Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2014 в 19:28, контрольная работа
Социологи и психологи рассматривают коммуникацию как процесс передачи эмоционального и интеллектуального содержания. Кстати, в первом российском словаре иностранных слов, правленом лично Петром 1, среди более 500 иностранных «вокабул» учтена и «коммуникация» в значении «переговор, сообщение».
В кибернетике под коммуникацией понимается обмен информацией между сложными динамическими системами и их частями, которые в состоянии принимать информацию, накапливать ее и преобразовывать.
1. Понятие информации и коммуникации как основ коммуникационного менеджмента.
Чем, собственно, коммуникация отличается от информации?
Социологи и психологи рассматривают коммуникацию как процесс передачи эмоционального и интеллектуального содержания. Кстати, в первом российском словаре иностранных слов, правленом лично Петром 1, среди более 500 иностранных «вокабул» учтена и «коммуникация» в значении «переговор, сообщение».
В кибернетике под коммуникацией понимается обмен информацией между сложными динамическими системами и их частями, которые в состоянии принимать информацию, накапливать ее и преобразовывать.
На обыденном уровне, согласно энциклопедическому словарю, коммуникация - это общение, передача информации от человека к человеку; «это опосредованное и целесообразное взаимодействие двух субъектов». Ряд ученых - А. Леонтьев, в частности, вообще отождествляют коммуникацию и устное общение (под общением понимается обмен деятельностью, умениями, навыками, а также результатами деятельности, в том числе интеллектуальной).
Действительно, коммуникацию следует рассматривать одной из форм взаимодействия людей в процессе общения, скорее, это информационный аспект общения. Понятия «коммуникация», акцентировав внимание не на передаче информации, а на обмене. Именно на обмене! Коммуникация может иметь место лишь в том случае, если отправитель и получатель информации понимают друг друга, т.е. если у них есть общий социальный опыт, если они говорят на одном языке, если между ними существует обратная связь.
Н.Винер, один из создателей кибернетики, считал, что информация - «это обозначение содержания, полученного из внешнего мира в процессе нашего приспособления к нему и приспособления к нему наших чувств». Другой авторитет в области кибернетики - Е. Майминас в книге «Процессы планирования в экономике: информационный аспект» к информации относит любое сообщение, т.е. сигнал о каком-либо событии, «закодированный эквивалент события». Информация состоит из обработанных данных (данные - это символы, представляющие свойства предметов и событий). Таким образом, под информацией рассматривается послание в документальной, видео- или аудио формах, отражающее совокупность разных фактов (данных). Насколько послание является информацией, определяет получатель. То есть информация - это то, чем люди обмениваются при коммуникации. «Введение в коммуникационный менеджмент.» Орлов. А.С. - М.: Финансы и статистика, 2005. -105с..
Знание - понятие более глубокое и широкое, чем просто данные или информация. Под знанием в данном контексте рассматриваются: а) набор из полученных ранее опыта, ценностей, контекстной информации, экспертных оценок, который инкорпорирует новый опыт в информацию; б) способность к инновациям, расположенность к самостоятельной творческой деятельности. Информация содержится в описаниях, ответах на вопросы (кто, что, где, когда, сколько). Знания передаются через обучение, ответы на вопросы «как». Понимание достигается объяснениями, ответами на вопрос «почему».
Интеллектуальная собственность - это произведенные человеком, собственные продукты мыслительной деятельности. Интеллект, по Р. Акоффу, - это способность увеличивать производительность.
Опять же по Акоффу: сами по себе информация, знания и понимание позволяют увеличивать производительность, продуктивность, но никак не эффективность. Все оценки производительности основаны на логике, которую в принципе можно запрограммировать в компьютере и автоматизировать, поскольку они носят безличный характер.
Не так обстоит дело с эффективностью. Эффективность - это оцененная производительность, продуктивность, умноженная на ценность; это результативность оцененного результата. Оценочное суждение о действии редко совпадает у двух разных оценщиков. Разница между производительностью и эффективностью отражена в различиях между развитием и ростом. Рост в отличие от развития не требует увеличения ценности.
Отсюда можно сделать заключение о том, что, несмотря на наши способности создавать генерирующую информацию, знания и понимание, мы никогда не сможем с помощью компьютерных систем производить мудрость. В какой-то части эту проблему решает коммуникационный менеджмент.
В последние годы, связанные с рыночными преобразованиями в России, все больше ценится умение организации достигать взаимопонимания и сотрудничества с контактными аудиториями, в составе которых живет, трудится, сотрудничает и конфликтует ее общественность. Поэтому практически нет организаций, у которых бы не было коммуникационных проблем и необходимости в их профессиональном разрешении.
Коммуникационные проблемы напрямую связаны с коммуникационными потребностями организации. Что это такое?
Зачастую коммуникационные потребности отождествляют с информационными потребностями, т.е. потребностями в различного рода информации (так же, как отождествляют информацию с коммуникацией, средства массовой информации со средствами массовой коммуникации) Ковалев В.В. Введение в информационный менеджмент. М.: Финансы и статистика, 2006.-128с..
К коммуникационным потребностям организации могут быть отнесены как потребности в информации (новых сведениях, уменьшающих неопределенность знаний относительно какого-либо объекта), так и собственные коммуникационные потребности, т.е. потребности в общении или сплочении вокруг организации ее общественности (в том числе внутренней), а также потребность в эффективной обратной связи. Наглядным примером неэффективных контактов с «желательными» аудиториями могут служить взаимоотношения организации со СМИ.
По-иному сказать - коммуникацией надо управлять. Так возникает потребность в коммуникационном менеджменте, который трактуется мною следующим образом.
1.2. Менеджмент коммуникаций
коммуникационный менеджмент информация
В процессе специализации управленческого труда коммуникация выделилась в относительно самостоятельный вид деятельности, который во всем мире успешно развивается. Коммуникация задает темпы роста уровня жизни во многих странах, является одним из критериев, которые определяют темпы роста уровня жизни. Эта общая тенденция проявляется и в России: коммерческий сектор, фондовый рынок все чаще обращаются к коммуникации как факторам создания стоимости и конкурентоспособности. Но в целом это перспективное направление развития экономических систем явно недооценивается, что приводит к потерям России как в интеллектуальном, так и в материальном плане.
Эффективный коммуникационный менеджмент поможет объединить два разнонаправленных вектора в развитии национальной экономики: количественный рост за счет конъюнктурных факторов и качественный рост основных воспроизводственных процессов. Кроме того, коммуникационный менеджмент как новая система управления будет способствовать переходу России к открытой экономике, расширяя область конкурентных преимуществ корпораций и фирм, территорий, государственных организаций и т.д. Поскольку экономические системы не могут развиваться без воспроизводства всех видов интеллектуального потенциала, коммуникационный менеджмент становится условием экономического прогресса и внутренним элементом устойчивого экономического роста экономических систем. Рыночные преобразования в России повлияли на трансформацию экономического мышления и производителя, и потребителя Михайлушкин А. И., Шимко П. Д. Коммуникационный менеджмент. М.: Феникс, 2005.-256с..
Все это привело к необходимости разработки основ коммуникационного подхода к исследованию экономических систем, к поиску места коммуникационного менеджмента в системе управления. Теоретической и методологической основой диссертационного исследования послужили труды зарубежных и отечественных ученых, посвященных самому широкому кругу проблем, связанных, как напрямую, так и опосредованно, с темой диссертации.
В своем исследовании автор опирался на действующие в России законодательные акты по отдельным направлениям деятельности средств массовой коммуникации, рынка рекламы и связей с общественностью; на разработанные с участием автора коммуникационные программы, целевые концепции; на результаты социологических и маркетинговых исследований. Широко использовались данные официальной статистики, обзорные, справочные и нормативные материалы Шепель В.М. Коммуникационный менеджмент. М.: Гардарики, 2004.-110с.. Объектом исследования является коммуникационный менеджмент в управлении экономическими системами. Предметом исследования выступают управленческие и связанные с ними социально-экономические, институциональные и другие отношения, возникающие в процессе управления коммуникацией в экономических системах. Общая цель исследования состоит в разработке концептуальных основ коммуникационного менеджмента, дополняющих научные достижения в теории менеджмента.
Достижение указанной цели потребовало решить следующие задачи, ориентированные на получение новых научных результатов, а также выводов и рекомендаций для практического использования: - раскрыть сущность коммуникационного менеджмента через понятия науки, теории и практики и на этой основе аргументировать необходимость признания коммуникационного менеджмента в качестве самостоятельного вида специального менеджмента; - проанализировать закономерности и этапы развития предмета коммуникационного менеджмента;
- выявить тенденции развития
коммуникационного менеджмента
в экономических системах
- выявить экономически
обусловленные характеристики
- выявить специфику сложившейся
российской практики
- сформулировать требования
к ресурсному обеспечению
- обосновать принципы
интегрированного подхода к
- предложить целевое сочетание
технологий, методов, инструментов, позволяющих
повысить социальную и
Новые научные результаты, полученные лично автором в ходе исследования, состоят в следующем. Разработаны теоретические положения, дополняющие научные достижения в теории менеджмента, осуществлено их развитие и обогащение. Систематизированы, знания по теории коммуникационного менеджмента как составной части менеджмента на современном этапе развития экономических систем, когда изменились внешние условия их формирования и развития Шепель В.М. Коммуникационный менеджмент. М.: Гардарики, 2004.-80с..
1.3. Коммуникационный менеджмент в экономической системе
Коммуникационный менеджмент - это самостоятельный вид специального менеджмента, осуществляющий познание и использование закономерностей обмена информацией, знаниями и интеллектуальной собственностью в процессе формирования и развития экономических систем.
Коммуникационный менеджмент - это взаимодействие и взаимосвязь во времени и пространстве элементов, которые формируют и эффективно используют все виды капитала экономических систем.
Коммуникационный менеджмент - это такая система управления, которая посредством интегрированной коммуникации с целевыми аудиториями способствует достижению максимальной эффективности по всем направлениям развития организации в условиях изменяющейся внешней среды.
Коммуникационный менеджмент - это профессиональная деятельность производителя, посредника и потребителя по реализации коммуникационной стратегии, сформированной в соответствии с мотивами, установками, интересами, отношениями и конкретными целями каждого.
Как видно, данные определения значительно расширяют рамки существующей до недавних пор довольно узкой трактовки коммуникационного менеджмента - «профессиональной деятельности по управлению коммуникационным процессом, или коммуникацией». По сути, такой подход сводит коммуникационный менеджмент лишь к управлению общением, передаче информации от человека к человеку.
Предназначение коммуникационного менеджмента как системы заключается в формировании и использовании всех видов капитала экономической системы путем организации коммуникативного пространства для создания дополнительной добавленной стоимости, которая является основой экономического роста, обеспечивает конкурентоспособность экономической системы.
Без грамотного управления коммуникацией немыслим переход России к открытой экономике, расширение областей конкурентных преимуществ, переход от традиционного товарного обмена к более высоким формам сотрудничества - обмену интеллектуальным капиталом, научно-технической кооперации, производственной интеграции.
На современном этапе экономического развития коммуникационный менеджмент становится индикатором ценностной ориентации общества, его стремления к модернизации, выбора критериев эффективности государственной политики в целом и в области экономики в частности.
1. Сущность коммуникационного менеджмента заключается в его двуединой природе.
С одной стороны, коммуникационный менеджмент есть составляющая часть теории управления экономическими системами. Он изучает взаимодействие и взаимосвязь во времени и пространстве элементов, которые формируют и эффективно используют все виды капитала экономических систем, а также познает закономерности обмена информацией, знаниями и интеллектуальной собственностью в процессе формирования и развития экономической системы Михайлушкин А. И., Шимко П. Д. Коммуникационный менеджмент. М.: Феникс, 2005.-217с..
С другой стороны, коммуникационный менеджмент рассматривается как самостоятельная профессиональная деятельность субъектов и объектов экономической системы по реализации коммуникационной стратегии, сформированной в соответствии с мотивами, установками, интересами, отношениями и конкретными целями каждого.
Информация о работе Понятие информации и коммуникации как основ коммуникационного менеджмента