Планирование финансовых результатов деятельности организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Июня 2013 в 21:30, курсовая работа

Краткое описание

Эффективное управление финансами предприятия возможно лишь при планировании всех финансовых потоков, процессов и отношений хозяйствующего субъекта. Показатели финансовых результатов характеризуют абсолютную эффективность хозяйствования фирмы по всем направлениям его деятельности: производственной, сбытовой, снабженческой, финансовой и инвестиционной. Они составляют основу экономического развития фирмы и укрепления ее финансовых отношений со всеми участниками предпринимательской деятельности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……….……………………………………………………………….2
1. Теоретические основы планирования финансовых результатов
деятельности организации………………………………………………………3
1.1. Сущность финансового планирования……………………………………..3
1.2. Виды финансового планирования…………………………………………..7
1.3 Принципы финансового планирования…………………………………....10
1.4 Анализ финансовых результатов деятельности предприятия……………11
2. Анализ финансовых результатов деятельности ОАО
Гостиница "Венец"………………………………………………………………15
2.1 Основные технико-экономические показатели деятельности
ОАО Гостиница "Венец"……………………………………………………….15
2.2 Анализ состава и динамики прибыли……………………………………...17
2.3 Анализ финансовых результатов от реализации продукции……………..19
2.4 Факторный анализ прибыли………………………………………………..22
Заключение………………………………………………………………………24
Список использованной литературы………………

Вложенные файлы: 1 файл

Планирование финансовых результатов деятельности организации.готово..doc

— 290.50 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и  науки РФ

федеральное государственное бюджетное  образовательного учреждения

высшего профессионального образования

«Поволжский государственный университет  сервиса»

Кафедра «Менеджмент»

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

по дисциплине «Менеджмент»

на тему: «Планирование финансовых результатов деятельности организации.»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

студентка 2 курса

 группы СПГС-201

Сумбаева Ж.А.

Проверила:

к.э.н., доцент  Крайнева Р.К.

 

 

 

 

 

 

Тольятти,2012 

Содержание:

 

 

ВВЕДЕНИЕ……….……………………………………………………………….2

1. Теоретические основы планирования финансовых результатов

 деятельности организации………………………………………………………3

1.1. Сущность финансового планирования……………………………………..3

1.2. Виды финансового планирования…………………………………………..7

1.3 Принципы финансового планирования…………………………………....10

1.4 Анализ финансовых результатов  деятельности предприятия……………11

2. Анализ финансовых результатов  деятельности ОАО 

Гостиница "Венец"………………………………………………………………15

2.1 Основные  технико-экономические показатели  деятельности

  ОАО Гостиница "Венец"……………………………………………………….15

2.2 Анализ  состава и динамики прибыли……………………………………...17

2.3 Анализ финансовых результатов  от реализации продукции……………..19

2.4 Факторный  анализ прибыли………………………………………………..22

Заключение………………………………………………………………………24

Список использованной литературы…………………………………………...25

Приложение…………………………………………………………………..….26

Введение 
 
 Эффективное управление финансами предприятия возможно лишь при планировании всех финансовых потоков, процессов и отношений хозяйствующего субъекта. Показатели финансовых результатов характеризуют абсолютную эффективность хозяйствования фирмы по всем направлениям его деятельности: производственной, сбытовой, снабженческой, финансовой и инвестиционной. Они составляют основу экономического развития фирмы и укрепления ее финансовых отношений со всеми участниками предпринимательской деятельности.

 

Прибыль является конечным финансовым результатом деятельности фирмы. Прибыль  является показателем, который наиболее полно отражает эффективность производства, объем и качество произведенной продукции, состояние производительности труда, уровень себестоимости.

 

Актуальность выбранной темы заключается  в том, что необходимым условием повышения эффективности работы и развития любого предприятия является грамотно спланированная его деятельность. Для того, чтобы предприятие развивалось успешно, необходимо разработать для него грамотный финансовый план, который будет основой для развития предприятия. 
 
 Целью данной курсовой работы является изучение планирования финансовых результатов деятельности организации.

 

 Для достижения цели курсовой  работы необходимо выполнить  следующие задачи: 
 

  1. Изучить теоретические основы планирования финансовой деятельности, а именно раскрыть сущность и виды финансового планирования, а также изучить принципы планирования финансовой деятельности.
  2. Рассмотреть методику планирования финансовой деятельности;
  3. Изучить теоретические аспекты анализа финансовых результатов предприятия;
  4. Рассмотреть технико-экономическую характеристику предприятия;
  5. Провести анализ финансовых результатов предприятия;

 

Объектом исследования является ОАО  Гостиница "Венец". 

1. Теоретические основы  планирования финансовых результатов  деятельности организации.

1.1. Сущность финансового  планирования.

 
 Эффективное управление финансами предприятия возможно лишь при планировании всех финансовых потоков, процессов и отношений хозяйствующего субъекта. 
 
 Рыночная экономика, как более сложная и организованная социально-экономическая система требует качественно иного финансового планирования: за все негативные последствия и просчёты планов ответственность несёт само предприятие ухудшением своего финансового состояния. Поэтому, предприятия сами заинтересованы в том, чтобы реально представлять свое финансовое положение, сегодня и на ближайшую перспективу. Во-первых, для того, чтобы преуспеть в своей хозяйственной деятельности. Во-вторых, для того, чтобы своевременно выполнять o6язательства перед бюджетом, социальными фондами, банками и другими кредиторами и тем самым защищать себя от штрафных санкций. В реализации этих целей целесообразно заранее рассчитывать доходы и расходы, прибыль, учитывать последствия инфляции, изменения рыночной конъюнктуры, нарушения договорных обязательств партнёрами. [5] 
 
 Основное предназначение управления финансами предприятия и финансового планирования состоит в том, чтобы:  

  • обеспечить рациональную сбалансированность активов (средств) и пассивов (источников финансирования) предприятия, то есть обеспечить устойчивое и экономически оправданное соответствие источников финансирования активам;
  • сбалансировать поступления и выплаты платежного оборота, то есть обеспечить достаточность платежных средств для исполнения всех обязательств предприятия как по срокам, так и по величине. [9]

 
 Целью управления финансами предприятия и финансового планирования является в конечном счете обеспечение и поддержание его финансовой устойчивости в долгосрочной перспективе. Под финансовой устойчивостью предприятия в широком смысле понимается его способность функционировать, получая достаточную для собственного воспроизводства прибыль и своевременно выполняя все обязательства по платежам. В этом смысле финансово устойчивым является предприятие, деятельность которого обеспечивает:  

  • доходность активов не ниже ставки процента по банковским кредитам;
  • доходность собственного капитала не ниже рентабельности активов;
  • сбалансированность поступлении и платежей (входящих и исходящих финансовых потоков) или положительный чистый денежный поток в среднесрочном периоде;
  • достаточную массу чистой прибыли и амортизации (в том числе в части социального обеспечения и развития трудовых ресурсов) для обеспечения воспроизводства производительного потенциала предприятия.

 
 Очевидно, что оценка финансовой устойчивости предприятия в различных  временных разрезах может быть разной. Наличие в структуре его оборотных активов значительного объёма денежных средств является важнейшим фактором краткосрочной финансовой устойчивости предприятия, однако денежные активы, как известно, не являются прибыльными (из-за временной стоимости денег, инфляции) и, стало быть, отрицательно влияющими на общую рентабельность активов и инвестиционную привлекательность предприятия. В свою очередь, высокий уровень доходности может обеспечиваться, например, за счёт опережающего роста дебиторской задолженности, что приносит, как известно, ущерб текущей платежеспособности предприятия. Разграничение факторов, влияющих на краткосрочную, среднесрочную и долгосрочную финансовую устойчивость предприятия, позволяет установить приоритеты в управлении финансами предприятия в зависимости от конкретных обстоятельств. [18] 
 
 Одним из важнейших составных элементов управления финансами является финансовое планирование. Финансовое планирование – это определение будущего предприятия и его структурных подразделений, проектирование желаемых результатов деятельности предприятия, а также выбор методов и средств (ресурсов) и определение последовательности действий в достижении желаемых результатов. 
 
 Основой финансового планирования, являются интересы и ожидания тех, кто предоставил и предоставляет предприятию ресурсы. Игнорирование этого простого факта приводит к тому, что ресурсы в конце концов перестают предоставлять. Для того чтобы этого не случилось, и требуется последовательное и рациональное управление финансами и финансовое планирование, как важнейший инструмент поддержания жизнеспособности предприятия. В конце концов, саму деятельность любого предприятия можно рассматривать как переработку ресурсов (материальных, трудовых и т.п.). 
 
 Финансовое планирование, представляет собой процесс разработки и принятия целевых установок количественного и качественного характера и определения путей наиболее эффективного их достижения. Установки, разрабатываются чаще всего в виде дерева целей, характеризуют желаемое будущее и по возможности численно выражаются набором показателей, ключевых для данного уровня управления. [4] 

В процессе финансового планирования:  

  • идентифицируются финансовые цели и ориентиры компании;
  • устанавливается степень соответствия этих целей текущему финансовому состоянию компании; 
  • формулируется последовательность действий, направленных на достижение поставленных целей;

Процесс финансового планирования включает следующие этапы: 

  • анализ финансового положения предприятия;
  • составление прогнозных смет и бюджетов;
  • определение общей потребности в финансовых ресурсах;
  • прогнозирование структуры источников финансирования;
  • создание и поддержание действенной системы контроля и управления.

Финансовое планирование, охватывает важнейшие стороны финансово-хозяйственной деятельности предприятия, обеспечивает необходимый предварительный контроль за образованием и использованием материальных, трудовых, финансовых и денежных ресурсов, а также создает условия укрепления финансов предприятия. [2] 
 
 Значимость финансового планирования для хозяйствующего субъекта состоит в том, что оно: 

  • отображает выработанные стратегические цели в форме конкретных финансовых показателей: объём продаж, себестоимость продаж, инвестиции, денежные потоки и др.;
  • обеспечивает финансовыми ресурсами, заложенными в производственном плане экономические пропорции развития;
  • предоставляет возможности, определения жизнеспособности проекта предприятия в условиях конкуренции;
  • служит инструментом получения финансовой поддержки от внешних инвесторов.

Ключевой целью финансового планирования является определение возможных объёмов финансовых ресурсов, капитала и резервов на основе прогнозирования величины денежных потоков, формируемых за счёт собственных, заемных и привлеченных с фондового рынка источников. [3] 
 

Роль финансового  планирования состоит в определяющем влиянии финансового плана на денежную составляющую экономики предприятия. 
 
 Существует много методик расчетов финансового планирования, но есть также и некие общие правила, принципы, которые неизменны вне зависимости от того, каким именно способом составляется финансовый план. В быту их можно назвать попросту хитростями и житейскими мудростями. Конечно, нельзя никого обязать исполнять эти правила. Однако их необходимо исполнять, так как это не финансовые теории, а результат многолетнего опыта различных финансистов, и они направлены на то, чтобы избежать краха и достичь поставленной цели. [1] 
 
 Финансовое планирование должно быть целевым, оперативным, реальным, управленческим, коллективным, регламентированным, сплошным, комплексным, непрерывным, сбалансированным, прозрачным для руководства процессом.  
 
 Затраты на осуществление финансового планирования не должны перекрывать эффект от него. Финансовое планирование – процесс важный, нужный и ответственный, поэтому нельзя подходить к нему формально.  
 
 В ходе планирования необходимо делать выводы относительно причин провалов в работе, учитывать эти факторы наряду с положительным опытом при составлении финансовых планов на очередной период. [6] 
 
 В ходе планирования необходимо по возможности учитывать или анализировать все факторы – аналитические материалы, тенденции рынков, общую политическую и экономическую обстановку, мнения аналитиков и экспертов, моральные и этические нормы и прочее, прочее, прочее. Анализу должны быть подвергнуты как экономические (ставка рефинансирования ЦБ, курсы валют, ставки по кредитам в местных банках, величина имеющихся свободных денежных средств, сроки погашения кредиторской задолженности и многие другие), так и неэкономические факторы (возможность взыскания дебиторской задолженности, уровень конкуренции, изменения в законодательстве и т.п.). Прежде чем принять решение, важно оценить все имеющиеся альтернативы. Целесообразно оценивать не строгое значение показателя, а диапазон значений.  
 
 Планы должны ориентироваться на достижение поставленных целей. Причем основой плана должны быть реальные возможности компании, а не её достижения на настоящий момент. [13] 
 
 Краткосрочные финансовые планы должны ориентироваться и на решение долгосрочных планов.  
 
 Финансовый план должен если не рассматривать различные варианты развития событий, то, по крайней мере, содержать в себе определенную стратегию действий при возникновении наиболее вероятных прогнозных ситуаций. При составлении плана необходимо предусмотреть возможность пересмотра запланированных показателей по мере их достижения. Одним из способов достижения такой гибкости планов является установление минимальных, оптимальных и максимальных результатов.  
 
 Нельзя составлять финансовый план таким образом, чтобы в соответствии с ним компания не имела запаса денежных средств. Это может привести к тому, что любое форс-мажорное обстоятельство, любой незапланированный платеж или задержка поступлений может привести не только к краху такого финансового плана, но и к краху даже самой компании. Хоть это тоже нелегко, но выгодно вложить избыточные денежные средства всё же значительно легче, чем найти недостающие. [19] 
 
 При привлечении дополнительных финансовых ресурсов необходимо придерживаться принципа соответствия. То есть нерационально для приобретения дорогостоящего оборудования брать краткосрочный кредит, зная, что за этот период у компании не появятся свободные денежные средства и для погашения кредита деньги вновь придется занимать. Или возьмем другую ситуацию. Компании необходимы средства для пополнения товарных запасов, средний срок реализации которых, предположим, 1 месяц. Конечно, в этом случае неразумно брать долгосрочный кредит, переплачивая за него.  
 
 Многие заблуждаются, считая чистую или нераспределенную прибыль компании некими реальными активами, которые можно пустить в хозяйственный оборот. Зачастую это далеко не так. Поэтому, осуществляя финансовое планирование, определяя потребность в дополнительных источниках финансирования, нужно не ошибиться, обращаясь к таким показателям, как нераспределенная прибыль, нераспределенный убыток, как советуют многие источники. [12] 
 
 Одной из стадий финансового планирования является финансовый анализ, в ходе которого, помимо прочего, анализируется и платежеспособность компании. И частой ошибкой является то, что финансисты закладывают в финансовый план показатели, которые сами же в ходе анализа фактических показателей критикуют. Нередко возникает ситуация, когда создаются слаболиквидные и неплатежеспособные финансовые планы. Избежать этого достаточно просто: главное – не забывать показатели оценки ликвидности и платежеспособности и ориентироваться на них при составлении финансового плана. 
 
 Выбор оптимального финансового плана является очень важным моментом для менеджеров компании. На сегодняшний день не существует модели, решающей за менеджера, какую из возможных альтернатив следует принять. Решение принимается после изучения альтернатив, на основе профессионального опыта и, возможно даже, интуиции руководства. [20] 

1.2. Виды финансового  планирования. 
 
 Финансовое планирование деятельности организации бывает трёх видов и различается по типу составляемого плана и сроку, на который он разрабатывается. Финансовое планирование бывает:  

  • стратегическое (долгосрочное), на срок от 3 до 5 лет и более;
  • тактическое (среднесрочное), на период от 1 до 3 лет;
  • оперативное или текущее (краткосрочное), на срок до 1 года; [7]

Управление, как процесс начинается со стратегического планирования, так  как оно обеспечивает основу для всех последующих управленческих решений. 
 
 Стратегическое планирование – это набор действий и решений, предпринятых руководством, которые ведут к разработке специфических стратегий, то есть детальных, всесторонних, комплексных планов, предназначенных для обеспечения осуществления миссии организации и достижения ее долговременных целей. 
 
 Этапы разработки финансовой стратегии предприятия – это формирование стратегических целей финансовой деятельности. Главной целью должно стать максимальное увеличение рыночной стоимости предприятия. Цели должны быть отражены в конкретных показателях-нормативах. Обычно в качестве стратегических нормативов используют такие как: 

  • среднегодовой темп роста собственных финансовых ресурсов;
  • коэффициент рентабельности собственного капитала фирмы;
  • соотношение оборотных и внеоборотных активов фирмы и т.д.

 
 Стратегическое планирование является единственным способом прогнозирования  будущих проблем и возможностей. Оно обеспечивает высшему руководству  средства для создания плана на длительный срок, основу для принятия решений и формально способствует снижению риска при принятии этих решений. [11] 
 
 Таким образом, стратегия – это долгосрочное определение направлений развития организации, её целей при предоставлении свободы исполнителям в меняющихся условиях. Стратегическое планирование также является процессом, и состоит из следующих последовательных, взаимосвязанных этапов, представленных на рис. 1. 

   Рис. 1. Процесс стратегического планирования. 
 
 Стратегическое планирование приобретает смысл тогда, когда оно реализуется. Обоснованные цели являются важнейшим компонентом эффективного планирования. Руководство должно использовать специальные инструменты, позволяющие реализовать выбранную стратегию. 
 
 К таким инструментам относятся тактика, политика руководства, правила, процедуры, стимулирование деятельности работников, управление по целям и бюджеты. [21] 
 
 Тактика находит свое выражение в краткосрочных планах, которые согласуются с общими долгосрочными планами организации. Стратегический план рассчитанный на 2-3 года или 5 лет, разбивается на годовые планы, которые составляются на основе жесткого или адаптивного планирования. В свою очередь, годовые планы конкретизируются в квартальных, месячных, однодневных, сменных и др. планах. 
 
 Таким образом, составление и реализация тактических планов является необходимым условием выполнения долгосрочного стратегического плана. 
 
 После составления тактических планов на основе политики фирмы руководство разрабатывает правила, которые ограничивают действия сотрудников и гарантируют выполнение конкретных действий конкретными способами. 
 
 Временной промежуток, на который составляется финансовый план, имеет существенное значение. 
 
 Наиболее точными, как правило, являются краткосрочные планы, наименее точные – долгосрочные планы. Гораздо сложнее дать точный прогноз на месяц, чем на один день. Чем длительнее планируемый период, тем больше может возникнуть факторов, малозначимых или неизвестных на данный момент, которые могут существенно повлиять на ситуацию в будущем. Ни один прогноз не может предсказать все будущие форс-мажоры, для этого необходимо уже предвидение. Следовательно, еще раз необходимо подчеркнуть важность наличия механизма корректировки финансового плана с учетом изменения различных внутренних и внешних факторов. При отсутствии такого механизма финансовый план, составленный на 5 лет, может стать нереальным уже через несколько месяцев. Поэтому краткосрочные и долгосрочные планы составляются несколько по-разному. 
 
 Различие в составлении краткосрочных и долгосрочных финансовых планов может также проявляться и в степени их детализации. Обычно краткосрочные финансовые планы более подробны. Ведь на относительно короткий период времени более реально учесть значение и достаточно мелких показателей, чем при составлении долгосрочного финансового плана. 
 
 Финансовые планы могут быть основными и вспомогательными (функциональными, частными). Вспомогательные планы призваны обеспечить составление основных планов. [23] 
 
 К примеру, основной план включает в себя плановые показатели выручки, себестоимости, налоговых платежей и многие другие. Но чтобы свести все показатели в один план, то есть составить основной план, необходимо предварительно составить целый ряд вспомогательных планов чуть ли не по каждому показателю. Следует распланировать величину выручки, величину себестоимости и прочие показатели. И только тогда мы сможем свести все воедино, получив основной план. 
 
 Планы могут формироваться как по отдельным подразделениям компании, так и по всей компании в целом. Сводный агрегированный финансовый план компании, включающий в себя основные планы отдельных подразделений, будет представлять собой генеральный финансовый план. [8] 
 
По времени составления финансовые планы могут быть: 

Информация о работе Планирование финансовых результатов деятельности организации