Основы организационного поведения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2013 в 11:05, доклад

Краткое описание

1.1. Организационное поведение как учебная дисциплина и как наука. История развития ОП. Подходы к изучению ОП

1.2. Сущность Организационного поведения. Основные категории организационного поведения

Вложенные файлы: 1 файл

Microsoft Word Document.docx

— 27.75 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

Федеральное государственное  бюджетное образовательное 

учреждение высшего профессионального  образования 

«Тамбовский государственный технический университет»

 

Кафедра «Менеджмент»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Доклад 
на тему: Основы организационного поведения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                             Выполнил: 
                             Студент группы СМО-51

                             Рязанов А. А.

                             Проверил:  
                             Мищенко Е. С.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тамбов 2013

 

План.

 

1.1.      Организационное поведение как учебная дисциплина и как наука.  История развития ОП. Подходы к изучению ОП

 

1.2. Сущность Организационного  поведения. Основные категории  организационного поведения 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.1.      Организационное поведение как учебная дисциплина и как наука.  История развития ОП. Подходы к изучению ОП 

 

Организационное поведение (ОП) -  это дисциплина, являющаяся логическим продолжением дисциплины «Управление персоналом»ОП – область знаний, которая изучает поведение людей при осуществлении совместной деятельности.

Дисциплина ОП  - научная и предполагает: систематический анализ, исследование новых результатов, концептуальные разработки; академическая и предполагает изучение в ВУЗах с целью понимания проблем межличностных отношений в условиях совместной деятельности; прикладная и предполагает использование полученной информации как инструмент для управления персоналом.

ОП – это наука о  поведении людей и групп в  организациях, формировании поведенческих  моделей и инструментах управления указанными предметными областями.

Основная практическая цель ОП как науки – определить пути повышения эффективности трудовой деятельности человека, как в индивидуальном режиме, так и в совместном с  другими людьми. Кроме того, можно  сформулировать и другие цели ОП это:

  1. Систематизированное описание поведение людей в различных ситуациях в условиях совместной деятельности;
  2. Объективное (насколько это возможно ) объяснение поведения людей, причин различных поступков людей;
  3. Предсказание поведения людей при выполнении ими работы и их совершенствование.

Основная научная школа  ОП является эмпирической. В рамках этой школы тщательно изучается  опыт большого числа организаций.

ОП – системная наука, опирающаяся на результаты исследований и концептуальные разработки, которые, как и все естественные и общественные науки опираются на философский  фундамент концепций, базируясь  на ряде идей о природе человека: индивидуальные особенности, восприятие, целостность личности, мотивационное  поведение, стремление к соучастию, ценность личности; и организации: социальные системы, общность интересов, этические  принципы, иерархия, стремление к соперничеству, ценность общности.

Первой предпосылкой к  расширению исследований организационного поведения явились взгляды Э.Мэйо и Ч. Барнарда и ряда других представителей научных управленческих кругов, которые акцентировали внимание на человеческом, социальном факторе в организации. Именно эти факторы, по мнению Э. Мэйо имеют главное влияние на повышение производительности труда работников.

Дисциплина «Организационное поведение» берет свое начало с отчета, опубликованного Р.Гордоном и Д. Хауэлом в 1959 году.

Данный отчет был результатом  их знакомства с учебными курсами, опросов  студентов и преподавателей большого количества американских бизнес – школ. Их выводы свидетельствовали о том, что академическая дисциплина, как психология, не полностью удовлетворяет потребностям руководителей, они испытывают затруднения при применении теоретических положений науки на практике. Требовался новый подход, аккумулирующий в себе накопленный опыт исследований, оценки, прогнозирования, консультирования, конструирования в области поведения людей в условиях совместной деятельности.

«Организационное поведение»  объединило в себе соответствующие области общей, социальной, экспериментальной и индустриальной психологии, социологии, политологии и антропологии.

Таким образом, дисциплина ОП синтетическая, является отраслью знаний, интегрирующей основные специализированные дисциплины. Обобщение, которых способствовало появлению новых знаний.

Изучение ОП возможно –  накапливанием жизненного опыта  и поиском эффективных моделей  поведения людей в реальной деятельности. Этот подход имеет как положительные, так и отрицательные стороны. В данном подходе преобладают  методы «проб и ошибок», что не всегда желательно, другая положительная  сторона состоит в анализе  реальных ситуаций и синтеза новых  знаний на основе их обобщения. История  знает множество примеров менеджеров, создавших на основе накопленного управленческого  опыта собственные теории организационного поведения.

Другой подход к изучению ОП основан на овладении теоретическими знаниями и практическими навыками основываясь на научные исследования, при этом используются научные методы такие как опросы (интервью, анкетирование, тестирование), наблюдения и эксперименты.

При изучении ОП очень важно  сочетание двух подходов. Общие закономерности, выявленные с помощью строгих  научных методов,  конкретизируются, проверяются и дополняются с учетом индивидуальных особенностей работников и специфических особенностей социально экономических систем. 

 

 

      1.2. Сущность Организационного  поведения. Основные категории  организационного поведения 

 

Существуют различные  авторские точки зрения к определению  сущности понятия Организационное поведение. В данном докладе представлены точки зрения трех авторов  из них два отечественных автора Ю.Д. Красовского «ОП – это такое поведение работников вовлеченных в определенные управленческие процессы, имеющие свои циклы, ритмы, темпы, структуру отношений и требований»;

А.М.Смолкина «ОП – это такое поведение человека в организации, в результате которого устанавливаются, обеспечиваются определенные организационные связи» и наконец американский автор Джон. В.Ньюстром

«ОП – это изучение поведения  людей в организации и практическое использование полученных знаний.

Все представленные понятия  отражают то, что сущностью ОП является поведение людей в условиях совместной деятельности, а это особое поведение, которой должно быть ориентировано  на эффективный результат.

Следовательно, объектом изучения ОП является личность работника –  группа работников – организация  в целом, а предметом изучения поведение личности работника –  поведение группы работников – поведение  организации в целом.

Специфика объекта и предмета изучения определила   принципы организационного поведения, которые определяют практический подход к обеспечению эффективности управления персоналом. Большинство современных зарубежных и российских теоретиков ОП выделяют следующие:

  • гуманизм, который признает благо и уважение к его достоинству. Организационное поведение предполагает не только согласованную и производительную деятельность работников, но и безоговорочное признание человека высшей ценностью. Таким образом, без гуманизма теряется подлинный смысл организационного поведения;
  • демократизм – применительно к организационному поведению он означает особый характер отношений в условиях совместной деятельности;
  • нравственность – довольно широкое понятие, означающее одну из форм общественного сознания, социальный институт, выполняющий функцию регулирования поведения людей. С точки зрения теории и практики организационного поведения большое значение имеет нравственная атмосфера в организации, которая позволяет корректировать действия и поступки работников;
  • коллективизм – означает солидарность и взаимопомощь людей, что самым  благоприятным образом сказывается и на организационном поведении;
  • справедливость – это нормативное понятие морали, играющее большую роль в сознании людей и это не простое равенство, а равенство адекватных возможностей получить должное за свои деяния. Понимание сущности справедливости и его воплощение в практику деятельности организации заметно повышают трудовую активность и улучшает организационное поведение;
  • единство слова и дела – полное совпадение декларированного и практически осуществленного;
  • требовательность – совокупность правовых, административных и моральных норм предъявляемых к человеку. Она должна быть постоянной, а не эпизодической, и распространяться на всех работников организации;
  • ответственность – осознание работником своего долга и его исполнения и означает обязанность отвечать за свои действия и поступки.

Каждая наука имеет  свои фундаментальные понятия, отражающие ее сущность и специфические особенности. Такие понятия называются категориями. Категории организационного поведения  также отражают сущность и специфику  этой науки. Категории позволяют  более свободно ориентироваться  в информационном поле, а также  переносить ее в практическую деятельность.

В теории организационного поведения используются категории  присущие многим наукам, например личность, группа, поведение, мотивация, нормы, ценности и т.д.

Итак, целесообразно начать изучение организационное поведение  с категории ПОВЕДЕНИЕ.

Для общего понимания данного  термина можно использовать такое  понимание.    Поведение – это есть свойство живой системы, ее реакция, направленная на изменение ситуации с целью удовлетворения своих потребностей.

Поведение личности – это наблюдаемые поступки, действия индивидов, их определенная последовательность, так или иначе затрагивающие интересы людей.  

Это позволяет выделить свойства поведения:

  • оно всегда общественно, то есть оно проявляется по отношению к другому человеку;
  • оно всегда регулируется определенными нормами: экономическими, социальными, правовыми, политическими.

Единицей поведения является поступок, в котором формируется  и отражается моральный облик  и убеждения личности. Находясь в  системе организационных отношений  поведение личности, затрагивает  интересы других людей, а это может  существенно влиять на эффективность  их работы и показывает,  насколько работник удовлетворен, либо неудовлетворен своей работой, и существенным образом отражается на их производительности, дисциплине и других показателях.

В специальной литературе выделяют следующие виды социального  поведения:

  • перцептивное – характеризуется в стремлении совладать с информационной перегрузкой. В результате чего происходит упрощение информации и это приводит к потере значимой информации;
  • защитное – основано на действии механизма психологической защиты и позволяет человеку защититься от проблем, которые он не может решить. Такое поведение мало предсказуемое;
  • ролевое – это поведение с соответствующими требованиями, которые вынуждают человека действовать определенным образом;
  • сценарное – определяется исполнением множества правил «приличного» поведения, соответствующего его статусу;
  • экспрессивное – проявляется в тех случаях, в которых человек достигает высшего уровня мастерства и удовлетворения от хорошо сделанного дела;
  • эмпатичное -  проявляется в способности к сочувствию;
  • моделирующее – заражение, подражание, внушение. Трудно контролируемое;
  • атрибутивное – устранение противоречий между реальным поведением и системой мнений;
  • уравновешенное – способность изменять свое поведение за счет воспоминаний;
  • автономное – способность сделать выбор к преодолению любых преград в достижении цели;
  • исследовательское – стремление человека к новизне физического и социального окружения;
  • привычное – удовлетворение от положительного подкрепления;
  • утилитарное – получение максимального результата при минимальных усилиях;
  • освобождающее – стремление человека обезопасить себя от реальных и кажущихся опасных условий;
  • индуктивное – восприятие и оценка самих себя на основе интерпритации действительности;
  • утверждающее – переживание своих действий как совершение своих планов при максимальном использовании внутренних усилий.

Таким образом, знание типов  поведения позволяет найти правильный подход, тем самым регулировать это  поведение и направлять в нужное русло.


Информация о работе Основы организационного поведения