Подходы к изучению организационной культуры.
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2014 в 14:25, доклад
Краткое описание
Одной из методологических сложностей при изучении понятия «организационная культура» является наличие различных концепций понимания ее природы. Многообразие подходов к изучению организационной культуры как к социально-экономическому явлению и противоречивый характер итогов проводимых исследований актуализировали потребность разобраться в их сущности и установить взаимосвязи.
Вложенные файлы: 1 файл
Подходы к изучению организационной
культуры.
Одной из методологических
сложностей при изучении понятия «организационная
культура» является наличие различных
концепций понимания ее природы. Многообразие
подходов к изучению организационной
культуры как к социально-экономическому
явлению и противоречивый характер итогов
проводимых исследований актуализировали
потребность разобраться в их сущности
и установить взаимосвязи.
Существуют следующие
подходы к исследованию организационной
культуры:
- Антропологический подход. Этот подход требует
изучения обусловленности культуры организации
не социальными факторами, а природой
человеческого рода, присущими каждому
индивиду потребностями (в пище, одежде,
жилище, безопасности, свободном существовании,
общении, духовном развитии и др.). Антропологический
подход требует не ограничиваться изучением
влияния социальной среды или разумной,
рациональной мотивации, но выявлять иррациональные,
инстинктивные, биологические и другие
мотивы политического поведения, обусловленные
человеческой природой.
- Генетический подход. В соответствии с
пониманием механизмов возникновения
и формирования организационной культуры
выделяется генетический подход, когда
культура представляет собой результат
всей истории организации [4].
- Деятельностный подход. Динамическую картину
явлению организационной культуры придает
деятельностный подход. Он предполагает
рассмотрение ее как специфического вида
живой и овеществленной деятельности,
как циклического процесса, имеющего последовательные
стадии, этапы. С использованием деятельностного
подхода связана трактовка организационной
культуры как специфической формы управления
[1].
- Институциональный подход. Он ориентирует на
изучение институтов, в рамках которых
формируется и развивается та или иная
культура организации (например, существует
явное отличие института предпринимательства
от института производства) [1].
- Интерналистский подход. В соответствии со
взглядом на факторы, влияющие на образование
и формирование культуры, можно выделить
интерналистский подход, согласно которому
культура формируется в соответствии
с организационной структурой, традициями
и т.п. [4].
- Когнитивный подход. В контексте когнитивного
подхода к изучению культуры основной
акцент делается на таких ее аспектах,
как коллективное сознание, когнитивные
схемы или общая система знаний, верований
и правил, определяющих соответствующие
формы поведения. Понимаемая таким образом
организационная культура представляет
собой приобретенные смысловые системы,
передаваемые посредством естественного
языка и других символических средств,
которые выполняют репрезентативные,
директивные и аффективные функции, и
способные создавать культуральное пространство
и особое ощущение реальности. Предполагается,
что даже хаотичное и кажущееся бессмысленным
поведение порождается относительно четкими
имплицитными правилами, определяемыми
базовыми когнитивными структурами. Этот
подход предполагает изучение организационного
поведения как системы субъективных значений,
которые разделяются членами конкретной
организации и являются для внешнего наблюдателя
определенными правилами, выполняемыми
данной организацией [3].
- Компаративистский подход. Применение данного
подхода расширяет кругозор исследователя,
способствует плодотворному использованию
опыта других стран и народов, позволяет
учиться на чужих ошибках и избавляет
от необходимости изобретать велосипед.
Творческое, с учетом специфики страны
использование этого подхода особенно
актуально для современных отечественных
исследований организационной культуры.
Однако он таит в себе «скрытую угрозу»
из-за несовместимости ряда национальных
культур [1].
- Кондуктивный подход. В соответствии с
пониманием влияния организационной культуры
на организационные изменения и способность
организации к адаптации выделяется кондуктивный
подход, рассматривающий культуру как
препятствие для изменений [4].
- Критически-диалектический подход. Своеобразным развитием
и конкретизацией деятельностного метода
является критически-диалектический метод.
Он ориентирует на критический анализ
организационной культуры, выявление
ее внутренних противоречий, конфликтов
как источника ее самодвижения, движущей
силы изменений культуры в организации.
Например, существует ярко выраженное
противоречие двух функций культуры организа-
ции ‒ поддержание и изменение порядка
и стиля жизни организации [1].
- Направляющий подход. В соответствии с
представлениями о влиянии организационной
культуры на поведение членов организации
можно определить направляющий подход,
где культура рассматривается как непосредственно
определяющая индивидуальное поведение
с помощью совокупности усвоенных ценностей
и норм [4].
- Нормативно-ценностный подход. Он предполагает выяснение
значения культурных явлений для организации
и личности, их оценку с точки зрения общего
блага, справедливости, свободы, уважения
человеческого достоинства и других ценностей.
Этот подход ориентирует на разработку
идеальной культуры организации. Он требует
исходить из должного и желаемого, из этических
ценностей и норм и в соответствии с ними
строить этическое поведение и институты.
Нормативный подход часто подвергается
критике за идеализацию культурной действительности,
оторванность от реальности. Его некоторая
слабость проявляется в релятивности,
относительности ценностных суждений,
их зависимости от мировоззрения, социального
положения и индивидуальных особенностей
людей [1].
- Ограничивающий подход. В соответствии с
представлениями о влиянии организационной
культуры на поведение членов организации
можно выделить ограничивающий подход,
где культура - это репертуар способов
восприятия и интерпретации ситуации,
который оставляет индивиду некоторую
свободу в этих рамках [4].
- Прагматический (рационально-прагматический)
подход. Согласно специфике
влияния организационной культуры на
организационную эффективность может
быть определен прагматический подход,
согласно которому культура рассматривается
как инструмент повышения эффективности
деятельности организации и проводник
организационных изменений. Отличительной
чертой этого подхода является его ориентация
на управление культурой. Характерно рассмотрение
руководства (или создателей организации),
как лиц, формирующих или селектирующих
культуру. Интерес к этому подходу определяется
теми возможностями эффективных решений
проблем управления, которые могли бы
быть достигнуты с его помощью [3, 4].
- Психологический подход. Психологический
подход ориентирован на изучение субъективных
механизмов поведения индивида в организации,
конкретной организационной культуре,
индивидуальных качеств, черт характера,
а также типичных механизмов психологических
мотиваций. Предметом исследования при
психологическом подходе являются такие
факторы поведения, как цели, ценностные
ориентации, нормы, мотивы, интересы, желания,
воля и другие черты сотрудников, особенно
руководителей. Психологический подход
исследования организационной культуры
отличается в первую очередь глубиной
анализа различных аспектов культуры
и соответственно большей сложностью
и теоретической обоснованностью применяемых
методов [1].
- Рациональный подход. В соответствии с
пониманием механизмов возникновения
и формирования организационной культуры
выделяется рациональный подход, соответственно
которому культура привносится в организацию
ее руководством или ее основателями [4].
- Резистивный подход. В соответствии с
пониманием влияния организационной культуры
на организационные изменения и способность
организации к адаптации можно выделить
резистивный подход, рассматривающий
ее как проводник изменений [4].
- Символический подход. Основные посылки
данного подхода заключаются в следующем:
смысл или интерпретации
того, что происходит в организации, важнее
того, что происходит в действительности;
нестабильность и неопределенность,
широко распространенные в большинстве организаций, препятствуют рациональному решению проблем и принятию решений;
люди используют символы
для уменьшения неопределенности и установления
ориентиров поведения при столкновении
с нестабильностью.
В качестве символов
могут выступать эмблемы, флаги, мифы,
анекдоты, клички, привычки, обычаи и т.п.
Руководители посредством символов могут
поддерживать идеологию организации и
ориентировать сотрудников в сложном
мире. Применение символов имеет смысл
и пользу только тогда, когда использующие
их члены организации понимают их значение
одинаково, что определяется в первую
очередь существующими культурными ценностями
[3].
- Системный подход. Системный подход
позволяет рассматривать организацию
как систему, как целое, главный способ
анализа объекта которого - разложение
на подсистемы, изучение элементов не
из частей, а из целого. Системный подход
к исследованию явления организационной
культуры должен отражать комплексный
взгляд на объект исследования - организацию;
это и есть специфика системного подхода,
т.е. он ориентирует исследование на раскрытие
целостности объекта и обеспечивающих
ее механизмов.
- Социологический подход. Подход предполагает
выяснение зависимости культуры организации
от общества, социальной обусловленности
культурных явлений, в том числе влияние
общества на культурную систему организации,
систему экономических отношений, социальную
структуру, идеологию. Социологический
подход является одним из основных в теории
организационной культуры и во многом
определяет ее специфику. Более частным
его проявлением выступает культурологический
подход, ориентирующий на выявление зависимости
культурных процессов, происходящих в
организации, от национальной культуры;
широко используется при проведении кросс-культурных
исследований.
- Феноменологический подход. Согласно феноменологическому
подходу организационная культура понимается
и анализируется посредством интерпретации
ее проявлений. Данная концепция трактует
организационную культуру как обозначение
сути организации. Исходя из этого, организационная
культура не свойство, которым обладает
организация, а то, чем она по существу
является. Этот подход чаще всего ассоциируется
с феноменологической моделью организации,
когда организации понимаются и анализируются
главным образом не в экономических или
материальных терминах, а в терминах экспрессивных,
мыслительных или символических. Авторы,
придерживающиеся этого подхода, как правило,
отрицают возможность целенаправленного
прямого воздействия на формирование
организационной культуры.
- Экстерналистский подход. В соответствии со
взглядом на факторы, влияющие на образование
и формирование культуры, можно определить
экстерналистский подход, соответственно
которому организационная культура формируется
в тесной зависимости от национальной
культуры и следует требованиям окружающей
среды [4].
Информация о работе Подходы к изучению организационной культуры.