Основы менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2013 в 16:49, курс лекций

Краткое описание

Менеджмент – это тип научно-практического управления, т.е. руководство людьми и производством, которое позволяет решать поставленные задачи наиболее гуманным и экономичным путем.
Менеджмент – это система текущего и перспективного планирования, прогнозирования и организации производства, реализации продукции и услуг в целях получения прибыли.

Вложенные файлы: 1 файл

Менеджмент.docx

— 218.15 Кб (Скачать файл)

Тема 1. Развитие теории и практики менеджмента

  1. Понятие менеджмента. Необходимость менеджмента.

Менеджмент –  это тип научно-практического  управления, т.е. руководство людьми и производством, которое позволяет  решать поставленные задачи наиболее гуманным и экономичным путем.

Менеджмент –  это система текущего и перспективного планирования, прогнозирования и  организации производства, реализации продукции и услуг в целях  получения прибыли.

Менеджмент –  это искусство ведения дел, управления тем или иным объектом, это владение профессиональным мастерством с помощью эффективных принципов управления, чувство хозяина, сочетающееся как с чутким, бережным отношением к людям, так и с использованием приемов, позволяющих исключить жесткое администрирование, добиваясь при этом успешного выполнения поставленных целей.

  1. Объект управления.

Объект управления – отдельная структура организации  либо организацию в целом, на которую  направлено управляющее действие.

  1. Субъект управления.

Субъект управления – это орган либо лицо, осуществляющее управляющее действие.

  1. Отношения управления.
  2. ПОНЯТИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ

Реализуя цели и задачи социального  управления, осуществляя выработку и реализацию управленческого воздействия, люди вступают в определенные отношения, которые называются управленческими. О понимании управленческих отношений можно говорить двояко. Во-первых, в широком смысле, по факту включенности людей в систему социального управления. То есть безотносительно к тому, какой стороной этих отношений они выступают -- активной или пассивной, субъектом или объектом. В таком понимании носителями управленческих отношений являются все социальные общности и индивиды, а область существования этих отношений совпадает с масштабами осуществления социальных управленческих воздействий в обществе. Следовательно, в широком смысле управленческие отношения представляют собой отношения между людьми по поводу упорядочения, организации совместной жизнедеятельности.

Во-вторых, управленческие отношения  рассматриваются в узком смысле. Как и любые общественные отношения, управленческие отношения являются результатом определенного вида человеческой деятельности-- управленческой деятельности. В узком смысле управленческие отношения -- это связи между субъектами управления. Они (связи) возникают при взаимодействии людей в процессе выполнения ими специальных функций по упорядочению и развитию жизнедеятельности общества, когда имеет место непосредственный обмен управленческой деятельностью.

Существование подобного вида управленческих отношений в системе социального  управления не вытекает с необходимостью только из выполнения людьми управленческих функций. Возникновение таких отношений  определяется взаимосвязанностью действий участников управления, взаимообусловленностью осуществляемых функции в рамках управляющей системы, обеспечивающей реализацию конкретной цели. Управленческие отношения предполагают единую основу совместной управленческой деятельности людей. Изолированные действия участников управленческого процесса не порождают  управленческих отношений.

Субъектами управленческих отношений  являются все носители управленческой деятельности, соучастники управления независимо от их положения в структуре  управляющей системы. В каждом случае субъект управленческих отношений  может выступать и как субъект, и как объект управления в зависимости  от направленности отдельного управленческого  воздействия и характера взаимодействия.

2. СТРУКТУРА УПРАВЛЕНЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ

Управленческие отношения как  необходимый компонент механизма  социального управления, обеспечивающий его функционирование и развитие, имеют свою структуру. Ее содержание характеризует возникающие здесь  связи между субъектами управленческой деятельности в процессе реализации целей функционирования и развития объекта управления.

Объект социального управления -- сложная система, имеющая многообразный состав относительно самостоятельных и в то же время органически взаимосвязанных социальных элементов -- сфер жизнедеятельности людей, различных их общностей, отдельных индивидов и т.д., осуществляющих свои жизненные функции рамках целостного общественного организма. Структура объекта управления, его социальная природа определяют построение субъекта социального управления, возникающую здесь структуру управленческих отношений, их виды. В качестве критерия выделения этой структуры выступают устойчивые, общие связи между субъектами управления в процессе осуществления управленческой деятельности. Среди них основными являются отношения централизма и самостоятельности, субординации и координации, ответственности, состязательности и др.

Отдельные виды управленческих отношений  органически связаны между собой, в совокупности обеспечивая функционирование и развитие социального управления. Так, реализация централизма невозможна без установления отношений субординации, а самостоятельность выражается в отношениях координации. Существование  всех других управленческих отношений  зависит от развитости отношений  ответственности, которые, в свою очередь, предполагают наличие отношений  состязательности между субъектами управления.

  1. Система управления и ее составляющие.

«Система управления организации» - одно из ключевых понятий Теории организации, тесно связанное с целями, функциями, процессом управления, работой менеджеров и распределением между ними полномочий во исполнение определённых целей. В  рамках этой системы протекает весь управленческий процесс, в котором  участвуют менеджеры всех уровней, категорий и профессиональной специализации. Система управления организации  построена для того, чтобы все  протекающие в ней процессы осуществлялись своевременно и качественно.

Система управления делится на две подсистемы: управляющую  и управляемую. Для осуществления  функций управления управляющая  подсистема должна располагать необходимыми ресурсами (материальными, трудовыми, финансовыми), обеспечивающими реализацию управленческих воздействий. Управляющая  подсистема выполняет функции управления производством. Она включает в себя аппарат управления со всеми работниками  и техническими средствами: устройства связи, сигнализации, счетную технику  и т.д. В каждом хозяйственном  звене управление решается по-разному, т.е. количество ступеней и количество управляющих органов на каждой ступени  определяется целями, задачами и функциями  управления.

Каждая организация, объединение, отрасль и народное хозяйство в целом управляется  только определенным органом. Этот орган  наделен полнотой прав и имущественной  самостоятельностью, требуемыми для управления. Для оперативного решения вопросов необходим минимум инстанций управления. При этом требуется четкое разграничение ответственности отдельных ступеней управления и их функций.

В свою очередь  управляющая подсистема состоит  из двух частей: управляющая производством  и управляющая процессами дальнейшего  совершенствования как производства, так и самой управляющей подсистемы.

В управляющей  подсистеме выделяются следующие элементы: планирующий (определяет перспективу  развития и будущее состояние  системы производства); регулирующий (направлен на поддержание и совершенствование  установленного режима работы предприятия); маркетинг; учетный и контрольный (получение информации о состоянии  управляющей подсистемы). Необходимость  наличия этих элементов в системе  основана на сущности управления и  потребности выполнения соответствующих  функций.

 

  1. Менеджмент – наука и практика.

 

  1. Этапы развития менеджмента.

 

Первый этап развития менеджмента:

I период развития  менеджмента - древний период. Наиболее длительным был первый период развития управления - начиная с 9-7 тыс. лет до н.э. примерно до XVIII в. Прежде чем выделиться в самостоятельную область знаний, человечество тысячелетиями по крупицам накапливало опыт управления.

Первые, самые  простые, зачаточные формы упорядочения и организации совместного труда  существовали на стадии первобытнообщинного  строя. В это время управление осуществлялось сообща, всеми членами  рода, племени или общины. Старейшины и вожди родов и племен олицетворяли собой руководящее начало всех видов  деятельности того периода.

Примерно в 9-7 тысячелетии до н.э. в ряде мест Ближнего Востока произошел переход от присваивающего хозяйства (охоты, сбора  плодов и т.п.) к принципиально  новой форме получения продуктов - их производству (производящая экономика). Переход к производящей экономике  и стал точкой отсчета в зарождении менеджмента, вехой в накоплении людьми определенных знаний в области  управления.

В Древнем Египте был накоплен богатый опыт управления государственным хозяйством. В этот период (3000 - 2800 гг. до н.э.) сформировался  достаточно развитый для того времени  государственный управленческий аппарат  и его обслуживающая прослойка (чиновники-писцы и пр.).

Одним из первых, кто дал характеристику управления как особой сферы деятельности, был  Сократ (470-399 гг. до н.э.). Он проанализировал  различные формы управления, на основе чего провозгласил принцип универсальности  управления.

Платон (428-348 гг. до н.э.) дал классификацию форм государственного управления, сделал попытки разграничить функции органов управления.

Александр Македонский (356-323 гг. до н.э.) развил теорию и практику управления войсками.

Приведенные материалы  не охватывают всех событий и дат, которые так или иначе характеризуют  процесс накопления знаний в области  управления, однако данный обзор позволяетв какой-то мере составить представление о том, на что обращалось внимание на самых ранних стадиях развития древнего искусства и новейшей науки - менеджмента. Таким образом, проанализируя события развивающиеся в древнем периоде можно охарактеризовать как зараждени менеджмета как науки. Мы рассмотрели начальный этап развития мененеджмента в период его зараждения.  

 

Второй этап развития менеджмента

II   период развития менеджмента - индустриальный период (1776-1890). Наибольшая заслуга в развитии представлений о государственном управлении в этот период принадлежит А Смиту. Он является не только представителем классической политической экономии, но и специалистом в области управления, так как сделал анализ различных форм разделения труда, дал характеристику обязанностей государя и государства.

Большое влияние  на формирование многих сформировавшихся к тому времени научных направлений  и школ менеджмента оказало учение Р. Оуэна. Его идеи гуманизации управления производством, а также признание необходимости обучения, улучшения условий труда и быта рабочих актуальны и сегодня.

Первый переворот  в теории и практике управления связан с созданием и использованием вычислительной техники. В 1833 г. английский математик Ч. Беббидж разработал проект "аналитической машины" - прообраз современной цифровой вычислительной техники, с помощью которой уже  тогда управленческие решения принимались  более оперативно. Это был второй этап развития менеджмента.

 

Третий этап развития менеджмента

III  период развития менеджмента - период систематизации (1856-1960). Наука менеджмент, как наука об управлении находится в постоянном движении. Формируются новые направления, школы, течения, изменяется и совершенствуется научный аппарат, наконец, меняются сами исследователи и их взгляды. С течением времени менеджеры изменяли ориентиры от потребностей своей конкретной организации на изучение сил управления, действующих в их окружении. Некоторые из них решали свои управленческие проблемы теми способами, которые, казалось, срабатывали и в прошлые периоды. Другие исследователи искали более систематизированные подходы к управлению. Их индивидуальные успехи и провалы могут дать ценные уроки для сегодняшних менеджеров.

В сущности, то, что  мы сегодня называем менеджментом, зародилось во времена промышленной революции в XIX в. Возникновение фабрики  как первичного типа производства и  необходимость обеспечения работой  больших групп людей означали, что индивидуальные владельцы больше не могли наблюдать за деятельностью  всех работников. Для этих целей  обучали лучших работников - обучали  для того, чтобы они могли представлять интересы владельца на рабочих местах. Это и были первые менеджеры. Управление было признано самостоятельной областью деятельности только в двадцатом  веке. 

 

Четвертый этап развития менеджмента

IV период школы  управления — информационный  период (1960 г. по настоящее время).

Более поздние  теории управления разработаны в  основном представителями количественной школы, часто называемой управленческой школой. Появление управленческой школы  управления - следствие применения математики и компьютеров в управлении. Ее представители рассматривают  управление как логический процесс, который может быть выражен математически. В 60-е гг. начинается широкая разработка концепций управления, опирающихся  на использование математического  аппарата, с помощью которого достигается  интеграция математического анализа  и субъективных решений менеджеров.

Формализация  ряда управленческих функций, сочетание  труда, человека и ЭВМ потребовали  пересмотра структурных элементов  организации (служб учета, маркетинга и т.п.). Появились такие новые  элементы внутрифирменного планирования, как имитационное моделирование  решений, методы анализа в условиях неопределенности, математическое обеспечение  оценки многоцелевых управленческих решений.

Информация о работе Основы менеджмента