Основы менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 12:40, контрольная работа

Краткое описание

Различие понятий "менеджмент" и "управление". Социальная ответственность в менеджменте, основные этические принципы. Особенности российского менеджмента.

Вложенные файлы: 1 файл

1.docx

— 20.61 Кб (Скачать файл)

1.Понятие  менеджмента. Различие  понятий «менеджмент»  и «управление».

     Менеджмент означает разработку (моделирование), создание и максимально эффективное использование (управление) социально-экономических систем.

Управление  - это осознанная деятельность Человека, с помощью которой он упорядочивает и использует в своих интересах элементы внешней среды - общества, природы и техники.Менеджмент - значительно более узкое понятие, чем управление. Это одна из разновидностей управления и применяется к управлению хозяйственной деятельностью людей в условиях рынка и свободы предпринимательства. Результатом эвляется получение прибыли.

Менеджмент - это наука и  искусство управления, то есть совокупность знаний, умений и  навыков и инструментов, благодаря которым  можно эффективно решать задачи в условиях рынка.Но получение прибыли не является единственным возможным результатом человеческой деятельности., критерии достижения успеха могут быть иными. От воспитания полноценных граждан детским домом, вылечивания ранее смертельно опасных болезней до массового рапространения веры или победа в войне и захват новых территорий.

 
2.Социальная  ответственность  менеджмента

Широко распространено мнение, согласно которому организация  — это нечто большее, чем экономическая  целостность. В соответствии с этой точкой зрения современная организация является сложной частью окружения, включающего множество составляющих, от которых зависит само существование организации. К таким составляющим относятся местное население, потребители, поставщики, средства массовой информации, общественные движения, союзы, партии, а также работники организации и держатели акций. Общественная среда может сильно влиять на достижение организацией ее целей, поэтому организации приходится уравновешивать чисто экономические цели с экономическими и социальными интересами этих составляющих среды.  
       Согласно данной точке зрения, организации несут ответственность перед обществом, в котором функционируют, помимо и сверх обеспечения эффективности, занятости, прибыли и законности. Организации должны поэтому направлять часть своих ресурсов и усилий для решения социальным проблем, обязаны жертвовать средства на благо и совершенствование общества.  
       В обществах развитых стран сложились определенные представления о том, как должна вести себя организация, чтобы оправдывать общественные ожидания. Организации должны ответственно действовать в таких сферах, как защита среды обитания, здравоохранение и безопасность, гражданские права, защита интересов потребителя и других сферах.  
Социальные ожидания в отношении предпринимательства постепенно менялись, что, в свою очередь, приводило к изменениям нормативной базы предпринимательства. Однако необходимо различать юридическую и социальную ответственность. Под юридической ответственностью понимают следование конкретным законам и нормам государственного регулирования, определяющим, что может, а что не должна делать организация. По каждому направлению деятельности существуют сотни и тысячи законов, стандартов и нормативов, например, в части разрешенных видов деятельности, в области экологии, безопасности продукции. Организации, исполняющие все эти законы, нормативы, ведут себя юридически ответственно. Но эти организации не обязательно могут считаться и социально ответственными.  
       Социальная ответственность в отличие от юридической подразумевает определенный уровень добровольного участия организации в решении социальных проблем. Это участие лежит вне определяемых законом или регулирующими органами требований или же превышает эти требования. Так, кемеровские металлургические предприятия организовали безвозмездные поставки материалов для восстановления жилья и инфраструктуры в Чеченскую республику. Это можно считать примером социально ответственного поведения, поскольку никакой закон или регулирование не обязывали металлургов поступать таким образом.  

 

3.Этика  менеджмента 

     Этика менеджмента - набор моральных принципов и ценностей, которыми руководствуется менеджер компании, фирмы, предприятия в управлении его внутренними делами и во взаимосвязях с деловыми партнерами. Это внутренний кодекс законов, который определяет, какие решения можно принимать, а какие нет, где в бизнесе проходит граница между добром и злом.  

     Рыночные  отношения без этического фундамента обречены на провал. Популярное за рубежом  выражение "Деловая этика - основа бизнеса" отражает существо дела, ибо  без этики рынок, лишенный социальных ориентиров, предстанет полем конкурентной борьбы без правил и с малопредсказуемыми последствиями. Необходимость в  этических нормах поведения следует  из самой природы рыночных отношений. Можно уповать на естественный ход  вещей: есть рынок - будет и соответствующая  этика. Рынок - это не только некий  механизм сбалансирования спроса и  предложения, но и сложный социальный феномен, предполагающий определенную культуру хозяйствования, которая обязывает  следовать многим твердо соблюдаемым  правилам этики деловых взаимоотношений.

     Основной  постулат этики менеджмента может быть выражен девизом: прибыль превыше всего, но честь превыше прибыли. Правильно понимаемая этика менеджмента обеспечивает эволюционный характер социальных процессов, снижает социальную напряженность, стимулирует поиск решений, приемлемых для всех категорий и слоев населения. Она ограничивает область возможных действий вариантами, которые не наносят ущерба тем или иным объектам. Конечно, это в какой-то мере снижает эффективность менеджмента, зато увеличивает его безопасность. Примером могут служить такие аспекты деятельности, которые, снижая эффективность бизнеса, обеспечивают безопасность работника, сохранность окружающей среды и др. Этика менеджмента влияет на характер конкуренции. Одной из задач менеджмента, как известно, является создание конкурентных преимуществ для организации или субъекта рынка. Но следование этическим правилам снижает возможный размах таких преимуществ. В результате другим деятелям не наносится катастрофический ущерб. Это делает ситуацию на рынке более стабильной, планируемой и подчас позволяет получить экономию в других сферах деятельности. Этика менеджмента снижает вероятность разорения конкурентов. Это уменьшает сумму государственной поддержки социально значимых банкротов, компенсаций вкладчикам финансовых пирамид и т. п. Это снижает также вероятность физического устранения более удачливых конкурентов, что сегодня, в условиях правового вакуума, довольно актуально. Наконец, сохранение конкурентной среды позволяет обеспечивать стабильное и динамичное развитие общества в целом. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

5.Особенности  российского менеджмента

Процесс движения России к рыночной экономике необратим. Россия сейчас проходит тот эволюционный путь, который страны с развитой экономикой прошли полвека тому назад. В России нет продолжительного опыта  управления предприятиями в условиях рыночной экономики. Именно поэтому  имеют место такие "болезни", как:

  • спрос не изучен, непонятен. Наличие спроса определяется по факту, результатам продаж;
  • уверенность в том, что в нынешней ситуации в России не может быть и речи об установлении долгосрочных целей по сохранению и развитию бизнеса;
  • отсутствуют объективные оценки деятельности управленцев. Непонимание огромного вреда, наносимого аттестацией;
  • нет практики ротации руководителей внутри организаций. Не развивается школа руководящего резерва;
  • не используется в должной мере управленческий учет для анализа эффективности деятельности предприятий и подразделений.
  • Особенности российского менеджмента определяются:
  • чрезвычайно высокой скоростью протекания социально-экономических, политических и др. процессов, определяющих среду существования российского менеджмента;
  • комплексом факторов, затрудняющих и благоприятствующих укреплению менеджмента в России;
  • культурная среда, особенности общественного сознания и т. п.

Воздействие факторов внешней и внутренней среды придало  российскому менеджменту специфические  черты. Россия сейчас находится в  положении "догоняющего" и вынуждена  идти революционным путем к освоению методов современного менеджмента.

Российские менеджеры  должны не только изучать науку и  практику менеджмента, но и знать  суть западной и восточных культур (Россия является евроазиатской страной). Без этого невозможно совершенствовать собственный стиль руководства, повышать имидж, создавать условия  для повышения конкурентоспособности  предприятия.

Информация о работе Основы менеджмента