Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2015 в 12:37, курсовая работа
Объект исследования – система управления персоналом организации, конкретно, ОАО «Газпром».
Предмет исследования – планирование, прогнозирование и организация служебно-профессионального продвижения работника в организации.
Цель работы состоит в определении оптимальной системы управления карьерой в организации.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы планирования карьеры……………………….5
1.1. Сущность и виды карьеры.…………………………………………...5
1.2. Цели и задачи деловой карьеры. Этапы управления деловой карьерой……………………………………………………………………………8
1.3. Управление служебно-профессиональным продвижением персонала организации…….………………….……….…………….………….12
Глава 2. Оценка планирования и управления карьерой в организации (на примере ОАО «Газпром»)……………………………………..………………..23
2.1. Краткая характеристика ОАО «Газпром»……….….…….……….23
2.2. Анализ кадровой политики предприятия………….…….…….…..25
2.3. Оценка планирования и подготовки кадров на предприятии……29
Глава 3. Перспективы планирования и развития деловой карьеры в ОАО «Газпром»…………………………………………………..…….…….………...36
Заключение……………………………………………………….………………42
Список использованной литературы…………………………………………...44
Кроме этого, разрабатываются и практически используются в учебном процессе деловые игры, ориентированные на актуальные проблемы, стоящие перед газовой отраслью.
Одним из ключевых вопросов кадровой работы остается формирование резерва кадров на выдвижение и предметная работа с ним. Работа по созданию резерва кадров для выдвижения на руководящие должности предприятия предусматривает планомерную и целенаправленную систему подготовки и проверки на практике будущих руководителей, которая и позволяет обеспечить непрерывный отбор кандидатов на руководящие должности, рост их деловых и профессиональных качеств. Особое внимание уделяется подготовке управленческих кадров на должности номенклатуры ОАО ««Газпром».
В ОАО ««Газпром» разработано Положение о работе с резервом кадров на выдвижение на руководящие должности в ОАО ««Газпроме», а также разработана форма списка резерва, которая включает информацию по 27 параметрам, позволяющим более взвешено подходить к кандидатам, внесенным в списки резерва, более объективно планировать с ним работу.
Методология формирования резерва позволяет выстроить четкую линию определенности работы с резервом, включающую отбор и формирование резерва, разработку карьерного плана для каждого резервиста, обучение и периодическую аттестацию, назначение на более высокую должность.
С целью создания методической помощи в оценке профессионально – личностных качеств кандидатов для включения в резерв разработан специальный автоматизированный комплекс «Оценка психологической и профессиональной пригодности работников», который включает пакет компьютерных программ, применяемый для улучшения резерва кадров на выдвижение.
Для обучения резерва разработана единая система подготовки в отрасли, взят курс на разработку и сопровождение программ управления карьерой резервиста.
С целью своевременного пополнения резерва кадров, повышения качества и эффективности труда руководителей и специалистов один раз в два года на предприятиях отрасли проводится их аттестация. Для ее организации разработаны «Рекомендации по проведению аттестации руководителей и специалистов предприятий и организаций ОАО ««Газпром». необходимо отметить, что 1995 года проводимая на предприятии работа с резервом в основном заключалась в периодическом обучении резервистов в различных учебных заведениях, но не все возможные направления использовались, т. е. практически эта работа не была должным образом систематизирована. В настоящее время целесообразность работы с резервом неоспорима, и поэтому на предприятии уделяется особое внимание осуществлению этого мероприятия.
Подготовка руководящего персонала, а также специалистов, зачисленных в кадровый резерв, включает обучение по карьерным и индивидуальным планам. Планами предусматривается изучение новых методов хозяйствования, формирование и методов личной работы, нормативных документов, ознакомление с производственной деятельностью родственных предприятий, стажировка в зарубежных фирмах, т. е. конкретные мероприятия, обеспечивающие приобретение специалистом необходимых теоретических и практических знаний.
Систематический контроль за выполнением мероприятий, предусмотренных планами карьер, осуществляется руководителями подразделений и работниками службы управления персоналом, ответственными за подготовку резерва, а также контролируется комиссией по кадровому резерву предприятия.
Состав резерва в конце каждого года пересматривается в процессе ежегодного анализа расстановки руководящих работников и специалистов. Производится оценка деятельности каждого кандидата, зачисленного в резерв за прошлый год, и принимается решение или о сохранении его в составе резерва, или исключении из него. Кроме того, в зависимости от подготовленности того или иного резервиста и перспектив развития предприятия может откорректирован и план карьеры.
Работа по подготовке резерва руководителей оценивается по ряду показателей, которые считаются основными для определения результативности этой работы. К ним, в частности относятся:
- Эффективность подготовки
руководителей. На предприятии, т. е.
отношение числа руководящих
должностей, занятых в течение
определенного периода
- Текучесть резерва
- Средний список пребывания
в резерве до занятия конечной
(по плану) должности. Этот показатель
рассчитывается как отношение
суммы лет между зачислением
в резерв и занятием ключевой
должности для всех
- Готовность резерва. Это отношение числа сотрудников, готовых занять ключевую должность в течение одного года к числу этих ключевых должностей.
Безусловно, подготовка достойных преемников является эффективным средством оптимизации использования персонала, его мотивации, подбора и перемещения, руководящих кадров, обеспечения преемственности руководства, а в результате – повышения эффективности работы всего персонала.
Глава 3. Перспективы планирования и развития деловой карьеры в ОАО «Газпром».
Анализируя концепцию кадровой политики ОАО ««Газпром» и определение карьеры, в основу ее планирования следует положить следующие принципы:
1) индивидуальности, что
предполагает определенную
2) взаимной заинтересованности,
мотивации. Очевидно, что и работник,
и предприятие должны быть
заинтересованы в развитии
3) стимулирования и
4) обязательности
5) социально – психологического комфорта и удовлетворенности, что обеспечивается социальным признанием, ростом материального благополучия и т. п. (при повышении в должности или квалификации и т. д.);
6) объективности, что предполагает
исключение влияния
Планирование карьеры работника рекомендуется выполнять руководителю предприятия или его заместителю с привлечением непосредственного руководителя работника и руководителя службы управления персоналом. В этом случае руководители, планирующие карьеру, обладают соответствующим кругозором; они знают перспективные планы развития предприятия и отрасли, имеют данные по планированию потребности в персонале и т. д. Все это обеспечивает составление грамотного и корректного плана карьеры работника, отвечающего потребностям предприятия и интересам самого работника.
Карьера работника, как длительный процесс, включает в себя целый ряд взаимосвязанных элементов. Как отмечалось выше, следует иметь в виду, что карьера работника зависит от заинтересованности в ней самого работника, а также того предприятия, на котором он работает.
Таким образом, структура карьеры работника должна включать следующие подструктуры: личностную, ценностную и производственную.
- личностная подструктура: мотивация на карьеру, личностные качества, самореализация (на базе роста квалификации, профессионализма, опыта), которая выражается в продвижении по службе и т. п., социальное признание как свидетельство одобрения окружением стремления работника к развитию карьеры, достижения целей карьеры и т. д.;
- ценностная подструктура: социальная принадлежность (нередко определяющая формы и пути развития карьеры), общепринятые социальные ценности (человеческое достоинство, гражданский долг, материальное благополучие, поведенческие нормы и установки);
- производственная подструктура:
расширение производства (согласно
планам развития, модернизации и
т. п.), внедрение новой техники
и технологии, переход на новые
экономические отношения, формируемые
развитием общества и страны
в целом, качество и эффективность
труда работника, подразделения, предприятия;
потребность предприятия в
Все подструктуры в развитии карьеры работника проявляются в комплексе и взаимосвязаны. Поэтому при планировании карьеры работника следует учитывать все элементы структуры карьеры, т. к. иначе предприятие и социальное окружение будут сталкиваться с негативными проявлениями.
Развитие карьеры работника может происходить только тогда, когда сам работник и администрация предприятия обеспечивают развитие всех элементов структуры карьеры в целом.
Карьера – это процесс, включающий ряд периодов, зачастую повторяющихся, но с более качественной базой (см. рис. 2.).
Рис. 2. Этапы и периоды развития карьеры.
К таким периодам (этапам) следует отнести:
- повышение квалификации
(переподготовка, стажировка) в системе
«фирменного»
- зачисление в резерв
кадров для выдвижения на
- назначение на более высокую должность (либо по результатам подготовки в резерве, либо по решению конкурсной, аттестационной комиссии, либо по решению руководства предприятия);
- ротация работника внутри
своего подразделения или
Этапы карьеры работника целесообразно планировать (в виде плана карьеры) с включением тех периодов и в той последовательности, в которой это должно происходить на практике. Очевидно, что развитие карьеры работника может включать несколько повышений квалификации, ряд новых назначений или ротаций и т. д.
При планировании карьеры работника необходимо иметь в виду, что в конечном счете решается два вида задач:
1. Задачи, которые ставит
перед собой работник –
2. Задачи, которые стоят
перед организацией – выделить
из числа работников (особенно
молодых) компетентных, самостоятельных,
отвечающим необходимым
Успешность карьеры обеспечивается только в том случае, если обе стороны (работник и предприятие) заинтересованы в развитии карьеры.
В том случае, если у предприятия возникла необходимость в подготовке соответствующих специалистов из своих кадровых резервов, а кандидат имеет, как показали беседа и тестирование, мотивацию и личностные качества, отвечающие требованиям, составляется план карьеры работника. Форма плана и образец его заполнения приведены в приложении
В плане должны быть указаны следующие сведения:
1) общие анкетные данные;
2) заключение последней аттестационной (конкурсной) комиссии;
3) результаты последнего собеседования и оценки уровня профессионализма;
4) сведения о предшествующей подготовке в СНФПО, резерве кадров и т.п.
5) на какой срок составлен план; другие сведения, представляющие интерес.
План карьеры работника содержит 12 граф, в которых указаны следующие данные:
1) наименование должностей, которые спланировано занимать работнику;
2) сроки планируемого перемещения;
3) виды стимулирования;
4) наименование видов подготовки в СНФПО;
5) сроки подготовки в СНФПО;
6) планируемое учебное заведение для подготовки в СНФПО;
7) предполагаемое направление обучения;
8) оценки, получаемые работником при подготовке в системе СНФПО, при подготовке в резерве кадров, при очередных аттестациях и т. п.;
Информация о работе Перспективы планирования и развития деловой карьеры в ОАО «Газпром»