Планирование на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 10:00, реферат

Краткое описание

Планирование определяет характеристики исходного состояния, методологию и направление развития производства. Это способ руководства по обеспечению единого направления усилий всех членов организации к достижению цели.
Стратегическое планирование имеет смысл тогда, кода оно реализуется.

Вложенные файлы: 1 файл

Планирование определяет характеристики исходного состояния.doc

— 52.00 Кб (Скачать файл)

   Планирование  определяет характеристики исходного  состояния, методологию и направление развития производства. Это способ руководства по обеспечению единого направления усилий всех членов организации к достижению цели.

   Стратегическое  планирование имеет смысл тогда, кода оно реализуется.

   Основные  компоненты, необходимые для реализации стратегии:

    1. тактика – детальные методы и способы к разработке стратегии;
    2. политика – общее руководство для действий и принятия решений;
    3. процедуры – описывают действия, которые следует предпринять в конкретной ситуации;
    4. правила – точно определяют, что должно быть выполнено в специфической ситуации.
 

Конкретное  планирование осуществляется по следующим  важным направлениям:

  1. Сбыт;
  2. Финансы;
  3. Производство;
  4. Закупка
 

Сам процесс  планирования производится в 4 этапа:

  1. Разработка целей;
  2. Определение конкретных детализированных целей на заданный период времени;
  3. Определение путей и средств их достижения;
  4. Контроль за достижением поставленных целей путем сопоставления плановых показателей с фактическими.
 

   Планирование  всегда ориентируется на данные прошлого.

   Планирование  охватывает все важнейшие участки  деятельности предприятия с тем, чтобы ориентировать их на достижение общих задач:

  1. Общая цель стадии планирования, основные принципы деятельности предприятия;
  2. Сопоставление планов по конкретным направлениям производственных участков предприятия;
  3. После сопоставления планов по направлениям, выявляются несоответствия, поскольку планы взаимосвязаны;
  4. Сальдо доходной и расходной частей всех планов включают в бюджет (финансовый план).

        Сущность  и функция стратегического планирования

    Будучи  функцией управления, стратегическое планирование является фундаментом, на котором строится вся система управленческих функций, или основой функциональной структуры системы управления. Стратегическое планирование является инструментом, с помощью которого формируется система целей функционирования предприятия и объединяются усилия всего коллектива предприятия по ее достижению.

    Стратегическое  планирование представляет собой набор процедур и решений, с помощью которых разрабатывается стратегия предприятия, обеспечивающая достижение целей функционирования предприятия. Логика этого определения такова: деятельность аппарата управления и принимаемые на ее основе решения формируют стратегию функционирования предприятия, которая позволяет фирме достичь своих целей (рис. 1.2.1.).

     Процесс стратегического планирования является инструментом, с помощью которого обосновываются управленческие решения в области хозяйственной деятельности. Его важнейшая задача обеспечить нововведения и организационные изменения, необходимые для жизнедеятельности предприятия. Как процесс стратегическое планирование включает четыре вида деятельности (функции стратегического планирования) (рис. 1.2.2). К ним относятся: распределение ресурсов, адаптация к внешней среде, внутренняя координация и регулирование, организационные изменения.1

  1. Распределение ресурсов. Данный процесс включает планирование распределение ресурсов, таких как материальные, финансовые, трудовые, информационные ресурсы и т.д. Стратегия функционирования предприятия строится не только на расширении бизнеса, удовлетворении рыночного спроса, но и на эффективном потреблении ресурсов, постоянном снижении издержек производства. Поэтому эффективное распределение ресурсов между различными сферами бизнеса, поиск комбинаций их рационального потребления является важнейшей функцией стратегического планирования.
  2. Адаптация к внешней среде. Адаптацию следует интерпретировать в широком смысле слова как приспособление предприятия к изменяющимся рыночным условиям хозяйствования. Рыночная среда по отношению к субъектам хозяйствования всегда содержит благоприятные и неблагоприятные условия (преимущества и угрозы). Задача данной функции — приспособить хозяйственный механизм предприятия к этим условиям, т.е., воспользоваться преимуществами в конкурентной борьбе и предотвратить различные угрозы. Разумеется, эти функции выполняются также и в текущем управлении предприятием. Однако эффективность оперативного управления будет достигнута лишь в том случае, если конкурентные преимущества и барьеры будут предвидены заранее, т.е. спланированы. В этом отношении задача стратегического планирования состоит в том, чтобы обеспечить для предприятия новые благоприятные возможности посредством создания соответствующего механизма адаптации предприятия к внешней среде.
  3. Координация и регулирование. Данная функция предполагает согласование усилий структурных подразделений фирмы (предприятий, производств, цехов) для достижения цели, предусмотренной стратегическим планом. Стратегия предприятия включает сложную систему взаимосвязанных целей и задач. Декомпозиция этих целей и задач предусматривает их деление на более мелкие компоненты и закрепление за соответствующими структурными подразделениями и исполнителями. Этот процесс происходит не спонтанно, а на плановой основе в стратегическом плане. Поэтому все компоненты стратегического плана должны быть увязаны по ресурсам, структурным подразделениям и исполнителям и функциональным процессам. Эта увязка обеспечивается системой формирования показателей планирования, а также наличием на предприятии в аппарате управления соответствующего подразделения или исполнителя, отвечающих за координацию. Объектами координации и регулирования являются внутренние производственные операции.
  4. Организационные изменения. Эта деятельность предусматривает формирование организации, которая обеспечивает слаженную работу персонала управления, развитие мышления менеджеров, учет прошлого опыта стратегического планирования. В конечном счете, данная функция проявляется в проведении различных организационных преобразований на предприятии: перераспределение функций управления, полномочий и ответственности работников аппарата управления; создания системы стимулирования, способствующей достижению цели стратегического плана и т. п. Важно, чтобы эти организационные изменения проводились не как реакция предприятия на сложившуюся ситуацию, что характерно для ситуационного управления, а были результатом организационного стратегического предвидения.

     Стратегическое  планирование можно рассматривать  как динамическую совокупность шести взаимосвязанных управленческих процессов, входящих в стратегическое управление, логически вытекающих один из другого. В то же время существует устойчивая обратная связь и влияние каждого процесса на остальные.

    Процесс стратегического планирования включает:

    • определение миссии предприятия, организации;
    • формулирование целей и задач функционирования предприятия, организации;
    • оценку и анализ внешней среды;
    • оценку и анализ внутренней структуры;
    • разработку и анализ стратегических альтернатив;
    • выбор стратегии.

    Процесс стратегического управления (кроме  стратегического планирования) включает также:

    • реализацию стратегии;
    • оценку и контроль выполнения стратегии.

Информация о работе Планирование на предприятии