Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 15:24, курсовая работа
Целью работы является изучение планирования в системе менеджмента: методологии и организации. Задачами курсовой работы являются: анализ понятия «планирование», изучение принципов и методов планирования, виды планирования, достоинства и недостатки планирования.
Введение_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _2-3
1. Планирование как функция менеджмента _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _4-8
1.1 Принципы и методы планирования _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 9-14
1.2 Виды планирования_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 15-29
1.3 Достоинства и недостатки планирования _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _30-32
Заключение _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 33-34
Список использованной литературы_ _ _ _ _ _ _ _ _ _
Задачей оперативно-производственного планирования является организация равномерной, ритмичной взаимосогласованной работы всех производственных подразделений предприятия. Наиболее остро проблема внедрения эффективного механизма планирования стоит перед промышленными предприятиями. В промышленности цикл оборота капитала является наиболее «представительным» по сравнению со всеми другими отраслями экономики: здесь присутствуют и стадии снабжения (закупка материальных ресурсов), и стадии производства, и стадии хранения и сбыта произведенной продукции, а также расчетов с контрагентами как по закупаемым сырью и материалам, так и по реализованной продукции Оперативное планирование предназначено для короткого периода (к примеру, разработка годовой программы производства, Упрощенно этапы планирования на предприятии можно представить следующей схемой:
Недооценивать
оперативное планирование, как краткосрочный
и «маловажный» этап бизнес-планирования,
не стоит. От него зависит даже определение
реальной себестоимости продукции, финансово-экономический
анализ производства и деятельности предприятия.
В процессе оперативного планирования
и управления производством должно быть
достигнуто строгое взаимодействие органов
управления на всех стадиях производственного
процесса (от получения сырья до реализации
продукции) с целью выполнения плана поставок
готовой продукции в необходимом количестве,
нужного качества, в нужное время и место
с минимальными совокупными затратами.
В основе оперативного планирования и
управления лежит производственная программа,
в рамках которой разрабатываются детализированные
плановые задания для каждого производственного
подразделения (цеха, участка, рабочего
места) на определенный период времени,
а также осуществляется текущее руководство
производственным процессом и контроль
его хода. Стратегическое планирование
формулируется вербально, а оперативное
планирование представляет собой плановые
расчеты. Между оперативным и стратегическим
планированием существует обратная связь.
С одной стороны, посредством стратегического
планирования ставятся цели и определяются
пути их достижения для оперативного планирования.
Будет ли оперативный план утвержден руководством,
следует из стратегического плана. С другой
стороны, на основе оперативных плановых
расчетов по отдельным направлениям должно
быть проверено, может вообще быть реализован
стратегический план и не является ли
он несбыточной мечтой. Именно поэтому
оперативное планирование ведет к ревизии
стратегического плана. Цели должны быть
пересмотрены или достигнуты иными путями
(в ходе реализации новых стратегий). Ядро
системы оперативного планирования составляют
плановые расчеты результата по изделиям.
В оперативных планах устанавливают загрузку
оборудования, последовательность выполнения
различных операций технологического
цикла и время, отводимое для этого, а также
расстановку работающих с учетом имеющихся
производственных мощностей, материальных
ресурсов и персонала. Все это должно обеспечить
оптимальный ход производственных процессов,
рациональное использование материальных
и трудовых ресурсов, полное и своевременное
выполнение плановых заданий, поддержание
необходимого ритма работы предприятия.
Следовательно, планирование – это метод
хозяйственного предвидения и программирования,
основанных на детальных расчетах. В плане
предприятия с одной стороны, содержатся
задание на перспективу каждого работника,
а с другой – предписания для руководителей
об управленческих решениях, которые они
должны поэтапно принимать, помогая коллективу
достичь поставленной цели.
В оперативном планировании производства,
в зависимости от разрабатываемых показателей,
применяются такие основные методы, как
объемный, календарный, а также их разновидности:
объемно-календарный и объемно-динамический.
Объемный метод предназначен для распределения
годовых объемов производства и продажи
продукции предприятия по отдельным подразделениям
и более коротким временным интервалам
– квартал, месяц, декада, неделя, день
и час. Этот метод предусматривает не только
распределение работ, но и оптимизацию
использования производственных фондов
и, в первую очередь, технологического
оборудования и сборочных площадей за
планируемый интервал времени. С его помощью
формируются месячные производственные
программы основных цехов и планируются
сроки выпуска продукции или выполнения
заказа во всех выпускающих подразделениях
предприятия.
Календарный метод применяется для
планирования конкретных временных сроков
запуска и выпуска продукции, нормативов
длительности производственного цикла
и опережений производства отдельных
работ относительно выпуска готовых изделий,
предназначенных для реализации. Данный
метод основывается на использовании
прогрессивных норм времени для расчета
производственных циклов изготовления
отдельных деталей, планируемых комплектов
продукции и выполнения сборочных процессов.
В свою очередь, производственный цикл
основного изделия служит нормативной
базой для формирования проектов месячных
производственных программ остальным
выпускающим цехам и участкам предприятия.
Объемно-календарный метод позволяет
планировать одновременно сроки и объемы
выполняемых на предприятии работ в целом
на весь предусмотренный период времени
– год, квартал, месяц и т.д. С его помощью
рассчитываются продолжительность производственного
цикла выпуска и поставки продукции на
рынок, а также показатели загрузки технологического
оборудования и сборочных стендов в каждом
подразделении предприятия. Этот метод
можно использовать для разработки месячных
производственных программ как выпускающих,
так и невыпускающих цехов и участков.
Объемно-динамический метод предусматривает тесное взаимодействие таких планово-расчетных показателей, как сроки, объемы и динамика производства продукции, товаров и услуг. В условиях рынка этот метод позволяет наиболее полно учитывать объемы спроса и производственные возможности предприятия и создает планово-организационные основы оптимального использования наличных ресурсов на каждом предприятии. Он предполагает построение планов-графиков выполнения заказов потребителей и загрузки производственных участков и выпускающих цехов. В соответствии с рассмотренными методами, необходимо различать виды оперативного планирования производства: календарное, объемное и смешанное.
Оперативное планирование и
межцеховое (на уровне предприятия) и внутрицеховое
(на уровне цеха).
Межцеховое
планирование обеспечивает разработку,
регулирование и контроль выполнения
планов производства и продажи продукции
всеми цехами предприятия, а также координирует
работу основных и вспомогательных цехов,
проектно-технологических, планово-экономических
и других функциональных служб. Межцеховое
планирование должно обеспечивать слаженную
ритмичную работу основных цехов, их бесперебойное
снабжение и обслуживание вспомогательными
цехами и службами.
Внутрицеховое
планирование направлено на ритмичное
выполнение участками и их рабочими местами
заданной месячной программы. Содержанием
внутрицехового планирования является
разработка оперативных планов и составление
текущих графиков работы производственных
участков, поточных линий и отдельных
рабочих мест на основе годовых планов
производства и продажи продукции основных
цехов предприятия. На данном уровне разрабатываются
производственные задания участкам на
короткие отрезки времени в виде программ
и графиков с указанием сроков запуска-выпуска
продукции, при этом рассчитываются: данные
о загрузке и пропускной способности оборудования.
Отличительные черты оперативного планирования.
Оперативным планированием
Чтобы лучше понять, что такое тактическое планирование, рассмотрим различия между стратегическим и тактическим планированием по некоторым характеристикам. Подробность. В стратегическом планировании проводится планирование общих линий деятельности предприятия. В тактическом планировании имеет место детальное планирование. Временной уровень. В стратегическом планировании планы характеризуются долгосрочностью, а в тактическом планировании — краткосрочностью.
Лица, принимающие решения. В стратегическом планировании решения принимают немногочисленные специалисты из высшего руководства, в тактическом — многочисленные специалисты из среднего звена руководства.
Характер проблем. В стратегическом планировании рассматриваются редко повторяющиеся проблемы и задачи, а в тактическом планировании решаются однородные проблемы.
Степень регулярности действии. В стратегическом планировании действия могут носить как регулярный, так и нерегулярный характер. В тактическом планировании принят фиксированный график действий.
Количество альтернатив. В стратегическом планировании может быть много альтернатив, в тактическом планировании таких альтернатив мало.
Процесс
тактического планирования состоит
из двух взаимосвязанных стадий: подготовка
плана и его принятие. Подготовка
плана включает в себя сбор, систематизацию
и уточнение различной
1.3
Достоинства и
недостатки планирования.
Планирование,
в отличие от зарубежных стран, у
нас, в России, развито недостаточно.
Наибольшее смущение вызывает долгосрочное
планирование, которое рассчитано на
достижение результата через пять-десять
лет. Нестабильность экономического положения
нашей страны, быстрое врастание
российской экономики в мировую,
а также изменчивость законодательства
дают повод сомневаться в
Основное
преимущество стратегического планирования
состоит в большей степени
в обоснованности плановых показателей,
в большей вероятности
В отечественной практике управления предприятиями стратегическое планирование применяется редко. Однако в промышленности развитых стран оно становится скорее правилом, чем исключением. Особенности стратегического планирования: должно дополняться текущим; стратегические планы разрабатываются на совещаниях высшего руководства фирмы ежегодно; годовая детализация стратегического плана осуществляется одновременно с разработкой годового финансового плана (бюджета); большинство западных компаний считает, что механизмы стратегического планирования должны быть усовершенствованы.
Наряду с явными преимуществами стратегическое планирование имеет ряд недостатков, которые ограничивают сферу его применения, лишают его универсальности в решении любых хозяйственных задач.
Недостатки и ограниченные возможности стратегического планирования: стратегическое планирование не дает и не может дать в силу своей сущности детального описания картины будущего. То, что оно может дать — качественное описание состояния, к которому должна стремиться фирма в будущем, какую позицию может и должна занимать на рынке и в бизнесе, чтобы ответить на главный вопрос — выживет или нет фирма в конкурентной борьбе; стратегическое планирование не имеет четкого алгоритма составления и реализации плана. Его описательная теория сводится к определенной философии или идеологии ведения бизнеса. Поэтому конкретный инструментарий во многом зависит от личных качеств конкретного менеджера, а в целом стратегическое планирование — симбиоз интуиции и искусства высшего менеджмента, способность менеджера вести фирму к стратегическим целям. Цели стратегического планирования обеспечиваются за счет следующих факторов: высокого профессионализма и творчества служащих; тесной связи организации с внешней средой; обновления продукции; совершенствования организации производства, труда и управления; реализации текущих планов; включения всех работников предприятия в реализацию целей и задач предприятия; процесс стратегического планирования для своего осуществления требует значительных затрат ресурсов и времени по сравнению с традиционным перспективным планированием. Это объясняется более жесткими требованиями к стратегическому плану. Он должен быть гибким, реагировать на любые изменения как внутри организации, так и во внешней среде. Стратегическое планирование должно быть дополнено механизмами реализации стратегического плана, т.е. эффект может дать не планирование, а стратегическое управление, ядром которого является стратегическое планирование. А это предполагает, в первую очередь, создание на предприятии организационной культуры, позволяющей реализовать стратегию, системы мотивации труда, гибкой организации управления и т.п. Поэтому создание подсистемы стратегического планирования на конкретном предприятии следует начинать с наведения порядка в системе управления, с повышения общей культуры управления, укрепления исполнительской дисциплины, совершенствования обработки данных и т.п. В этом отношении стратегическое планирование — не панацея от всех управленческих болезней, а всего лишь одно из средств.