Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2014 в 21:40, доклад
Менеджмент как любой вид управленческой деятельности имеет свои общие и специфические черты. Общие: Отражают этап развития цивилизации, модель экономики и социально-экономических потребностей управления, уровень научно-технического прогресса. Специфические: Научные и исторические особенности, географические условия, уровень социально-экономического развития в конкретной стране.
Реальный менеджмент всегда содержит общие особенности в определенном соотношении и сочетании.
Френк Гилберт
В начале своей деятельности он организовал систему управления строительством, состоявшую из трех частей:
1.Система занятий была системой бухгалтерского учета, которая была разработана в помощь подрядчику в подсчете различных затрат за неделю работы.
2.Конкретная система
Гилберт писал о контролировании рабочих, включая необходимость ведения спортивных соревнований между группами рабочих, для быстрейшего завершения работы. Вся работа была поделена для групп рабочих, которые соревновались в том, чтобы быстрее выполнить конкретное задание.
3.Система каменщика была технической.
Длительное время работая в строительной индустрии Френк Гилберт был поражен масштабами непроизводительной работы и решил ее устранить. Ф. Гиберта привлекала в основном и сфера исследований, которая позднее стала известной под названием «изучение движений». Он предложил систему лучшего способа кладки кирпичей, созданную на основе изучения движений. Он не только обучал рабочих, как обращаться с кирпичами, но и объяснял, почему этот способ был лучший. Он делал упор на экономии усилий, а не скорости их выполнения. Также как и Тейлор, он вел поиск повышения производительности труда без приложения больших физических усилий. Результатом его поиска стало увеличение рабочим дневной нормы кладки кирпичей с 1 000 до 2700 штук без больших усилий.
Основателем классической школы управления считается французский горный инженер Анри Файоль, который внес огромный вклад в науку управления. Не случайно американцы называют А. Файоля отцом менеджмента.
Анри Файлоль разработал общий подход к анализу деятельности администрации и сформулировал некоторые, строго обязательные принципы управления.
Структурные принципы
разделение труда;
единство цели и руководства;
соотношение централизации и децентрализации;
власть и ответственность;
цель.
Принципы процесса
справедливость;
дисциплина;
вознаграждение персонала;
единство команд;
подчинение главному интересу.
Принципы конечного результата
порядок;
стабильность;
инициатива;
корпоративный дух.
соц., упр. Фоллет, Мери Паркер (1868-1933; основоположница доктрины "человеческих отношений"; одной из первых применила приемы психологии и социологии для изучения промышленного предприятия; сосредоточила внимание на человеческих отношениях внутри индустриальных групп, соотношении рационалистического и гуманистического подходов в управлении людьми, в частности, ее интересовала проблема влияния процесса постановки реальных целей в организации на количество конфликтов; описала концепцию социальных конфликтов; известна своей концепцией наделения властью, суть которой заключалась в утверждении, что работники больше нуждаются в помощи, чем в жестком контроле, и что сотрудникам необходимо дать право самостоятельно действовать, независимо от их властных полномочий)
Основные положения школы «человеческих отношений».
Человек является «социальным существом».
Строгая иерархия подчиненности, формализация организационных процессов несовместимы с «природой человека».
Решение «проблемы человека» – дело предпринимателей.
На место формализации организационных процессов, строгой иерархии подчиненности, свойственных «классической» теории, концепция «человеческих отношений» ставит необходимость тщательного учета неформальных аспектов организации, создание новых средств повышения производительности труда. По мнению теоретиков этой школы, к ним относятся «просвещение служащих», «групповые решения», «паритетное управление» и «гуманизация труда».
Представители школы «человеческих отношений» считают, что групповые ценности являются наиболее важным условием научной организации управления. Они подвергают критике тейлоризм, ограничивающий задачи управления стимулированием индивидуальных усилий рабочих, обосновывают необходимость стимулирования не индивидов, а группы.
К теоретикам школы поведенческих наук, наряду с другими американскими учеными, можно отнести и выдающегося японского менеджера Мацуситу, которому удалось на практике осуществить важнейшие положения неоклассической школы и бихевиористской концепции менеджмента с учетом японского менталитета.
Поведенческий подход почти полностью охватил весь менеджмент в 60-е годы прошлого столетия и отстаивал «единственный наилучший путь» решения управленческих проблем. Его исходное положение состояло в том, что правильное применение науки о поведении будет всегда способствовать повышению эффективности работника и организации в целом.
Основополагающие принципы управления, сформулированные поведенческой школой которые широко используются в кадровом менеджменте современной организации:
- лояльность к работающим;
- ответственность как
- создание психологического
- установление долевого участия каждого сотрудника в общих результатах;
- использование методов работы с людьми, обеспечивающих их удовлетворенность работой;
- умение менеджера слушать всех, с кем он сталкивается (исполнителей, покупателей, поставщиков и т.п.);
- соблюдение менеджером этических норм в бизнесе;
- честность и доверие к
"Эмпирическая" школа управления
"Эмпирическая" школа управления
развивается в двух основных
направлениях. Проводятся конкретные
организационно-технические и
Основным направлением исследований является также изучение содержания труда и функций руководителей. Это направление в значительной степени обусловлено тем, что рассматриваемая школа утверждает профессионализацию управления, т. е. его превращение в особую профессию. Труд управляющего, по мнению "эмпиристов", имеет две особенности: первая заключается в том, что управляющий должен создать из имеющихся ресурсов подлинно цельное единство, а вторая - в том, что в каждом решении и действии он должен ориентироваться на будущее, т. е. на перспективы развития организации
Учитывая комплексность деятельности руководителя, представители "эмпирической" школы указывают на то, что современный управляющий не должен быть узким специалистом технического или экономического профиля, он должен владеть общими научно обоснованными и проверенными на практике методами и приемами социального управления
В целом "эмпирическая" школа способствовала постановке и решению ряда актуальных проблем управления, обусловленных объективными потребностями современного крупного промышленного производства, в том числе классификации и анализу функций управления, организации труда руководителя, подбору и оценке кадров, определению структур управления и др
Теория элит — концепция, предполагающая, что народ в целом не может управлять государством и эту функцию берёт на себя элита общества. Элиты разных эпох отбирались по самым разным признакам - происхождение, образование, богатство, способности, опыт, сила и т.д. Механизмы этого выдвижения самые различные.
С точки зрения большинства ранних и некоторых поздних теоретиков элит в так называемых демократических государствах управляет не весь народ, а господствующая элита или несколько элит, которые ведут борьбу за власть. Ряд современных концепций в рамках этой теории cчитает, что общество может управлять этими элитами, используя избирательное право, в том числе для возможности выдвижения наиболее способных представителей народа
Концепции элит возникали еще в глубокой древности. Например, Платон выделял особую привилегированную группу людей (философов-аристократов), которая знает, как управлять государством, и выступал против того, чтобы к управлению допускались выходцы из низов. В последующем подобные взгляды высказывали Н. Макиавелли, Ф. Ницше, Г. Карлейль, А. Шопенгауэр и др.
Технократическая теория. Эта теория возникла в 20-х гг. нашего столетия и получила значительное распространение в 60-70-х гг. Ее сторонниками были, в частности, Т. Веблен, Д. Барнхейм, Г. Саймон, Д. Белл и др. По сути дела, это современная интерпретация теории элит. По мнению представителей технократической теории, управлять обществом должны (и часто действительно управляют) специалисты - управленцы, менеджеры. Именно они способны определить действительные потребности общества, оптимальные пути его развития, необходимые средства. В результате управление становится научным и обеспечивает прогрессивное развитие общества. Идеи этой концепции активно используются в других теориях, относящихся как к сущности государства, так и к другим его сторонам.
Теория индустриального общества — современная буржуазно-апологетическая теория, наделяющая научно-технический прогресс способностью прямо и непосредственно влиять на все стороны общественной жизни. Виднейшие ее представители — Р. Арон, Дж. Гэлбрейт, 3. Бжезинский, Д. Белл. Является продолжением теории «стадий экономического роста» У. Ростоу. По мысли ее представителей, так называемое «индустриальное общество» представляет особую стадию общественного развития, которая определяется современным состоянием техники и организации производства. Якобы не производственные отношения между людьми и классами определяют важнейшие особенности общества на той или иной стадии его развития, а непосредственно характер орудий труда, характер техники производства.
То́чно в сро́к наиболее распространенная в мире логистическая концепция[источник не указан 157 дней]. Основная идея концепции заключается в следующем: если производственное расписание задано, то можно так организовать движение материальных потоков, что все материалы, компоненты и полуфабрикаты будут поступать в необходимом количестве, в нужное место и точно к назначенному сроку для производства, сборки или реализации готовой продукции. При этом страховые запасы, замораживающие денежные средства фирмы, не нужны. Является также одним из основных принципов бережливого производства.
В основе системы управления производством Точно в срок находятся несколько ключевых элементов.
1. Стабильная программа
2. Снижение времени установочных
операций. Целью является добиться
установки деталей для
3. Сокращение размеров партий (как
в производстве, так и при закупках).
Чтобы работал этот элемент
системы Точно в срок
4. Сокращение времени ожидания
(при производстве и при