Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 10:16, реферат
Планирование является первой общей функцией менеджмента. Эта функция предусматривает прогнозирование, определение целей, стратегии, политики и задач организации и включает, прежде всего, принятие обоснованных решений, четкого формулирования направления действий, составления планов и графиков работы на различные периоды, т.е. создаёт и обеспечивает основы для принятия интегрированных решений и является жизненно необходимым в каждой социально - экономической системе.
Планирование как функция менеджмента
Сущность, цели и задачи планирования
Планирование является первой
общей функцией менеджмента. Эта
функция предусматривает
Современную организацию
невозможно представить без текущего
и перспективного внутриорганизационного
планирования важнейших параметров
ее деятельности и развития. Планирование
тесно увязывает все этапы
и формы деятельности организации,
в особенности в
Развитие планирования на
современном этапе развития науки
управления связано с усилением
тенденции к централизации
Под планированием понимают ориентированный в будущее систематический процесс принятия решений о необходимом оптимальном способе действий организации для достижения поставленных целей.
Планирование заключается в систематическом поиске возможностей действовать и в прогнозировании последствий этих действий в заданных условиях.
Содержание планирования как функции управления организацией состоит в обоснованном определении основных направлений и пропорций развития с учетом источников его обеспечения и спроса.
Сущность планирования состоит в следующем:
· в конкретизации целей развития всей организации и каждого подразделения в отдельности на установленный период;
· в определении хозяйственных задач, средств их достижения, сроков и последовательности реализации;
· в выявлении материальных, трудовых и финансовых ресурсов, необходимых для решения поставленных задач.
При планировании решается множество проблем, стоящих перед организацией.
Основные причины возникновения проблем:
· особенности исходного состояния (проблемы планирования плохо структурированы, их тяжело определить и измерить);
· особенности конечного состояния (характер влияния на цели и ресурсы при планировании не определен, он проявит себя только в будущем; множественность целей организации);
· проблемы альтернатив (имеется неопределенность в отношении имеющихся альтернатив, поиск новых требует времени и средств);
· большое число лиц, участвующих в планировании;
· ответственность (лицо, принимающее решение, берет на себя ответственность, а планированием занимаются другие);
· проблема контроля в ходе составления, выполнения и корректировки плана.
Принципами планирования являются:
· полнота - требуется учесть все факторы внутренней и внешней среды, которые способны повлиять на успешность реализации плана;
· детализация - её глубина определяется целью планирования - необходимо детализировать все учтенные факторы и разложить их на составляющие;
· точность - составленный план должен точно соответствовать целям организации, учитывать её ресурсы, возможности и ограничения;
· простота и ясность - план должен быть понятен исполнителю и менеджеру;
· непрерывность - недопустимо, чтобы между планами был разрыв во времени, каждый следующий план должен развивать успех предыдущего;
· эластичность и гибкость - использование плановых резервов, учет множественности возможных альтернатив, отсрочка деталей планирования до выяснения обстановки, вариантность;
· выравнивание при планировании - учет "узких мест" - факторов, которые ограничивают возможности организации;
· экономичность - затраты на планирование и реализацию должны быть меньше, чем достигаемый результат.
Подход менеджмента к планированию заключается в установлении критериев, определении средств, направлений и методов планирования.
При планировании следует четко определить:
· объект планирования (что планируется - конечные и промежуточные цели, задачи, решение которых необходимо для достижения целей);
· субъект планирования (кто планирует);
· период планирования (на какой срок);
· средства планирования (например, компьютерное обеспечение);
· методику планирования (как планировать);
· средства и способы решения поставленных задач и достижения поставленных целей;
· ресурсы, их источники и способы распределения;
· согласование планов (каких, с кем и на каких условиях).
При планировании выделяют восемь этапов:
· целеполагание (формулировка целей) - определение того, чего именно желает достичь организация (фирма, предприятие). Этот этап нельзя формализовать, следовательно, личность менеджера или владельца организации проявляется, прежде всего, на этом этапе;
· подбор, анализ и оценка способов достижения поставленных целей - выбор наилучшего способа достижения цели;
· составление перечня необходимых мероприятий - планирование конкретных действий для осуществления выбранного на предыдущем этапе варианта достижения поставленных целей;
· составление программы работ - выявление оптимального порядка выполнения намеченных на предыдущем этапе действий с учетом их взаимосвязи;
· анализ ресурсов - оценка необходимых материальных, финансовых, информационных, кадровых, временных ресурсов для реализации плана;
· анализ разработанного варианта плана - позволяет оценить выполнимость выбранного варианта действий и, в случае его неоптимальности, вернуться к любому предыдущему этапу;
· подготовка детального плана действий - позволяет детализировать разработанный план, выбрать согласованные между собой сроки выполнения отдельных работ, рассчитать необходимые ресурсы;
· контроль выполнения плана - оценка достигнутых результатов и внесение необходимых изменений в случае необходимости.
Наиболее важным из них является целеполагание, так как именно от него зависят все остальные этапы и результаты, которых достигнет организация.
Уровень и качество планирования определяются следующими важнейшими условиями:
· компетентностью руководства
· квалификацией специалистов, работающих в функциональных подразделениях;
· наличием информационной базы, в том числе обеспеченностью компьютерной техникой.
Прогнозирование - это метод, в котором используется как накопленный в прошлом опыт, так и текущие допущения при планировании будущего с целью его определения. Если прогнозирование развития организации выполнено качественно, его можно использовать как основу для планирования.
Вместе с тем, имеется
высокая вероятность того, что
прогноз не сбудется. Это объясняется неопределеннос
Часть неопределенностей
связана с недостаточностью знаний
о внешнем окружении с
Часто приходится учитывать
и внешнеэкономические
Таким образом, менеджеру приходится прогнозировать будущее, принимать решения и действовать, в условиях неопределенностей
Виды планов и прогнозов классифицируются по:
· степени охвата (общее и частичное);
· содержанию (стратегическое - поиск новых возможностей и продуктов, тактическое - предпосылки для известных возможностей, оперативное - реализация данной возможности);
· предмету (объекту) планирования (целевое, программное);
· сферам функционирования (производство, маркетинг и сбыт, НИОКР, финансы, материально-техническое снабжение);
· охвату (глобальное, детальное);
· срокам (краткосрочное, среднесрочное, долгосрочное);
· жесткое и гибкое;
· по организационной структуре организации (производственного отделения, дочерней компании и т.д.).
Прогнозы (предвидение будущего) занимают исходное положение во всей системе прогнозов и планов организации. Между прогнозом и планом нет резкой границы. Принято считать, что прогноз - недостаточно определенный план, а план - это уточненный прогноз. Наиболее существенным отличием плана от прогноза является наличие в плане элементов выбора, для принятия решений и разработка мероприятий по осуществлению этих решений.
Основными объектами прогнозирования на уровне организации являются:
· потребность в продукции предприятия;
· потребности предприятия в производственных ресурсах (материальных, финансовых, трудовых, информационных).
В условиях относительно стабильной
внешней среды при планировании
может использоваться стандартная
система прогнозов и планов организации
схема прогнозов и планов сделана
на примере производственного
Система прогнозов и планов предприятия
В ряду подчиненности (иерархии планов) различают следующие виды планирования:
· общее долгосрочное основополагающее планирование концепции деятельности организации;
· стратегическое долгосрочное планирование развития организации, сфер быта, производства, НИОКР, персонала; - это долгосрочная перспектива оценки предприятия, тенденции внешней среды и определ влияние внешних факторов на предприятие, Главная задача планиров состоит в том, чтобы определить как организация будет себя вести в своей рыночной нише.
· тактическое планирование условий осуществления хозяйственных операций производственных мощностей, средств производства, капиталов, инвестиций, персонала; - определяет промежуток целей на пути достижения стратегических. Тактическое планирование отличается от стратегич особенностями координации и интеграции деят-ти. Основу планиров составляют те идеи, которые были заложены при стратегическ планиров.
· оперативное планирование - планирования конкретных действий на краткосрочный период. – осуществление на нижнем уровне организации и представляет собой направление усилий на достижение общих усилий организации.
Годовой план организации
обычно составляется в виде комплексной
программы производственной, финансовой
и коммерческой деятельности. Он состоит
из следующих взаимосвязанных
· план маркетинга;
· производственная программа;
· техническое развитие и организация производства;
· повышение экономической эффективности производства;
· нормы и нормативы;
· капитальные вложения и капитальное строительство;
· материально-техническое обеспечение;
· труд и кадры;
· себестоимость, прибыль и рентабельность производства;
· фонды экономического стимулирования;
· финансовый план;
· план охраны природы и
рационального использования
· социальное развитие коллектива.
Результатом составления
планов организации является стратегия