Понятие и виды корпораций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2013 в 21:58, реферат

Краткое описание

Изменения в организации и методах функционирования предприятий как субъектов хозяйствования обусловлены процессами приватизации собственности и сдвигами в системе управления, в результате которых хозяйственное управление отделилось от управления административного, а контроль за выполнением основных функций перешел от государственных органов к руководству предприятий.

Содержание

Корпорация
Транснациональная корпорация
Концерн
Холдинг
Консорциум
Конгломерат
Совместное предприятие
Картель
Синдикат
Трест
Немецкая модель корпорации
Модель корпораций США
Японская модель корпораций
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

понятие и виды корпораций-реферат.doc

— 107.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

  1. Корпорация
  2. Транснациональная корпорация
  3. Концерн
  4. Холдинг
  5. Консорциум
  6. Конгломерат
  7. Совместное предприятие
  8. Картель
  9. Синдикат
  10. Трест
  11. Немецкая модель корпорации
  12. Модель корпораций  США
  13. Японская модель корпораций
  14. Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Изменения в организации и методах функционирования предприятий как субъектов хозяйствования обусловлены процессами приватизации собственности и сдвигами в системе управления, в результате которых хозяйственное управление отделилось от управления административного, а контроль за выполнением основных функций перешел от государственных органов к руководству предприятий.

Утверждаются новые  формы интеграции хозяйствующих  субъектов:

а) путем вхождения  предприятий в вертикальные структуры (корпоративные группы), реорганизованные из отраслевых структур или создаваемые заново;

б) на основе формирования горизонтальных образований.

И в первом, и во втором случаях обеспечивается необходимая  координация и организационно-финансовое взаимодействие, обеспечиваются эффективные  системы технологического развития, устойчивая рыночная стратегия, ресурсная поддержка корпоративных финансовых институтов.

Ниже рассматриваются  основные формы интеграции предприятий, получающие свое развитие в современных  условиях.

 

Корпорация

В практике стран с развитой рыночной экономикой корпорация -наиболее распространенная форма организации управления крупным производством. Это - организация или союз организаций, созданных для защиты каких-либо интересов и привилегий участников и образующих самостоятельное юридическое лицо. Основы корпоративного законодательства устанавливают за корпорацией право действовать на правах юридического лица независимо от своих владельцев. Корпорация может от своего имени подписывать контракты, брать кредиты, выдавать ссуды и т.д., причем отдельные акционеры не несут никакой ответственности за ее действия. Юридически независимое существование корпорации необходимо чтобы компания могла нормально функционировать при наличии огромного числа индивидуальных акционеров.

Современная корпорация - это, как правило, материнская компания, с целой сетью дочерних обществ, отделений, филиалов, агентств и прочих хозяйственных образований, имеющих различный юридический статус и разную степень хозяйственно-оперативной самостоятельности. Поэтому принципиальное значение для деятельности корпорации имеют формы и методы управления ею.

Акционеры не руководят  компанией непосредственно. Вместо этого они делегируют такое право  президенту (генеральному директору), однако при этом оказывают влияние на его решения различными путями и, главным образом, посредством своего права голоса.

Акции корпоративной  собственности обычно являются также  голосующими акциями. Акционеры  избирают совет директоров, который  контролирует деятельность исполнительного  органа.

Одной из важнейших особенностей большинства корпораций 
является тот факт, что их акции могут свободно продаваться и покупаться на рынке. Корпорации способствуют решению двух фундаментальных проблем рыночной экономики:

  1. Привлечение капитала под крупные инвестиции.
  2. Диверсификация и распределение риска.

В современных условиях определяющей тенденцией в управлении корпорациями становится применение как  традиционных, линейно-функциональных и других структур, так и современных  форм, предусматривающих переход  от централизованного руководства к децентрализованным системам управления. Основные черты этого процесса: организация в компаниях отделений по видам выпускаемой продукции; введение групповых высших управляющих для координации производственно-хозяйственной деятельности нескольких отделений или компаний; подчинение функциональных органов высшему корпоративному руководству.

В практике управления корпорациями происходит создание суперотделений: объединяются два или несколько отделении, и на их основе создается крупное самостоятельное подразделение корпорации групповой аппарат в высшем звене становится органом, непосредственно управляющим производственно-хозяйственной деятельностью ряда отделений. Корпорация - главная организационно-правовая форма крупного бизнеса. Из примерно 60 млн. фирм, зарегистрированных в мире, лишь 10% - корпорации, однако они производят более половины мирового ВВП. Доля корпораций в российском ВВП еще выше, т.к. малый и средний бизнес развит недостаточно.

          В 2006-2007 гг. около 50 российских корпораций провели IPO (initial public offering) - первичное публичное размещение своих акций на российских и зарубежных биржах, получив около 40 млрд. долл. - в 6,5 раз больше, чем за десятилетие 1996-2005 гг. Капитализация российского фондового рынка в 2005-2006 гг. выросла более, чем вчетверо и в 2008 г. по прогнозу Национальной ассоциации его участников составила 1 трлн., а планы на 2015 г. - 3 трлн. долл. Объем сделок с акциями по прогнозу увеличится в 25-30 раз и достигает 4,6-5,7 трлн. долл., а с корпоративными облигациями в 21-27 раз (до 350-450 млрд. долл.)

Однако лишь 800 корпораций выпустили свои акции в свободное  обращение, причем доля этих акций часто  составляет лишь несколько процентов  акционерного капитала. Активно котируются на биржах акции всего 200-300 корпораций (в Индии - более 10000). Около 38% капитализации фондового рынка в 2007 г. давали всего 50 ОАО. Это значит, что большинство российских корпораций по существу таковыми не являются. Они не проводят листинг (оценку) своих ценных бумаг на бирже, т.к. для этого нужно раскрыть информацию о составе собственников, доходах, финансовых потоках, долгах, перейти на международную систему финансовой отчетности (МСФО). Раскрытие информации резко увеличивает опасность недружественного поглощения, которое проводится с помощью коррумпированных представителей власти. Так, после того, как `Тольяттиазот` - одна из самых успешных химических корпораций отказалась передать контрольный пакет своих акций олигархической структуре, в 2006 г. комбинат подвергся двум сотням налоговых проверок, суд арестовал часть пакета акций корпорации, что позволило бы недружественным миноритарным акционерам получить большинство голосов (в 2007 г. это решение было отменено президиумом Высшего арбитражного суда). Необходимо кардинальное совершенствование корпоративного законодательства, защищающее права учредителей и инвесторов.

Транснациональная корпорация

 

Транснациональная корпорация (ТНК) представляет собой особый вид корпорации, переросшей национальные рамки и осуществляющей свою деятельность на мировом рынке посредством заграничных филиалов и дочерних обществ. Это национальная компания с зарубежными активами, т.е. национальная по капиталу и контролю, но международная по сфере своей деятельности. Образование подконтрольных зарубежных предприятий (дочерних обществ и филиалов) происходит на основе экспорта капитала крупнейшими национальными корпорациями. Организационные структуры управления ТНК напрямую связаны с их сущностными характеристиками. Несмотря на обширную сеть зарубежных филиалов, представительств и дочерних фирм, ТНК имеют определенную страну базирования или страну официальной юридической регистрации головного офиса. Высший управленческий состав головного офиса наделен полномочиями по осуществлению контроля за всей "пирамидой" компаний, в том числе ее зарубежными подразделениями. Это придает системе управления жестко централизованный характер. В децентрализованных ТНК основным хозяйственном звеном становятся так называемые центры прибыли или автономные подразделения, ведущие самостоятельный учет соотношения произведенных затрат и выручки от реализации продукции, товаров, услуг своего же подразделения. Вертикальная интеграция позволяет ТНК управлять как основным бизнесом компании, так и сопряженными сферами деятельности преимущественно на технологически последовательных стадиях производства. По оценке Boston Consulting Group в России в 2007 г. действовало 7 ТНК - Газпром, Лукойл, РусАл, Северсталь, Норникель, Вымпелком и МТС. В Бразилии таких ТНК 12, в Индии - 21, в Китае - 44, в США, ЕС и Японии - по нескольку сотен.

 

Концерн

Концерн представляет собой добровольное объединение предприятий, осуществляющее совместную деятельность на основе централизации функций научно-технического и производственного развития, а также инвестиционной, финансовой и внешнеэкономической деятельности, организации хозрасчетного обслуживания предприятий. Часто такая группа предприятий объединяется вокруг сильного головного предприятия (холдинга, материнской компании), которое держит в своих руках акции этих предприятий. Номинально входящие в Концерн предприятия, производящие отдельные товары, расположенные в разных регионах, сохраняют хозяйственную самостоятельность, остаются юридическими лицами, являясь дочерними компаниями, филиалами головной компании. Концерн имеет общие финансовые ресурсы для развития, единый научно-технический потенциал и устойчивые кооперативные связи между входящими в его состав организациями. Концерны могут быть отраслевыми и межотраслевыми, объединяют предприятия разной специализации, находящиеся в устойчивых кооперированных связях. Фактически в рамках Концерна наблюдается высокая степень централизации управления и хозяйственного подчинения, особенно в области управления финансами, инвестициями. Обычно участники концернов объединяют не только экономический потенциал, но и усилия в рыночной стратегии. Основным преимуществом концерна является концентрация финансовых и других ресурсов.

Различают вертикальные концерны, горизонтальные концерны, и  смешанные концерны (также называемые конгломераты). Под вертикальными понимаются объединения фирм, охватывающие весь цикл от закупки материалов через производство до сбыта одного определённого вида продукции, например концерн Мустерман, занимающийся всеми аспектами издательского дела и продажи книг и другой продукции. Горизонтальные концерны обычно объединяют похожие фирмы с различной клиентурой, например объединение пивоварен с различными сортами пива.

В русском языке слово  концерн чаще всего применяется  по отношению к мультинациональным финансово-промышленным группам Европы, например Сименс, ThyssenKrupp, Фольксваген, Dräger.

 

Холдинг

 

Холдинговая (или держательская) компания представляет собой организацию, владеющую контрольными пакетами акций  других компаний с целью осуществления  по отношению к ним функций  контроля и управления. Холдинг является специфическим управленческим и финансовым ядром современных корпораций, конгломератов и иных организационных структур рынка.

По характеру деятельности холдинги подразделяются на чистые и смешанные  или оперативные. Чистые холдинги ограничивают свою деятельность исключительно контрольно-управленческими функциями по отношению к дочерним обществам, а смешанные, помимо названных, могут выполнять и разнообразные функции, связанные с предпринимательством в промышленной, торговой, транспортной и других сферах.

Холдинговые компании представляют собой  не только акционерные общества Их дочерние или зависимые предприятия  являются юридическими лицами с собственным  уставным капиталом.

В настоящее время существуют как  минимум три типа холдинговых  структур: интегрированные промышленные компании; конгломераты; банковские холдинги.

Холдинг может быть создан либо в  результате вычленения определенной организационной  структуры с последующей передачей  ей контрольных пакетов акций  уже существующих фирм, либо путем образования самим холдингом новых акционерных обществ при условии сохранения за ним контрольных пакетов акций этих вновь созданных обществ.

 Высшим органом управления  холдинговой компании является  общее собрание акционеров, а  в промежутках между ними - правление. Как правило, правление, состоящее из директоров каждого из дочерних обществ, направляет политику и контролирует деятельность холдинговой системы в целом в соответствии с теми пакетами акций, которыми оно владеет. Советы директоров дочерних предприятий назначаются руководством холдинга и действуют в качестве их доверенных лиц. К преимуществам холдинга относятся:

1) более простой с юридической  точки зрения и менее дорогостоящий  способ обретения контроля над  другой фирмой, чем слияние, поглощение или просто покупка активов другой фирмы;

2) при создании холдинга материнская  компания учитывает добровольность  и мнение дочернего общества;

3) создание зарубежных дочерних  обществ, контролируемых холдингом,  позволяет корпорации получить  юридические основания для проникновения на рынки стран, где деятельность корпоративных структур ограничена.

Функционирование холдинговых  компаний может принести максимальную отдачу для экономики в следующих  случаях:

- в отраслях промышленности  с высокой концентрацией производства (например, в черной и цветной металлургии);

- в отраслях, являющихся естественными  монополиями (газовая промышленность, энергетика);

- в тех отраслях, где происходит  конгломератная интеграция предприятий,  объединенных общей технологической  цепочкой (например, нефтедобыча и нефтепереработка);

- когда происходит неконтролируемая  скупка контрольных пакетов акций  предприятий криминальными коммерческими  структурами .

Вновь созданная холдинговая компания должна быть зарегистрирована в законодательном  порядке. С момента регистрации она приобретает всё права юридического лица со своим фирменным названием, знаком и печатью. Холдинги могут от своего имени заключать договоры, приобретать имущественные и неимущественные права. Доходы холдинговых компаний формируются за счет дивидендов на акции и процентов по иным пенным бумагам, находящимся в их портфеле, а также за счет предпринимательской деятельности (для смешанных холдингов) и той части прибыли дочерних обществ, которая перечисляется на счет холдинговой компании в соответствий со специально заключенным между ними соглашением. По формам собственности холдинги могут подразделяться на государственные, частные и смешанные государственно-частные структуры. Государственные холдинги обеспечивают выполнение разнообразных задач, ставящихся государством перед хозяйствующими субъектами, входящими в холдинг, в соответствии с национальными интересами (содействие реорганизации отраслей промышленности, модернизации производства, инновационной деятельности, завоеванию рынков сбыта и т.д.). Государственные холдинги осуществляют свою деятельность в различных отраслях через субхолдинги, управляющие акционерными компаниями своих отраслей. Акционерные компании, управляемые государственными холдингами, Действуют на рынке в соответствии с теми же законодательными нормами, что и частные корпорации.

Информация о работе Понятие и виды корпораций