Подготовка, переподготовка и повышение квалификации персонала

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 15:42, контрольная работа

Краткое описание

Развитие персонала является важнейшим условием успешного функционирования любой организации. Это особенно справедливо в современных условиях, когда ускорение научно-технического прогресса значительно убыстряет процесс устаревания профессиональных знаний и навыков. Несоответствие квалификации персонала потребностям компании отрицательно сказывается на результатах ее деятельности.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
Теоретическая часть…………………………………………………….………4
· Профессиональное обучение и развитие персонала……………………….4
· Содержание обучающих программ…………………………………………4
· Оценка потребности в обучении…………………………………………….5
· Постановка целей обучения………………………………………………….5
· Виды обучения………………………………………………………………..6
· Льготы для работников, участвующих в программе
обучения и развития……………………………………………………………9
· Разработка и реализация системы обучения персонала…………………..11
Практическая часть…………………………………………………………….11
· Анализ достоинств и недостатков различных методов обучения………..11
· Варианты оценки потребностей в обучающих программах………………15
Заключение……………………………………………………………………...16
Список литературы……………………………………………………………..17

Вложенные файлы: 1 файл

к р управление персоналом.doc

— 101.50 Кб (Скачать файл)

· Самостоятельное обучение является наиболее простым видом обучения - для него не требуется ни инструктор, ни специальное помещение, ни определенное время - обучающийся учится там, тогда и так как ему удобно. Организации могут извлечь значительную пользу из самообучения при условии разработки и предоставления сотрудникам эффективных вспомогательных средств - аудио и видео кассет, учебников, задачников, обучающих компьютерных программ.

 

Льготы для  работников, участвующих в программе  обучения и развития.

 

Работникам, допущенным к вступительным экзаменам в учреждения высшего профессионального образования предоставляется отпуск на 15 календарных дней, не считая времени на проезд к месту нахождения образовательного учреждения и обратно. Дополнительные отпуска без сохранения заработной платы по месту работы предоставляются также: слушателям подготовительных отделений при образовательных учреждениях высшего профессионального образования для сдачи выпускных экзаменов - 15 календарных дней; студентам образовательных учреждений высшего профессионального образования очной формы обучения, совмещающим учебу с работой, для сдачи зачетов и экзаменов - 15 календарных дней в учебном году; для подготовки и защиты дипломного проекта (работы) со сдачей государственных экзаменов - 4 месяца; для сдачи государственных экзаменов - 1 месяц; работникам, обучающимся без отрыва от работы в образовательных учреждениях среднего и высшего профессионального образования, имеющим государственную аккредитацию, предоставляются оплачиваемые в установленном порядке отпуска в связи с обучением, а также другие льготы. Ежегодные оплачиваемые отпуска указанным работникам по их желанию предоставляются в любое время года. Допускается возможность присоединения дополнительных учебных отпусков к ежегодным отпускам. Работники считаются успешно обучающимися и имеющими право на оплачиваемые льготы, если у них нет задолженности за предыдущий курс (семестр) и к началу лабораторно-экзаменационной сессии они сдали все зачеты, выполнили все работы по дисциплинам учебного плана (контрольные работы, курсовые проекты и т.д.) по предметам, вынесенным на сессию. Студенты образовательных учреждений высшего профессионального образования, обучающиеся по очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения, на период 10 учебных месяцев перед началом выполнения дипломного проекта (работы) или сдачи государственных экзаменов имеют право при 6-дневной рабочей неделе на 1 свободный от работы день в неделю для подготовки к занятиям с оплатой его в размере 50% получаемой заработной платы, но не ниже минимальной. При 5-дневной рабочей неделе количество свободных от работы дней изменяется в зависимости от продолжительности рабочей смены при сохранении количества свободных от работы часов. Работодатель вправе предоставлять в течение указанных 10 учебных месяцев дополнительно, по желанию студентов и учащихся, еще 1-2 свободных от работы дня в неделю без сохранения заработной платы. При этом в 10-месячном периоде учитываются только учебные месяцы, а каникулярные месяцы (июль-август) из подсчета исключаются. Конкретный свободный от работы день определяется по согласованию работника с работодателем с учетом интересов производства и режима занятий в соответствующем образовательном учреждении. Студентам, успешно обучающимся в имеющих государственную аккредитацию высших учебных заведениях независимо от их организационно-правовых форм по заочной и очно-заочной (вечерней) формам, по месту их работы предоставляются дополнительные отпуска с сохранением средней заработной платы, начисляемой в порядке, установленном для ежегодных отпусков, для сдачи зачетов и экзаменов на I и II курсах соответственно по 40 календарных дней, на последующих курсах - соответственно по 50 календарных дней; для подготовки и защиты дипломного проекта (работы) со сдачей государственных экзаменов - 4 месяца; для сдачи государственных экзаменов 1 месяц. Лицам, обучающимся по заочной форме в образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию, один раз в учебном году организация-работодатель оплачивает проезд к месту нахождения образовательного учреждения и обратно для выполнения лабораторных работ, сдачи зачетов и экзаменов, а также для сдачи государственных экзаменов, подготовки и защиты дипломного проекта. Правом на оплату проезда к месту нахождения образовательного учреждения пользуются студенты (в размере 100% стоимости проезда) и учащиеся (в размере 50% стоимости проезда), проживающие вне места расположения соответствующего образовательного учреждения. Оплата проезда к месту нахождения образовательного учреждения и обратно производится применительно к порядку, установленному законодательством о служебных командировках. При наличии у обучающегося в данном календарном году права на два различных отпуска, например, отпуска для сдачи курсовых экзаменов за последний курс и отпуска для сдачи государственных экзаменов, проезд в указанном выше порядке оплачивается дважды. Время, необходимое на проезд от места жительства до места нахождения заочного образовательного учреждения высшего или среднего профессионального образования для участия в сессии и обратно, не включается в общую продолжительность учебного отпуска и не оплачивается. Для работников, совмещающих учебу в образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования с работой, коллективным договором или трудовым договором (контрактом), могут предусматриваться в дополнение к установленным и другие льготы. При обучении студента, совмещающего работу с учебой одновременно в двух образовательных учреждениях высшего профессионального образования, предусмотренные в законодательстве льготы могут предоставляться только в связи с обучением в одном образовательном учреждении.

 

 

Разработка  и реализация системы обучения персонала.

 

Разработка и реализация системы обучения персонала состоит из следующих шагов

Определить: потребности  персонала в обучении, уровень  профессионального и личностного  развития сотрудников, целесообразность обучения тех или иных сотрудников.

Разработать: систему  обучающих мероприятий, включающих контроль за усвоением знаний и формированием навыков, систему поддержки результатов обучения. Включить систему обучения в систему стимулирования/мотивирования персонала. Организовать обучающие мероприятия (лекции, семинары, тренинги, рабочие группы и т.д.), адаптированные к потребностям и особенностям вашей компании.

Получить "обратную связь" по результатам обучения.

 

Практическая  часть

 

Анализ достоинств и недостатков различных методов  обучения

 

1. Лекция.

Преимущества лекционной подачи материала:

· лектор полностью контролирует содержание и последовательность подачи материала. Хорошие возможности во время лекции оперативно изменить последовательность и полноту раскрытия тем (или отдельных вопросов), темп изложения материала в зависимости от реакции слушателей, или от их уровня квалификации;

· возможность охвата большой аудитории;

· относительно низкие финансовые затраты на одного обучающегося (особенно при условии большого числа слушателей).

Недостатки лекционной подачи материала:

· низкая активность слушателей, невозможность получения обратной связи снижают эффективность усвоения учебного материала.

· невозможность учета  различий в образовательном уровне и профессиональном опыте слушателей;

· высокие требования к мастерству лектора. Далеко не каждый преподаватель всегда эмоционально разнообразен и способен добиться высокого уровня внимания и активности («включенности») слушателей на всем протяжении лекции.

· проведение лекционных занятий обычно жестко привязано  к учебному расписанию. В случае отсутствия учащегося на занятиях ему бывает трудно восстановить пропущенный материал в полном объеме.

2. Семинар

Преимущества семинарских  занятий:

· семинарские занятия  позволяют контролировать степень  понимания слушателями пройденного  материала. С этой целью им задаются вопросы или даются практические задания по пройденному ранее материалу;

· семинар помогает обучающимся  лучше понять непонятое на лекции или при чтении дополнительно  рекомендованной литературы;

· семинары позволяют  преподавателю за счет двусторонней коммуникации в процессе занятий установить более прочные связи между материалом, который слушатели получили на лекции, и теми знаниями и опытом, которым они располагают в настоящий момент.

Недостатки семинаров:

· семинары, в отличие  от лекций, проводятся в относительно не больших группах по 8-25 человек;

· ведущий семинара должен быть опытным и коммуникабельным человеком.

3. Видеообучение.

Преимущества видеообучения:

· связь с практикой: в основе сюжетов лежат реальные события, происходившие на конкретных рабочих местах;

· наглядность и доступность подачи материала. Видео максимально приближено к жизни, с его помощью возможно показать объекты и процессы в деталях и в движении;

· возможность самообучения и повторения. Любой сотрудник  в удобное для него время может  взять видеокурс и самостоятельно изучить тему, просматривая фильм и следуя предложенным инструкциям;

· возможность многократного  использования при групповых  занятиях и индивидуально как  для новых сотрудников, которым  необходима адаптация к должности  и повышения предыдущего уровня развития деловых навыков, так и для давно работающих сотрудников, чтобы освежить их знания, познакомить с новациями;

· удобство использования: обучение может производиться в  удобном темпе, в удобном месте, в удобное время, что психологически комфортно для большинства людей;

· видео — самая  экономная форма обучения. Организация  может купить видеокурс один раз, а использовать его неоднократно.

Недостатки видеообучения:

· любой просмотр оставляет  участников пассивными, не давая им возможности задавать вопросы, обсуждать. (Поэтому необходимо использовать видео как один из приемов организации групповой работы);

· кино- и видеофильмы  не позволяют учитывать индивидуальные различия в образовательном уровне и профессиональном опыте обучающихся;

· при отсутствии внешнего контроля, когда никто не заставляет сотрудника «расти и совершенствоваться», довольно остро встает проблема внутренней мотивации. Для многих людей очень трудно бывает организовать себя, выделить время на учебу, заняться повышением своей квалификации или переобучением);

· при просмотре видеофильмов исключается такой мощный фактор воздействия на обучающихся, как  личность преподавателя. Убежденность, энергетика, личное обаяние преподавателя  повышают готовность слушателей к усвоению учебного материала.

4. Дистанционное обучение.

Преимущества дистанционного обучения

· в учебный процесс  можно вовлечь большое число  сотрудников;

· обучение осуществляется на рабочем месте;

· сотрудники меньше отрываются от своих обязанностей;

· возможность выбора удобного времени для обучения;

· знания, приобретенные  в процессе обучения можно тут  же применить на практике.

5. Кейс-обучение.

Преимущества метода:

· каждый участник имеет  возможность сопоставить свое мнение с мнением других участников;

· актуальность решаемых проблем и их тесная связь с профессиональным опытом участников;

· высокая мотивация  и высокая степень активности участников.

Недостатки метода:

· плохо организованное обсуждение может потребовать слишком  много времени;

· можно не достичь  желаемых результатов, если участники не обладают необходимыми знаниями и опытом;

· высокий уровень  требований к квалификации преподавателя, который должен правильно организовать работу и задать направление обсуждения, чтобы добиться желаемого результата.

6. Деловая игра.

Преимущества деловых  игр:

· позволяют всесторонне  исследовать проблему, подготовить  и принять решение.

· позволяют обучить  сотрудников моделировать реальные ситуации, действовать эффективно;

· позволяют оценить  готовность и умения персонала решать те или иные проблемы;

Деловая игра предполагает наличие определенного сценария, правил работы и вводной информации, определяющей ход содержания игры.

Проведение игры проходит три этапа: подготовка, непосредственное проведение и разбор хода игры, и подведение итогов.

Особенно интересен  и содержателен разбор игр, когда  при ее проведении используется видеозапись.

7.Групповая форма обучения.

Преимущества работы в группах:

· развитие самостоятельности  сотрудников;

· формирование у сотрудников  навыка принятия решения;

· повышение мотивации  сотрудников за счет того, что они  осознают степень своего влияния  на ситуацию внутри организации. Обучение в рабочих группах

8. Ротация.

Преимущества метода ротация:

· оказывает положительное  влияние на мотивацию сотрудника;

· помогает преодолевать стресс, вызываемый однообразными производственными  функциями;

· расширяет социальные контакты на рабочем месте.

 

Варианты оценки потребностей в обучающих программах.

 

Анализ потребностей в обучении может быть проведен как  в целом для всей организации, так и для отдельных групп сотрудников.

Методика выявления  потребностей в обучении строится на следующих основных принципах: обучение необходимо только в том случае, если преследует конкретную цель. Цель обучения может быть определена только при условии, что выявлены и проанализированы потребности в обучении персонала. Выявленные потребности должны быть обобщены с целью выделения приоритетных областей для обучения и форм обучения.

Оценка потребности  в обучении проводится для того чтобы:

1. Определить уровень  знаний, навыков, компетенций, необходимых  для достижения поставленных  руководством компании задач; 

2. Оценить существующий  уровень компетенций сотрудников; 

3. Определить области  развития персонала компании;

4. Сформировать программу обучения персонала в соответствии с целями развития организации и выявленными областями развития.

Методы выявления потребностей в обучении:

· интервью или индивидуальные консультационные сессии с клиентом (обычно собственником или директором предприятия);

· структурированное  интервью с ключевыми руководителями;

· проведение анкетирования  или собеседования с сотрудниками, которые примут участие в обучении;

· проведение тестирования с целью определения уровня мотивации  к развитию и самосовершенствованию у сотрудников, которые примут участие в обучении;

· анализ структуры компании;

· анализ должностных  инструкций сотрудников, которые примут участие в обучении.

После оценки и сведения информации о потребностях в обучении, делается сводный отчет и составляется программа необходимых обучающих курсов, соответствующих методов обучения, способных обеспечить качественное обучение сотрудников по выявленным целям, и включающих контроль за усвоением полученных знаний.

 

Заключение.

 

Эффективное управление персоналом выдвинулось в число  практических задач, факторов экономического успеха. Оно призвано обеспечить благоприятную  среду, в которой реализуется  трудовой потенциал, развиваются личные способности, люди получают удовлетворение от выполненной работы и общественное признание своих достижений.

В современных условиях быстрого устаревания профессиональных знаний способность организации  постоянно повышать квалификацию своих  сотрудников является одним из важнейших  факторов успеха. Управление профессиональным обучением персонала превратилось в важнейший элемент управления современной организацией.

Сегодня организации  рассматривают профессиональное обучение как непрерывный процесс, оказывающий  непосредственное влияние на достижение организационных целей, и управляют им соответствующим образом.

Цикл профессионального  обучения начинается с определения  потребностей, которое состоит в  выявлении несоответствия между  требованиями организации к профессиональным знаниям и навыкам своих сотрудников и теми знаниями и навыками, которыми они обладают.

Разработка и реализация программ профессионального обучения может осуществляться как самой  организацией, так и специализированными  компаниями, в каждой конкретной ситуации выбор определяется анализом преимуществ и недостатков каждого варианта. Выбор конкретных методов обучения определяется стоящими перед программой целями, характеристиками обучающихся и находящимися в распоряжении организации ресурсами.

Информация о работе Подготовка, переподготовка и повышение квалификации персонала