Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2014 в 18:23, отчет по практике
Цель курсовой работы заключается в проведении теоретических и аналитических исследований организации кредитного процесса и его влияния на деятельность коммерческого банка. Курсовая работа предусматривает решение следующих важнейших задач:
- исследование сущности и основных этапов организации кредитного процесса в Закрытом акционерном обществе "Сургутнефтегазбанк";
-изучение организации кредитного процесса в ЗАО "СНГБ";
-анализ и совершенствование недостатков в организации кредитного процесса ЗАО "СНГБ".
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Характеристика организации кредитного обслуживания в Закрытом акционерном обществе "Сургутнефтегазбанк" 4
1.1. Цели и производственные задачи ЗАО "СНГБ" 4
1.2. Внутрипроизводственная организация выполнения работ 5
1.3. Производственная кооперация и координация деятельности подразделений 12
2. Оценка эффективности организации кредитного обслуживания 18
2.1. Показатели для оценки эффективности организации кредитного обслуживания и их уровень 18
2.2. Возможности повышения эффективности организации кредитного обслуживания в ЗАО «СНГБ» 19
3. Направления совершенствования организации кредитного обслуживания и их реализация 25
3.1. Разработка комплекса мер по повышению эффективности организации кредитного обслуживания 25
3.2. Оценка ожидаемой результативности совершенствования организации кредитного обслуживания 28
Заключение 32
Список литературы 34
Таблица 2.1
Кредитный портфель юридических лиц ЗАО «СНГБ»
Показатель |
Декабрь, 2013, тыс. рублей |
Декабрь, 2012, тыс. рублей |
Изменение, тыс. рублей |
Изменение, % |
Кредиты предприятиям и организациям |
18 915 361 |
13 467 475 |
5 447 886 |
40,45 |
Сроком до 180 дней |
1 654 072 |
1 704 501 |
-50 429 |
-2,96 |
Сроком от 181 дня до 1 года |
1 740 772 |
875 387 |
865 385 |
98,86 |
Сроком от 1 года до 3 лет |
6 101 585 |
3 937 411 |
2 164 174 |
54,96 |
Сроком более 3 лет |
7 256 441 |
4 874 470 |
2 381 971 |
48,87 |
Овердрафты |
72 806 |
123 816 |
-51 010 |
-41,2 |
Просроченная задолженность |
2 089 685 |
1 951 890 |
137 795 |
7,06 |
Коммерческое кредитование юридических лиц представлено ссудами юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям. Кредитование осуществляется на текущие цели (пополнение оборотных средств, приобретение движимого и недвижимого имущества, портфельные вложения в ценные бумаги, расширение и консолидацию бизнеса и др.). Источником погашения кредитов является денежный поток, сформированный текущей производственной и финансовой деятельностью заемщика. Рост кредитного портфеля юридическим лицам в 2013 году (на 40,45%) обуславливается созданием нового управления Банка, занимающегося кредитование малого и среднего бизнеса. Клиентская политика Банка ориентирована на построение долгосрочных взаимовыгодных отношений со всеми группами клиентов независимо от размеров бизнеса или формы собственности. С точки зрения кредитования приоритетное внимание оказывается предприятиям, имеющим положительную кредитную историю, основной объем оборотов которых проходит по счетам в Сургутнефтегазбанке.
В условиях возросших кредитных рисков кредитная политика Банка была пересмотрена в сторону ужесточения - были сформированы новые принципы кредитования клиентов, предусматривающие применение более консервативного подхода в оценке рисков, финансового состояния и перспектив деятельности заемщиков. Были предусмотрены изменения в технологии кредитного процесса, в том числе усилен мониторинг за текущей ссудной задолженностью, изменены требования к существующим и новым клиентам по выдаваемым кредитам.
Структура кредитного портфеля по срокам до погашения позволяет проследить тенденция уменьшения доли краткосрочных кредитов, что связано с уменьшением кредитов на пополнение оборотного капитала. В то же время возросла доля долгосрочных кредитов. Данная тенденция связана с увеличением доли инвестиционных кредитов.
На сегодняшний день перед Банком стоит принципиальный выбор пути дальнейшего развития. Сценарий "инерционного развития" предполагает сохранение принципиальных элементов сложившейся модели работы Банка и их относительно небольшую настройку и корректировку в соответствии с рыночной ситуацией. К его привлекательным сторонам следует отнести большую простоту в реализации, большую степень преемственности и понятность для сотрудников Банка. При этом данный сценарий развития не позволит Сургутнефтегазбанку в полной мере преодолеть недостатки своей работы. Он также не дает четкого ответа на те вызовы, с которыми банк сталкивается сегодня. В результате в среднесрочной перспективе следует ожидать закрепления отрицательных тенденций в динамике изменения его рыночных долей и относительных финансовых показателях. "Инерционный" сценарий также содержит в себе ряд серьезных рисков, связанных в первую очередь с недостаточно эффективными и масштабируемыми системами управления рисками и вероятностью роста расходов темпами, опережающими темпы роста доходов. При этом Банк сможет развиваться без существенной перестройки своей работы, стабилизировать свою долю в активах банковской системы на уровне 20 - 25% и поддерживать эффективность работы на уровне несколько ниже среднерыночной.
Однако существующие конкурентные позиции Банка на рынке и его потенциал развития в сочетании со структурно привлекательными особенностями российского рынка банковских услуг позволяют говорить о том, что в случае реализации сценария "модернизации" возможны очень динамичные рост и развитие, опережающие показатели банковской системы в целом. В частности, существует значительный потенциал укрепления конкурентных позиций Банка как на розничном, так и на корпоративном рынке за счет более интенсивной клиентской работы и роста охвата клиентской базы. Банк также обладает огромными возможностями в области повышения эффективности работы и построения конкурентных преимуществ за счет масштаба операций.
Это позволит Банку обеспечить устойчивые долгосрочные конкурентные позиции на российском рынке и начать трансформацию из крупного регионального банка в один из ведущих банков России.
Текущее состояние регионального финансового рынка, с одной стороны, располагает к выбору сценария "модернизации", поскольку для ЗАО «СНГБ» по сравнению с остальными конкурентами существует большее "окно возможностей". С другой стороны, ускорившиеся процессы консолидации рынка приведут в течение ближайших 2 - 4 лет к серьезному укреплению конкурентов Банка. Это обуславливает необходимость принятия решения о пути развития Банка уже сейчас, поскольку задержка с принятием решения о модернизации потребует в дальнейшем существенно большего объема усилий и затрат.
Несмотря на риски, связанные с масштабной перестройкой работы Банка, сценарий "модернизации" является наиболее оптимальным вариантом его развития. Только в рамках этого сценария можно обеспечить надежную основу для стабильного развития Банка и избежать серьезных рисков. Только в этом сценарии можно в полной мере реализовать его потенциал как одной из немногих региональных несырьевых компаний, способных играть значимую роль на государственном уровне. Представленная стратегия развития Сургутнефтегазбанка до 2014 года отражает выбор данного сценария как целевого.
Выполнение миссии Банка и реализация сценария "модернизации" требует существенной перестройки модели ведения бизнеса, формирования качественно новой технологической базы, изменения менталитета сотрудников и внедрения новых управленческих и мотивационных механизмов.
На рынке работы с юридическими лицами Банк планирует существенно укрепить свои конкурентные позиции. В основе предполагаемого укрепления рыночных позиций Банка лежит как увеличение охвата клиентской базы (сейчас не превышает 60% от количества потенциальных клиентов), так и повышение интенсивности клиентских взаимоотношений с уже существующими клиентами. Принципиальными источниками конкурентного преимущества Банка станут сочетание его ресурсной базы и возможностей с возможностью охвата клиентской базы и построения на базе существующих персонала и инфраструктуры Банка первоклассной организации продаж и обслуживания корпоративных клиентов.
Необходимым условием решения задач, стоящих перед Банком в сфере развития бизнеса, станет проведение комплексной технологической модернизации, которая позволит повысить масштабируемость процессов и систем, обеспечит рост производительности труда и оптимизацию издержек. Главными задачами Банка станут построение консолидированной операционной модели, совершенствование систем управления рисками и выход на качественно новый уровень автоматизации.
Работа по совершенствованию операционной модели нацелена на рост производительности труда и экономической эффективности работы Банка, повышение качества обслуживания и степени удовлетворенности клиентов. Основной задачей в этой области является построение таких систем и процессов, которые бы не только "справлялись" с масштабом деятельности Банка, но и стали бы важнейшим источником формирования его новых уникальных конкурентных преимуществ.
Формирование единой операционной модели позволит повысить пропускную способность, объем продаж и качество обслуживания, максимально использовать эффект экономии на масштабах. Наличие масштабируемой платформы будет способствовать росту бизнеса, высвобождению финансовых ресурсов для достижения запланированных стратегических целей. Повысится управляемость и качество работы за счет углубления специализации, решения однородных задач, формирования прозрачной системы мотивации.
Необходимым условием решения задач, стоящих перед Банком, является развитие информационных технологий - выход на качественно новый уровень автоматизации, совершенствование телекоммуникационной инфраструктуры и комплексов технических средств.
Развитие информационных технологий будет нацелено на обеспечение достижения амбициозных бизнес-задач Банка и поддержку изменений в организационной модели, которые требуют внедрения новых механизмов и качественно иного уровня управленческой информации. ЗАО «СНГБ» планирует изменить статус информационных технологий и трансформировать их в устойчивый источник формирования уникальных конкурентных преимуществ Банка. Банк будет стремиться к поэтапной унификации программного обеспечения и систем хранения информации, к формированию единого информационного пространства при условии обеспечения надежности, устойчивости и бесперебойной работы всех систем и приложений.
В связи с этим развитие информационных технологий будет происходить эволюционным путем - до 2014 года будут сохранены действующие автоматизированные банковские системы, вокруг которых будут строиться новые, единые в масштабах Банка технологические решения. Разработка новых систем для обеспечения недостающей Банку функциональности и доработка существующих систем будут осуществляться максимально централизованно. К концу первого квартала 2014 года Банк планирует завершить работу по выравниванию ландшафта приложений и сближению характеристик используемых систем, что создаст предпосылки для перехода в дальнейшем на единую информационную платформу.
Успешная реализация коммерческих задач Банка невозможна без серьезной модернизации системы управления рисками. Наиболее существенные изменения планируются в области управления кредитными рисками юридических лиц. При этом развитие систем управления процентными рисками и риском ликвидности, операционными и рыночными рисками также является важной задачей.
Совершенствование систем управления рисками нацелено на существенное повышение привлекательности кредитных продуктов для всех категорий клиентов за счет большей дифференциации ставок и условий в зависимости от уровня риска клиента.
При этом важнейшей задачей стратегии Банка в области управления рисками является создание условий для более агрессивной коммерческой политики за счет повышения прозрачности принимаемых решений в области кредитных рисков и повышения роли и полномочий функции управления рисками как партнера и "конструктивного противовеса" бизнес-подразделениям Банка. Перед Банком также остро стоит задача предотвращения внутреннего и внешнего мошенничества и коррупции при получении кредитов.
Решение этих задач в свою очередь потребует внедрения шести существенных изменений в системах и процессах, связанных с кредитным риском:
1. Построение систем формализованной оценки кредитного риска. Для каждого клиента Банк должен иметь возможность корректно и в явном виде оценить ожидаемый уровень кредитного риска (т.е. ожидаемые потери), который в свою очередь складывается из оценки риска клиента (вероятность дефолта) и риска транзакции (потери в случае дефолта). Используемые при этом методики и инструменты будут отличаться для различных продуктов и категорий клиентов и развиваться со временем, по мере того как Банк будет успешно накапливать информацию о своих клиентах и совершенствовать инструменты ее анализа. Многие элементы данного подхода, например методика рейтингования клиентов - юридических лиц, уже существуют в Банке и способны послужить хорошей основой для дальнейшей работы.
2. Увязка ценообразования и коммерческих приоритетов в области кредитования с оценкой уровня кредитного риска клиента и транзакции. Численная оценка ожидаемых потерь должна стать минимальной "ценой риска", включаемой в стоимость кредитных ресурсов для клиента. Она также позволит увязать понимание риска с коммерческими приоритетами Банка, например в части целевых характеристик кредитного риска для отдельных элементов портфеля или определения размеров лимитов и доли общей задолженности клиента, которую Банк готов принимать на свой баланс.
3. Усиление роли функции
управления рисками в процессе
подготовки и принятия