Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2013 в 21:55, реферат
В условиях реформирования страны, становления рыночных отношений десятки миллионов людей (пенсионеров, инвалидов, детей-сирот, беженцев и др.) нуждаются в экстренной социальной помощи и защите. О серьезности социальной напряженности в России свидетельствуют следующие факты: увеличивается количество детей-сирот при живых родителях, распадается каждый второй-третий брак, по числу производимых абортов. Россия значительно опередила высокоразвитые страны, около миллиона детей-инвалидов нуждается в материальной, психологической и юридической помощи, растет число преступлений, совершенных подростками. Россия не только вышла «на передовые рубежи» по количеству алкоголиков, но и уверенно догоняет другие страны по числу наркоманов и токсикоманов. Социальное неблагополучие стало причиной участившегося жестокого обращения с детьми, психологических стрессов, заболеваний, самоубийств, проституции.
Введение…………………………………………………………………………………………2
1. Сущность и основные направления социальной политики………3
2. Социальная защита населения…………………………………………………..7
3. Особенности современной социальной политики в России…..13
Заключение…………………………………………………………………………………..18
Список литературы……………………………………………………………………….19
Неуплата работодателем взносов на социальное страхование не лишает его работников права на получение страховых пенсий и пособий, и в этом частном случае проявляется принцип солидарности социальной защиты, который свидетельствует о степени готовности общества оказывать социальную помощь определенным категориям нуждающихся безотносительно к их участию или неучастию в общественном производстве, без учета уплачиваемых гражданином налогов и страховых взносов. На действии данного принципа базируется социальная помощь как элемент социальной защиты, представляющий собой систему мер по содержанию и обслуживанию; нетрудоспособных граждан. Поиск оптимального сочетания принципов субсидиарности и солидарности, эффективности и справедливости делает политику социальной защиты одним из самых подвижных элементов государственной экономической политики, который находится в постоянном маятниковом движении от патернализма, когда государство берет на себя непосильные обязательства по социальной защите большинства граждан, до индивидуализма, когда государство самоустраняется от решения большинства социальных проблем. В последнее время общепризнанно, что любая программа социальной защиты, чтобы увеличивать общественную полезность и не наносить ущерба благосостоянию третьих лиц, должна отвечать принципу эффективности, означающему, что чистые социальные выгоды от действия любой социальной программы должны превышать социальные издержки. Для сравнительной оценки эффективности может быть использован аналитический инструмент: «затраты—выпуски». При этом затраты представляют собой вложения государственных органов в какую-либо социальную программу или проект, а выпуск - конечные результаты выполнения данной программы в виде роста благосостояния. Для оценки могут быть использованы показатели качества жизни: потребление, уровень доходов, состояние образования и здравоохранения, численность бедных.
С принципом
эффективности социальной
Отметим, что, несмотря на всеобщий характер государственных гарантий, декларируемый в Конституции РФ, доступность их для граждан России постоянно снижается, что является результатом неконтролируемого государством неуклонного процесса маркетизации социальных услуг. Одновременно с этим процессом круг индивидов, охваченных системой государственных гарантий, становится все меньше: ими пользуется уже не все население страны, а только индивиды, входящие в группы социального риска. Заботу об остальных категориях населения и свои социальные обязательства перед ними государство постепенно перекладывает на неправительственные, некоммерческие организации третьего сектора (церковь, благотворительные фонды, профессиональные ассоциации и др.). Таким образом, в сфере социальной защиты происходит подмена понятий и механизмов: широкая политика социальных гарантий замещается узконаправленной системой обеспечения социально обездоленных, нетрудоспособных групп населения. При этом социально незащищенными, находящимися далеко за чертой минимальных жизненных стандартов, остается большинство трудоспособного населения страны, которому государство не смогло в соответствии с принципом субсидиарности создать условия для самопомощи (большинство бюджетников получают заработную плату ниже прожиточного минимума, не имея средств для простого воспроизводства своей рабочей силы). В этих условиях, когда еще не создана устойчивая база для самообеспечения населения, целесообразным является сохранение минимальных государственных гарантий бесплатности в потреблении социальных услуг, хотя бы на уровне минимальных стандартов, предусмотренных Конституцией РФ и федеральным законодательством (бесплатная средняя школа, базовая медицина, социальная норма жилья). Следующим элементом системы государственной социальной защиты выступает государственное социальное обеспечение. В отличие от социальных гарантий оно представляет собой реакцию на социальные риски, поэтому предоставляется не всем, а подпадающим под них. В свою очередь социальное обеспечение выступает в двух организационно-правовых формах: государственное (обязательное) социальное страхование и государственная помощь. Эти формы отличаются по кругу обеспечиваемых, источникам финансирования, институтам.
Механизм государственного
обязательного социального
Преобладающая
точка зрения в последнее
Для того
чтобы государство из
3. Особенности современной социальной политики в России
Стратегия социальной
политики - это генеральное решение
системы социальных проблем
Стратегия социальной политики, свойственная последовательным буржуазным демократам (либералам), в общем и целом подчинена такой установке: сформировать реальную возможность воспроизведения в обществе и все большего закрепления значительного социального неравенства. Стратегия социальной политики, свойственная сторонникам буржуазной диктатуры, отличается от буржуазно-демократической стратегии скорее не целями, а средствами их достижения. Упор делается на прямое силовое насаждение и утверждение государством капиталистического способа производства. Народно-демократической стратегии социальной политики в современной России практически нет из-за отсутствия демократического рабочего и профсоюзного движения. Эта стратегия может появиться позже. На первый план она выдвигает гарантированность условий развития на основе народной демократии, реального равноправия, недопущения эксплуатации, устранения классовых антагонизмов из жизни общества. В отсутствии многосубъектного гражданского общества в России на современном этапе вся полнота исторической ответственности за социальное благополучие страны и её граждан лежит на государстве. Со всей очевидностью следует признать, что в период «шоковых» реформ государство всецело стало защитником интересов только одной социальной группы - претендентов на роль крупных частных собственников. Государство не выполняло своей общественно-политической функции обеспечения основ социального перемирия и социальной устойчивости, социально сбалансированного учета интересов всех основных социальных сил. В итоге большая часть населения лишилась многих существенных параметров достигнутого прежде социального положения, было отброшено к решению задач выживания без развития. В обстановке затяжного шока и необходимости физического выживания население не сумело и не смогло воспользоваться правами и свободами, появившимся благодаря ликвидации тоталитарного режима. Фактический мораторий на правопорядок, ставший необходимым сопровождением форсированного первоначального накопления, придал повышению экономической и социальной активности криминальный уклон. В результате большинство населения не только не обрело достойного общественного положения, но и лишилось достойной перспективы. Социальная деградация, социальная дезинтеграция, даже необратимое социальное отчуждение (образование «социального дна») стали распространенным явлением.
В этой связи в стране накопилось множество социальных проблем, требующих решения на основе выбора приоритетов:
1) наиболее важные, значимые,
настоятельные проблемы, осознанные
как первоочередные задачи
2) основополагающие направления целевых действий государства и общества, ориентированных на решение наиболее значимых социальных проблем в конкретном пространственно-временном измерении.
Общероссийские
приоритетные проблемы
В современных
условиях правительству
Страна пробует выйти из трудностей, опираясь на свою нужность мировому хозяйству. В этом желании войти в международное разделение труда нет опасностей, а есть даже благо, если страна сохраняет экономическую независимость. Тогда она направляет эффект, получаемый от международного сотрудничества, на решение внутренних социальных и экономических проблем и тем самым улучшает общее положение дел в стране. Колониальная зависимость начинается с того, что выгодные для международного сотрудничества отрасли перестают быть собственностью данной страны, становятся собственностью иностранного капитала, который распоряжается эффектом, полученным от международного экономического сотрудничества, совсем не так, как независимая страна. Экспортные отрасли больше не служат поддержкой и опорой неэкспортных. Последние больше не имеют шансов выкарабкаться, подняться. Они загнивают и деградируют, отстают все больше и больше. Население колонизируемой страны также постепенно разделяется на две неравные части. Одна – работники экспортных отраслей - включена в мировой рынок и имеет более или менее устойчивое положение. Уровень жизни здесь в несколько раз выше, чем у остального населения, хотя он в несколько раз ниже, чем при таких же занятиях в развитых капиталистических странах. А вот остальное население колонии или полуколонии (и это обычно 75-85% населения) прозябает, оказывается лишним, не имеющим шансов на достойную перспективу. Они как бы попадают в резервацию. Воспрепятствовать превращению России в резервацию рыночно-неконкурентоспособного большинства населения пока еще можно, но с каждым годом все труднее. Таковы два чрезвычайных приоритета социальной политики трудящихся.
Информация о работе Особенности современной социальной политики в России