Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2014 в 08:12, реферат
Каждой стране присуща определенная национальная модель КСО,
базирующаяся на исторически сложившихся особенностях социального
партнерства. На основе проведенного исследования автор выделяет две
региональные модели КСО – американо-канадскую и европейскую. Автор
отмечает, что экономика США характеризуется минимальным
вмешательством государства в регулирование социально-экономических
отношений
Особенности страновых моделей КСО
Каждой стране присуща определенная национальная модель КСО, базирующаяся на исторически сложившихся особенностях социального партнерства. На основе проведенного исследования автор выделяет две региональные модели КСО – американо-канадскую и европейскую. Автор отмечает, что экономика США характеризуется минимальным вмешательством государства в регулирование социально-экономических отношений. В то же время страна известна традициями систематического участия бизнеса в финансировании различных некоммерческих проектов. Основным инструментом проведения политики КСО для американских компаний становится создание корпоративных фондов, нацеленных на решение разнообразных социальных проблем посредством бизнеса. Социально ответственное поведение корпораций поощряется соответствующими налоговыми льготами и зачетами, закрепленными на законодательном уровне. Кроме того, в США имеется большой процент «этичных потребителей», которые предъявляют высокие этические требования к корпоративному сектору. По информации консалтинговой компании Cone/Roper, в США 78% покупателей охотнее купят продукцию, если часть средств от покупки пойдет на благотворительную деятельность, а 66% готовы сменить привычную торговую марку на марку компании, которая поддерживает социальные проекты1. И наоборот, если продукты компании небезопасны или некачественны, то такие фирмы будут «наказаны» либо отсутствием спроса и «бойкотированием» продукции, либо судебными исками с требованием материальной или моральной компенсации.
Большое влияние на корпоративный сектор и социальную ответственность американских компаний оказывают различные неправительственные и некоммерческие организации, которые представляют интересы различных социальных, религиозных и общественных групп. Тем не менее, в последнее время американская модель претерпевает некоторые изменения в направлении более активного вмешательства государства в социальные проблемы. К примеру, с 2002 года в США действует закон Сарбейнса-Оксли, который стал следствием многочисленных корпоративных скандалов в крупнейших американских компаниях («Энрон» и «УорлдКом»). Закон значительно ужесточил требования к 1 Российская газета (приложение «Компании года»). 2011. 15 декабря (№282).15 финансовой отчётности открытых акционерных обществ, в частности, требуя от них большей социальной ответственности, прозрачности, полноты и усиления внутреннего контроля. Кроме того, в США на повестке дня стоят возможные
социальные реформы, связанные с внедрением системы обязательного медицинского страхования. Американская модель КСО схожа с канадской моделью по основным признакам, и следует лишь отметить, что в Канаде многие организации сотрудничают с Национальным институтом качества Канады, внедряющим специальный канадский стандарт КСО – модель совершенства качества и здорового рабочего места. Как отмечено в диссертации, модель КСО континентальной Европы можно охарактеризовать наличием государственного регулирования социальной сферы, поэтому эту модель зачастую относят к скрытым формам КСО. Так, во многих европейских странах законодательно закреплены обязательное медицинское страхование и охрана здоровья работников, пенсионное регулирование, природоохранная деятельность предприятий и ряд других социально значимых вопросов. Другими словами, базовый уровень КСО для европейских компаний уже подразумевает большое количество социальных инициатив. При рассмотрении европейских страновых моделей КСО, стоит особо выделить британскую модель, где наряду с типично европейским вниманием государства и общества к социальной деятельности организаций присутствуют элементы инициации социальных программ со стороны частных компаний. В связи с этим англо- американскую модель КСО нередко выделяют в отдельную подмодель. Конечно, существуют определенные различия в применении принципов КСО в разных странах Европы, однако схожего между ними больше. Это проявляется, прежде всего, в том, что европейские политики придают существенное значение поддержке всевозможных инициатив в области КСО, в том числе и на наднациональном уровне. Многие исследователи полагают, что на данный момент именно Европа, а не Америка, вышла в лидеры как по масштабам применения, так и по эффективности КСО. К сегодняшнему дню в мире из 22 тысяч корпоративных нефинансовых отчетов более половины приходится на отчеты компаний Евросоюза. Кроме того, европейскими компаниями представлены более половины организаций, подписавшихся под основным международным сводом принципов КСО – Глобальным Договором ООН. Из более чем трех тысяч некоммерческих компаний, консультирующих в области КСО, 37% работают в ЕС. Диссертант подчеркивает, что благодаря нарастанию процессов глобализации и активности ТНК, концепция КСО начала проникать и на азиатские рынки, став одним из важнейших направлений деятельности многих азиатских компаний. Тем не менее, для большинства стран Азии данная концепция является достаточно новой и полностью не оформившейся. Многие инициативы КСО в конечном итоге 16заимствуются азиатскими компаниями у Запада, однако претерпевают
определенные изменения в силу специфики азиатской культуры и философии. Многоликость и многогранность Азии не позволяет выделить единую модель КСО, характерную для всего азиатского региона, так как страны Азии находятся на разных уровнях развития, имеют свою специфику, и во многих из них концепция социально ответственного бизнеса еще не укоренилась в достаточной степени. В данной работе рассмотрение особенностей КСО азиатского региона опирается на анализ опыта трех стран – Японии, Китая и Сингапура. Наиболее прочно принципы КСО укоренились в Японии – страна считается одним из лидеров в области экологической ответственности и подготовки корпоративной социальной отчетности. Японские компании находятся «в тренде» общемирового вектора КСО, используют схожие с Западом инструменты корпоративной социальной политики и не ограничиваются декларированием своих инициатив КСО, а создают специальные органы контроля за выполнением этих инициатив. Социально ответственное поведение, уважение к людям и природе заложены в традициях японской культуры, что придает японской модели КСО определенную специфику. Стоит также отметить, что многие исследователи говорят о схожести японской модели КСО с аналогичной моделью Южной Кореи. Специфика китайской модели КСО заключается в превалирующей роли государства, которое стремится продвигать практику ответственного поведения в вопросах экологии и социальной сферы, в связи с нарастающими социальными рисками и надвигающейся экологической катастрофой в стране. В 2006 году правительство КНР опубликовало Рекомендации по составлению корпоративной социальной отчетности в Китае. Государство активно призывает компании внедрять стратегию КСО с целью улучшения бренда, репутации и конкурентоспособности китайских товаров. В частности, Китай стремится избавиться от негативного восприятия потребителями товаров бренда «made in China». Сингапурская модель КСО формируется достаточно быстрыми темпами, заимствуя опыт, прежде всего, англо-американской модели, чему во многом способствует отсутствие языкового барьера. Вопросы КСО в Сингапуре являются предметом трехстороннего сотрудничества между правительством, бизнесом и профсоюзами. В Сингапуре нефинансовая отчетность в большей степени характерна для транснациональных компаний, которые осуществляют свою экономическую деятельность в Сингапуре, и в меньшей степени, для национальных компаний страны.
Российская модель КСО находится на этапе формирования и существует ряд факторов, тормозящих становление КСО в России, в частности, отсутствие государственного стимулирования инициатив КСО, слабость рыночных институтов, коррупция и пр. Однако уже отмечается некое сходство российской 23 использовании экологичной упаковки и социально ответственных логотипов и др. Однако долгосрочного эффекта КСО можно добиться лишь при инкорпорировании данной стратегии в общую стратегию управления компанией. В международной практике принято использовать следующие методы для измерения и сопоставления принципов КСО: контент-анализ корпоративных публикаций, эмпирический анализ, специализированные индикаторы КСО, рейтинги и индексы КСО. Особое внимание в работе уделено рассмотрению рейтингов и индексов КСО, представляющих в настоящее время один из наиболее популярных способов оценки сопоставления компаний с точки зрения их приверженности стратегии ответственного ведения бизнеса. В России задача внедрения практики социальной ответственности бизнеса стоит довольно остро. Стратегия КСО способна нивелировать социальное напряжение за счет выстраивания плодотворных отношений между бизнесом и местными сообществами. Однако для достижения данных целей необходима поддержка властей и социальная ответственность государства. Российскому бизнесу также предстоит преодолеть ряд проблем на пути внедрения международных принципов и стандартов КСО. Это и неразвитость социально ответственного инвестирования, и низкая скорость обратной связи с международными институтами отчетности, и слабо структурированный рынок экспертизы и консалтинга в данной области. В связи с этим российским компаниям в самое ближайшее время придется одновременно решать две задачи: становиться активными участниками уже созданных международных ассоциаций и рейтингов и развивать собственные институты, создавать свои рейтинги.
3. ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Одним из самых главных выводов автора является подтверждение жизнеспособности концепции корпоративной социальной ответственности и признание мировым сообществом необходимости развития данного процесса. В последние годы увеличивается количество публикаций, посвященных вопросам этики бизнеса и КСО, все большее число крупных западных корпораций составляют нефинансовые отчеты и пишут кодексы делового поведения, проводят социально ответственные мероприятия и следуют принципу «going green», что обозначает их стремление максимально снизить свое негативное воздействие на экологию. Во многом это связано с тем, что в последние 15–20 лет компании стали понимать, что весь мировой прогресс может сойти на нет, если развитие не будет устойчивым, а бизнес – социально ответственным. Это вызвано появлением многочисленных фактов, которые сигнализируют о глобальном потеплении и
ухудшении экологии. Кроме того, учет социальных вопросов и поддержание местных сообществ приобретают особую важность в связи с необходимостью 24 установления социальной стабильности, особенно в развивающихся странах, где осуществляют свою деятельность многие транснациональные компании. Однако и в развитых странах, роль КСО усиливается в связи с шаткостью позиций капитализма и недовольством широкой общественности ухудшением экономики, в частности финансовым кризисом 2008-2009 гг. Поэтому неслучайно именно сейчас мировым сообществом делаются попытки установить баланс приоритетов разума и морали, бизнеса и этики. И следование принципам социальной ответственности по отношению к стейкхолдерам уже не только дань моде, но и объективная реальность, позволяющая компаниям добиваться конкурентного преимущества. На основе рассмотрения страновых моделей КСО в диссертации был сделан вывод о том, что в настоящее время сформировано две региональные модели КСО
– американская и европейская. Американская модель схожа с канадской моделью КСО, в то время как в европейской модели особняком стоит британская модель, сочетающая в себе элементы американской и европейской моделей. Говоря об азиатских странах, автор отмечает, что региональной азиатской модели КСО не существует, так как в каждой стране имеются свои особенности, своя специфика и как следствие – свои национальные мини-модели КСО. Наиболее развита практика КСО в Японии, тогда как в остальных странах концепция КСО является еще довольно новой и до конца не оформившейся. Российская национальная модель КСО находится на этапе формирования, однако уже сейчас заметны её сходства с европейской моделью КСО и, в некоторой степени, с китайской.Автор также приходит к выводу, что в настоящее время наблюдается рост научного и практического интереса к вопросам составления и верификации корпоративных социальных отчетов, являющихся наиболее распространенным способом информирования общественности об инициативах компании в области КСО. А существование международных стандартов в области КСО позволяет проводить качественное сравнение подобных отчетов.Диссертант делает вывод о том, что в стратегию корпоративной социальной ответственности в последнее время все чаще включаются вопросы инновационного развития. На примере рассмотренных автором нефтегазовых компаний видно, что в настоящее время ведутся многочисленные исследования по созданию и внедрению интегрированных систем управления, энергосберегающих механизмов производства, новых технологий получения энергии, улавливания и хранения CO2
и пр. Данный механизм КСО рекомендуется использовать и российским компаниям в качестве стратегии повышения конкурентоспособности.Как показано в работе, уже сегодня можно сделать вывод о том, что стратегия КСО начинает постепенно использоваться российским бизнесом. Отечественные металлургические и нефтегазовые компании становятся крупнейшими игроками на мировых рынках и уже не могут оставаться в стороне от западных этических стандартов. Кроме того, в России начинают появляться собственные рейтинги, 25ранжирующие компании по уровню их приверженности социально ответственному поведению. Проведенное в работе сравнение нефинансовых отчетов зарубежных и российских нефтегазовых компаний позволило автору наглядно продемонстрировать, что наиболее информативными являются корпоративные социальные отчеты западных компаний, которые также делают существенный упор на развитии альтернативных источников энергии. Тем не менее и российские, и китайская нефтегазовые компании идут по пути совершенствования практики социальной отчетности, однако в отчетах данных компаний все же заметен своеобразный имиджевый элемент. Важным выводом диссертации является вывод о возрастании роли репутации компании в международном бизнесе в условиях глобализации. Включение вопросов КСО в стратегию развития компании позволяет управлять репутационными рисками, которые могут возникать в случаях производства некачественной продукции, нарушения условий и оплаты труда, несоблюдения экологических норм и т.д. Кроме того, важным сигналом повышения роли репутации может служить рост числа рейтингов и индексов КСО, а также увеличение спроса на услуги консалтинговых компаний, занимающихся проведением репутационного «дью дилидженс» (due diligence). В диссертации подчеркивается значение государственного регулирования социально ответственного поведения. Данный вывод наиболее важен для России, где еще не сформировано гражданское демократическое общество и где государство должно выполнять функции гаранта прав человека и защиты его собственности. Государству стоит, во-первых, поощрять социально ответственные корпорации путем предоставления налоговых льгот и тендеров; во-вторых, –поддерживать развитие фондов социально ответственного инвестирования; в-третьих, – стимулировать появление квалифицированных кадров в области корпоративной социальной ответственности. Наконец, на основе диссертационного исследования автором были предложены рекомендации отечественным компаниям и бизнесменам относительно внедрения практики социальной ответственности. Прежде всего, рекомендации касаются правильного понимания термина КСО, необходимости разграничения маркетинговых промо-акций КСО и возможностей для управления репутационными рисками, подготовки управленческих кадров в данной области. Также КСО предлагается использовать как средство повышения эффективности бизнес-операций, как способ привлечения международных инвесторов и как стратегию для стимулирования инноваций. Необходимыми условиями для выполнения данных рекомендаций являются создание конкурентной рыночной среды, укрепление института гражданского общества и снижение степени коррумпированности.26Подводя итоги и опираясь на вышеперечисленные выводы, диссертант заключает, что КСО является объективной реальностью современного мира, и в большинстве случаев правильный выбор компанией приоритетов КСО ведет не только к росту конкурентоспособности компании, но и к созданию здорового и этичного общества.