Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2013 в 19:57, реферат
Под знанием понимается осмысленная и систематизированная информация в виде совокупности идей, сведений, опыта, навыков, способностей, которые дают возможность перерабатывать новые данные и использовать их для решения стоящих задач, например разработки новых технологий, производственных процессов, товаров, услуг, систем управления и пр.
Управление знаниями (Knowledge management) есть относительно самостоятельный вид специального менеджмента, неотъемлемая часть системы управления организацией. Его иногда определяют как искусство создавать стоимость из материальных активов компании, как целенаправленный процесс конвертации знаний в стоимость.
Тема: Основы управления сбором и анализом информации о деятельности организации и управление знаниями
Вопрос: Управление знаниями
Под знанием
понимается осмысленная и
Управление знаниями (Knowledge management) есть относительно самостоятельный вид специального менеджмента, неотъемлемая часть системы управления организацией. Его иногда определяют как искусство создавать стоимость из материальных активов компании, как целенаправленный процесс конвертации знаний в стоимость.
На практике оно представляет собой систематический процесс определения имеющихся и необходимых для организации знаний и использования и передачи информации и знаний, которые могут одновременно создаваться, совершенствоваться и применяться.
Поэтому в последнее время в западных фирмах стали вводить должности управляющих по знаниям (директор по знаниям, директор по интеллектуальному капиталу, директор по интеллектуальным активам и пр.), их функции:
создавать и применять инфраструктуру передачи знаний, включая библиотеку, базы данных, человеческие и компьютерные сети, исследовательские центры, организационную структуру, ориентированную на знания; содействовать процессу создания новых знаний в рамках стратегического планирования, маркетинговых исследований, НИОКР, и их воплощению в продуктах и технологиях;
управлять персоналом в сфере менеджмента знаний;
измерять величину интеллектуального капитала и способствовать его увеличению;
формировать
и развивать стратегии в
Функция управления знаниями:
Приобретение, усвоение и передача знаний
Неравномерное
распределение технологических
знаний среди работников и организаций
считается дефицитом знаний. Трудности
же, обусловленные неполнотой социально
- экономических знаний, представляют
собой информационные проблемы. Дефицит
знаний и информационные проблемы неразрывно
связаны, поскольку, для того чтобы
высвободить заключенный в
приобретение
знаний – использование уже имеющихся
в мире знаний и их приспособление
для нужд организации (например, при
помощи режима открытой торговли, привлечения
иностранных инвестиций и заключения
лицензионных соглашений), а так
же получение новых знаний путем
ведения научно-
усвоение знаний (например, обеспечение всеобщего начального образования, создание возможностей для обучения на протяжении жизни и развитие системы высшего образования);
передача знаний – использование новых информационных и телекоммуникационных технологий, соответствующее нормативно - правовое регулирование и обеспечение доступа к информационным ресурсам.
Выделяют два наиболее распространенных определения знания. Одно из них довольно специфично и практично, другое - общего характера.
1. Знания
представляют собой
2. Знания
представляют собой слова,
В конкретном приложении управление знаниями как функция и вид управленческой деятельности охватывает:
практику придания дополнительной ценности имеющейся информации путем выявления, отбора, синтеза, обобщения, хранения и распространения знаний;
придание знаниям потребительского характера таким образом, чтобы они представляли собой необходимую и доступную для пользователя информацию;
создание интерактивного обучающего окружения, где люди постоянно обмениваются информацией и используют все условия для усвоения новых знаний.
Этапы усвоения
новых знаний. Функция управления
знаниями охватывает использование
различных методов в
Таблица 2. Этапы приобретения и усвоения новых знаний
Этапы |
Характеристика этапа |
1. Определить |
Определение, какие знания имеют решающее значение для успеха |
2. Отобрать |
Приобретение существующих знаний, опыта, методов и квалификации |
3. Выбрать |
Формирование потока собранных, упорядоченных знаний, оценка их полезности |
4. Хранить |
Отобранные знания классифицируются и вносятся в корпоративную память |
5. Определить |
Знания извлекаются из корпоративной памяти, становятся доступными для использования |
6. Применить |
Практическое использование |
7. Создать |
Выявляются новые знания путем наблюдения за клиентами, использования обратной связи, причинного анализа, эталонного тестирования, опыта, исследований, экспериментирования, креативного мышления, разработки данных |
8. Продать |
На основе интеллектуального капитала создаются новые продукты, которые могут быть реализованы вне предприятия |
К профессиональным знаниям относятся:
познавательные
знания («знаю, что») - мастерское владение
базовой дисциплиной, достигаемое
профессионалами путем
прикладное мастерство («знаю, как») - переводит «книжное обучение» в эффективное исполнение. Способность применять правила, относящиеся к определенной дисциплине, для решения сложных реальных проблем. Это наиболее распространенный уровень профессионализма, создающий ценности;
системное понимание («знаю, почему») - знание системы взаимоотношений, причин и следствий, лежащих в основе определенной дисциплины;
личная мотивация творчества («хочу знать, почему») - охватывает волю, мотивацию и настроенность на успех.
Способы и методы получения знаний
Принято выделять следующие методы получения знаний:
1) наблюдение;
2) лекция;
3) анкетирование;
4) интервью;
5) свободный диалог;
6) «круглый стол»;
7) «мозговой штурм».
Термин «круглый стол» заимствован из журналистики и предполагает обсуждение какой-либо проблемы, в котором принимают равноправное участие несколько человек. Обычно вначале участники высказываются в определенном порядке, а затем переходят к свободной дискуссии. Число участников круглого стола обычно колеблется от трех до семи. Метод «мозговой штурм» (brainstorming) был впервые использован в 1939 г. в США Алексом Осборном как способ получения новых идей в условиях запрещения критики. Известно, что боязнь критики мешает созидательному мышлению, поэтому основная идея «мозгового штурма» — это отделение процесса генерации идей от анализа и оценки высказанных предложений. Как правило, «мозговой штурм» длится недолго — около 40 минут. Количество участников — не более десяти. Им предлагается высказывать любые идеи (шутливые, фантастические, ошибочные) на заданную тему. Критика запрещена. Оценивает результаты обычно группа экспертов, не участвовавших в «мозговом штурме». Хотя, по статистике, всего лишь 10–15% идей оказываются разумными, среди них бывают очень полезные и, безусловно, оригинальные.
Основные проблемы управления знаниями (информацией)
Носителями
знаний организации являются ее сотрудники,
но «извлечь» эти знания - дело непростое.
Это обусловлено как
1. Неумение
сотрудников формализовать
По различным оценкам, кодификации (переводу в текстовую форму для последующего использования) доступно лишь от 20% до 1% знаний организации. Это та маленькая часть знаний, которую мы можем записать. На условной шкале «знания — информация» доступные для записи знания лежат ближе к полюсу информации». Увы, это связано с человеческой природой, и в данном случае мы вряд ли сможем что-то изменить. Как пессимистично заметил Люк Найсмит, «вы не сможете управлять знаниями до тех пор, пока не поймете, что знаниями управлять нельзя». Однако мы можем попытаться записать важнейшую для нас часть информации. Кстати, по закону Парето, это именно те 20% знаний, которые при оптимальном раскладе мы можем зафиксировать. Для этого надо правильно задавать вопросы. Если просто попросить сотрудника записать самое важное из того, чем он занимается на работе, мы вряд ли получим нужный результат.
2. Политика
организации, препятствующая
3. Неумение
работать с информацией. В