая или административная школа в  управлении  занимает  отрезок времени с 1920  по  1950  гг.  Родоначальником  этой  школы  считается  Анри Файоль, французский горный инженер,  выдающийся  менеджер-практик,  один  из основоположников теории управления.

В отличие от школы научного управления, которая  занималась  в  основном вопросами рациональной организации труда отдельного  рабочего  и  повышением эффективности  производства,  представители  классической   школы   занялись разработкой подходов к совершенствованию управления организацией в целом.

Целью  классической  школы   было   создание   универсальных   принципов управления. Файоль и другие относились к администрации организаций,  поэтому часто классическую школу называют административной.

Заслуга Файоля заключается  в том, что он разделил все функции  управления на  общие,  относящиеся  к  любой  сфере  деятельности,   и   специфические, относящиеся непосредственно к управлению промышленным  предприятием.

Последователями Файоля, развившими и углубившими основные положения  его доктрины,  являются  Линдал  Урвик,  Л.Гьюлик,  М.  Вебер,  Д.Муни,   Алфред П.Слоун, Г.Черч.

На  основе  разработок  Файоля  и  его   последователей   сформировалась классическая модель организации, базирующейся на четырех главных принципах:

  • четкое функциональное разделение труда;
  • передача команд и распоряжений сверху вниз;
  • единство  распорядительства  («никто  не  работает  более  чем  на  одного босса»);
  • соблюдение «диапазона контроля»  (осуществление  руководства  ограниченным числом подчиненных).

Информация о работе Основные этапы становления и развития менеджмента как науки об управлении