Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2013 в 12:07, курсовая работа
Управление в условиях рынка получило название менеджмент.
Отличительные особенности искусства управления заключаются в том, что оно ориентирует фирмы на удовлетворение потребностей рынка, на постоянное повышение эффективности производства (получение оптимальных результатов с наименьшими затратами), на свободу в принятии решений, на разработку стратегических целей и программ и их постоянную корректировку в зависимости от состояния рынка.
Введение
Глава 1. Менеджмент – это наука и искусство
Глава 2. Особенности управления в России
2.1. Методологические принципы формирования российского менеджмента
2.2. Факторы, влияющие на формирование искусства управления в России
Глава 3. Человеческий фактор и его роль в развитии управления
Глава 4. Технико-организационные и научно-технические факторы развития управления
Глава 5. Экономические и иные факторы развития управления
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Глава 1. Менеджмент
– это наука и искусство
Глава 2. Особенности
управления в России
2.1. Методологические
принципы формирования российского менеджмента
2.2. Факторы, влияющие
на формирование искусства управления
в России
Глава 3. Человеческий
фактор и его роль в развитии управления
Глава 4. Технико-организационные
и научно-технические факторы развития
управления
Глава 5. Экономические
и иные факторы развития управления
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Управление в
условиях рынка получило название менеджмент.
Отличительные
особенности искусства управления заключаются
в том, что оно ориентирует фирмы на удовлетворение
потребностей рынка, на постоянное повышение
эффективности производства (получение
оптимальных результатов с наименьшими
затратами), на свободу в принятии решений,
на разработку стратегических целей и
программ и их постоянную корректировку
в зависимости от состояния рынка.
Менеджмент -
это умение добиваться поставленных целей,
используя труд, интеллект и мотивы поведения
других людей. Крупнейшие корпорации и
банки составляют стержень экономической
и политической силы великих наций. А значит,
решения управленцев, подобно решениям
государственных деятелей, могут определять
судьбы миллионов людей, государств и
целых регионов.
Однако роль управленцев
не ограничивается их присутствием лишь
в огромных многоуровневых и разветвленных
корпоративных структурах управления
или же в государственном аппарате. В зрелой
рыночной экономике не менее важен и малый
бизнес. В нашей стране большинство мелких
предприятий в производстве и сфере обслуживания
приватизированы и, наряду с вновь созданными,
относятся к малому бизнесу. Умело управлять
ими - значит выжить, устоять, вырасти.
Как это сделать - тоже вопрос эффективного
менеджмента. Попробуем проследить историю
становления управления как искусства
и установить основные факторы его развития.
Тема моей контрольной
работы «Искусство управления». В данной
работе я бы хотела разобраться в определении
«искусство управления», в чём оно заключается,
как связано с наукой управления и чем
отличается.
Глава 1. Менеджмент – это наука и искусство
К моменту возникновения в первом десятилетии
ХХ века «школы научного менеджмента»
практически отсутствовала идей научной
организации труда. Под менеджментом понимались
самые неожиданные вещи, вплоть до технологии
изготовления какого-нибудь конкретного
продукта.
К «школе научного
менеджмента» относят таких классиков
управления как Фредерик Уинслоу Тейлор,
Анри Файоль, Гаррингтон Эмерсон и Генри
Форд. Без их вклада было бы невозможным
возникновение современного менеджмента
с присущим ему единством науки, искусства,
технологии управления.
В работах классиков
сформулированы принципы, цели и задачи
научного менеджмента, описаны основные
функции управления. В их работах была
проведено изучение проблем организации,
рационализации, оптимизации производства
и повышения эффективности.
Разрабатывая
основы науки, в 14 общих принципах управления
А. Файоля мы можем видеть инициативу: «Инициативой
мы называем возможность создания и осуществления
плана. Свобода предложения и осуществления
точно также относится к категории инициативы».
Первым элементом
управления у него является предвидение. «Управлять – это предвидеть».
Действительно, если предвидение и не
есть на сто процентов управление, то оно,
во всяком случае, составляет существенную
часть последнего».
Также Файоль
пишет об искусстве управлять
людьми: «В крупном предприятии
большинство руководителей отделов участвуют
в выработке программы развития дела;
эта работа время от времени присоединяется
к их обычной работе; она требует известной
ответственности, и обычно за неё не полагается
никакого особого вознаграждения. Для
того чтобы добиться в этих условиях от
руководителей отделов искреннего и активного
сотрудничества, надо обладать качеством
искусного управителя людьми, работающего
не покладая рук и не боящегося ответственности.
Об искусно управляющем людьми заведующем
мы узнаем по рвению его подчинённых и
по доверию начальства».
Ф. Тейлор говорит
о «конструктивном
воображении» – способности,
позволяющей человеку при помощи нескольких
усвоенных понятий преодолевать препятствия,
встречающихся на его пути, и создать что-либо
полезное, несмотря на эти препятствия.
Также он указывает,
что «Менеджмент – это искусство знать
точно, что предстоит сделать и как сделать
это самым лучшим и дешёвым способом».
Наука и искусство
менеджмента тесно связаны между собой.
Менеджер должен учитывать некоторую
ограниченность теории и научных исследований
и корректировать свою практику с учетом
выводов теории только там, где это уместно.
Другой особенностью
вывода о двойственной природе менеджмента
является его некая логическая однобокость.
Если гениальный менеджер принял верное
решение, основанное на интуиции, которая,
как правило, базируется на опыте, то разве
корректно утверждать, что это решение
в принципе не может быть научно обосновано?
Напротив, можно утверждать обратное:
под решение менеджера, в том числе и неправильное,
совсем нетрудно подвести научную базу.
Наука даёт лишь
определённые общие положения, подходы,
принципы, методы. Искусство менеджмента
состоит в их творческом применении в
управленческой практике. Менеджер должен
знать в каких условиях, при каких обстоятельствах,
в какой обстановке применить конкретные
научные знания.
На каких
же качествах основано искусство
управления?
Следует отметить,
что это могут быть как врождённые, так
и приобретённые качества. К ним относятся:
талант, интуиция, воображение, креативность,
интуиция, творческие способности, готовность
к восприятию нового.
Искусство менеджмента
заключается в использовании накопленного
опыта и приобретённых знаний творчески
на практике. Это требует определённого
природного дара, таких людей называют
лидерами. Менеджер должен тонко чувствовать
всё, что происходит вокруг и уметь увлекать
за собой и направлять подчинённых. Поэтому
существенно то, что он помимо развитой
интуиции, воображения, определённых знаний
и так далее, должен обладать организаторскими
способностями.
Глава 2. Особенности
управления в России.
2.1. Методологические
принципы формирования российского менеджмента
Переход к рынку
выдвинул задачу формирования российского
менеджмента. Его становление зависит,
во-первых, от уровня развития товарного
производства. Менеджмент как форма управления
имманентно присуща товарному производству.
Наличие в Российской Федерации переходной
к рынку экономики означает в то же время
и процесс формирования менеджмента. Во-вторых,
от уровня технического и технологического
развития общества. Так, революция в системе
управления, произошедшая в 19 - начале
20 века, была вызвана переходом от ремесленного
к машинному производству. Изменилась
система управления и при переходе к конвейерному
производству. Меняется она и с переходом
к новейшим автоматизированным и информационным
технологиям.
Концепция
копирования западной теории менеджмента
Для овладения
теорией надо будет лишь перевести западные
учебники и монографии на русский язык.
Затем, ничего не меняя, использовать данные
положения на практике. Вероятность реализации
этой концепции весьма высока в силу своей
простоты и привычки бездумного копирования
западного опыта. Но она несет и большую
опасность. Достаточно вспомнить использование
неадаптированной к условиям России теории
“монетаризма”, концепций “шоковой терапии”,
ваучеризации и т.д. Можно спрогнозировать
новые потрясения, которые ждут Россию
при осуществлении данной концепции.
Концепция
адаптации западной теории менеджмента
Концепция адаптации
западной теории менеджмента. Предполагает
частичный учет особенностей русской
ментальности, т.е. не слепое копирование,
а приспособление западной теории к современным
российским условиям. При этом возникает
важная проблема, какую из западных теорий
менеджмента мы будем адаптировать? Системы
управления Японии, США, Западной Европы
сильно отличаются между собой. Какой
из данных вариантов принять за аналог?
Но при любом выборе мы рискуем использовать
теорию, учитывающую специфические особенности,
условия функционирования экономики,
уровень социально-экономического развития
данных стран, ментальность их жителей.
Здесь целесообразно вспомнить слова
М.Вебера: “Капитализм западного типа
мог возникнуть только в западной цивилизации”
В России конца
80-х годов опоздание или уход с работы
ранее установленного срока, мелкое воровство,
низкое качество продукции – стали нормальным
явлением и сохранились вплоть до сегодняшнего
дня. Исходя из этого, в систему национального
менеджмента придется вносить поправки
на борьбу с опозданиями, мелким воровством
и вводить новые методы повышения качества.
В результате
адаптированные теории, слабо учитывающие
специфику российской действительности,
не смогут дать российской экономике то,
что от них ожидают.
Концепция
создания российской теории менеджмента
Исходит из полного
учета особенностей российской ментальности
с использованием аспектов мирового опыта
управления. При этом невозможно ни слепое
копирование западного и восточного опыта,
ни полное отрицание достижений западной
и восточной школы менеджмента. И первое,
и второе одинаково неприменимо. Необходимо
отметить, что еще А.Маршалл утверждал,
что: “ Экономическая наука это не совокупность
конкретной истины, а лишь орудие для открытия
конкретной истины”. На наш взгляд это
высказывание полностью можно перенести
и на науку менеджмент. Поэтому, российский
менеджмент должен иметь свое специфическое
содержание, формы и методы управления,
соответствующие специфике российского
менталитета.
2.2. Факторы, влияющие
на формирование искусства управления
в России
Рассмотрим особенности
современной отечественной системы управления.
Обращает на себя внимание отсутствие
единицы оптимизации. Мы уже указывали
на то, что это обстоятельство прямо влияет
на формирование той позиции, с которой
принимаются управленческие решения.
Однако данное явление имеет более глубокие
последствия.
Отсутствие требования
оптимизации делает систему инфантильной,
ей не надо изменяться, так как она может
работать с любым уровнем отдачи. Становится
не нужна информационная база о затратах
и результатах, и руководители лишаются
важного инструмента выявления «болевых
точек», то есть определения мест, где
имеют место рассогласования между составляющими
системы. В результате изменения носят
случайный характер и зачастую не влияют
на конечный результат.
Между тем, именно
требование оптимизации составляет основу
первого этапа, когда система управления
училась выживать, используя только внутренние
резервы, осуществляя постепенные улучшения.
Все остальные этапы развивали эту способность,
учитывая внешнюю среду. Без исправления
этой «специфики» движение вперед невозможно.
Заимствование самых прогрессивных методик
изучения рынка, создание самых благоприятных
условий для отдела маркетинга не дадут
высоких результатов, так как не будут
поддержаны системой управления, в которой
руководители говорят каждый на своем
языке, отсутствуют общепонятные сводки
об экономических результатах деятельности
предприятия и должный контроль над доходами
и расходами.
Следующая особенность
российской системы управления бизнесом
связана с тем, что в ней никогда не выделялся
основной фактор успеха, основное стратегическое
преимущество, без достижения которого
нельзя выжить. Нет такой традиции, нет
потребности, нет навыков выполнения такой
работы.
В условиях, когда
не ясно, куда плывет корабль, любой ветер
становится попутным. Потому закономерно,
что используются разрозненные «улучшения»,
не дающие ощутимых результатов. Чаще
всего ориентируются на рост объемов сбыта,
считая, что уж рост объема производства
можно обеспечить всегда, то есть исходная
точка имеет внешний характер, но реальная
логика иная. Зная, что ценит потребитель,
обеспечиваем производство продукции
соответствующего качества, что и позволяет
при правильной организации процесса
реализации наращивать сбыт. Таким образом,
внутренние действия подкрепляют внешние.
Обеспечение успеха на втором этапе происходит
за счет усложнения уже отлаженной системы
первого этапа.
И, наконец, последняя
особенность рассматриваемой системы
управления связана с использованием
организационной культуры. В социалистической
экономике организационная культура активно
использовалась, она была хорошей поддержкой
неэффективных решений и действий, осуществляемых
во имя будущего благополучия. Она позволяла
гордиться нашими «успехами» и своими
«передовыми предприятиями». Отказ от
этих ценностей и нарастание беззакония
в области оплаты труда и решений вопросов
собственности подорвало и без того хрупкое
единство администрации с рабочими. Результат
— рост социальной напряженности, снижение
инициативы и мотивации к высокопроизводительному
труду, кризис доверия. Все это может стать
серьезным тормозом столь необходимых
преобразований.
Глава 3. Человеческий
фактор и его роль в развитии управления.
С возрастающей
мобильностью технологий и капитала конкурентоспособность
зависит исключительно от качества, производительности
и гибкости человеческих ресурсов - так
сегодня говорит бизнес. Ведущие западные
эксперты прямо отмечают, что по мере вступления
развитых стран в постиндустриальную
эру человеческий капитал будет приобретать
все большее значение. Такое понимание
есть по сути не что иное, как отражение
новой роли и места человека в современном
капиталистическом производстве.
Реалистично
мыслящие руководители ведущих корпораций
связывают вопрос о "тупиковом", кризисном
состоянии управления "человеческим
ресурсом" с тем, что наряду с проявлениями
общей конфликтной природы капиталистической
организации труда обострились противоречия
между технократическими подходами, сложившимися
в условиях индустриального развития,
и требованиями нового научно-технического
типа экономического роста. Значительный
накал страстей обнаружился в США - стране,
где последствия кризисов были весьма
ощутимы, а принципы тейлоризма пустили,
пожалуй, особенно глубокие корни. Преодоление
кризиса в управлении стало непосредственно
увязываться с перспективами экономического
развития страны.
В получивших
широкую известность высказываниях руководителей
таких гигантов производства, как "ИБМ",
"Тойота", "Сони", "Вольво",
"Сименс" и др., о том, что люди - "наиболее
ценный ресурс фирмы", "главный источник
производительности", проявляется,
хотя и запоздалое, признание человека
в качестве главной производительной
силы общества. И это находит непосредственное
воплощение в практическом усилении внимания
менеджмента к активизации человеческого
фактора, к использованию как физического,
так и психического, эмоционального потенциала
работников, т.е. не только исполнительских,
но и творческих, организаторских их способностей.
Об определенных сдвигах в понимании значения
человеческого фактора свидетельствуют
практически все последние работы теоретиков
менеджмента.
1. Питере Т., Уотерман
Р. "В поисках эффективного управления".
Проанализировав условия управления в
преуспевающих компаниях США, авторы пришли
к выводу, что основными факторами эффективности
управления являются склонность руководителей
к решительным действиям, самостоятельность
и предпринимательский стиль работы, активизация
способностей сотрудников, доминирование
общекорпоративных ценностей, простота
организационных форм, органическое сочетание
централизма и автономии, тесный контакт
фирмы с потребителем.
2. Оучи У. "Ответ
американского бизнесмена на японский
вызов". Сопоставив условия деятельности
в японских и американских хозяйственных
организациях, автор вводит понятие организационной
теории, являющейся концептуальным выражением
признания определяющего влияния управленческой
культуры и стиля трудовых отношений на
эффективность управления.
3. Паскаль Р..
Этос Э. "Искусство японского управления".
Авторы разработали модель эффективного
управления, компонентами которой являются
стиль и навыки управления, сочетание
целей различных уровней руководства,
стратегии, структуры и культуры управления.
4. Нисбитт Дж.
"Мегатренды". Описываются важнейшие
тенденции, характеризующие трансформацию
американской экономики из "производственной"
экономики в "экономику услуг". Подчеркивается,
что в этих условиях доминирующими принципами
управления становятся расширение масштабов
децентрализации руководства, передача
ответственности и самостоятельности
нижестоящим уровням управления.
5. Бланшир К..
Джонсон С. "Наилучший менеджер".
Анализируются поведенческие аспекты
управленческой работы. Признаками оптимистического
управления кадрами являются, по мнению
авторов, умелое целеполагание, сопоставление
характера деятельности персонала с поставленными
задачами, организация обратной связи
от подчиненных к руководителю, поощрение,
стимулирование за высокие достижения.
Человеческий
фактор надо рассматривать как проявление
всей совокупности личностных качеств
человека, которые влияют на его трудовую
активность. Данное понятие указывает
на решающую роль человека в процессе
управления.
Человеческий
фактор - это люди организаций и учреждений,
объединенные для совместной деятельности.
В структурном плане - это в первую очередь
личность, рабочая группа, трудовой коллектив.
Человеческий
фактор - это не только коллективный работник,
но и коллективный субъект общественной
жизни, имеющий социальную, демографическую,
экономическую и политическую структуру,
взаимодействие элементов которой обеспечивает
развитие общества.
Такой взгляд
согласуется с пониманием цели общественного
развития как создание необходимых условий
для социального развития людей, а повышение
эффективности экономики - как средство
достижения этой цели.
Признание человека
полноправным и сознательным участником
общественного развития наряду с жизненными
потребностями выдвигает на первый план
также потребности в творческой деятельности,
информации, участия в управлении и т.д.
Человеческий
фактор - экономико-политический термин,
предмет интересов современной общей
теории систем, психологии труда, эргономики
и социологии. Внимание к человеческому
фактору непосредственно связано с необходимостью
ускорения социально-экономического развития,
которое невозможно обеспечить, используя
авторитарные, административно-
Административная
система управления, формально признававшая
особую роль человеческого фактора, на
самом деле отвергала его содержательность,
базировалась на принципах беспрекословного
подчинения, приводя в конечном итоге
к отчуждению личности от интересов общества,
трудящихся - от общественных целей и интересов,
и была связана с избыточной централизацией
и бюрократизацией всей системы управления.
В то же время переход на экономические
методы управления показал, что они не
могут быть реализованы без активизации
человеческого фактора.
Таким образом,
значение новых методов управления персоналом
как особой управленческой технологии,
обеспечивающей максимальную реализацию
потенциальной экономической эффективности
вовлеченных в производство ресурсов,
получило свое официальное подтверждение
на международном уровне.
Суммируя сказанное,
необходимо еще раз подчеркнуть, что в
понятии "человеческий фактор" отражается
особый статус личности в современном
обществе, который находится в определенных
соотношениях с техническим и экономическим
факторами управления.
Глава 4. Технико-организационные
и научно-технические факторы
развития управления.
Технико-организационные
единый процесс знаменует
Говоря о
результатов
управления, необходимо отметить
выпуска продукции
ограничен возможностями применяемой
техники и технологии. Сменить технику и технологию на
Как уже указывалось,
для ускорения темпов роста