Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 21:51, лекция
Любой менеджер выполняет административные функции, руководит персоналом, участвует в выборе целей своей деятельности и средств ее достижения. Директор малого предприятия и тем более индивидуальный предприниматель сам выполняет все или большинство функций. Лишь с увеличением размеров фирмы появляется возможность закрепить их за разными сотрудниками или отделами управления. Однако во всех случаях целесообразно различать и анализировать виды менеджмента, поскольку для них характерны особые средства и методы управления, навыки и приемы.
ОСНОВЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА Введение в стратегический менеджмент Без стратегии организация подобна кораблю без руля, плывет по кругу или напоминает бродягу, который не знает куда идти Доел Росс, Мишель Ками
Все виды менеджмента взаимосвязаны между собой. Любой менеджер выполняет
административные функции, руководит
персоналом, участвует в выборе целей
своей деятельности и средств
ее достижения. Директор малого предприятия
и тем более индивидуальный предприниматель
сам выполняет все или Стратегический менеджмент - основа управления предприятием. Чрезвычайно быстрые изменения
деловой среды российских предприятий,
связанные с развитием Стратегический менеджмент,
как концепция управления фирмой,
позволяет взглянуть на организацию
как на единое целое, объяснить с
общесистемных позиций, почему некоторые
фирмы развиваются и Стратегический менеджмент является интегрирующим курсом, который объединяет различные разделы и дисциплины теории фирмы: менеджмент, маркетинг, экономику фирмы, финансовый менеджмент, информационные технологии. Как научная дисциплина стратегический менеджмент постоянно развивается, до сих пор нет однозначного взгляда на многие его составляющие. Историография стратегического менеджмента Истоки возникновения стратегического менеджмента Центральным в теории стратегического управления является понятие «стратегия». Слово стратегия очень древнее и происходит оно от греческого strategia – искусство или наука быть полководцем. Значение полководцев в Древней Греции было очевидным. История свидетельствует, что наиболее талантливые и удачливые полководцы очень большое значение придавали правильному построению обеспечения армии, а также решениям, когда вступать в битву, а когда вступать в переговоры с народом, политиками, дипломатами. Они являлись стратегами. Однако использование понятия стратегии не является исключительной прерогативой древних греков. В Древнем Китае в период между 480 и 221 годами до нашей эры уже была написана книга под названием "Искусство стратегии". Споры по поводу того, кому приписывать авторство – одному человеку или же это так называемое народное творчество – продолжаются по сей день. Таким образом, уже с древних
времен стратегии придавался смысл,
который можно сегодня было бы
назвать нормой оптимального поведения
фирмы или же отдельного человека.
Сун Цу, например, писал: «Тот, кто
одержал сотни побед в сотнях
конфликтов, вряд ли обладает высоким
мастерством. Тот, кто владеет высоким
мастерством использования Данное понятие настолько многогранно, что дать ему однозначное определение довольно трудно. 1. Стратегия – это средство
достижения конечного 2. Стратегия – это долгосрочный
комплексный план, обеспечивающий
осуществление миссии и 3. Стратегия – это результат
анализа сильных и слабых Главная задача стратегии состоит в том, чтобы перевести организацию из ее настоящего состояния в желаемое руководством будущее состояние. Этапы развития стратегического менеджмента Историки бизнеса обычно выделяют четыре этапа в развитии стратегического менеджмента: бюджетирование, долгосрочное планирование, стратегическое планирование и, наконец, стратегический менеджмент. 1. Бюджетирование. В эпоху
формирования гигантских Особенностью бюджетно- 2. Долгосрочное планирование.
В 1950-х – начале 1960-х годов
характерными условиями работы
компаний являлись высокие Эти факторы создали условия для развития долгосрочного планирования. Основу метода составляют
прогнозы работы фирмы на несколько
лет вперед. При этом долгосрочное
планирование основывалось на экстраполяции
сложившихся в прошлом Этот подход, более известный у нас как метод «планирования от достигнутого», широко использовался в условиях централизованного управления советской экономикой. 3. Стратегическое планирование.
В конце 1960-х годов по мере
нарастания кризисных явлений
и усиления международной 4. Стратегический менеджмент.
К 1990-м годам большинство В отличие от стратегического планирования стратегический менеджмент является действенно ориентированной системой, которая включает в рассмотрение процесса реализации стратегии, а также оценку и контроль. Стратегическое управление означает, что процесс управления должен быть упреждающим, а не реактивным, то есть необходимо воздействовать на события во внешнем окружении, а не просто реагировать на них. В настоящее время выделяются два направления развития стратегического менеджмента. Первое «регулярное стратегическое управление» – состоит из двух взаимодополняющих подсистем: подсистемы анализа и планирования стратегии и подсистемы реализации стратегии. По существу суть этого направления – управление стратегическими возможностями организации. Это направление получило наибольшее распространение в силу того, что более глубоко и полно разработано. Второе направление развития стратегического управления называют «стратегическим управлением в реальном масштабе времени» и связывают с решением неожиданно возникающих стратегических задач. Оно развивается в тех отраслях, где изменения во внешнем окружении настолько непредсказуемы, что требуют немедленной адекватной реакции, и организации просто не остается времени на пересмотр своей стратегии. Организация вынуждена одновременно параллельно заниматься уточнением стратегии и решением возникших стратегических задач. Эта система стратегического управления находится в стадии становления. Теоретические основы стратегического менеджмента Сущность стратегического
менеджмента заключается в − В каком положении
предприятие находится в − В каком положении оно хотело бы находиться через три, пять, десять лет? − Каким способом достигнуть желаемого положения? Для ответа на первый вопрос менеджеры должны хорошо понимать текущую ситуацию, в которой находится предприятие, прежде чем решать, куда двигаться дальше. А для этого необходима информационная основа, обеспечивающая процесс принятия стратегических решений соответствующими данными для анализа прошлых, настоящих и будущих ситуаций. Второй вопрос отражает такую важную особенность стратегического менеджмента, как его ориентация на будущее. Для ответа на него необходимо четко определить, к чему стремиться, какие цели ставить. Третий вопрос стратегического
менеджмента связан с реализацией
выбранной стратегии, в ходе которой
может происходить Среди объектов стратегического менеджмента выделяют три группы: 1. Организация, как открытая
комплексная социально- 2. Структурное подразделение
– это направление 3. Функциональная зона
организации – это сфера Предметом стратегического планирования и управления являются: 1. Проблемы, прямо связанные
с генеральными целями 2. Проблемы и решения,
связанные с каким-либо 3. Проблемы, связанные с
неконтролируемыми внешними Стратегический менеджмент предполагает реализацию следующих функций: 1. Анализ внешней и внутренней среды фирмы; 2. Определение миссии фирмы и ее целей; 3. Разделение общей цели на подцели; 4. Определение средств достижение этих целей; 5. Выбор стратегии; 6. Реализацию стратегии,
направленной на достижение 7. Оценка и контроль выполнения стратегии. Основные этапы стратегического управления В настоящее учеными выделяется пять основных этапов стратегического управления: 1. Определение сферы 2. Разработка долговременных
и краткосрочных целей 3. Разработка стратегии достижения целей деятельности. 4. Реализация стратегии организации. 5. Оценка эффективности
стратегии по результатам Поскольку условия современного
бизнеса крайне динамичны, данный процесс
является непрерывным и представляет
собой постоянно Рассмотрим каждый этап стратегического управления подробнее. Первый этап. Определение сферы деятельности организации предполагает: – определение удовлетворяемой потребности; – идентификацию потребителей; – определение способа удовлетворения потребностей конкретных потребителей. То есть необходимо ответить на вопрос: "Что, для Кого и Как мы производим?" Например, компания Polaroid так определила свой бизнес: «Разработка и продвижение быстрой фотографии для удовлетворения потребностей состоятельных семей в любви, дружбе, добрых воспоминаниях и юморе». Компания McDonald's сделала это следующим образом: «Обеспечение горячей вкусной пищей в чистом ресторане за приемлемую плату». Миссия организации – это выраженное словесно основное социально-значимое функциональное назначение (роль) организации в долгосрочном периоде (помимо получения прибыли), отражающее предназначение бизнеса, его философию. Данный термин дословно означает «ответственное задание, роль». Миссия помогает определить, чем в действительности занимается предприятие, при этом она фокусирует внимание на потребителе, а не на товаре. Следовательно, определение миссии предполагает ответ на вопрос: «Какую пользу фирма может принести потребителям, достигая при этом большего успеха на рынке?» Считается, что формулировка миссии должна быть яркой, лаконичной, динамичной конструкцией, удобной для восприятия (часто это бывает лозунг). Примеры миссий: «Два века традиций – гарантия качества» (Фольгопрокатный завод, Санкт-Петербург). «Мы экономим ваше время и деньги» (Инкомбанк). «Стихии не подвластен» (Онэксимбанк). Миссия бизнеса имеет
огромное значение для коммуникации
внутри предприятия (позволяет сотрудникам
фирмы лучше понять ее деятельность,
а руководителям – иметь Второй этап. Определение долгосрочных и краткосрочных целей организации После того, как миссия сформулирована, необходимо определить долгосрочные (3 – 5 лет и более) и краткосрочные (1 – 2 года) цели организации. Можно выделить восемь ключевых направлений, в рамках которых предприятие определяет свои цели. 1. Положение на рынке.
Рыночными целями могут быть
завоевание лидерства в 2. Инновации. Целевые установки
в этой области связаны с
определением новых способов
веяния бизнеса: организацией
производства новых товаров, 3. Производительность. Более
эффективно то предприятие, 4. Ресурсы. Определяется потребность во всех видах ресурсов. 5. Прибыльность. Эти цели
могут быть выражены 6. Управленческие аспекты.
Обеспечить получение прибыли
в долгосрочной перспективе 7. Персонал. Цели в отношении
персонала могут быть связаны
с сохранением рабочих мест, обеспечением
приемлемого уровня оплаты 8. Социальная ответственность.
В настоящее время большинство
западных экономистов признает,
что фирмы должны Цели предприятия должны
соответствовать следующим 1. Цели должны быть конкретными и измеримыми. 2. Цели должны иметь
конкретный горизонт 3. Цель должна быть достижимой. 4. Цели должны быть
гибкими и иметь пространство
для их корректировки в связи
с непредвиденными изменениями
внешней среды и внутренних
возможностей предприятия. Это
обеспечивает реализуемость 5. Множественные цели
предприятия должны быть Пример долгосрочной цели
транспортной компании: «Стать самой
большой и лучшей транспортной компанией
в мире»; компании General Electric: «Стать
самой конкурентоспособной Краткосрочные цели формулируются по тем же принципам, что и долгосрочные, но являются более конкретными и предполагают оперативные действия в короткие сроки 1-2 года, направленные в совокупности на достижение долгосрочной цели. Третий этап. Формулирование стратегии Формулировка стратегии – функция управления, заключающаяся в формировании миссии организации, определении целей деятельности и создании стратегии. Конечным продуктом формулировки стратегии является стратегический план. Стратегический план – документ, содержащий цель организации, ее направления развития, долгосрочные и краткосрочные задачи и стратегию развития. Стратегия необходима как всей компании в целом, так и отдельным ее связующим звеньям – научные исследования, продажа, маркетинг, финансы, трудовые ресурсы и т.д. При формировании стратегии из многих выполнимых вариантов менеджер, выступая в качестве индикатора, изыскивает новые возможности и является своего рода синтезатором разных течений и подходов, взятых в разное время и в разных подразделениях компании. Стратегия организации постоянно развивается. Всегда находится что-то новое, на что надо реагировать, и в результате этого открываются новые стратегические ниши. Поэтому задача усовершенствования стратегии бесконечна. Стратегия компании всегда должна сочетать в себе запланированную линию поведения и возможность оперативного реагирования на все новое. Четвертый и пятый этапы. Реализация стратегии, оценка ее эффективности и корректировка предыдущих этапов Два последних этапа Реализация стратегии – это функция не только высшего руководства, а работа для всей управленческой команды. Все менеджеры выступают как реализаторы стратегии в рамках своих полномочий и ответственности. Последний этап является мостиком, возвращающим компанию к исходным первым пунктам, но на качественно новом уровне. Таким образом, процесс стратегического менеджмента можно представить в виде непрерывной восходящей вверх спирали. Выстраивание стратегической пирамиды В крупной дифференцированной
компании стратегии разрабатываются
на четырех различных 1. Корпоративная стратегия
(стратегия для компании и 2. Деловая стратегия (для
каждого отдельного вида 3. Функциональная стратегия
(для каждого функционального
направления определенной 4. Операционная стратегия
(более узкая стратегия для
основных структурных единиц: заводов,
торговых региональных На одноотраслевом предприятии существуют только три уровня (отсутствует корпоративный курс). Рассмотрим каждый уровень стратегии отдельно. 1. Корпоративная стратегия.
Она является общим планом
управления для Разработка корпоративной
стратегии для 1. Действия по достижению диверсификации. 2. Шаги по улучшению общих показателей работы в тех отраслях, где уже действует фирма. 3. Нахождение путей получения
синергического эффекта среди
хозяйственных подразделений, 4. Создание инвестиционных
приоритетов и перелив Корпоративная стратегия
создается руководителями высшего
звена. Они несут главную 2. Деловая стратегия (бизнес- Для компании, занимающейся
одним видом бизнеса, корпоративная
и деловая стратегии совпадают,
различие между ними существует только
в диверсифицированной Деловая стратегия разрабатывается по следующим основным направлениям: 1. Реагирование на изменения,
происходящие в данной отрасли, 2. Разработка 3. Объединение стратегических
инициатив функциональных 4. Решение конкретных
стратегических проблем, Главная ответственность за деловую стратегию ложится на плечи менеджера, отвечающего за то или иное направление. Руководитель как ответственный за стратегию имеет, по крайней мере, две обязанности: – контроль за пониманием своих стратегий в каждой функциональной сфере и их взаимным соответствием; – выполнение определенных стратегических действий, одобренных руководителями высшего звена, и информирование их о новых важных изменениях. – в диверсифицированных корпорациях руководители также несут ответственность и за контроль соответствия стратегии своего подразделения стратегии корпорации в целом. 3. Функциональная стратегия
относится к плану управления
текущей и основной Функциональная стратегия конкретизирует отдельные детали в общем плане развития компании за счет определения подходов, необходимых действий и практических шагов по обеспечению управления отдельными подразделениями или функциями бизнеса. Роль функциональной стратегии
заключается в поддержке общей
деловой стратегии и Главная ответственность за формирование функциональной стратегии обычно возлагается на руководителей подразделений. При выполнении стратегии руководитель подразделения работает в тесном контакте со своими заместителями и главами других подразделений. 4. Операционная стратегия
относится к еще более Операционные стратегии дополняют и завершают общий бизнес-план работы компании. Главная ответственность
за разработку операционных стратегий
ложится на руководителей среднего
звена, предложения которых должны
быть рассмотрены и приняты Таким образом, стратегический
план организации есть совокупность
стратегий, выработанных различными менеджерами,
на различных уровнях Факторы, определяющие стратегию организации Факторов, которые оказывают влияние на разработку и реализацию стратегии компании огромное множество. Это связано с тем, что любое предприятие (организация) имеет как множество связей с внешней средой, так и внутренние коммуникации, структуру, особенности. Для эффективной работы предприятия необходимо учитывать всю совокупность факторов. Это можно сделать, классифицировав их по следующим критериям: 1. По сфере возникновения выделяют: - внешние, которые возникают за пределами предприятия; - внутренние, связанные с деятельностью предприятия, не выходящей за его пределы. 2. По природе возникновения выделяют: - экономические (изменение курса валют, производственные особенности, издержки), - политические (внешняя политика, внутренние процессы, политический строй), - социальные (уровень жизни, доходы, ожидания, демографическая ситуация), - правовые (законы, правила, нормы, концепции), - экологические и другие. 3. По возможности - предсказуемые факторы, которые можно предвидеть; - непредсказуемые – возникают внезапно, неожиданно. 4. По масштабам распространения влияния фактора выделяют: - всеобщие; - локальные (местные). 5. По открытости выделяют: - явные факторы; - латентные или скрытые – трудно обнаруживаемые. Причем факторы Наиболее распространено деление факторов на внутренние и внешние. Так как стратегия не обеспечивает успеха, если не проведена граница между внутренней и внешней ситуацией, не обеспечено приобретение существенных конкурентных преимуществ и не улучшена внутренняя деятельность компании. Среди внешних факторов можно выделить: 1. Нормативно-правовую базу 2. Привлекательность отрасли и условия конкуренции 3. Специфические рыночные возможности и опасности Среди внутренних факторов выделяют: 1. Сильные и слабые
стороны организации, ее 2. Личные амбиции, философия бизнеса и этические воззрения менеджеров 3. Влияние ценностей и культуры компании на выбор стратегии Подходы к выполнению задачи по разработке стратегии В зависимости от различных
факторов: размеров, формы организации,
стиля управления – на каждом предприятии
стратегии разрабатываются по- Например, в небольших компаниях, управляемых авторитарным руководителем, выработка стратегии проходит неформально. Часто стратегия существует не в письменном виде, а только в уме предпринимателя и устных договоренностях с главными подчиненными. Крупные фирмы склонны
вырабатывать свои планы посредством
ежегодного планирования стратегии (дополненного
описанием необходимых Чем крупнее предприятие
и разнообразнее его продукция,
тем больше управляющие предпочитают
иметь годовой Ученые выделяют четыре основных подхода выработки стратегии: 1. Главный стратегический подход; 2. Подход «делегирование полномочий»; 3. Совместный подход; 4. Инициативный подход. 1. Главный стратегический
подход. Особенностью данного подхода
является то, что руководитель
лично выступает как главный
стратег и главный Но управляющий не делает
всю работу самостоятельно, он становится
только главным архитектором стратегии
и активно привлекает к ее построению
менеджеров низшего звена, определяя
и контролируя процесс 2. Подход «делегирование
полномочий». В этом случае
руководитель передает Управляющий наблюдает со стороны, с помощью отчетов и переговоров находится в курсе дел, предлагает, если необходимо. Руководство реагирует на проблемы и рекомендации и только после того, как стратегический план был официально представлен, обсужден и единогласно принят, утверждает его. Но управляющий редко делает много рекомендаций и может не усматривать необходимости лично подталкивать процесс. Преимущество данного
стиля выработки стратегии Слабым местом здесь является то, что в конечном итоге управляющий может быть настолько отдален от формального процесса выработки стратегии, что перестает осуществлять реальное стратегическое руководство, а подчиненные могут прийти к выводу, что стратегическое планирование недостаточно важно, чтобы претендовать на личное внимание и время управляющего, что свидетельствует о слабом руководстве в вопросах выработки направления развития. Часто разрабатываются стратегии,
рассчитанные на короткий срок и быстрое
исполнение. Эти стратегии имеют
дело с сегодняшними проблемами, а
не с выбором положения 3. Совместный (коллаборационистский)
подход. Это промежуточный вариант
между предыдущими двумя 4. Инициативный подход. При
этом подходе управляющий Этот подход показывает себя
наилучшим образом в крупных,
диверсифицированных Из четырех основных подходов, которые могут использовать управляющие для выработки стратегии, по существу ни один не выступает как лучший. У каждого есть свои сильные и слабые стороны. СТРАТЕГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ Теоретические основы анализа внешней среды Ни одна организация не
может функционировать Внешняя среда – это факторы, находящиеся за рамками организации и способствующие функционированию, выживанию и росту организации при их умелом использовании. Разработка стратегии
логически начинается с внешнего
анализа, анализа факторов, которые
находятся вне сферы Внешний анализ является частью так называемого SWOT-анализа. SWOT-анализ – это Основное назначение анализа внешней среды — выявить и эффективно использовать при разработке стратегии возможности и угрозы, которые существуют в настоящее время и которые могут возникнуть для предприятия в будущем. Возможности – это положительные тенденции и явления внешней среды, которые можно использовать для повышения эффективности деятельности организации. Например, снижение налогов,
рост доходов населения и Угрозы – это отрицательные тенденции и явления внешней среды, которые могут ослабить его конкурентную позицию или, при отсутствии соответствующей реакции, привести к полному разрушению бизнеса. К угрозам можно отнести,
например, снижение покупательной способности
населения, усиление конкуренции на
рынке, неблагоприятные Конечным результатом внешнего анализа является формирование альтернативных стратегических решений, их оценка и окончательный выбор стратегии, ориентированной на использование возможностей и защиту от угроз внешней среды. Внешняя среда (окружение бизнеса) состоит из двух частей (рис. 1): - макросреда; - микросреда. Макросреда – это отдаленное
окружение, которое оказывает на
организацию косвенное К ней относится, например, состояние экономики, научно-технический прогресс, социально-культурные и политические изменения, природные явления, групповые интересы и события в других странах, затрагивающие организацию. Микросреда – это отраслевое
или ближнее окружение К ней относятся все контактные аудитории, например, поставщики, потребители, конкуренты, посредники, акционеры, кредиторы, профсоюзы и государственные учреждения. Ученые выделяют четыре основных типа внешней среды: 1. Изменяющаяся среда,
которая характеризуется 2. Враждебное окружение,
создаваемое жесткой 3. Разнообразное окружение
свойственно глобальному 4. Технически сложная
среда. В такой среде В практической деятельности используются различные методы реагирования на изменения факторов внешней среды. Наиболее распространенными среди них являются следующие подходы: - «борьба с огнем», или реактивный стиль управления. Этот подход, предполагающий принятие управленческих мер после свершения изменений, по-прежнему распространен на многих российских предприятиях; - расширение сфер деятельности, или диверсификация производства капитала как средство возможного уменьшения коммерческого риска при изменении факторов внешней среды; - совершенствование организационной структуры управления для повышения его гибкости. В этом случае предприятие может создавать центры прибыли, стратегические единицы бизнеса и другие гибкие структуры, ориентированные на достижение конечных результатов; - стратегическое управление. Анализ макросреды (PEST-анализ) Макросреда включает общие факторы, которые не касаются напрямую краткосрочной деятельности предприятия, но могут влиять на его долгосрочные решения. Стратегическими факторами макросреды считаются такие направления ее развития, которые, во-первых, имеют высокую вероятность реализации и, во-вторых, высокую вероятность влияния на функционирование предприятия. Изменения макросреды влияют
на стратегические позиции предприятия
на рынке, воздействуя на элементы микросреды.
Поэтому целью анализа Поскольку число возможных факторов макросреды достаточно велико, то при анализе макросреды рекомендуется рассмотреть четыре узловых направления, анализ которых получил название PEST-анализ (по первым буквам английских слов political-legal (политико-правовые), economic (экономические), sociocultural (социокультурные), technological (технологические факторы)). Цель PEST-анализа – отслеживание (мониторинг) изменений макросреды по четырем узловым направлениям (табл. 1) и выявление тенденций, событий, не подконтрольных предприятию, но оказывающих влияние на результаты принятых стратегических решений. Хотя, безусловно, на деятельность предприятия могут оказывать влияние и другие специфические факторы макросреды. Так, природная среда воздействует на деятельность сельскохозяйственных предприятий, на предприятия строительной индустрии. Таблица 1 Политико-правовые факторы: - правительственная стабильность; - налоговая политика и законодательство в этой сфере; - антимонопольное законодательство; - законы по охране природной среды; - регулирование занятости населения; - внешнеэкономическое законодательство; - позиция государства по отношению к иностранному капиталу; - профсоюзы и другие группы давления (политического, экономического и т. п.) Экономические факторы: - тенденции валового национального продукта; - стадия делового цикла; - процентная ставка и курс национальной валюты; - количество денег в обращении; - уровень инфляции; - уровень безработицы; - контроль над ценами и заработной платой; - цены на энергоресурсы; - инвестиционная политика Социокультурные факторы: - демографическая структура населения; - стиль жизни, обычаи и привычки; - менталитет; - социальная мобильность населения; - активность потребителей Технологические факторы: - затраты на НИОКР; - из разных источников; - защита интеллектуальной собственности; - государственная политика в области НТП; - новые продукты (скорость обновления, источники идей) Выделяют следующие этапы проведения PEST-анализа: 1. Разрабатывается перечень
внешних стратегических 2. Оценивается значимость
(вероятность осуществления) 3. Дается оценка степени
влияния каждого фактора- - «пять» — сильное воздействие, серьезная опасность; - «единица» — отсутствие воздействия, угрозы. 4. Определяются взвешенные
оценки путем умножения веса
фактора на силу его Суммарная оценка указывает на степень готовности предприятия реагировать на текущие и прогнозируемые факторы внешней среды. Отраслевой (конкурентный) анализ Цель и содержание отраслевого анализа Целью отраслевого анализа является определение привлекательности отрасли и ее отдельных товарных рынков. Такой анализ позволяет понять структуру и динамику отрасли, характерные для нее возможности и существующие угрозы, определить ключевые факторы успеха и на этой основе разрабатывать стратегию поведения предприятия на рынке. При проведении отраслевого анализа основным объектом исследования служит хозяйственная отрасль. Отрасль – это совокупность предприятий, конкурирующих с аналогичными товарами или услугами на одном потребительском рынке. Выделяют следующие стадии анализа отрасли: 1. определение экономических
характеристик отраслевого 2. оценка степени конкуренции; 3. определение ключевых факторов успеха; 4. заключение о степени привлекательности отрасли. Определение
экономических характеристик Экономические характеристики отрасли важны, так как они налагают ограничения на разнообразие стратегических подходов, которые компания может использовать в данной отрасли. Для оценки общей ситуации в отрасли используются следующие показатели: 1. реальный и потенциальный размер рынка; 2. стадия жизненного цикла
отрасли (начало подъема, 3. темпы роста размера
отрасли и тенденции ее 4. структура отраслевых издержек; 5. система сбыта продукции; 6. среднеотраслевая прибыль; 7. темп технологических
изменений и продуктовых
Оценка степени конкуренции Анализ конкурентных сил, действующих на фирму осуществляется согласно модели пяти сил конкуренции (рис. 1), предложенной профессором Гарвардской школы бизнеса М. Портером. Рис. 1. Модель «пяти сил» Портера Он выделил пять сил
конкуренции и доказал, что чем
выше давление этих сил, тем меньше
у существующих компаний возможности
увеличивать цены и прибыль. Ослабление
сил создает благоприятные Основная задача менеджера заключается в том, чтобы найти такую сферу деятельности, где была бы обеспечена защита от действия этих конкурентных сил и/или появилась бы возможность использовать их в своих целях. Из пяти факторов конкуренции в отрасли доминирует, как правило, один фактор, который и становится решающим при разработке стратегии предприятия. Рассмотрим подробнее каждую силу Портера. Первая сила Портера: Конкуренция среди действующих в отрасли фирм Соперничество среди существующих фирм зависит от множества факторов: 1. Увеличение числа примерно
одинаковых по размерам и 2. Темпы роста спроса на продукцию. 3. Особые условия хозяйствования в отрасли. 4. Низкий уровень затрат
покупателей при переходе с
потребления одной марки 5. Одна или несколько
компаний не удовлетворены 6. Конкуренция усиливается
пропорционально росту прибыли
от успешных стратегических 7. Барьеры выхода являются серьезной опасностью, особенно когда спрос в отрасли падает. Барьеры выхода – это экономические и эмоциональные факторы, которые удерживают компанию в отрасли, даже если доходы малы. В результате появляются излишние производственные мощности, что ведет к усилению ценовой конкуренции, т.к. компании сбрасывают цены, пытаясь использовать простаивающие мощности. 8. Различие приоритетов фирм, их стратегий, ресурсов, личных качеств их руководителей и страны, где они зарегистрированы. 9. Крупные компании, действующие
в других отраслях, приобретают
какую-либо разоряющуюся фирму
в данной отрасли и 10. Степень консолидации в отрасли. Выделяют фрагментарные
отрасли (с монополистической Олигополистические отрасли,
где действуют несколько Монополистические отрасли, где действует один производитель. Например, отрасль энергетики – ОАО ЭиЭ «Челябэнерго». Таким образом, конкуренция среди действующих в отрасли фирм зависит от множества факторов, между которыми существует тесная взаимосвязь. Факторы конкуренции, действующие на фирму в отрасли, эволюционируют в течение жизненного цикла отрасли. Вторая сила Портера: Риск входа на рынок потенциальных конкурентов Возможности появления новых конкурентов в отрасли зависят от двух факторов: 1. барьеры входа в отрасль; 2. реакция компаний, уже
действующих на рынке, на 1. Барьеры входа в отрасль
– это препятствия, которые
необходимо преодолеть для Основные источники таких барьеров: 1. Экономия на масштабах
производства, которая связана со
снижением издержек при 2. Трудности доступа к технологии и ноу-хау. 3. Квалификация и опыт персонала. 4. Приверженность потребителей к определенным маркам. 5. Значительный размер
первоначальных 6. Доступ к каналам сбыта. 7. Действия контролирующих органов. 8. Налоговые ограничения. 2. Реакция компаний, уже
действующих на рынке, на Позиция компаний по отношению к новичку может быть двух видов: - Пассивная реакция; - Активная защита позиций. Основными причинами поведения конкурентов являются: - размер отрасли; - темпы роста отрасли; - ожидаемые доходы. Чем сильнее угроза от появления новых конкурентов, тем больше оснований у фирм-сторожилов укреплять свои позиции, затрудняя проникновение на рынок новичков. Третья сила Портера: Угроза появления заменяющих продуктов (товаров-субститутов) Фирмы одной отрасли промышленности нередко конкурируют с фирмами другой отрасли промышленности, т.к. выпускаемые ими товары являются взаимозаменяемыми. Уровень угрозу товаров-субститутов зависит от следующих факторов: 1) цена производства товара- 2) готовность покупателя принять замену (издержки перехода; привычки, удобство, условия обслуживания, престижность и т.д.); 3) качество и экологические
характеристики продукции ( 4) дополнительные преимущества
(постгарантийное обслуживание) Таким образом, наличие в отрасли угрозы товаров-заменителей обостряет конкурентную борьбу, которая осуществляется как ценовыми, так и неценовыми методами. Но кроме сложностей, данный фактор конкуренции создает и преимущества, которые необходимо использовать при построении стратегии. Четвертая сила Портера: Экономические возможности поставщиков Поставщики – это реальная рыночная сила, если предоставляемый ими товар составляет существенную часть издержек при производстве отраслевой продукции Они могут влиять на отрасль путем увеличения цены или снижения качества поставляемого сырья или услуг. Условия высокого влияния поставщиков на отрасль: 1. доминируют несколько предприятий-поставщиков; 2. отсутствие товаров- 3. высокая концентрация в отрасли-поставщике (олигополия, монополия); 4. продукция уникальна или переходные затраты высоки; 5. когда предприятия отрасли
не являются крупными (важными)
потребителями для фирм- 6. когда переход потребляющих
предприятий на другую Пятая сила Портера: Экономические возможности покупателей Способность покупателей договориться между собой и диктовать условия сделки существенно уменьшает прибыль отрасли. Покупатели стремятся снизить цену, приобрести товары/услуги более высокого качества, сталкивая конкурентов друг с другом. Условия высокого влияния покупателей на отрасль: - стандартизованная продукция (могут купить товар у любого производителя, что вынуждает последних к конкуренции); - крупные и малочисленные покупатели и множество производителей (оборонная промышленность, элеваторы); - покупатели делают закупки в больших количествах (существенно влияют на объемы производства); - имеются альтернативные производители заменяющих товаров; - покупатели хорошо информированы; - переходные затраты достаточно низкие и покупатели имеют возможность прямой интеграции и налаживания собственного производства продукции (это характерно для заводов, которые могут выпускать необходимые для конечной продукции детали на месте). Для того чтобы проанализировать конкурентное окружение, руководителям следует оценить возможности каждой из пяти конкурирующих сил. Коллективное воздействие этих сил определяет характер конкурентной борьбы на данном рынке. Наиболее острая конкуренция возникает в том случае, когда эти пять сил создают жесткие условия на рынке, обеспечивая на перспективу равную прибыльность или равную убыточность для преобладающего числа фирм. Идеальная конкурентная среда
в отношении получения прибыли
– это такая среда, в которой
и поставщики, и покупатели имеют
слабую позицию на торговых переговорах,
когда нет хороших заменителей,
барьеры входа на рынок относительно
высоки и конкуренция между Таким образом, конкурентная стратегия компании тем эффективнее, чем больше она обеспечивает защиту от пяти конкурентных сил, влияет на законы конкуренции в отрасли на благо компании и способствует созданию дополнительного конкурентного преимущества. Ключевые факторы конкурентного успеха Ключевые факторы успеха
(КФУ) – эта общие для всех предприятий
отрасли управляемые Ключевые факторы успеха в разных отраслях своеобразны. Кроме того, они со временем могут меняться в одной и той же отрасли под влиянием изменений общей ситуации в ней, например, в соответствии со стадиями жизненного цикла отрасли. Ученые выделяют следующие типы КФУ: 1. Факторы, связанные с технологией 2. Факторы, связанные с производством 3. Факторы, связанные с распределением 4. Факторы, связанные с маркетингом 5. Факторы, связанные с квалификацией 6. Факторы, связанные с возможностями организации и др. Очень редко можно в определенный момент времени выделить более трех-четырех ключевых факторов успеха в конкретной отрасли. И даже среди этих трех-четырех КФУ обычно только один или два имеют наиболее важное значение. В процессе стратегического анализа необходимо первоначально выделить ключевые факторы успеха данной отрасли, а затем разработать мероприятия по овладению наиболее важными факторами успеха в конкуренции, т.е. определить, что необходимо делать, чтобы добиться успеха в данном виде деятельности. На основе информации, полученной
в результате анализа отрасли
руководитель должен сделать взвешенный
вывод об опасностях, грозящих организации
на рынке, и преимуществах, получаемых
организацией, после преодоления
всех преград и входа в Таким образом, анализ внешней среды включает анализ макро и микросреды компании. Основное его предназначение – определить и оценить возможности и угрозы, которые могут возникнуть для предприятия и определить стратегические альтернативы. Анализ внутренней среды (управленческий анализ) Теоретические основы управленческого анализа При разработке стратегии предприятия менеджеры должны исследовать не только внешнюю среду, но и ситуацию внутри предприятия. При этом необходимо выявить
те внутренние переменные, которые
могут рассматриваться как Для этого проводится управленческий анализ деятельности предприятия. Управленческий анализ – это процесс комплексного анализа внутренних ресурсов и возможностей предприятия, направленный на оценку текущего состояния бизнеса, его сильных и слабых сторон, выявление стратегических проблем. Сильные стороны – это опыт и ресурсы, которыми владеет предприятие, а также стратегически важные сферы деятельности, позволяющие выживать в условиях жесткой конкуренции. Слабые стороны – это недостатки и ограничения, препятствующие успеху предприятия. Основная цель управленческого
анализа – оценка стратегической
ситуации на предприятии с учетом
имеющихся ограничений и В основе управленческого
анализа лежат следующие 1. Принцип системного
подхода, согласно которому 2. Принцип комплексного
анализа, предполагающий 3. Динамический принцип,
предполагающий проведение 4. Принцип сравнительного
анализа, который заключается
в том, что производится 5. Принцип учета специфики
предприятия, предполагающий Выделяют следующие методы управленческого анализа: 1. Ситуационный анализ; 2. Портфельный анализ; 3. Кабинетные исследования:
работа с бухгалтерскими 4. Наблюдения и опросы
работников предприятия по 5. «Мозговой штурм», конференции и другие методы коллективной работы; 6. Экспертные оценки; 7. Математические методы
(анализ трендов, факторный Элементы внутренней среды организации Основной проблемой в управленческом анализе является определение круга анализируемых элементов. Различные ученые, занимающиеся
проблемами стратегического менеджмента,
предлагают множество подходов к
выделению основных элементов внутренней
среды предприятия, но все они
сходятся на том, что в их можно
сгруппировать в следующие - Организационный блок; - Ресурсный блок; - Функциональный блок; - Технологический блок (научно-технический потенциал); - Блок управления. 1. Организационный блок.
Он включает организационную
структуру, организационную Организационная структура – это единство устойчивых взаимосвязей между ее элементами. Структура характеризует взаимозависимость частей системы, которая представляет собой совокупность подразделений и ступеней управления. Культура предприятия (как
уже говорили) – это система
коллективно разделяемых Внутренние и внешние коммуникации – это совокупность связей между внутренними отделами или с внешними источниками. Но любая структура организации зависит от ресурсного обеспечения. 2. Ресурсный блок включает
комплекс материально- Трудовые ресурсы или персонал организации – это совокупность специалистов и рабочих, необходимых для реализации целей организации. Материально-технические
ресурсы – это совокупность оборудования,
станков и др. техники, которая
позволяет организации Информационные ресурсы
выполняют в современной Финансовые ресурсы –
это денежные активы предприятия, составляющие
оборотные средства, необходимые
для обеспечения 3. Функциональный блок
включает в себя блок 4. Технологический блок
включает научно-технический Технология – это сочетание квалификационных навыков, оборудования, инфраструктуры, инструментов, необходимых для осуществления основной деятельности предприятия. 5. Блок управления включает
общее руководство организации, Рассмотренные блоки тесно взаимосвязаны между собой и никогда не дадут эффекта изолированно друг от друга. Уровень развития одного из блоков оказывает значительное влияние на оставшиеся. Анализ внутренней среды предполагает анализ сильных и слабых сторон организации, который осуществляется через оценку рассмотренных ранее элементов внутренней среды по 5-балльной шкале. Например: Элементы внутренней среды Оценки в баллах 1 2 3 4 5 Наличие высококвалифицированного персонала + Наличие собственных источников сырья + Организационная культура + Оборудование + Итоговая оценка ситуации: 13/4=3,25 Стратегический анализ издержек и цепочка ценностей Стратегический анализ издержек включает в себя сравнение издержек рассматриваемой организации с ее основными конкурентами по всей цепочке, начиная от покупки сырья и вплоть до цен, уплаченных за товар конечными потребителями. Чем больше издержки фирмы
превышают соответствующие Анализ «цепочки ценностей» ввел в управленческий процесс М. Портер. Стратегический анализ издержек на основе «цепочки ценностей» направлен на выявление сильных и слабых сторон предприятия, а также его конкурентных преимуществ. «Цепочка ценностей» – это цепочка, создающая стоимость видов деятельности, начинается с обеспечения сырьем и продолжается в процессе производства частей и компонентов, сборки и выпуска продукции, оптовой и розничной продажи продукта или услуги конечным потребителям (рис. 2). Издержки организации Основная деятельность 1. Прием и хранение запасов, материалов, сырья 2. Производство: обработка, сборка, упаковка, контроль качества 3. Хранение и распределение продукции 4. Маркетинг и сбыт: реклама, каналы сбыта 5. Сервис: монтаж, ремонт и т.д. Вспомогательная деятельность 1. Инфраструктура предприятия: общее управление, бухучет, финансы, информационные системы 2. Управление персоналом: привлечение, отбор, обучение и продвижение персонала 3. Технологическое развитие:
оборудование, новые технологии, транспортные
средства и способы 4. Материально-техническое
обеспечение основных видов Рис. 2. «Цепочка ценностей» М. Портера Анализ «цепочки ценностей» исходит из предположения о том, что основной экономической целью предприятия является создание стоимости товара, превышающей реальные издержки его производства. В «цепочке ценностей» деятельность предприятия делится на две части: - основную деятельность; - вспомогательную деятельность. Каждый из видов деятельности может способствовать снижению затрат, созданию базы для дифференциации продукции и услуг. Исследуя процесс шаг за шагом, можно определить, где предприятие конкурентоспособно, а где – уязвимо. Таким образом, чтобы реально оценить конкурентные возможности компании, от менеджеров требуется выполнить 4 действия: 1. Составить цепочку ценностей для фирмы. 2. Изучить связи между различными участками внутри цепочки, а также связи с поставщиками и потребителями; 3. Выявить те виды деятельности,
которые являются 4. Провести соответствующую
сравнительную оценку издержек
компании и сравнить структуру
издержек с конкурентами (определить,
какие виды деятельности Эффект анализа цепочки ценностей состоит в том, что укрепление конкурентоспособности компании всецело зависит от умения менеджеров сконцентрировать ресурсы и опыт на тех участках деятельности, где компания может достичь наилучших результатов, обслуживая своих целевых клиентов. ПРОЦЕСС ВЫБОРА И РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ Основные стратегии развития организации В настоящее время выделяют четыре базовые стратегии развития организации: 1. Ограниченное развитие.
Ее выбирает большинство 2. Рост. Эта стратегия
чаще всего применяется в Различают стратегии концентрированного роста по отношению к базовому рынку или продукту и интегрированного роста, которые связаны с расширением предприятия путем добавления новых структур. Конкретные стратегии концентрированного роста: - стратегия усиления позиции на рынке посредством активных действий по продвижению товара, привлечения новых пользователей товаров и т.п.; - стратегия развития рынка, заключающаяся в поисках новых рынков для уже производимого продукта; - стратегия развития продукта, имеющая целью рост объема продаж за счет организации производства и реализации нового продукта на уже освоенном рынке. 3. Стратегия сокращения (стратегия последнего средства). Данная стратегия выбирается предприятием реже всего. Для нее характерно установление целей ниже уровня, достигнутого в предыдущем периоде. К стратегии сокращения прибегают в тех случаях, когда показатели деятельности предприятия приобретают тенденцию к ухудшению и отсутствуют эффективные средства изменения такой ситуации. Выделяется три типа стратегий целенаправленного сокращения: - стратегия ликвидации – осуществляется, если предприятие не может вести дальнейший бизнес; - стратегия «сбора урожая» ориентирует на получение максимального дохода в краткосрочной перспективе. Эта стратегия при меняется по отношению к бесперспективному бизнесу, который не может быть прибыльно продан, но может принести доход во время «сбора урожая» - распродажи имеющихся товаров при максимальном сокращении всех видов затрат; - стратегия сокращения – заключается в том, что предприятие закрывает или продает одно из своих подразделений или бизнесов с тем, чтобы осуществить долгосрочное изменение границ ведения бизнеса. 4. Комбинированная стратегия.
Представляет собой любое Формирование стратегических альтернатив Следующим этапом разработки и реализации стратегии является создание совокупности стратегий, позволяющих достичь поставленных целей. Г. Минцберг, проведший фундаментальное исследование по изучению труда руководителей высшего звена, называет три основных образа действий при формулировке стратегии, которые определяются личностью и системой ценностей высшего руководства: предпринимательский, адаптивный и плановый. 1. Предпринимательский образ
действий. В соответствии с этой
моделью процесс формирования
стратегических альтернатив 2. Альтернативный образ
действий или обучение в ходе ее реализации; Он характеризуется в большей мере оперативным решением существующих проблем, чем поиском новых возможностей. Формируемая стратегия фрагментарна и буквально вылепливается своими создателями, готовыми и пересмотреть выбранную линию поведения. Стратегические решения принимаются в рамках многостороннего диалога большего числа сотрудников различных рангов при условии минимального вмешательства и контроля со стороны руководства. Такой образ действий типичен для многих крупных предприятий. 3. Плановый образ действий.
Рассматривает выработку Из всего многообразия стратегических альтернатив осуществляется непосредственный выбор наиболее предпочтительного варианта. Сам процесс стратегического выбора проходит не только на рациональном уровне, но и на иррациональном – по интуиции, опыту, умению предвидеть обстановке и т. п. Установлено, что на выбор стратегии влияет множество факторов. Важнейшие из них: - вид деятельности и особенности отрасли, в которой работает предприятие; - характер целей, которые ставит перед собой, предприятие; - ценности, которыми руководствуются при принятии решений высшие менеджеры; - финансовые ресурсы и обязательства предприятия по уже принятым решениям; - состояние внешней среды; - виды и степень рисков; - предпринимательские способности; - степень зависимости от среды; - фактор времени. Сформированные стратегии оцениваются по степени пригодности для достижения главных целей предприятия и соответствия их требованиям окружения, а также возможностям развития организации. При выборе необходимо придерживаться определенных критериев: 1) Соответствие возможностям и угрозам внешней среды. 2) Соответствие целям предприятия и совместимость с его миссией. 3) Достижение конкурентных преимуществ: - использование сильных сторон предприятия и слабостей конкурентов; - нейтрализация или компенсация слабых сторон предприятия и сильных сторон (преимуществ) конкурентов. 4) Выполнимость стратегии: - наличие необходимых ресурсов; - совместимость стратегии с внутренней организацией; - возможные последствия. 5) Непротиворечивость стратегии: - достижение портфельного баланса всех структурных подразделений предприятия; - использование эффекта синергизма единой системы деловых единиц. При выборе стратегии используются следующие методы: - факторный анализ - расчетно-конструктивный метод - сравнительный метод - метод моделирования - метод сценариев - метод анализа ликвидности - экспертный метод - иные методы (интуиция и т, п.) Заключительный этап анализа стратегических альтернатив – оценка приемлемости риска, заложенного в стратегии. Оценка оправданности риска производится по трем направлениям: - реалистичны ли предпосылки, заложенные в основу выбора стратегии; - к каким негативным последствиям для предприятия может привести провал стратегии; - оправдывает ли возможный положительный результат риск потерь от провала в реализации стратегии. Реализация стратегии организации Следующим этапом действий
руководства является воплощение выбранной
стратегии в систему В процессе реализации стратегии каждый уровень руководства решает свои определенные задачи и осуществляет закрепленные за ним функции. Решающая роль принадлежит высшему руководству. Его деятельность на стадии реализации стратегии может быть представлена в виде пяти последовательных этапов. Первый этап — углубленное изучение состояния среды, целей и разработанных стратегий. На данном этапе решаются следующие основные задачи: - уяснение сущности выдвинутых целей, выработанных стратегией, их корректности и соответствия друг другу, а также состоянию среды; - доведение идей стратегического плана и смысла целей до сотрудников предприятия с целью подготовки условий для их вовлечения в процесс реализации стратегий. Второй этап — разработка комплекса решений по эффективному использованию имеющихся у предприятия ресурсов. На этом этапе проводится оценка ресурсов, их распределение и приведение в соответствие с реализуемыми стратегиями. Для этого составляются специальные программы, выполнение которых должно способствовать развитию ресурсов. Например, это могут быть программы повышения квалификации сотрудников. На третьем этапе высшее руководство принимает решения о внесении изменений в действующую организационную структуру с целью достижения наилучших результатов по реализации стратегии; Четвертый этап состоит в проведении тех необходимых изменений на предприятии, без которых невозможно приступить к реализации стратегии. Для этого составляется сценарий возможного сопротивления изменениям, разрабатываются мероприятия по устранению или уменьшению до минимума реального сопротивления и закреплению проведенных изменений. Пятый этап — корректировка стратегического плана в том случае, если этого настоятельно требуют вновь возникшие обстоятельства. Выполнение стратегии направлено на решение трех задач. 1. Установление приоритетности среди административных задач с тем, чтобы их относительная значимость, соответствовала той стратегии, которую будет реализовывать организация. 2. Оценка соответствия
выбранной стратегии и 3. Выбор и приведение в соответствие с осуществляемой стратегией стиля лидерства и подхода к управлению предприятием. Представленные задачи решаются посредством изменений, которые фактически составляют содержание процесса выполнения стратегии. Проведение необходимых изменений способствует тому, что на предприятии создаются условия, необходимые для осуществления выбранной стратегии. Изменения не являются самоцелью. Необходимость и степень изменений зависят от того, насколько предприятие готово к эффективному осуществлению стратегии. Можно выделить четыре достаточно устойчивых и отличающихся определенной завершенностью типа стратегических изменений. 1) Перестройка предприятия
предполагает фундаментальные 2) Радикальное преобразование
предприятия проводится на 3) Умеренное преобразование осуществляется в том случае, когда предприятие выходит на рынок с новым продуктом и стремится завоевать для него покупателей. В этом случае изменения затрагивают производственный процесс и маркетинг. 4) Обычные изменения связаны
с проведением преобразований
в маркетинговой сфере с целью
поддержания интереса к При этом необходимо помнить, что любые стратегические изменения должны носить системный характер. В силу этого они затрагивают все стороны функционирования предприятия. Контроль реализации стратегии Заключительный этап стратегического
управления — контроль хода реализации
стратегии. Контроль необходим для
выявления и предотвращения угроз,
связанных с выполнением Контроль (фр. controle — проверка) — составная часть управления экономическими объектами и процессами с целью проверки соответствия наблюдаемого состояния объекта желаемому и необходимому положению, предусмотренному законами, инструкциями, другими нормативными актами, а также программами, планами, договорами, проектами, соглашениями. Процесс стратегического контроля представляет собой совокупность взаимосвязанных работ, осуществляемых в такой последовательности: 1. Определение параметров, подлежащих оценке, или сферы контроля. 2. Разработка стандартов
или точного определения целей, В системе контроля стандарты разрабатываются для оценки не только конечных, но и промежуточных результатов. На данном этапе устанавливается также величина достигнутого отклонения от стандарта. 3. Оценка результатов
функционирования за 4. Сопоставление фактических
результатов функционирования 5. Выработка корректирующих воздействий в случае, если отклонения больше допустимых, т.е. выявление причин отклонений и путей их устранения. Отметим, что система контроля может указать на необходимость пересмотра самих планов и стандартов (например, поставленные цели могут оказаться излишне оптимистичными). В управлении предприятием различают три типа контроля: - стратегический (результаты функционирования более чем за год), - тактический (6—12 месяцев), - операционный (до 6 месяцев), т.е. наряду с иерархией стратегий существует и иерархия контроля. Для корпоративного уровня характерен в основном стратегический контроль, при котором главное внимание фокусируется на поддержании баланса между различными видами бизнеса. На, уровне отделений преобладает тактический контроль, который концентрирует внимание менеджеров на улучшении конкурентной позиции предприятия. В процессе тактического контроля, как правило, отслеживаются уровень издержек и доля рынка. Для функционального уровня характерен в основном операционный и тактический контроль, в рамках которого ежедневно или еженедельно отслеживаются такие показатели функционирования, как количество выполненных заказов, число рекламаций и т.д. Эффективная система оценки и контроля через механизм обратной связи обеспечивает информацией не только процесс реализации стратегических планов, но и первоначальную разработку стратегии. |