Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 15:01, контрольная работа
Специальные операции требуют особых приемов, наличия должного оборудования для подготовки к продаже. По непродовольственным товарам к таким операциям можно отнести утюжку одежды, сборку и проверку сложно-технических товаров, их сборку, настройку, техническое регулирование и т.д. Выполнение этих операций требует не только наличия нормативно-технической документации, но и наличия современного оборудования, технически оснащенных рабочих мест и т.д. По продовольственным товарам к таким операциям относятся в основном фасовка, нарезка, упаковка. Необходимость этих операций обусловливается тем, что товары, поступающие в розничную торговлю, в своем большинстве недостаточно подготовлены к продаже. Поэтому вынужденно процесс производства продолжается в магазине, хотя с народнохозяйственной точки зрения это весьма неэффективно как с точки зрения производительности труда, так и расхода упаковочных материалов, товарных потерь и т.п.
Подготовка товаров к продаже 5
Работа кассира в течение смены 20
Список литературы 24
При размещении товарных секций принимают во внимание следующие условия:
• части торгового зала, расположенные вблизи входа, являются наиболее активными показателями продажи товаров на один квадратный метр торговой площади;
• секции с повышенной интенсивностью покупательских потоков размещают так, чтобы равномерно использовать всю торговую площадь магазина;
• наряду с проходом между секциями вдоль линии с товаром предусматривают магистральные проходы, чтобы покупатели могли беспрепятственно проходить по всему магазину и знакомиться со всеми товарами;
• секции, которыми хотят привлечь внимание покупателей, размещают, как правило, у стены или в углу торгового зала, так как практика показывает, что подавляющее большинство покупателей сначала обходят горки, установленные вдоль стен по всему периметру зала, а лишь потом осматривают все основные горки.
При размещении товаров главную роль играет их выкладка на
торговом оборудовании. Хорошая выкладка товаров привлекает и улучшает ориентацию покупателей, украшает магазин, облегчает работу персонала и повышает культуру торговли. При организации показа необходимо организовать массовую выкладку товаров, которая достигается их концентрацией в определенных местах. При этом максимально используется площадь выкладки в торговых залах магазина и сокращаются запасы в подсобных помещениях. Очень важно умело сочетать показ товаров с графическими средствами информации. Товары выкладывают так, чтобы покупатели самостоятельно могли их отобрать. Нельзя применять декоративную выкладку товаров, предназначенную для самостоятельного отбора, в форме сложных фигур, так как покупатели, опасаясь нарушить выкладку, неохотно отбирают эти товары. В магазинах применяют следующие приемы выкладки товаров: навалом, штабелем, расположением в ряд, подвешиванием, стопками и другими способами. Навалом выкладываются мягкие и резиновые игрушки, мелкие галантерейные, канцелярские, хозяйственные и спортивные товары. Этот прием выкладки удобен и для покупателей, и для персонала магазина. Он не требует больших затрат труда, позволяет наиболее эффективно использовать площадь торгового оборудования. Расположение в ряд или укладки штабелем наиболее эффективно для тканей, белья, культтоваров, электротоваров, посуды. Подвешивают на оборудовании люстры, верхнюю одежду, трикотаж, галстуки.
Для выкладки товаров применяют
вертикальный, горизонтальный и комбинированный
способы. Вертикальный способ предусматривает
размещение однородных товаров на всех
полках горки по вертикали. Этот способ
наиболее удобен, так как позволяет покупателю
быстро ориентироваться в торговом зале
и свободно отбирать товары.
При горизонтальном способе ту или иную
группу товаров размещают вдоль полок
оборудования, занимая одну или две полки.
Этот способ рекомендуется при демонстрировании
крупногабаритных и мелких товаров.
Комбинированная выкладка сочетает вертикальный
и горизонтальный способы.
Товары, в которых магазин наиболее заинтересован,
помещают на полках, расположенных в наиболее
удобных для покупателя зонах, - на высоте
110-160 см от уровня пола. Неудобными считаются
зоны, расположенные ниже 80 см и выше 180
см от уровня пола. Товары на торговом
оборудовании размещают таким образом,
чтобы демонстрационная площадь была
использована полностью, товары занимали
все пространства между полками. Если
какой-либо товар отсутствует, предназначенное
для него демонстрирующее место должно
быть занято другим товаром.
Заполнять оборудование магазина товарами
рекомендуется перед открытием или до
закрытия магазина. Особенности размещения
и выкладки отдельных товаров
Парфюмерно-косметические товары размещаются рядами, подгруппами по наименованиям. Духи, одеколоны группируются по названиям и ценам. Кремы выкладываются с учетом их назначения и особенностей. В таком же порядке размещают пудру. Отдельно показывают средства ухода за зубами: пасты, порошки, эликсиры, зубные щетки. Рядом размещают средства за уходом за волосами, затем губную помаду, тушь для ресниц, карандаши для бровей. Туалетное мыло выкладывают рядами по видам, цели, назначению. Специальное мыло выкладывают отдельно. Обувь группируют по половозрастному признаку, характеру пошива, полнотам, артикулам и моделям и открыто выкладывают полными парами на полках или металлических кронштейнах. Отдельно размещается резиновая и валяная обувь по видам и размерам. Сопутствующие товары выкладываются рядами в кассетах пристенных и островных горок. Выкладка обуви должна быть организована так, чтобы покупатель имел возможность самостоятельно снять с полки и примерить любую пару. На каждой горке обозначают размеры и полноту обуви, не каждой паре - цену. Игрушки и различные игры группируются по
материалам изготовления, по
возрастному признаку, по педагогическому
назначению и открыто
Детские коляски, автомобили, велосипеды,
санки, размещают на высоких платформах-подиумах.
Елочные игрушки размещают в кассетах насыпью; елочные наборы - в коробках, электрогирлянды выкладывают на полках островных и пристенных горок.
Куклы, технические игрушки расставляют на островных и пристенных горках. Куклы в коробках со снятыми крышками устанавливают на полках горок и шкафов в наклонных положениях, на каждой полке по несколько штук одного артикула.
Ткани размещаются открыто на стендах, кронштейнах, островных горках, столах и прилавках с таким расчетом, чтобы обеспечить покупателям свободный доступ. Образцы тканей группируют по виду волокна (хлопчато-бумажные, льняные, шелковые, шерстяные), назначению (плательные, костюмные, пальтовые), характеру отделки (гладкокрашеные, набивные), половозрастному и другим признакам и снабжают товарными ярлыками. В ярлыке указывают - наименование изготовителя и артикул товара, содержание основных волокон в ткани в процентах, ширину ткани и цену за 1 м. Куски ткани укладывают ровными стопками и группируют по тем же признаками рулоны тканей выкладывают на наклонных полках пристенных и островных горок. Для укладки тяжелых тканей используются специальные столы. Образцы тканей вывешивают на специальных консолях горок. Швейные, трикотажные, пушно-меховые товары и головные уборы. Готовую одежду (пальто, плащи, костюмы, брюки, платья, джемперы, свитера и т.д.) на плечиках размещают на
вешалах или на пристенных и островных
горках, оборудованных кронштейнами или
держателями. Товары группируют по видам,
моделям, размерам, ростам, по половозрастному
признаку, материалу изготовления, фасонам,
расцветкам. Белье, хлопчатобумажные мужские
сорочки, детское платье, чулочно-носочные
изделия, перчатки, варежки, платки, шарфы
укладывают стопками на полках или в кассетах
пристенных и островных горок.
Детский трикотаж и белье группируют по
видам изделий, материалам и размерам
в отдельном порядке: белье для мальчиков,
белье для девочек, белье для новорожденных.
Головные уборы группируются по половозрастному
признаку (мужские, женские, для мальчиков,
для девочек), по видам изделий (шляпы,
береты, кепи, шапки), а внутри каждой группы
по фасону, цветам и размерам. Головные
уборы размещаются на полках стопками:
фетровые - не более пяти в стопке, мужские
шляпы велюровки и под замшу - по три, модельные
женские головные уборы - отдельно каждый
убор на подставках и кронштейнах.
Галантерейные товары размещаются и выкладываются по группам: металлическая галантерея, кожаная, изделия из пластмасс и др. Внутри групп размещают по назначению - предметы туалета (украшения) и видам (сумки женские, хозяйственные, чемоданы). Располагают галантерейные товары на полках пристенных и островных горок, а мелкие предметы - в кассетах горок. Кружева, тесьму, ленты накатывают на картонки и укладывают в кассетах на ребро с небольшим наклоном. Ленты подбирают по видам и номерам. Пуговицы группируют по назначению (пальтовые, отделочные, бельевые, брючные) и показывают на пластинках либо в наприлавочных кассетах. Кошельки, бумажники, часовые ремешки раскладывают в витрине, на прилавке или на стендах из перфорированных панелей. Чемоданы укладывают горкой или пирамидой по размерам на специальных площадках - подиумах. Женские сумки размещают на полках горок, а образцы - на стенде с перфорированным щитом с учетом материала, размера, фасона и цены. Металлическую
галантерею размещают по назначению
примерно в следующем порядке: украшения
(серьги, бусы, кулоны, кольца), предметы
рукоделия (иглы швейные, наперстки, спицы
для вязания, крючки), предметы для бритья
и стрижки (бритвы электрические, бритвенные
приборы, машинки для стрижки, ножницы).
Мелкую металлическую галантерею (иголки,
спицы, пряжки) и пластмассовую (расчески,
шкатулки, вазочки), а также щеточные изделия,
нитки выкладывают в ячейках наприлавочных
кассет.
Мебель размещается в торговом зале по
группам (столярная, мягкая, гнутая, плетеная),
а внутри групп — по видам изделий (столы
обеденные, кухонные, письменные, журнальные,
компьютерные, диваны, кушетки, кресла
и др.). Их размещают так, чтобы покупатели
имели возможность осмотреть гарнитуры
и отдельные предметы. Для лучшего обозрения
в центре торгового зала размещают кухни,
малогабаритные изделия, ближе к стенам
— более высокие (шкафы, буфеты, серванты).
Ширина проходов между образцами мебели
должна быть не менее 1 м. В крупных магазинах
оформляют интерьеры квартир и офисов,
помещая в них имеющуюся в продаже мебель
и сопутствующие товары. На каждом образце
товара помещают ценник, в котором указывают
название изделия, артикул, цену каждого
предмета и общую стоимость гарнитура.
Ковры и ковровые изделия размещают стопками
по видам, размерам, рисункам, расцветке,
обеспечивая свободный доступ. Ковры ручной
работы наиболее интересных рисунков
и расцветов вывешиваются на специальных
стендах, кронштейнах, вешалах. Дорожки
укладываются в рулонах или на вращающихся
вешалах, укрепленных на подставке. Чтобы
покупатель мог представить, как будет
выглядеть ковер или ковровая дорожка
в условиях квартиры, их расстилают на
полу.
Посудохозяйственные товары размещаются
открыто на горках, стендах, подставках,
гондолах, используя различные способы
показа отдельных предметов, наборов,
сервизов. Металлическую, фарфоровую,
фаянсовую и стеклянную посуду выкладывают
с учетом назначения, формы, цвета и размера
изделия. Посуду небольших
размеров и светлых тонов
вставок из драгоценных
Хлеб и хлебобулочные изделия выкладывают
рядами на полках пристенных или островных
горок, в шкафах из модульных элементов,
в таре - оборудовании в достаточном количестве.
Хлеб размещают так, чтобы покупатели
имели возможность отобрать его, не касаясь
руками соседних изделий. Отбор хлеба
должен производиться специальными вилками.
Ярлыки цен размещаются на оборудовании,
на котором размещены хлебобулочные изделия.
Кондитерские изделия, продаваемые на вес
через прилавок обслуживания, размещают
по видам и сортам на рабочем месте продавца.
С этой целью используют внутренние полки
прилавков (на них размещают печенье, вафли,
пряники и другие изделия в таре поставщика),
а также ящики и кассеты прилавков и пристенных
шкафов, куда высыпают карамель и конфеты
в завертке. Образцы всех кондитерских
изделий, имеющихся в продаже, выставляются
в витринах. Для этого применяют корзины,
вазы, блюда и другой инвентарь. Расфасованные
кондитерские изделия выкладываются на
прилавках, горках и др. Торты и пирожные
с кремовой и фруктовой отделкой размещают
в охлажденных витринах и шкафах. Пирожные,
рулеты, кексы выставляют в фабричных
лотках, снабжая их специальными щипцами
или лопатками.
Расфасованные бакалейные товары и нескоропортящиеся
кондитерские изделия выкладывают на
полках пристенных и островных горок по
наименованиям. В зависимости от вида
фасовки их укладывают рядами или стопками.
Скоропортящиеся гастрономические товары
выкладывают в охлаждаемых прилавках
и витринах по видам продуктов различными
способами. Так, колбасу и копчености —
в несколько рядов. При этом верхний батон
колбасы или другое изделие разрезают
и кладут срезом в сторону покупателя.
Фасованные колбасные изделия и мясокопчености,
упакованные в целлофановую пленку или
пергаментную бумагу, раскладывают по
видам и сортам. Фасованные сыры, масло
животное, маргарин и жиры выкладывают
стопками или в несколько рядов по массе,
фасовке, видам, цене. Бутылки и
пакеты с молоком и другими молочными продуктами, расфасованную сметану выставляют на открытых холодильных прилавках рядами. Фасованное мясо и мясопродукты выкладывают в охлаждаемых прилавках — витринах по видам и сортовым отрубам на эмалированных поддонах, а нефасованное мясо и мясопродукты — кусками на поддоны по видам и сортам. Мороженую рыбу выкладывают в низкотемпературных прилавках и витринах, охлажденную — в охлаждаемых прилавках-витринах. Соленые тузлучные рыбные товары выкладывают в окорятах с тузлуком; соленую рыбу без тузлука — на противнях и в окорятах спинками вверх Картофель и плодоовощные товары выставляют на горках и прилавках в лотках, кассетах, корзинах, тележках и другом оборудовании и инвентаре. В магазинах самообслуживания эти товары продают фасованными и упакованными в бумажные и полимерные пакеты, хлопчатобумажные и полимерные сетки, а также связанными в пучке (редис, салат, лук зеленый и другая зелень). При продаже товаров через прилавок обслуживания на Прилавках, горках и витринах должны быть выставлены образцы всех имеющихся в продаже товаров, снабженные ярлыками, с указанием наименования и цены за 1 кг или за штуку.