Политический конфликт: описание, виды, пути и методы их разрешения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2014 в 11:13, реферат

Краткое описание

Политический конфликт - это столкновение, противоборство политических субъектов, обусловленное противоположностью их политических интересов, ценностей и взглядов. Понятие политического конфликта обозначает борьбу одних субъектов с другими за влияние в системе политических отношений, доступ к принятию общезначимых решений, распоряжение ресурсами, монополию своих интересов и признание их общественно необходимыми, словом, за все то, что составляет власть и политическое господство.

Вложенные файлы: 1 файл

Политический конфликт.docx

— 25.15 Кб (Скачать файл)

Политический конфликт - это столкновение, противоборство политических субъектов, обусловленное противоположностью их политических интересов, ценностей и взглядов.

 

 Понятие политического  конфликта обозначает борьбу  одних субъектов с другими  за влияние в системе политических  отношений, доступ к принятию  общезначимых решений, распоряжение  ресурсами, монополию своих интересов  и признание их общественно  необходимыми, словом, за все то, что составляет власть и политическое  господство.

 

 Политическая государственная  власть, обладание ею, устройство  властных институтов, политический  статус социальных групп, ценности  и символы, являющиеся базой  политической власти и в целом  данного политического общества, - все это составляет объект  и предмет политических конфликтов.

 

 Противоречие между  политическим обществом как целостной  системой и неравенством включенных  в нее индивидов и групп,  выраженным в иерархии политических  статусов, - источник и основа  политического конфликта. 

 

 Различают три основных типа  политических конфликтов.

 

1. Конфликты интересов.  Конфликты такого рода преобладает  в экономически развитых странах,  устойчивых государствах, политической  нормой здесь является “торг”  по поводу дележа экономического  “пирога” (борьба вокруг размеров  налогов, объема социального обеспечения  и т.д.); этот тип конфликта наиболее  легко поддается урегулированию, так как здесь всегда можно  найти компромиссное решение  (“как это, так и то”).

 

2. Конфликты ценностей  характерны для развивающихся  государств с неустойчивым государственным строем; они требуют больше усилий по урегулированию, поскольку компромисс по поводу таких ценностей, как “свобода”, “равенство”, “терпимость”труднодостижим, если вообще возможен.

 

3. Конфликты идентификации:  характерны для обществ, в которых  происходит отождествление субъектом  себя с определенной группой  (этнической, религиозной, языковой), а не с обществом(государством) в целом; этот тип конфликта возникает в условиях противоположности рас, этнической или языковой противоположности.

 

 В зависимости от  уровня участников политический  конфликт может быть: межгосударственным (субъекты - государства и их коалиции), государственным (субъекты ветви  власти, политические партии и  т.д.), региональным (субъекты региональные  политические силы), местным. 

 

 Внутриполитические конфликты  разделяют на позиционные (горизонтальные) и оппозиционные (вертикальные).

 

 Субъектами позиционных  внутриполитических конфликтов  выступают политические институты,  организации, осуществляющие власть  и руководство в рамках данной  системы, но занимающие различные  позиции. Таковы, например, органы  и занятые в них группы людей,  представляющие разные ветви  государственной власти, институты  федеральной власти и субъектов  федерации. Предмет таких конфликтов - отдельные элементы политической  системы и политики правящих  кругов, не соответствующие в  полной мере интересам и целям  системы, отдельным группировкам  правящих сил. Их разрешение  ведет к частичным изменениям  в политике властей. Это частичные  конфликты. 

 

 Субъектами оппозиционных  внутриполитических конфликтов  выступают, с одной стороны,  властвующие элиты, выражающие  их интересы партии, государственные  институты, организации, лидеры. С другой - организации, представляющие  подвластные массы, а также  политически активные группы, выступающие  против существующих порядков, господствующей  политической власти. Пре; метом конфликта в данном случае является существующая система государственной власти в целом, существующий режим. Конечный итог разрешения конфликта - смена политической системы. Поэтому конфликты подобного рода называют радикальными.

 

 Источником радикального  конфликта являются противоречия  между коренными политическими  интересами и основными ценностями  крупных социальных групп; источником  частичного - противоречия между  временными, неосновными интересами  и ценностями конфликтующих агентов.  Радикальные конфликты вовлекают  в сферу противоборства большинство  или все политические институты  и значительные массы населения.  В частичных конфликтах участвуют  лишь некоторые институты и  группы, части элит, соперничающие  партии, заинтересованные в разрешении (или в неразрешении) конкретных проблем реформирования политических отношений и институтов. Первые разделяют общество на две основные противоположные политические силы; вторые вырастают из сплетения многих политических сил, действующих в рамках и по правилам “игры” плюрализма.

 

 Внутриполитические конфликты  подразделяются на режимные и легитимные.

 

 Режимные внутриполитические  конфликты: целью одного из  субъектов может быть захват  власти в государстве или смена  политической системы, но без  разрушения территориальной целостности  государства. 

 

 Легитимные внутриполитические конфликты: часть государства стремится отделиться от целого; часто легитимные конфликты совпадают с этнополитическими, но не всегда этнополитические конфликты являются легитимными (например, требования национального равноправия, автономии).

 

 Для характеристики  конфликтов, затрагивающих государство  как основной институт политической  системы, в политологии используется  понятие “политический кризис”  (греч. krisis • решение, поворотный пункт, исход).

 

 Политический кризис - это состояние политической системы  общества, выражающееся в углублении  и обострении имеющихся конфликтов, в резком усилении политической  напряженности. 

 

 Можно выделить внешнеполитические  кризисы, обусловленные международными  конфликтами и противоречиями, и  внутриполитические кризисы (правительственный,  парламентский, конституционный  и др.).

 

 Правительственный кризис - особенно частое явление, выражается  в потере правительством авторитета, в невыполнении его распоряжений  исполнительными органами. Если  правительство не справляется  с ситуацией, то парламент может  отказать ему в поддержке и  отправить кабинет министров  в отставку. Правительственный кризис  может сопровождаться сменой  лидеров, форм правления и т.д. 

 

 Парламентский кризис - это изменение соотношения сил  в органах законодательной власти, когда решения парламента расходятся  с волей большинства граждан  страны.

 Результат - роспуск  парламента и назначение новых  выборов. Парламентский кризис  может возникнуть и в том  случае, когда основные противоборствующие  фракции в нем примерно равны  по силе, и это мешает принятию  решений и парализует работу  законодательной власти. И как  итог - роспуск парламента и назначение  новых выборов. 

 

 Конституционный кризис  связан с фактическим прекращением  действия Основного закона страны (конституции). Прежняя конституция  утрачивает легитимность и требуется  ее качественный пересмотр. 

 

 Политический кризис  характеризуется делегитимацией структур власти, отсутствием взаимодействия между различными центрами власти, блокированием одного центра другим, образованием парламентских властных структур, снижением эффективности социально-политического регулирования и контроля, эскалацией стихийных форм политического протеста (митингов, забастовок, демонстраций и т.д.).

 

 В зависимости от  особенностей проявления и причин  возникновения политического кризиса  в политологии выделяют такие  его формы, как: 1) кризис легитимности; 2) кризис идентичности; 3) кризис  политического участия; 4) кризис  проникновения; 5) кризис распределения. 

 

 Кризис легитимности  возникает в результате рассогласования  целей и ценностей правящего  режима с представлениями основной  части граждан о необходимых  средствах и формах политического  регулирования, нормах справедливого  правления и т.д. 

 

 Кризис идентичности  возникает тогда, когда этнические  и социально-структурные различия  становятся преградой на пути  общенационального объединения  и идентификации с определенной  политической системой.

 

 Кризис политического  участия характеризуется созданием  правящей элитой искусственных  препятствий включению в активную  политическую жизнь групп, заявляющих  о своих претензиях на власть, а также обострением проблемы  сохранения территориальной целостности,  национального единства и стабильности  политической системы в условиях  быстрого роста политического  участия групп с противоречивыми интересами.

 

 Кризис проникновения  проявляется в снижении способности  государственного управления проводить  свои решения в различных областях  общественной жизни. Его возникновение  связано с расхождением между  реальной политикой и провозглашенными  правительством целями.

 

 Кризис распределения  означает неспособность правящей  элиты обеспечить приемлемый  для общества рост материального  благосостояния и его распределение,  позволяющих избежать чрезмерной  социальной дифференциации и  гарантирующих доступность основных  материальных благ всем слоям  населения. 

 

 Центральная проблема  конфликтов - их разрешение (управление  конфликтом, контроль над конфликтом, регулирование конфликта).

 

 Под регулированием конфликта  (конфликтным контролем) понимается  разработка и применение системы мер, направленных на ограничение интенсивности и масштаба конфликта, его деэскалацию.

 

 Политической практикой  и теорией выработаны некоторые  всеобщие формы и способы предотвращения, регулирования и разрешения политических  конфликтов. В их числе - компромисс  и консенсус. 

 

 Компромисс в словарях определяется как соглашение на основе взаимных уступок. Различают компромиссы вынужденные и добровольные. Первые с неизбежностью навязываются сложившимися обстоятельствами. Вторые заключаются на основе соглашения по определенным вопросам и соответствуют какой-то части политических интересов всех взаимодействующих сил. На основе таких компромиссов создаются многообразные партийные блоки и политические коалиции.

 

 Слово консенсус происходит от латинского consentio, которое в свою очередь образовано от глагола sentire (чувствовать, ду. мать, понимать) с помощью приставки con, имеющей значение совместного, взаимного развития, т.е. в своей основе консенсус означает общность чувств и мыслей, взаимопонимание.

 

 Консенсус - это соглашение значительного большинства людей любого сообщества относительно наиболее важных аспектов его социального порядка, выраженное в действиях. В демократических системах обычно различают три объекта возможного соглашения:

 

1) конечные цели (свобода,  равенство и т.д.), которые составляют  структуру системы представлений; 

 

2) правила игры, или процедуры; 

 

3) конкретные правительства  и правительственная политика. Эти  три объекта могут быть трансформированы  в три уровня консенсуса:

 

1) консенсус на уровне  сообщества, или основной, ценностный;

 

2) консенсус на уровне  режима, или процедурный; 

 

3) консенсус на уровне  политики.

 

 Первый объект или  уровень консенсуса - основной - показывает, разделяет ли данное общество  одинаковые ценностные представления  и цели.

 

 Второй объект или  уровень консенсуса - процедурный  - устанавливает правила игры, фиксируемые  в конституциях.

 

 Третий объект или  уровень консенсуса (в отношении  политики и правительства) выдвигает  на передний план параллель  “власть-оппозиция”. Несогласие по  вопросам политики и оппозиция  правительству обусловлено отношением  к членам правительства, а не  к форме управления.

 

 Консенсус универсальный  принцип демократии, позволяющий  разрешать и предупреждать противоречия  и конфликты, снимать напряженность  в обществе. Эффективность консенсуса  зависит от участия в распределении  вознаграждений, льгот, власти, благосостояния  общества, уровня политической культуры.

 

 Кризис консенсуса  обычно связывают с кризисом  отношении церковь-государство,  традиционной политики и включением  в нетрадиционных групп, перераспределением ролей и статусов, разрывом элит и масс и т.д.

 

 Урегулирование конфликтов - довольно  широкое понятие. Оно подразумевает: 

 

- предупреждение открытых  форм проявления конфликтов, сопровождающихся  насильственными действиями (войнами,  массовыми беспорядками и т.п.);

 

разрешение конфликтов, предполагающее устранение причин, вызывающих их, формирование нового уровня отношений участников, улаживание конфликтов (снижение уровня враждебности конфликтующих сторон, перевод конфликта в русло  поиска совместного решения проблемы).

 

 С учетом трех основных  направлений в урегулировании  конфликтов, можно выделить три  группы методов, облегчающих поиск  мирного выхода из конфликта. 

 

 Первая группа методов направлена на предотвращение развития насильственной стадии развития конфликта.

Информация о работе Политический конфликт: описание, виды, пути и методы их разрешения