Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2013 в 11:05, доклад
1.1. Организационное поведение как учебная дисциплина и как наука. История развития ОП. Подходы к изучению ОП
1.2. Сущность Организационного поведения. Основные категории организационного поведения
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное
учреждение высшего
«Тамбовский государственный технический университет»
Кафедра «Менеджмент»
Доклад
на тему: Основы организационного поведения.
Выполнил:
Студент группы СМО-51
Рязанов А. А.
Проверил:
Мищенко Е. С.
Тамбов 2013
План.
1.1. Организационное поведение как учебная дисциплина и как наука. История развития ОП. Подходы к изучению ОП
1.2. Сущность Организационного поведения. Основные категории организационного поведения
1.1. Организационное поведение как учебная дисциплина и как наука. История развития ОП. Подходы к изучению ОП
Организационное поведение (ОП) - это дисциплина, являющаяся логическим продолжением дисциплины «Управление персоналом»ОП – область знаний, которая изучает поведение людей при осуществлении совместной деятельности.
Дисциплина ОП - научная и предполагает: систематический анализ, исследование новых результатов, концептуальные разработки; академическая и предполагает изучение в ВУЗах с целью понимания проблем межличностных отношений в условиях совместной деятельности; прикладная и предполагает использование полученной информации как инструмент для управления персоналом.
ОП – это наука о поведении людей и групп в организациях, формировании поведенческих моделей и инструментах управления указанными предметными областями.
Основная практическая цель
ОП как науки – определить пути
повышения эффективности
Основная научная школа ОП является эмпирической. В рамках этой школы тщательно изучается опыт большого числа организаций.
ОП – системная наука, опирающаяся на результаты исследований и концептуальные разработки, которые, как и все естественные и общественные науки опираются на философский фундамент концепций, базируясь на ряде идей о природе человека: индивидуальные особенности, восприятие, целостность личности, мотивационное поведение, стремление к соучастию, ценность личности; и организации: социальные системы, общность интересов, этические принципы, иерархия, стремление к соперничеству, ценность общности.
Первой предпосылкой к
расширению исследований организационного
поведения явились взгляды Э.
Дисциплина «Организационное поведение» берет свое начало с отчета, опубликованного Р.Гордоном и Д. Хауэлом в 1959 году.
Данный отчет был результатом
их знакомства с учебными курсами, опросов
студентов и преподавателей большого количества
«Организационное поведение»
Таким образом, дисциплина ОП синтетическая, является отраслью знаний, интегрирующей основные специализированные дисциплины. Обобщение, которых способствовало появлению новых знаний.
Изучение ОП возможно – накапливанием жизненного опыта и поиском эффективных моделей поведения людей в реальной деятельности. Этот подход имеет как положительные, так и отрицательные стороны. В данном подходе преобладают методы «проб и ошибок», что не всегда желательно, другая положительная сторона состоит в анализе реальных ситуаций и синтеза новых знаний на основе их обобщения. История знает множество примеров менеджеров, создавших на основе накопленного управленческого опыта собственные теории организационного поведения.
Другой подход к изучению ОП основан на овладении теоретическими знаниями и практическими навыками основываясь на научные исследования, при этом используются научные методы такие как опросы (интервью, анкетирование, тестирование), наблюдения и эксперименты.
При изучении ОП очень важно
сочетание двух подходов. Общие закономерности,
выявленные с помощью строгих
научных методов,
1.2. Сущность Организационного поведения. Основные категории организационного поведения
Существуют различные авторские точки зрения к определению сущности понятия Организационное поведение. В данном докладе представлены точки зрения трех авторов из них два отечественных автора Ю.Д. Красовского «ОП – это такое поведение работников вовлеченных в определенные управленческие процессы, имеющие свои циклы, ритмы, темпы, структуру отношений и требований»;
А.М.Смолкина «ОП – это такое поведение человека в организации, в результате которого устанавливаются, обеспечиваются определенные организационные связи» и наконец американский автор Джон. В.Ньюстром
«ОП – это изучение поведения
людей в организации и
Все представленные понятия отражают то, что сущностью ОП является поведение людей в условиях совместной деятельности, а это особое поведение, которой должно быть ориентировано на эффективный результат.
Следовательно, объектом изучения ОП является личность работника – группа работников – организация в целом, а предметом изучения поведение личности работника – поведение группы работников – поведение организации в целом.
Специфика объекта и предмета изучения определила принципы организационного поведения, которые определяют практический подход к обеспечению эффективности управления персоналом. Большинство современных зарубежных и российских теоретиков ОП выделяют следующие:
Каждая наука имеет свои фундаментальные понятия, отражающие ее сущность и специфические особенности. Такие понятия называются категориями. Категории организационного поведения также отражают сущность и специфику этой науки. Категории позволяют более свободно ориентироваться в информационном поле, а также переносить ее в практическую деятельность.
В теории организационного поведения используются категории присущие многим наукам, например личность, группа, поведение, мотивация, нормы, ценности и т.д.
Итак, целесообразно начать изучение организационное поведение с категории ПОВЕДЕНИЕ.
Для общего понимания данного термина можно использовать такое понимание. Поведение – это есть свойство живой системы, ее реакция, направленная на изменение ситуации с целью удовлетворения своих потребностей.
Поведение личности – это наблюдаемые поступки, действия индивидов, их определенная последовательность, так или иначе затрагивающие интересы людей.
Это позволяет выделить свойства поведения:
Единицей поведения является
поступок, в котором формируется
и отражается моральный облик
и убеждения личности. Находясь в
системе организационных
В специальной литературе выделяют следующие виды социального поведения:
Таким образом, знание типов
поведения позволяет найти