Особенности подготовки госслужащих в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Августа 2013 в 12:48, курсовая работа

Краткое описание

На государственного служащего ложится ответственность за правовое обеспечение экономической деятельности, организацию денежного обращения, поддержку оптимального уровня занятости и всего того, без чего невозможно функционирование государства и человека в нем.
Развитие малого и среднего предпринимательства в стране напрямую зависит от государственного служащего, которое на протяжении всей истории считается самым действенным фактором образования прослойки среднего класса.

Содержание

Введение.
Глава 1. Понятие подготовки государственных служащих: особенности, характеристика, опыт зарубежных стран.
1.1. Нормативное регулирование подготовки государственных служащих.
1.2. Влияние нормативного регулирования на подготовку государственных служащих
1.3. Подготовка профессиональных государственных служащих.
1.4. Иностранный опыт в подготовке госслужащих в РФ на примере Японии и Германии.
Глава 2. Особенности подготовки госслужащих в РФ.
2.1. Общая характеристика профессиональной подготовки госслужащих в РФ
2.2. Психологические особенности подготовки госслужащих в РФ.
2.3. Профессиональные особенности подготовки госслужащих в РФ.
2.4. Этика государственного служащего
2.5.Пути повышения эффективности подготовки госслужащих в РФ
Заключение.
Литература.

Вложенные файлы: 1 файл

« Особенности подготовки госслужащих в РФ ».docx

— 52.59 Кб (Скачать файл)

           Если в европейских странах женщина, имеющая специальное образование, получит предпочтение и государственную должность, то в нашей стране сохраняется тенденция принятия на работу государственных служащих с непрофильным образованием. Мужчине непрофессиональным образованием будет отдано предпочтение при определении на руководящую должность, в то время, как женщина получит должность специалиста.

         По словам Президент РФ, «система переподготовки и повышения квалификации кадров, занятых госслужащих несовершенна. По его мнению, не устранены недостатки в области подготовки кадров для государственной службы, недостатки в области их профессионального развития.

           При этом недостаточно используется положительный зарубежный опыт развития. Недостаточная эффективность кадровой политики в сфере государственной службы, консервативная система подготовки и профессионального развития государственных служащих, слабое использование современных технологий государственного управления порождает многие негативные тенденции».

                И так, назначение института государственной службы для любого государства, особенно таких размеров, как Россия жизненно необходимо, но его функционирование должно проходить четко, без сбоев, для населения. Государственные служащие должны иметь высокий уровень образованности и профессиональных навыков, чего не скажешь о современном государственном аппарате и его кадрах в настоящий момент. Четко видно, что назрела необходимость коренного улучшения профессиональной подготовки государственных служащих, формирования такой образовательной системы, которая была бы способна вести профессиональную подготовку и переподготовку государственных служащих на более высоком качественном уровне.

 

 

2.2. Психологические особенности подготовки  госслужащих в РФ.

 

          Эксперты полагают, что задачи, которые выдвигаются перед государственными служащими, они должны осознавать еще до уровня профессиональной подготовки, так как именно в это время закладывается восприятие этических ценностей, занимающих в госслужбе первостепенное значение и относящиеся к группе общегражданских принципов. В последнее время в российской системе образования проводится эксперимент, связанный с профессиональной подготовкой школьников, отдающих предпочтение государственной службе.

             Цель этого эксперимента выявить, насколько школьник пригоден для деятельности в системе государственной службы с этической и общеобразовательной точки зрения. Для достижения положительных результатов созданы учебные планы, разработаны программы подготовки. Как показывают результаты данного исследования, проведенные, в частности, кафедрой психологии профессиональной деятельности РАГС при Президенте РФ, в становлении государственного служащего как субъекта профессиональной деятельности первостепенное значение имеют психические образования, входящие в базис личности, обеспечивающие целостность и устойчивость ее структуры, придающие социальную значимость профессиональным установкам. К числу таких образований относится Я-концепция госслужащего.

       Поэтому на этапе до профессиональной подготовки важно опираться на особенности развития Я-концепции той личности, которая предполагает в будущем профессиональную деятельность в системе государственной службы.                                                 Подобные исследования дают четко проследить и главное,    сформировать отношение потенциального госслужащего к профессиональной деятельности.

             Ученые пришли к выводу, что юношеское сознание значительно восприимчивее к новой информации, поэтому закладка базисных знаний, предусмотренных подготовкой госслужащих, должна осуществляться именно на этом этапе развития человека.

           Частично опыт такой подготовки госслужащих Россия переняла у Японии, где занятие государственных должностей является пожизненным, а потому знания о профессиональной деятельности могут начинать закладываться еще в юношеском, подростковом возрасте. Успешные результаты таких исследований явственно указывают на то, что в ближайшем в будущем в России подобная система подготовки госслужащих будет внедрена повсеместно. Пока психологическая система подготовки госслужащих только проходит стадию апробации и подтверждает право на существование.

                Не менее важна в системе психологической подготовки госслужащих и кадровая служба, на которую ложится ответственность за выявление профессиональной пригодности или непригодности специалиста, претендующего на государственную должность.

       Здесь очень важно учитывать человеческий фактор, насколько специалист верен идеалам профессии и компетентен с точки зрения профессиональных знаний. Часто служащим кадровых отделов в государственных учреждениях приходится получать дополнительное психологическое образование, чтобы иметь возможность четко оценить направленность индивида и его способности к должности.

              Психологические особенности подготовки госслужащих в РФ тесно взаимосвязаны с карьерными вопросами. В советское время вопрос карьеры в государственном аппарате специалиста не волновал, так как все назначения о повышениях и снятиях с должности приходили от вышестоящих инстанций и не имели никакого отношения к самостоятельному карьерному росту.

          В настоящий момент в РФ отмечается тенденция, явно свидетельствующая о том, что специалист имеет возможность сделать карьеру на государственной службе, приложив определенные усилия, постоянно развиваясь и совершенствуясь и следуя профессиональным и этическим принципам госслужбы. Но заложенные еще в советское время понятия о продвижении по государственной лестнице, многим из профессионалов не дают возможности нормально и успешно работать.

           Над ними довлеют психологические аспекты возможности карьерного роста на государственной службе. По этой причине сегодня уделяется большой внимание в психологической подготовке госслужащих карьерным вопросам, которые, кстати, являются отличными мотивирующими факторами.

            Так, по данным ученых Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации одним из наиболее важных и существенных факторов продуктивной деятельности государственных служащих является их успешная карьера.

         Удовлетворенность госслужащих своим социальным и служебным положением эксперты определяют в пределах 10-13%. Эксперты  считают, что в настоящее время в настроении служащих преобладает неуверенность в возможности своего служебного продвижения за счет трудолюбия и развития профессиональных качеств.

             Готовность человека к деятельности в сверхсложных, трудно прогнозируемых условиях, часто достигается развитием у него способности к системному видению карьерного процесса во всей сложности формирования его составляющих, их внутренних и внешних связей, а также обретения средств и умения опережающего воздействия на механизмы карьерных деструкций.

         Оптимальным образом спланированная и выстроенная траектория профессионального развития и должностного роста позволяет сотруднику более четко определить свое место в организации, стимулирует его максимально полно и всесторонне раскрыть собственный профессиональный, деловой и личностный потенциал.

           В этом случае достигается оптимальное соответствие целей и удовлетворение потребностей, как организации, так и самого работника. Если в организации действует отлаженная система планирования и развития карьеры, то она не только обеспечивает достижение корпоративных целей, но и одновременно поддерживает устойчивость сотрудников, способствуют формированию деловой оптимальной атмосферы.

         И так , явно видно, что психологические особенности подготовки госслужащих в РФ, обусловлены сложным характером и особенностями государственного устройства страны, в котором госслужащие не имеют уверенности и специально созданных условий для достижения ими благополучия. Внутреннее (личностное) и внешнее (достойное материальное положение) благополучие способно сформировать у госслужащего положительный образ выбранной профессии и этические принципы, являющиеся основой общегражданской группы принципов работы госслужащего.

 

       2.3. Профессиональные особенности подготовки госслужащих в РФ.

 

           Современное развитие России указывает на то, что в системе профессиональной подготовки госслужащих в РФ много пробелов, которые можно с легкостью закрыть, обходя нормативные документы и не учитывая интересы государств и населения.

           Если рассматривать недостатки профессионального развития и образования работников государственной отрасли в соответствии с компетентными исследованиями, то можно выделить общие пункты:

~отсутствие конкуренции государственных и негосударственных образовательных учреждений за право получения государственного заказа на профессиональную переподготовку и повышение квалификации госслужащих.

~полная подчиненность образовательных учреждений своим заказчикам, их ведомственная зависимость от них: это обеспечивает быструю реакцию на ведомственные требования, но сковывает инициативу образовательных учреждений.

~ широкое и не всегда оправданное привлечение чиновников, имеющих практический опыт работы, для участия в образовательных программах в качестве преподавателей.

~ оторванность системы дополнительного профессионального образования чиновников от федеральной системы общего и профессионального образования, курируемой Министерством образования и науки РФ.

       Итогом этого становится мало координируемое с общими образовательными стандартами преподавание общеобразовательных гуманитарных дисциплин, что снижает ценность повышения квалификации государственных служащих.

~ проблемы с качеством разработки правовой базы профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации государственных служащих.

        К проблемным областям можно отнести фрагментарность регулирования, отсутствие стандартов и юридическую неопределенность многих понятий профессионального развития госслужащих. Например, часто возникают сложности с определением образования, какое следует считать высшим образованием по специализации государственных должностей, какое образование считается равноценным, и какое требуется дополнительное профессиональное образование.

         Эти и многие другие вопросы сильно затрудняют профессиональную подготовку госслужащих. Это со всей очевидностью выдвигают задачу подготовки и принятия федерального закона « О профессиональной подготовке, переподготовке и повышении квалификации государственных служащих» основное назначение которого - сделать профессиональное обучение государственных служащих обязательным, непрерывным и систематическим для всех категорий государственных служащих, создать единую организационную и правовую систему подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных служащих.

~ формирование образовательной системы, призванной проводить профессиональную подготовку и переподготовку кадров государственной службы, затруднено по причинам слишком долгого поиска решений по созданию стройной системы учебных заведений, которым специально поручается заниматься обучением и переподготовкой кадров государственного управления.

          Таким образом, становится понятно, что особенности подготовки госслужащих в РФ продиктованы несовершенством системы подготовки государственных служащих.

         До тех пор, пока в нашей стране не будет принят ряд мер, в корне меняющий уровень и качество профессиональной подготовки государственных служащих, можно быть уверенными, что нормального функционирования государственного аппарата не будет.

           От качества подготовки госслужащих напрямую зависит то, каким будет дальнейшее будущее нашей страны: будет ли оно коррумпированным, или оно будет стабильным, дающим уверенность в завтрашнем дне.

 

2.4. Этика государственного служащего .

 

            Государственная служба неразрывно связана с моралью, этикой, моральным составом государственного служащего. Государственные служащие имеют огромное влияние на жизнь обычных граждан. Во многих случаях эти лица могут принимать решения, имеющие большое значение для повседневной жизни граждан, а также признавать, отклонять или изменять просьбы граждан о некоторых услугах или разрешать.

             Демократическое общество должно заботиться о том, чтобы действия и поведение государственных служащих были безупречны. Развитые страны признали вопросы этики и кодекса поведения государственных служащих сферой, которая приобретает все большее значение в последние годы.

            Этические требования к государственных служащих очень важны, так как они являются неотъемлемой частью программы социального управления, поэтому учета морально-психологического уровня развития общества влияет на выполнение управленческого решения, т.е. на эффективность государственной службы .

           Моральные ценности и нормы, касающиеся государственной власти, ее институтов (государственной службы), представляют собой в совокупности этику государственного управления.

            Этика государственного управления - это нормативная основа государственно-властной деятельности, что касается таких основных проблем управления: справедливое социальное устройство общества и государства, взаимные права и обязанности руководителей и граждан, фундаментальные права человека и гражданина, разумное соотношение свободы, равенства и справедливости.

Информация о работе Особенности подготовки госслужащих в РФ