Основы менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 17:29, контрольная работа

Краткое описание

Процесс выбора стратегии включает в себя следующие основные этапы: уяснение текущей стратегии; проведение анализа портфеля продукции; выбор стратегии фирмы и оценку выбранной стратегии.
"Уяснение текущей стратегии. Это важный этап, потому что нельзя принимать решения, не имея четкого представления, в каком состоянии находится фирма и какие стратегии она реализует.

Содержание

1. Выработка стратегии фирмы.
2. Принципы формирования экономической стратегии.

Вложенные файлы: 1 файл

основы менеджмента.docx

— 28.56 Кб (Скачать файл)

Перестройка организации предполагает ее фундаментальное изменение, затрагивающее  ее миссию и организационную культуру. Данный тип изменения может возникнуть тогда, когда организация меняет продукт и место на рынке. В  случае перестройки организации  наблюдаются самые большие трудности  с выполнением стратегии. Большие  изменения происходят в технологической  области, а также в сфере трудовых ресурсов.

Радикальное преобразование организации  проводится на стадии выполнения стратегии  в том случае, если организация  не меняет отрасли, но при этом в  ней происходят радикальные изменения, вызванные, например, слиянием с аналогичной  организацией. В этом случае слияние  различных культур, появление новых  продуктов и новых рынков требуют  значительных внутриорганизационных  изменений, особенно касающихся организационной  структуры.

Умеренное преобразование осуществляется в том случае, когда организация  выходит с новым продуктом  на рынок и пытается привлечь к  нему покупателей. В этом случае изменения  касаются производственного процесса, а также маркетинга, особенно той  его части, которая связана с  привлечением внимания к новому продукту.

Обычные изменения связаны с  проведением преобразований в маркетинговой  сфере с целью поддержания  интереса к продукту. Эти изменения  не являются существенным, и их проведение мало затрагивает деятельность организации  в целом.

Неизменяемое функционирование организации  происходит тогда, когда она неизменно  реализует одну и туже стратегию. При таком выполнении стратегии  не требуется проводить никаких  изменений, потому что при определенных обстоятельствах организация может  получить хорошие результаты, опираясь на накопленный опыт. Однако при  таком подходе очень важно  четко следить за возможными нежелательными изменениями во внешней среде.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Принципы  формирования экономической стратегии.

 

Товарная стратегия фирмы вырабатывает правила и приемы исследования и  формирования потенциальных рынков товаров и услуг, отвечающих миссии фирмы. Товарная стратегия определяет методы поиска наиболее предпочтительных для фирмы стратегических зон  хозяйствования (СЗХ), методы образования  и управления наборами СЗХ, обеспечивающими  внешнюю гибкость фирмы. Главными задачами товарной стратегии являются: увязка перспективных задач (миссии) фирмы  с потенциальными возможностями  рынка и ресурсами фирмы, которыми она сможет располагать в стратегической перспективе; анализ жизненных циклов спроса (технологии) товара; разработка правил формирования товарного ассортимента, обеспечивающих конкурентное преимущество фирмы и на этой основе максимизацию экономической прибыли в долговременной перспективе.

Товарная стратегия фирмы является базой для планирования перспективных  НИОКР, кадровой, инвестиционной политики. На основе товарной стратегии вырабатываются решения, принимаемые в рамках других составляющих экономической стратегии, с которыми товарная стратегия находится  в диалектической взаимосвязи.

Стратегия ценообразования основывается на выработке правил выбора ценовой  политики, определении правил поведения  фирмы в зависимости от конъюнктуры  рынка, выработке приемов ценовой  конкуренции, приемов мониторинга  ситуаций, складывающихся на рынках факторов производства, ценных бумаг и валютных рынках и изменения в зависимости  от этих ситуаций принципов ценообразования; мониторинга процессов изменения  спроса и предложения; методов оценки ценовой эластичности спроса, принципов  учета влияния макроэкономических и микроэкономических факторов на процессы ценообразования.

Стратегия ценообразования должна ответить на вопрос, как должна вести  себя фирма в тех или иных сегментах  рынка, чтобы с помощью эффективной  ценовой политики привлечь покупателей  к товарам фирмы, сформировать устойчивые потребительские предпочтение, приверженность потенциальных покупателей марке  фирмы.

Стратегия взаимодействия фирмы с  рынками производственных ресурсов представляет собой набор принципиальных положений, позволяющих эффективно распределять ресурсы и на этой основе вы¬бирать наиболее предпочтительных поставщиков производственных ресурсов. Эта составляющая экономической  стратегии должна бази¬роваться  на исследовании факторов, определяющих спрос на ресурсы со стороны фирмы. Она тесно связана со стратегией снижения производственных издержек.

Основной направленностью стратегии  снижения производственных издержек является обеспечение конкурентного преимущества за счет снижения затрат. Стратегия  должна вырабатывать приемы достижения низкой стоимости продукции и захвата на этой основе лидерства на «центральном ринге» конкурентной борьбы. Она должна вырабатывать принципы регулирования процесса формирования затрат как за счет факторов производства, так и за счет стратегического анализа издержек по всей «цепочке» нарастания затрат от начала производства до продвижения товаров на рынок к потенциальному потребителю.

Стратегия поведения фирмы на рынках денег и ценных бумаг заключается  в выработке правил мобилизации  дополнительных финансовых ресурсов, направляемых как в инвестиции, так  и для решения текущих финансовых задач. В рамках этой стратегии вырабатываются правила и приемы мониторинга  этих рынков, постоянного слежения за динамикой конъюнктуры и выбора предпочтительных форм и условий  получения кредитов, моментов приобретения или продажи ценных бумаг, выбора разновидностей ценных бумаг, в наибольшей мере отвечающих стратегическим целям  фирмы, выбора наиболее надежных эмитентов  ценных бумаг. Эта составляющая экономической  стратегии воплощается в портфеле ценных бумаг фирмы.

Стратегия снижения трансакционных издержек заключается в том, чтобы вырабатывать такой регламент осуществления  процесса подготовки и заключения различных  рыночных трансакций: соглашений, контрактов, договоров и др., который позволял бы избегать неоправданных дорогостоящих  командировок, путешествий сотрудников, сбора и обработки ненадежной, недостоверной информации. Она должна предотвращать юридические казусы, способствующие «ничтожности» заключаемых  соглашений и сделок. Эта стратегия  должна вырабатывать приемы выбора предпочтительных заказчиков (клиентов) фирмы, приемы изучения потенциальных конкурентов, приемы формирования у потенциальных партнеров  устойчивой привязанности к фирме, постоянного стремления к сотрудничеству с ней. Важнейшей задачей является формирование баз данных о потенциальных  партнерах по трансакциям.

Стратегия внешнеэкономической деятельности фирмы – это направление экономической  стратегии, которое должно вырабатывать правила и приемы поведения фирмы  на внешнем рынке, как в роли экспортера, так и импортера товаров и  услуг. Она определяет принципы осуществления  экспортно-импортных операций, с  учетом действующего в стране и за ее пределами законодательства. При  выборе стратегии экспорта фирма  учитывает свой экспортный потенциал, выбирает рынки, определяет стратегические цели экспорта, вырабатывает тактику, распределяет ресурсы по формам экспортной деятельности. Основу импортной стратегии (стратегии импорта) составляет исследование цен и качества поставляемых товаров, сроки и качество обслуживания, определение  технологического уровня импортируемых  товаров и др.

Стратегия инвестиционной деятельности фирмы в общепринятом понимании  представляет собой стратегию формирования инвестиционного портфеля, то есть совокупности ценных бумаг, принадлежащих  юридическому или физическому лицу. Портфель представляет собой определенный набор акций, облигаций с различной степенью обеспечения и риска и бумаг с фиксированными гарантированными доходами. Такой подход к определению понятия инвестиционной стратегии применим к инвесторам, то есть лицам, вкладывающим свои капиталы в другие предприятия с целью получения дохода. В данном же случае речь идет об инвестиционной деятельности фирмы в собственную материально-техническую базу или товароматериальные запасы. Поэтому под инвестиционной стратегией или стратегией инвестиционной деятельности фирмы понимается выбор методов (направлений) поддержания материально-технической базы и товароматериальных запасов фирмы на уровне, обеспечивающем постоянное приращение конкурентного статуса фирмы. Это означает, что при выработке инвестиционной стратегии необходимо определить наиболее предпочтительную форму воспроизводства: техническое перевооружение, модернизацию, реконструкцию, предпочтительные периодичности воспроизводственных циклов и других характеристик этих процессов.

Стратегия стимулирования персонала  фирмы. Важнейшей составляющей экономической  стратегии является разработка систем стимулирования работников фирмы, ориентированных  на достижение стратегических целей  фирмы. Основу этих систем должны составлять стимулы, побуждающие работников при  выработке стратегических Решений  руководствоваться не сиюминутными, а долговременными интересами фирмы. Система стратегического стимулирования должна создавать «мотивационное поле», под воздействием которого возбуждается заинтересованность персонала фирмы  в эффективном, высококачественном и своевременном удовлетворении требований рынка. Эта система должна быть ориентирована на нужды, потребности  и запросы потенциальных клиентов фирмы, стимулы должны быть увязаны  с конечными результатами деятельности фирмы по выполнению ее миссии в  стратегической перспективе.

Стратегия предотвращения несостоятельности (банкротства) фирмы является по существу обобщением всех составляющих экономической  стратегии. Ее главной задачей является раннее обнаружение кризисных тенденций, обнаружение так называемых «слабых  сигналов», предвещающих возможность  кризисных явлений, и выработка  мер, которые оказывали бы противодействие  этим явлениям. Важно отличать стратегию  и тактику предотвращения банкротства. Если тактика ориентирована на фактическое  финансовое состояние фирмы в  текущий период ее деятельности и  оценку на этой основе вероятности  наступления банкротства в ближайшем  времени, то стратегия должна исходить из прогнозов возможных последствий  тех или иных долговременных стратегических решений. Поэтому важнейшей функцией стратегии предотвращения банкротства  фирмы является прогнозирование  таких последствий на самых начальных  этапах существования фирмы –  с момента выбора ее миссии. Следовательно, стратегия предотвращения банкротства должна определять методы выбора стратегических решений, принимаемых в рамках товарной, ценовой, инвестиционной и других составляющих экономической стратегии.

Стратегия есть определение основных долгосрочных целей и задач организации, принятие курса действий и размещение ресурсов, необходимых для выполнения этих целей.

Определение Чандлера можно назвать  удачным, т.к. в нем определена суть «хорошей стратегии», т.о. можно выделить три существенных элемента стратегии:

1) Определение основных долгосрочных  целей имеет отношение к концептуализации  логически последовательных и  достижимых стратегических целей.  Нет целей – нет действий;

2) Принятие курса действий относится  к действиям, направленным на  достижение предварительно поставленных  целей;

3) Размещение ресурсов связано  с возможными затратами, которые  необходимы для достижения поставленных  целей. Если действия не поддерживаются  соответствующими ресурсами, тогда  цель не будет достигнута.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

 

    1. Стратегическое планирование, Уткина Э.А. Москва. ТАНДЕМ, 1999 г.
    2. Основы менеджмента, М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури, Москва. Издательство «ДЕЛО» 1997 г.
    3. Стратегический менеджмент, А.И. Панов, Москва. ЮНИТИ 2002 г.

 

 

 

 

 


Информация о работе Основы менеджмента