Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2014 в 22:33, курсовая работа
Персонал» (от латинского personalis —личный) - это «весь личный состав работающих, постоянные и временные специалисты и обслуживающие их деятельность рабочие и служащие», «совокупность всех человеческих ресурсов, которыми обладает организация» , «совокупность сотрудников организации, работающих по найму при наличии трудовых отношений с работодателем, обычно оформленных трудовым договором (контрактом).
Качественными характеристиками персонала являются наличие конкретных знаний и профессиональных навыков в определенной сфере деятельности; определенные профессиональные и личные интересы, стремление сделать карьеру, потребность в профессиональной и личной самореализации; наличие психологических, интеллектуальных, физических качеств для конкретной профессиональной деятельности .
Введение
Глава 1.Персонал предприятия как объект управления
1.1 Понятие и сущность управления персоналом.
1.2 Система и методы управления персоналом
1.3 Факторы, оказывающие влияние на управление персоналом.
Глава 2 Значение службы управления персоналом для ООО «Енисейский ЦБК»
2.1 Характеристика ООО «Енисейский ЦБК», цель и миссия, организационная структура
2.2 Основные направления деятельности службы управления персоналом на ООО «Енисейский ЦБК»: должное и действительное.
2.3 Рекомендации по улучшению работы службы управления персоналом на ООО «Енисейский ЦБК»
Заключение
Список литературы
Введение
Глава 1.Персонал предприятия как объект управления
1.1 Понятие и сущность управления персоналом.
1.2 Система и методы управления персоналом
1.3 Факторы, оказывающие влияние на управление персоналом.
Глава 2 Значение службы управления персоналом для ООО «Енисейский ЦБК»
2.1 Характеристика ООО «Енисейский ЦБК», цель и миссия, организационная структура
2.2 Основные направления
деятельности службы
2.3 Рекомендации по улучшению
работы службы управления
Заключение
Список литературы
Глава 1. Персонал предприятия как объект управления
Персонал» (от латинского personalis
—личный) - это «весь личный состав работающих,
постоянные и временные специалисты и
обслуживающие их деятельность рабочие
и служащие», «совокупность всех человеческих
ресурсов, которыми обладает организация»1, «совокупность сотрудников
организации, работающих по найму при
наличии трудовых отношений с работодателем,
обычно оформленных трудовым договором
(контрактом).
Качественными характеристиками
персонала являются наличие конкретных
знаний и профессиональных навыков в определенной
сфере деятельности; определенные профессиональные
и личные интересы, стремление сделать
карьеру, потребность в профессиональной
и личной самореализации; наличие психологических,
интеллектуальных, физических качеств
для конкретной профессиональной деятельности2.
Персонал различают по категориям
(руководители, специалисты, служащие,
рабочие); по профессиям, специальностям
и квалификационным признакам.
Персонал составляет основу
любой организации и является важнейшим
ресурсом, используемым всеми без исключения
организациями, и в этом качестве персонал
нуждается в управлении.
В последнее время в отечественной
литературе сделано несколько попыток
сформулировать категорию «управление
персоналом».
И.П. Герчикова пишет, что «управление
персоналом - это самостоятельный вид
деятельности специалистов-менеджеров,
главной целью которых является повышение
производственной, творческой отдачи
и активности персонала; ориентация на
сокращение численности производственных
и управленческих работников; разработка
и реализация политики подбора и расстановки
персонала; выработка правил приема и
увольнения персонала; решение вопросов,
связанных с обучением и повышением квалификации
персонала»3.
А.Я. Кибанов определяет управление
персоналом как «целенаправленную деятельность
руководящего состава организации, руководителей
и специалистов подразделений системы
управления персоналом, включающая разработку
концепции и стратегии кадровой политики,
принципов и методов управления персоналом»4.
Немецкие исследователи считают,
что управление персоналом - сфера деятельности,
характерная для всех организаций, и ее
главная задача состоит в обеспечении
организации персоналом и целенаправленном
использовании персонала5.
Управление персоналом как
вид деятельности имеет две группы целей
- организационные и личные.
Организационные цели явно
доминируют в управлении персоналом. Персонал,
наряду с другими ресурсами, работает
на выполнение миссии и достижение цели
организации. Есть попытки совместить
организационные и личные цели в управлении
персоналом: «Эффективность управления
персоналом - это достижение организационных
(применительно к коммерческим организациям
- прибыльности и стабильности
предприятия и его адаптируемости к будущим
изменениям ситуации при минимальных
затратах на персонал) и индивидуальных
(удовлетворенности трудом и пребыванием
на предприятии) целей»6.
В зарубежной литературе для
характеристики целей управления используют
понятия «экономическая эффективность»
и «социальная эффективность».
Под экономической эффективностью
понимают достижение с минимальными затратами
на персонал целей организации - экономических
результатов, стабильности высокой гибкости
и адаптивности к непрерывно меняющейся
внешней среде. Под социальной эффективностью
понимают удовлетворение интересов и
потребностей сотрудников (оплата труда,
его содержание, возможность личной
самореализации, удовлетворенность общением
с товарищами и т.д.). Желательно, чтобы
экономическая и социальная эффективность
дополняли друг друга.
Субъектами управления персоналом
являются должностные лица, непосредственно
занятые этим видом деятельности, а именно:
руководители всех уровней, службы персонала,
органы трудовых коллективов общественных
организаций, действующих на предприятии.
Управлением персоналом организации
– это целенаправленная деятельность,
которая предполагает определение основных
направлений работы с персоналом, а также
средств, методов и форм работы с ним.7
Деятельность по управлению
персоналом состоит из двух главных областей,
или сфер, — руководства персоналом и
работы с кадрами (персоналом). Как же соотносятся
эти и некоторые другие, близко связанные
с ними категории, характеризующие управление
персоналом?
В самом общем смысле руководство
персоналом — это деятельность по непосредственному
повседневному управлению сотрудниками.
Понятие «руководство» тесно связано
с рядом других родственных категорий,
прежде всего с понятием «управление»,
нередко их употребляют как синонимы.
Однако «управление» отражает регулирование
системы в соответствии с определенными
целями и является более широким по содержанию:
оно включает не только руководство людьми,
но и управление финансовыми, материально-техническими
и другими ресурсами, а также техникой,
машинами.
С категорией «руководство»
близко связано понятие «менеджмент».
Однако эти понятия совпадают не полностью.
«Менеджмент» — категория микроэкономики,
означающая управление предприятием в
условиях рынка. Соответственно «менеджер»
— руководитель рыночного предприятия.
Применительно же к государственной службе
обычно используют такие слова, как «руководитель»,
«администратор», «чиновник», но не «менеджер».
С одной стороны, «руководство»
шире «менеджмента», так как охватывает
и нерыночные, государственные формы управления,
с другой — уже, поскольку «менеджмент»
— это управление не только кадрами, но
и другими ресурсами: денежными, материально-техническими
и т.д. И с этой точка зрения руководство,
как отмечает Рихтер Манфред, выполняет
в менеджменте лишь определенные функции,
в частности следующие: постановка целей
(изучение проблемы и выработка идеального
результата ее решения), планирование
(определение альтернатив, их оценка, выбор
оптимальных путей их реализации, принятие
решений), реализация (формирование необходимой
для достижения целей организации, а также
мобилизация, включение людей в их осуществление)
и контроль (сравнение достигнутых результатов
с поставленными целями, определение отклонений,
корректировок и мер воздействия).8
1.2 Система и методы управления персоналом
Система управления персоналом – это совокупность элементов (цели, функции, кадры, технические средства, информация, методы организации деятельности и управления), формирующих кадровый комплекс организации.
Рис. 1. Состав функциональных подсистем управления кадрами организации
Из таблицы видим, что в современном
управлении произошло смещение акцента
с административно-
По своему содержанию организационная и социально-экономическая основа системы управления персоналом включает в себя:
Каждое из перечисленных направлений входит в функциональные обязанности конкретных органов управления, но координирует и направляет их работу служба по управлению персоналом.
Глобальная цель управления персоналом состоит в формировании, развитии и реализации с наибольшей эффективностью кадрового потенциала организации. Это означает улучшение работы каждого сотрудника с тем, чтобы он оптимальным образом наращивал и использовал свои трудовой и творческий потенциал и благодаря этому содействовал достижению общей цели, а также поддерживал деятельность других сотрудников в этом направлении.
Система целей служит базой для определения состава функций управления. Для формирования функций необходимо выявление их объектов и носителей. Носителями функций управления выступают: руководство органа, заместители руководителей, руководитель службы управления персоналом или заместитель директора по кадрам, специализированные подразделения по управлению персоналом и специалисты по управлению персоналом (они также одновременно являются и носителями и объектами). Объектом управления являются персонал организации.
Управление трудовыми ресурсами предприятия – это сложный и трудоемкий процесс, который включает в себя следующие процессы:10
1. Планирование
ресурсов – разработка плана
удовлетворения будущих
2. Набор персонала – создание резерва потенциальных кандидатов по всем должностям;
3. Отбор
– оценка кандидатов на
4. Определение заработной платы и льгот: разработка структуры заработной платы и льгот в целях привлечения, найма и сохранения служащих;
5. Профориентация
и адаптация – введение
6. Обучение – разработка программ для обучения трудовым навыкам, требующимся для эффективного выполнения работы;
7. Оценка
трудовой деятельности –
8. Повышение,
понижение, перевод, увольнение –
разработка методов
9. Подготовка
руководящих кадров –
Общей и главной задачей управления персоналом является обеспечение соответствия качественных и количественных характеристик персонала целям организации.
Качественные характеристики:
Методы управления - это совокупность приёмов и способов воздействия на объект управления для достижения поставленных целей, т.е. способы воздействия на коллектив и отдельных работников с целью осуществления координации их деятельности в производственном процессе (рисунок 2).11
Методы управления персоналом подразделяются на три группы:
Возможны
три формы проявления организационно-
Рис. 2. Система методов управления персоналом
Организационное воздействие на структуру управления осуществляется путём организационного регламентирования, нормирования, инструктирования.
Распорядительное воздействие на коллектив или личность предполагает подчинение, которое бывает трёх типов:
Прямые воздействия могут усилить пассивность персонала и или привести к скрытому неповиновению. Поэтому наиболее эффективны косвенные методы воздействия, которые осуществляются посредством постановки задач и создания стимулирующих условий.
Экономические методы выступают в следующих формах: планирование, анализ, предоставление экономической самостоятельности. Это вызывает материальную заинтересованность работников результатами своего труда.
Социально-психологические методы - совокупность специфических способов воздействия на личностные отношения и связи, возникающие в трудовых коллективах. Для наибольшей эффективности воздействия необходимо знать психологические особенности исполнителей, социально - психологические характеристики коллективов; использовать приёмы, которые носят личностный характер (личный пример, авторитет, убеждение, соревнование, ритуалы, культура и прочее). Приёмы и способы социально - психологического воздействия определяются компетентностью и способностью руководителя.
Все методы взаимосвязаны между собой.
Таким образом, концепция управления персоналом является концентрированным выражением методологии менеджмента в той ее существенной части, которая составляет содержание социально-экономической стороны управления организацией и имеет непосредственное отношение к человеку.
Методологической основой построения системы управления персоналом должен стать системный подход к внутрифирменному использованию человеческого фактора. Он подразумевает, что подсистема управления персоналом тесно взаимодействует с другими подсистемами – финансовой, инновационной, инвестиционной, стратегического планирования, производственной, сбытовой.
1.3 Факторы, оказывающие влияние на управление персоналом
Под средой управления подразумевается как сама организация (фирма), в которой осуществляется управление, так и внешняя среда, в которой организация функционирует
Внешнее окружение Социально-экономическое и техническое развитие Официальная политика Конкуренция | |
Внутренние условия Культура организации Структура Официальная политика Технологические проблемы Объем производства | |
Политика организации Цели Рынок продукта Стратегия и тактика |
Место управления персоналом Роль Организация Потенциал человеческих ресурсов |
Содержание управления персоналом Потоки человеческих ресурсов. Трудовые системы Системы вознаграждения Отношения между работниками |
Внешние факторы (правительственные законы и формы государственного регулирования, требования профсоюзов, наличие конкурентов и внешние экономические условия, характер рынка рабочей силы и пр.) оказывают значительное влияние на кадровую политику организации.
Проблемы, возникающие в связи с государственным регулированием, сводятся к следующим:
· регулирование способствует утверждению упрощенных подходов к сложным проблемам: подход к малым и крупным предприятиям почти одинаков, одна и та же система регулирования применяется для разных отраслей и т. п.;
· сроки принятия решений замедляются;
· регулирование зачастую не ведет к взаимному приспособлению и взаимной выгоде, но лишь к необходимости более сложного юридического маневрирования;
· предписания устаревают, но, тем не менее, сохраняют свою силу.
Профсоюзы оказывают непосредственное влияние на проводимую предприятиями кадровую работу, в первую очередь при наборе и отборе работников, оценке их результатов, продвижении, оплате и поощрении. Профсоюзы разнятся между собой, как и люди. Бывают профсоюзы, идущие на сотрудничество, а бывают конфликтные, так же, как существуют быстрореагирующие и безответственные организации.
Информация о работе Персонал предприятия как объект управления