Особенности профессионального отбора на государственную службу в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 21:54, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение процесса профессионального набора и отбора персонала для организации в целом и на государственную службу в частности.
Задачи, которые ставятся при написании курсовой работы:
Изучить источники привлечения персонала;
Проанализировать особенности профессионального отбора на государственную службу в России;
Рассмотреть основные этапы построения системы отбора кадров на государственную службу.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПРИВЛЕЧЕНИЕ ПЕРСОНА 4
Источники привлечения персонала 4
Методы набора кадров 6
2.ОТБ0Р ПЕРСОНАЛА.. 9
2.1. Принципы и критерии отбора 10
Процесс отбора персонала 12
Особенности профессионального отбора на государственную
службу в России 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 32
Приложение 33

Вложенные файлы: 1 файл

kursovik.doc

— 260.50 Кб (Скачать файл)

Различают следующие  виды тестов: тесты на физическую способность; тесты на умственную способность (общие и специальные); имитационные тесты.

Тесты на физические способности используются как правило  для отбора кандидатов на должности, не требующие квалификации, но предполагающие затраты ручного труда.

Тесты на умственную способность позволяют проверить  уровень умственного развития, грамотность, умение оперировать числами, общаться, квалификацию, опыт, ожидания и т. д.

Имитационные  тесты моделируют реальные условия работы.

Наиболее  популярны комплексные тесты, которые  содержат сотни, а порой тысячи вопросов.

Все тесты  должны быть надежные и обеспечивать сходные результаты при повторном тестировании. Тестирование целесообразно проводить несколько раз и в разные дни, что позволит сравнить результаты, т. к. они могут быть неодинаковы.

Преимущество  данного метода отбора заключается  в оценке состояния кандидата в настоящий период, а основной недостаток связан с высокими издержками и тем, что тесты слабо выявляют позитивные качества людей по сравнению с негативными. Надежность общих тестов, как показала практика, составляет менее 50%.

Анализируя  ранее перечисленные методы отбора персонала, можно сделать вывод, что при организации проведения отбора кадров необходимо не только выбирать наиболее надежные методы отбора, но и учитывать их воздействие на претендентов.

2.3. Особенности профессионального отбора на государственную

службу  в России.

На современном  этапе развития экономики требования к кадрам управления неизмеримо возрастают.

Отбор работников, отвечающих по своим профессиональным, деловым и личностным качествам, требованиям организации, требует комплексного подхода.

Комплексный подход к поиску и отбору персонала  на государственную службу состоит, по меньшей мере, из семи основных задач: определение потребности в персонале с учетом основных целей организации; получение точной информации о том, какие требования к работнику предъявляет вакантная должность; установление квалификационных требований, необходимых для успешного выполнения работы; определение личностных и деловых качеств; поиск возможных источников кадрового пополнения и выбор адекватных методов привлечения подходящих кандидатов; определение методов отбора кадров; обеспечение наилучших условий для адаптации новых работников к работе в организации (3, стр.47)

Подбор и  расстановка кадров решают две взаимосвязанные  задачи: назначение на должность наиболее подходящих работников и нахождение для каждого из них наиболее соответствующей его данным сферы трудовой деятельности.

Процесс набора и отбора кадров на государственную  службу можно представить по схеме, согласно приложению 2, к данной работе.

Отбор  персонала  на государственную  службу представляет собой  систему мероприятий, способствующих формированию такого состав государственных служащих, количественные и качественные характеристики которого отвечали бы целям и задачам государственной службы.

В процессе отбора людей на государственную службу решаются задачи комплектования персоналом органа государственной власти, государственных должностей, исходя из наиболее общих требований к человеку как носителю определенных социальных качеств, учитывая также состояние здоровья будущего работника, возраст, уровень образования, гражданство, стаж работы и др. Отбор способствует успеху поиска специалистов, пригодных к государственной службе как социальному институту.

Составной частью отбора граждан на государственную  службу является профессиональный отбор. Это более тонкая, по сравнению с отбором, процедура идентификации характеристик человека и требований государственной должности. Критерии профессионального отбора обусловлены той предметной областью, которая составляет содержание функционала должности. Именно в ходе профессионального отбора человек подбирается на должность по критериям профессиональной подготовленности и опыта, уровня и профиля образования.

Важным элементом  профессионального отбора является профессиональный психологический отбор, С его помощью осуществляется идентификация психологической структуры профессиональной деятельности и психологических характеристик личности. В структуру профессионального отбора включается медицинский, физиологический и другие его разновидности.

При профессиональном отборе приоритет отдается интересам организации, и идет поиск человека под профессионально квалификационные требования должности.

Основные этапы построения системы  отбора кадров на государственную службу.

Планирование  процесса отбора. Процесс отбора следует тщательно планировать.

Специалисты, принимающие участие в отборе, должны так спланировать свою работу, чтобы выделить достаточно времени на каждого кандидата. Времени должно быть достаточно для того, чтобы внимательно ознакомиться со всей предоставленной информацией о кандидате.

Определение потребности в персонале. Часто приходится сталкиваться с ситуацией, когда поиск и отбор персонала заранее не планируются и осуществляются лишь в тот момент, когда руководитель сталкивается с необходимостью заполнения тех или иных вакансий. В таких случаях трудно избежать распространенных ошибок.

При планировании процесса отбора следует учитывать  как количественную, так и качественную потребность в кадрах.

Количественная  потребность в кадрах - это потребность в определенном числе работников разных специальностей.

Для определения  количественной потребности в персонале  используют следующие подходы: учет времени, необходимого для выполнения работ; расчет численности персонала на основе данных о трудоемкости рабочего процесса; расчет по нормам обслуживания; расчет по рабочим местам и нормативам численности; статистические методы; простая экспертная оценка и расширенная экспертная оценка.

Качественная   потребность   в   кадрах   -   это   потребность   в   работниках определенных специальностей необходимого уровня квалификации.

Для определения  качественной потребности в персонале  используют различные подходы. Среди них можно выделить следующие: профессионально квалификационное деление работ; анализ положений об отделах, должностные инструкции и описание рабочих мест; штатное расписание; анализ документации, определяющей профессионально - квалификационный состав исполнителей для выполнения конкретных видов работ (11, стр. 57)

При определении  потребности в персонале, приходится также учитывать предполагаемое плановое (переводы, командировки, учеба) и естественное выбытие работников (по болезни, декретные отпуска, увольнение по собственному желанию).

Требования  к должности. На основании предшествующего анализа необходимо как можно более точно определить навыки, знания, квалификацию и качества, которые понадобятся при выполнении данной работы, а также практический опыт и черты

характера. Необходимо установить и тот основной минимум  требований, которым должен удовлетворять претендент. Они должны быть реалистичными и допускать определенную степень гибкости.

Требования  к работнику - формирование профессиональных требований должно основываться на изучении специфических особенностей содержания работы по соответствующей должности; определении ее сложности, требуемого уровня специальной подготовки работника, необходимого производственного опыта.

Помимо названных  профессиональных требований надо установить также требования к личным качествам.

Личные качества характеризуют: способности; черты характера; социально обусловленные свойства (моральные качества, отношение к труду, подчиненным и коллегам); квалификационную подготовленность; индивидуальные особенности психофизиологических процессов.

При разработке требований целесообразно использовать разного рода нормативные документы, рекомендации социологов, психологов, физиологов, проведение специальных исследований. Для определения требований к знаниям, навыкам, уровню специальной подготовки нормативным документом служит "Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих".

Принципы  и критерии отбора персонала на государственную  службу

Существую следующие  виды принципов отбора на государственную  службу: Организационно-правовые принципы отбора персонала на государственную службу. Отбор и профессиональный отбор персонала на государственную службу как система  мероприятий  строится  на  основе  принципов,  механизмов,  совокупности процедур. Основные организационно - правовые принципы отбора персонала базируются на  положениях  Конституции  Российской   Федерации,   федеральных   законов,   в частности, на законе "Об основах государственной службы Российской Федерации" (2), на основах положения "Положение о проведении конкурса на замещение вакантной государственной   должности   федеральной   государственной   службы",   на   законах субъектов Российской Федерации. Это следующие принципы (3, стр. 25):

• Принцип  гарантии  государством равенства   прав   и  свобод   человека   и гражданина   независимо   от   пола,   расы,   национальности,   языка,   происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений,    принадлежности    к   общественным   объединениям,   а   также   других обстоятельств.

• Принцип запрещения любых форм  ограничения  прав граждан  по  признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

  • Принцип равных прав и свобод, а также равных возможностей их реализации для мужчины и женщины.
  • Принцип равного права граждан Российской Федерации участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.
  • Принцип равного права свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессии.
  • Принцип равного доступа к государственной службе всех граждан Российской Федерации.

Принцип равного доступа граждан к  государственной службе в соответствии со способностями и профессиональной подготовкой

означает, что  приоритетного права поступления на государственную службу нет ни у одного гражданина.

Принцип профессионализма и компетентности государственных служащих, по сути устанавливает важнейшие требования к профессиональному отбору государственных служащих на государственные должности. В этом принципе соединены две важные характеристики человека - профессионализм и компетентность. Профессионализм означает высокую степень овладения человеком профессиональными знаниями, умениями, навыками, наличие у него профессионального психологического опыта.

При отборе граждан  на государственную службу важно  учитывать(5, стр.37) принцип единства основных требований, предъявляемых к государственной службе. Применительно к практике отбора это означает, что должны быть установлены единые правила приема на государственную службу, единые критерии оценки при проведении конкурсов, единые требования квалификационного экзамена по специализациям государственных должностей и др. Из этого принципа вытекает единство критериев, а также ограничений, устанавливаемых при приеме и нахождении граждан на государственной службе.

Критерии  отбора. При установлении критериев отбора должны быть соблюдены следующие требования:

Валидностъ  критериев отбора - Она означает, что критерии отбора должны соответствовать содержанию работы и требованиям к должности, на которую производится отбор (низкая валидность может явиться источником ошибок).

Полнота критериев. Требование полноты критериев, используемых при отборе, означает, что они должны учитывать все ключевые характеристики, важные для успешной работы в данной должности. Неполнота критериев отбора может привести к тому, что будут отобраны кандидаты, не удовлетворяющие организацию по некоторым важным рабочим показателям.

Надежность  критериев. Отбор на основании установленных критериев должен обеспечивать точность и устойчивость результатов. Результаты, полученные в ходе отбора, не должны быть случайными.

Необходимость и достаточность критериев. Не следует перегружать процесс поиска кандидатов и излишне сокращать число возможных кандидатов, беря за основу критерии, которые не являются необходимыми или обязательными для успешной работы в должности.

Структура и содержание основных критериев  отбора персонала

на государственную службу

Отбор граждан  на государственную службу осуществляется с учетом ряда критериев (12, стр187). С определенной долей условности их можно разделить на формальные, социальные и профессионально - квалификационные.

К формальным критериям отбора относятся требования к перечню документов, которые гражданин представляет при поступлении на государственную службу. Они установлены законом "Об основах государственной службы Российской Федерации". Это, как правило: личное заявление; документ, удостоверяющий личность; трудовая книжка; документы, подтверждающие профессиональное образование; справка из органов государственной налоговой службы о представлении сведений об имущественном положении.

К формальным критериям отбора относятся и  ограничения, связанные с государственной службой. Ст. 11 Федеральный закон "Об основах государственной службы Российской Федерации" определяет перечень таких ограничений, согласно которых государственный служащий не вправе:

Информация о работе Особенности профессионального отбора на государственную службу в России