Особенности предпринимательской деятельности в коммерции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2014 в 11:46, курсовая работа

Краткое описание

С психологической точки зрения основной чертой предпринимателя является такой тип мотивации, как потребность достигать успеха. Он ориентируется на решение проблем, на материализацию новых рискованных идей. Мотивация предпринимателя значительно отличается, например, от мотивации специалистов и администраторов, не имеющих качеств предпринимателя. Специалист ориентирован на профессиональный рост и накопление знаний, для чего важна оценка его действительной квалификации профессионалами.

Содержание

Введение 3
1. Предпринимательская деятельность 6
1.1. Понятие предпринимательской деятельности 6
1.2. Предпринимательские отношения и признаки
предпринимательской деятельности 9
1.3. Формы и виды предпринимательства 16
1.4. Особенности предпринимательской деятельности в торговле 18
2. Правовой статус гражданина- предпринимателя 25
2.1. Правовое регулирование предпринимательской
деятельности 25
2.2. Общие признаками субъекта гражданского
(и предпринимательского) права 26
3. Государственная регистрация предпринимательской
деятельности 32
3.1. Государственная регистрация-условие осуществления предпринимательской деятельности 32
3.2. Проблемы квалификации незаконного
предпринимательства 37
Заключение 41
Список использованных источников 44

Вложенные файлы: 1 файл

коммерция.doc

— 620.50 Кб (Скачать файл)

-наличие широкого ассортимента  товаров, услуг для реализации  покупателям; 

-большая территориальная рассредоточённость  предприятий; 

-отсутствие централизованных структур;

-высокая степень конкуренции  между субъектами предпринимательства;

-большой удельный вес субъектов  малого бизнеса, в том числе  частных предпринимателей.

В современных условиях коммерческая деятельность вышла за грани непосредственной торговли.

Для коммерческого предприятия  характерно объединение функций  производства и торговли. У больших  предприятий есть своя сеть фирменных  магазинов. Система маркетинга предусматривает  реализацию полного жизненного цикла  товара, начиная с идеи его зарождения и заканчивая поставкой конечному потребителю, например, в специализированном магазине.

Предпринимательство в сфере торговли позволяет всем участникам коммерческого  оборота выгодно сотрудничать на основе планирования, заключения, реализации торговых операций, закладывает основу для формирования производственных программ и перспективных направлений касательно выпуска продукции по количественным и качественным параметрам, ассортиментной структуре. А это свидетельствует о том, что коммерция определяет экономическое состояние промышленного предприятия, его успех на товарном рынке. Если произведённая продукция не будет реализована в сфере торговли в намеченных объёмах, это будет негативно влиять на хозяйственно-финансовую деятельность промышленных предприятий.

В торговле, как сфере товарного  обращения, осуществляется большой  комплекс разных процессов и операций.

Процессы и операции, которые  совершаются в коммерции, по характеру  функций, которые исполняются в  сфере товарного обращения, можно  разделить на два вида:

-производственные или технологические;

-коммерческие (только торговые).

Технологические процессы связаны  с движением товаров и являются продолжением процесса производства в  сфере обращения (транспортировка, хранение, упаковка, фасовка, сортировка). Эти процессы включают производственно-технологических операций, которые сопровождают организацию продвижения товаров от производителя до конечного потребителя.

Коммерческие процессы – это  процессы, связанные со сменой формы  стоимости, то есть с куплей-продажей товаров. К коммерческим процессам относят и такие торговые процессы, которые обеспечивают нормальное функционирование торгового механизма, в частности: организацию рыночных исследований, оценку инфраструктуры основных конкурентов, установление партнёрских отношений и др. Кроме этих основных в торговой сфере важными являются такие процессы: доставка товаров домой, их установка, приём заказов, сервисное послепродажное обслуживание.

К основным этапам предпринимательской  деятельности в торговле следует отнести:

-изучение спроса, предложения и  конъюнктуры рынка;

-поиск и выбор поставщиков;

-установление хозяйственных связей, заключение и регистрация коммерческих  соглашений;

-приобретение или аренда складских  помещений, торговых точек;

-закупка товаров;

-формирование ассортимента товаров;

-организация и проведение ярмарок  и выставок;

-реклама;

-заём денежных средств в кредит, уплата процента;

-получение и уплата услуг  других организаций, посредников;

-сервисное обслуживание потребителей;

-реализация товаров покупателям;

-уплата налогов. 

Основные этапы предпринимательской  деятельности в торговле и функции  коммерческой деятельности достаточно схожи.

Основой успешного осуществления  коммерческой деятельности является прохождение  всех основных этапов предпринимательской деятельности в торговле:

- информационное обеспечение о  спросе и конъюнктуре рынка,  об объёмах и структуре производства  товаров, информацию о самом  товаре (его потребительских свойствах,  качестве и т.п.), информация о  численности и составе обслуживаемого населения, его покупательной способности, располагать информацией о потенциальных возможностях конкурентов;

- определение потребности в  товарах, ассортимент необходимых  товаров;

- выбор наиболее предпочтительных  партнёров, с которыми должны  быть установлены хозяйственные связи;

- решение вопроса об установлении  договорных отношений с поставщиками  товаров. 

Далее следует целый комплекс технологических  операций, связанных с поступлением товаров, разгрузкой транспортных средств, приёмкой товаров по количеству и качеству, их хранением, перемещением и т.д.

Предпринимательство в сфере торговли осуществляется на основе таких принципов:

-организационно-хозяйственная независимость  – самостоятельность и свобода  выбора субъектами хозяйствования  организационно-правовых форм и видов торговой деятельности, характера отношений с другими субъектами рынка, специализации и ассортиментного профиля торговых предприятий, методов обслуживания покупателей;

-открытость – доступность торговых  услуг для всех категорий потребителей, приоритетное рассмотрение их интересов, избежание дискриминации покупателей;

-цивилизованность – высокий  уровень торгового обслуживания;

-самоокупаемость – возвращение  субъектами хозяйствования расходов  в процессе торговой деятельности, предотвращение банкротства и финансовой недееспособности предприятий;

-конкурентоспособность субъектов  хозяйствования – эффективное  функционирование в условиях  конкурентной среды и конкурентной  борьбы при условии не нарушения  антимонопольного законодательства;

-регулируемость – соответственное реагирование торговой сферы на влияние координирующих и корректирующих внешних факторов через систему правовых, научно-технических, инвестиционных, других механизмов государственного регулирования;

-суровая материальная и финансовая ответственность контрагентов за выполнением взятых обязанностей.

Предпринимательство в сфере торговли функционирует по двум направлениям – предпринимательство в сфере  оптовой торговли и предпринимательство  в сфере розничной торговли.

Коммерческая деятельность торговых предприятий в условиях рыночной экономики должна осуществляться на основе маркетинговых исследований Маркетинг выступает как управленческий процесс, формирует спрос, побуждает к закупке и реализации необходимых товаров, т. е. это, прежде всего, определённое маркетинговое управление, направленное на куплю-продажу товаров с минимальными издержкам.  Маркетинг (от англ. – рыночная деятельность) – это любая деятельность в сфере рынка, направленная на продвижение товаров (услуг, работ) от того, кто их производит, к тому, кто в них нуждается, посредством обмена. Обмен стоимостями всегда был и будет основой нормального обеспечения хозяйственной деятельности общества в рамках развитых товарно-денежных отношений, т. е. рынка.

Предпринимательство в сфере торговли является наиболее привлекательным с точки зрения предпринимателя, не обладающего значительным капиталом, и не рассчитывающего на привлечение крупных инвестиций. Причина этому то, что создание коммерческого предприятия требует значительно меньших средств, чем, например, создание промышленного предприятия, а также тот факт, что в торговле можно быстрее получить отдачу, то есть срок окупаемости торгового предприятия гораздо меньше, чем в других видах предпринимательской деятельности.

Необходимо внедрять новые механизмы функционирования торговли и коммерческой деятельности. Устаревшая советская схема ведения торгового предпринимательства, когда предложение порождало спрос, и производитель диктовал свои правила, не может быть актуальной более.

Сейчас мы видим значительные положительные преобразования в  этой отрасли:

-отсутствие диктата  государства в рыночной конъюнктуре  и как следствие предприниматель  стал экономически свободным  и самостоятельным;

-преобладание непрямых (рыночных) методов регулирования рынка;

-свободное ценообразование,  сложившееся в результате конкуренции  между товаропроизводителями;

-способствование развитию малого  предпринимательства со стороны  государства; 

-упрощение процедуры получения  банковских ссуд и др.

 

 

2. Правовой статус гражданина – предпринимателя

 

2.1. Правовое регулирование предпринимательской деятельности

 

Правовое регулирование  предпринимательской деятельности ведется по четырем основным направлениям, которым корреспондируют четыре крупных блока нормативных актов:

-  Первый блок определяет внутренние отношения в конкретном субъекте предпринимательской деятельности: порядок его учреждения, управления и самоуправления, организации труда;

-  Второй блок регулирует отношения по "вертикали": между субъектами предпринимательской деятельности, с одной стороны, и органами государственной власти и органами местного самоуправления, с другой, в том числе с законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, с выборными и иными органами местного самоуправления;

-  Третий блок опосредует отношения субъектов предпринимательства по "диагонали", в частности с банками и иными кредитными организациями, органами по валютному регулированию и контролю;

-  Четвёртый блок, последний по счету, но не по значимости, регулирует отношения субъектов предпринимательской деятельности по "горизонтали" — со своими партнерами по экономической деятельности: поставщиками, покупателями, перевозчиками, страховщиками и др.

В регулировании предпринимательской деятельности, обеспечении экономических реформ "задействованы" все отрасли права — государственное, административное, финансовое, уголовное право и др. Ведущей отраслью, ядром среди них является предпринимательское право.

 

Право каждого гражданина на свободное использование своих  способностей и имущества для предпринимательства и иной не запрещённой законом деятельности закреплено ст. 34 Конституции РФ. Гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

 

2.2. Общие признаками субъекта гражданского (и предпринимательского)  права.

 

Для приобретения статуса индивидуального предпринимателя  гражданин должен обладать следующими общими признаками субъекта гражданского (и предпринимательского)  права:

а) правоспособностью;

б) гражданской  дееспособностью;

в) иметь имя (фамилия, собственно имя, а также  отчество, если иное не вытекает из закона или национального обычая);

г) иметь место  жительства (место, где гражданин  проживает постоянно или преимущественно).

Вопрос о  характере правоспособности индивидуального  предпринимателя в литературе остаётся спорным. Одни авторы на основании ст. 4 Закона РСФСР от 7 декабря 1991 года "О регистрационном сборе с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, и порядке их регистрации" считают, что правоспособность предпринимателя является специальной; другие, учитывая, что в ГК РФ отсутствуют особые правила, касающиеся правоспособности граждан-предпринимателей, делают вывод о том, что ее характер определяется на основе общих правил о правоспособности граждан, которая является универсальной (общей) [3].

 

С формально-юридической  точки зрения следует согласиться  со второй группой авторов. Действительно, ст. 4 названного Закона РСФСР от 7 декабря 1991 года, ограничивающая правоспособность граждан-предпринимателей установлением ее специального характера, противоречит ст. 55 Конституции РФ и ст. 1 Гражданского кодекса РФ, а потому не подлежит применению. Однако Кодекс не содержит специальной главы о гражданах-предпринимателях.

По признаку дееспособности граждане подразделяются на четыре группы:

а) недееспособные — малолетние до шестилетнего возраста, а также признанные  судом страдающими психическими расстройствами, не дающими возможность понимать значение своих действий или руководить ими. Они сами не вправе совершать юридически значимые действия. Но сказанное вовсе не означает, что принадлежащее им имущество не может участвовать в гражданском обороте, быть объектом предпринимательской деятельности. От имени детей сделки совершают их законные представители — родители, усыновители или опекуны, а от имени страдающего психическим расстройством — его опекун. При этом на акты распоряжения имуществом необходимо предварительное разрешение органа опеки и попечительства (ст. 37 ГК РФ);

б) не полностью  дееспособные — малолетние в возрасте от 6 до 14 лет и несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет. Как правило, сделки от имени малолетнего заключают его законные представители с соблюдением правил ст.37 ГК РФ. Сам он может совершать лишь мелкие бытовые и некоторые иные сделки, исчерпывающий перечень которых дан в законе (ст. 28 ГК РФ).

Несовершеннолетние  с 14-летнего возраста вправе самостоятельно совершать в сфере имущественных отношений значительно более широкий круг акций, нежели малолетние. И все другие сделки они также совершают от своего имени, но с письменного согласия своих законных представителей (ст. 26 ГК РФ);

в) ограниченно дееспособные — признанные судом злоупотребляющими спиртными напитками или наркотическими средствами, чем ставят свою семью в тяжелое материальное положение. Эти лица вправе совершать мелкие бытовые сделки.

Информация о работе Особенности предпринимательской деятельности в коммерции