Основы менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2012 в 18:02, курсовая работа

Краткое описание

Менеджмент - это самостоятельный вид профессионально осуществляемой деятельности, направленной на достижение в рыночных условиях, намеченных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением принципов, функций и методов экономического механизма менеджмента.

Менеджмент - управление в условиях рынка, рыночной экономики означает:

• ориентацию фирмы на спрос и потребности рынка, на запросы конкретных потребителей и организацию производства тех видов продукции, которые пользуются спросом и могут принести фирме намечаемую прибыль;

• постоянное стремление к повышению эффективности производства, к получению оптимальных результатов с меньшими затратами;

• хозяйственную самостоятельность, обеспечивающую свободу принятия решений тем, кто несет ответственность за конечные результаты деятельности фирмы или ее подразделений;

Содержание

1. Сущность менеджмента

2. Содержание понятия "менеджмент"

3. Цели и задачи менеджмента

4. Характерные черты и стадии менеджмента

5. Менеджер и его функции

6. Содержание понятий "предпринимательство", "бизнес", "предпринимательская структура"

Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа основы менеджмента.doc

— 215.50 Кб (Скачать файл)

     - выработку цели менеджмента;

     - прогнозирование как предвидение  результатов развития, совершающегося под действием существующих факторов;

     - перспективное планирование как  систему мер, необходимых для  преодоления отклонения прогнозируемых итогов от установленной цели.

      Оперативное управление включает деятельность по реализации вышеуказанных мер, которая подразделяется на:

     - организацию как создание нужной  структуры и необходимых ресурсов; - руководство как распорядительство (мотивация) в условиях созданной структуры.

      Контроль включает анализ достигнутых результатов (обратная связь) и выступает как исходный пункт нового цикла управления.

     Эффективный менеджмент предполагает единство всех видов и стадий процесса управления как единство экономического, организационно-технического и социально-психологического аспектов управления. 

 

      5. Менеджер  и его функции 

     В современном понимании менеджер - это руководитель или управляющий, занимающий постоянную должность и наделенный полномочиями в области принятия решений по конкретным видам деятельности фирмы, функционирующей в рыночных условиях. Предполагается, что принимаемые менеджером решения являются обоснованными и вырабатываются на базе использования новейших методов управления: многовариантных расчетов с помощью компьютерной техники.

     Термин "менеджер" имеет довольно широкое  распространение и употребляется применительно:

     - к организатору конкретных видов  работ в рамках отдельных подразделений или программно-целевых групп;

     - к руководителю предприятия в целом или его подразделений (управлений, отделений, отделов);

     - к руководителю по отношению к подчиненным;

     - к администратору любого уровня управления, организующего работу в соответствии с современными методами.

     Свойственные  рынку риск и неопределенность ситуации требуют от менеджеров самостоятельности и ответственности за принимаемые решения, способствуют поиску оптимальных организационных и научно-технических решений относительно нововведений.

     К менеджеру любого уровня предъявляются  высокие требования, в частности, следующие:

     - наличие общих знаний в области  управления предприятием;

     - компетентность в вопросах технологии производства в той отрасли, к которой относится фирма по виду и характеру деятельности;

     - владение навыками не только  администрирования, но и предпринимательства, умение владеть ситуацией на рынках, проявлять инициативу и активно перераспределять ресурсы фирмы в наиболее выгодных сферах применения;

     - принятие обоснованных и компетентных  решений на основе согласования с нижестоящими руководителями и работниками и распределение участия каждого в их исполнении;

     - наличие практического опыта  и знаний в области анализа  экономической ситуации на основных рынках или их сегментах, на которых уже работает или намеревается работать;

     - умение анализировать деятельность и действия фирм-конкурентов;

     - умение предвидеть тенденции  развития хозяйственной конъюнктуры,  особенности спроса, мер государственного  регулирования экономики в своей  стране и в других странах,  на рынках которых фирма стремится  усилить либо удержать свои позиции.

     И все же важнейшим требованием  к менеджеру любого уровня является умение управлять людьми. Сюда относятся:

     - знание в совершенстве своих  прямых подчиненных, их способностей  и возможностей выполнения конкретной  поручаемой им работы;

     - знание условий, связывающих предприятие  и работников; защита интересов тех и других на справедливой основе;

     - устранение неспособных с целью  удержания единства и правильности  функционирования фирмы.

     Руководитель, как пишет А. Файоль, должен устранить  или предложить устранение всякого функционера, ставшего по какой-либо причине не способным выполнять возложенные на него задачи. Это требование долга всегда сложное, часто тягостное. Эта обязанность взывает к высшим нравственным качествам начальника и, в частности, к известному гражданскому мужеству, которое подчас труднее проявить, чем военную храбрость.

     Рыночная  экономика вызывает потребность  в управляющих, которые относятся к делу творчески, хорошо информированы, умеют наилучшим образом использовать ресурсы и обеспечивать эффективность функционирования фирмы.

     Каждый  менеджер и прежде всего руководитель высшего звена управления должны понимать, что их фирма осуществляет свою деятельность в рыночных условиях и целиком зависит от рынка.

     Фирма, существующая благодаря работе своих сотрудников, должна проявлять заботу об удовлетворении жизненных потребностей не только клиентов-потребителей, но и своих собственных работников.

     Важно отметить, что услуги американских менеджеров предлагаются фирмам и организациям, заинтересованным в профессиональном и квалифицированном администрировании, на контрактной основе.

     6. Содержание  понятий "предпринимательство", "бизнес", "предпринимательская структура"

 

     Предпринимательство (entrepreneurship) (предпринимательская деятельность) - это основной вид самостоятельной хозяйственной деятельности (производственной или коммерческой), осуществляемой физическими и юридическими лицами, именуемыми предпринимателями, от своего имени и на свой риск на постоянной основе. Эта деятельность направлена на достижение намеченного результата (получение прибыли или предпринимательского дохода), путем наилучшего использования капитала и ресурсов, экономически обособленными субъектами рыночного хозяйства, несущими полную имущественную ответственность за результаты своей деятельности и подчиняющимися правовым нормам (законодательству) страны регистрации.

     Рассмотрим  все составляющие этого понятия.

     Предпринимательство как особый вид  деятельности предполагает наличие у субъектов этой деятельности определенного образа мышления, особого стиля и типа хозяйственного поведения. Это проявляется в особом творческом отношении к делу, свободном проявлении инициативы, постоянном стремлении к новаторству, поиску нетрадиционных решений и возможностей, расширению масштабов и сферы деятельности и, что особо, важно, постоянной готовности к риску и изысканию способов его преодоления.

     Важнейшая задача предпринимательской деятельности состоит в обеспечении эффективного функционирования фирмы или деятельности индивидуального предпринимателя, что предполагает ориентацию на инновации и создание инновационной среды, умение привлекать и использовать для решения поставленных задач ресурсы из самых разнообразных источников.

     Предпринимательство как самостоятельная  деятельность предполагает свободу и самостоятельность субъектов этой деятельности в различных направлениях:

     - выбор вида и сферы предпринимательской  деятельности;

     - выбор направлений и методов деятельности;

     - принятие хозяйственных решений  и выбор средств их реализации;

     - формирование производственных  программ, выбор источников финансирования, поставщиков продукции и услуг, источников получения трудовых ресурсов;

     - выбор каналов и методов сбыта;

     - установление систем и размеров  оплаты труда и других видов  доходов лиц, работающих по  найму;

     - установление уровня цен и  тарифов на продукцию и услуги;

     - распоряжение прибылью (доходами) от  предпринимательской деятельности, остающейся после уплаты налогов и внесения других обязательных платежей.

     Предпринимательство как хозяйственная  деятельность предполагает организацию и управление хозяйственным процессом независимо от вида и сферы деятельности фирмы или индивидуального предпринимательства. Хозяйственная деятельность может охватывать следующие виды:

     инновационную, производственно-сбытовую, торгово-посредническую, консультационную, инжиниринговую, патентно-лицензионную и др., включая торговлю ценными  бумагами. Сфера хозяйственной деятельности включает как внутрифирменные отношения, так и отношения с другими участниками рыночного хозяйства - финансовые, правовые, расчетные, связанные с товародвижением, страхованием, хранением, арендой товаров, рекламой продукции и услуг и др.

     Предпринимательская деятельность осуществляется физическими и юридическими лицами. Физические лица - это индивидуальные предприниматели, правовое положение которых регулируется соответствующими законами, по которым они наделяются правоспособностью и дееспособностью: способностью к совершению юридических актов (заключению сделок); к наделению правами и обязанностями; к несению имущественной и другой ответственности.

     Юридическое лицо - это носитель имущественных прав и обязанностей. Оно выступает в хозяйственном обороте от своего имени; существует независимо от лиц, входящих в его состав; несет самостоятельную имущественную ответственность по обязательствам, в которые оно вступает. Имущество юридического лица обособляется от личного имущества его членов.

     Предпринимательская деятельность физических лиц относится к индивидуальной (частной) предпринимательской деятельности.

     Предпринимательская деятельность юридических лиц относится  к коллективному предпринимательству.

     Обе формы предпринимательской деятельности основаны как на собственности капитала и имущества, принадлежащего субъектам предпринимательской деятельности, так и на финансовых средствах, привлекаемых со стороны. В той и другой форме предпринимательской деятельности может применяться и не применяться наемный труд работников.

     Индивидуальный  предприниматель может быть собственником  капитала, вложенного в конкретное имущество, обладая правом владения, пользования и распоряжения этим имуществом, т. е. выступать в качестве единоличного владельца и управляющего имуществом, которое он вкладывает в организацию хозяйственного процесса (пускает в оборот), привлекая для этого необходимые ресурсы (материально-технические, трудовые и др.).

     Индивидуальный  предприниматель как физическое лицо может не иметь собственного капитала и имущества, а привлечь заемные средства и арендованное имущество для организации хозяйственной деятельности, конечным результатом которой будет получение предпринимательского дохода и прибыли.

     Индивидуальное  предпринимательство предполагает наличие у физического лица предпосылок для организации хозяйственной деятельности, которой он может управлять самостоятельно либо нанять управляющего.

     Индивидуальная  предпринимательская деятельность получила широкое распространение  в современных условиях в новых  отраслях, связанных с высокой технологией и новаторскими идеями, где в качестве физических лиц выступают инженеры, конструкторы, обладающие патентами и имеющие финансовые средства на организацию и внедрение их в производство. Обычно индивидуальный предприниматель имеет гораздо больше свободы действий, чем менеджер в крупной фирме, в особенности в выборе направлений и сферы деятельности.

     Предприниматель осуществляет хозяйственную  деятельность от своего имени и на свой риск. Предприниматель (entrepreneur) – это лицо, которое вкладывает собственные средства в организацию дела и принимает на себя личный риск, связанный с его результатами. Осуществляя хозяйственные связи с другими участниками рыночных отношений, предприниматель выступает стороной договора (сделки). Он может предоставить право подписания контрактов от своего имени или от имени фирмы, которую он возглавляет, конкретному представителю (управляющему) и установить пределы таких полномочий.

Информация о работе Основы менеджмента