Понятие и возможности ERP-системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 20:37, курсовая работа

Краткое описание

Основными требованиями, предъявляемыми к ERP-системам являются: централизация данных в единой базе, близкий к реальному времени режим работы, сохранение общей модели управления для предприятий любых отраслей, поддержка территориально-распределенных структур, работа на широком круге аппаратно-программных платформ и СУБД.

Содержание

Введение 2
Теоретическая часть 3
Понятие и возможности ERP-системы 3
Классификация ERP-систем 8
Основные компоненты ERP-систем 11
Практическая часть 13
Анализ российского рынка ERP-систем 13
Системы российских и зарубежных производителей 15
Заключение 21
Список использованной литературы 22

Вложенные файлы: 1 файл

анализ тенденций развития erp рынка.doc

— 117.00 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение                                                                                                                   2

  1. Теоретическая часть                                                                                     3
    1. Понятие и  возможности ERP-системы                                                      3
    2. Классификация ERP-систем                                                                        8
    3. Основные компоненты ERP-систем                                                         11
  2. Практическая часть                                                                                     13      
    1. Анализ  российского рынка  ERP-систем                                                13
    2. Системы российских и зарубежных производителей                             15

Заключение                                                                                                             21

Список использованной литературы                                                                   22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

По мере структурирования промышленных компаний все более  популярными становятся современные  автоматизированные системы поддержки  управленческой деятельности, так называемые, ERP-системы (Enterprise Resource Planning - Управление ресурсами предприятия).

ERP-системы - набор интегрированных  приложений, которые комплексно, в  едином информационном пространстве  поддерживают все основные аспекты  управленческой деятельности предприятий  - планирование ресурсов (финансовых, человеческих, материальных) для производства товаров (услуг), оперативное управление выполнением планов (включая снабжение, сбыт, ведение договоров), все виды учета, анализ результатов хозяйственной деятельности.

Основными требованиями, предъявляемыми к ERP-системам являются: централизация данных в единой базе, близкий к реальному времени режим работы, сохранение общей модели управления для предприятий любых отраслей, поддержка территориально-распределенных структур, работа на широком круге аппаратно-программных платформ и СУБД.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.1. Понятие  и  возможности ERP-системы

В соответствии со Словарем APICS (American Production and Inventory Control Society), термин «ERP-система» (Enterprise Resource Planning -Управление ресурсами предприятия) может употребляться в двух значениях.

Во-первых, ERP-система - информационная система для идентификации и планирования всех ресурсов предприятия, которые необходимы для осуществления продаж, производства, закупок и учета в процессе выполнения клиентских заказов.

Во-вторых (в более общем контексте), это - методология эффективного планирования и управления всеми ресурсами предприятия, которые необходимы для осуществления продаж, производства, закупок и учета при исполнении заказов клиентов в сферах производства, дистрибьюции и оказания услуг.

Аббревиатура ERP используется для обозначения комплексных  систем управления предприятием (Enterprise Resource Planning - планирование ресурсов предприятия). Ключевой термин ERP является Enterprise - Предприятие, и только потом - планирование ресурсов. Истинное предназначение ERP - в интеграции всех отделов и функций компании в единую компьютерную систему, которая сможет обслужить все специфичные нужды отдельных подразделений.

Самое трудное - построить  единую систему, которая обслужит все запросы сотрудников финансового отдела, и, в то же время, угодит и отделу кадров, и складу, и другим подразделениям. Каждый из этих отделов обычно имеет собственную компьютерную систему, оптимизированную под свои особенности работы. ERP комбинирует их все в рамках одной интегрированной программы, которая работает с единой базой данных, так, что все департаменты могут легче обмениваться информацией и общаться друг с другом. Такой интегрированный подход обещает обернуться очень большой отдачей, если компании смогут корректно установить систему.

 

Возьмем, к примеру, обработку  заказа. Обычно, когда клиент делает заказ, тот начинает долгое путешествие  из одной папки для бумаг в  другую. При этом информация по заказу попутно «вбивается» то в одну компьютерную систему, то в другую. Это неспешное путешествие ведёт к запаздыванию исполнения заказов и их потере, а также является причиной ошибок при многократном вводе информации в разные системы. Между тем, в нужный момент никто в компании по-настоящему не может сказать, каково реальное состояние заказа, потому что сотрудник фронт-офиса не может заглянуть в компьютеры склада и сказать, отгружен уже товар или нет. И разъяренный заказчик слышит только: «Позвоните, пожалуйста, на склад!»

ERP заменяет старые  разрозненные компьютерные системы по финансам, управлению персоналом, контролю над производством, логистике, складу одной унифицированной системой, состоящей из программных модулей, которые повторяют функциональность старых систем. Программы, обслуживающие финансы, производство или склад теперь связаны вместе, и из одного отдела можно заглянуть в информацию другого. ERP-системы большинства поставщиков достаточно гибки и легко настраиваемы, их можно устанавливать модулями, не приобретая сразу весь пакет. Например, многие компании приобретают сначала только финансовые или HR модули, оставляя на будущее автоматизацию других функций.

ERP-система автоматизирует  процедуры, образующие бизнес-процессы. Например, выполнение заказа клиента:  принятие заказа, его размещение, отгрузка со склада, доставка, выставление счёта, получение оплаты. ERP-система «подхватывает» заказ клиента и служит своего рода дорожной картой, по которой автоматизируются различные шаги на пути исполнения заказа. Когда представитель фронт-офиса вводит заказ клиента в ERP-систему, у него есть доступ ко всей информации, необходимой для того, чтобы запустить заказ на выполнение. Например, он тут же получает доступ к кредитному рейтингу клиента и истории его заказов из финансового модуля, узнает о наличии товара из складского модуля и о графике отгрузки товаров из модуля логистики.

Сотрудники, работающие в разных подразделениях, видят одну информацию и могут обновлять  её в своей части. Когда один департамент  заканчивает работу над заказом, заказ автоматически переадресовывается в другой департамент внутри самой системы. Чтобы узнать, где находился заказ в любой момент времени, необходимо только войти в систему и отследить прохождение заказа. Поскольку весь процесс теперь прозрачен, то заказы клиентов выполняются быстрее и с меньшим числом ошибок, чем раньше. То же самое происходит с другими важными процессами, например, созданием финансовых отчетов, начислением зарплаты и т.д.

Такова роль ERP-системы  в идеале. Реальность несколько жестче. Вернемся к тем же папкам для бумаг. Этот процесс может быть и не эффективен, но зато он прост и привычен. Бухгалтерия делает свою работу, склад - свою, и если что-нибудь за стенами отдела не так, это - чужая проблема. C приходом ERP всё меняется: продавец больше не является машинисткой, всего лишь набирающей имя клиента и нажимающей клавишу “Enter”. Экран ERP-системы превращает его в бизнесмена. Продавец переходит от кредитной истории клиента к ситуации на складе. Заплатит ли клиент вовремя? Сможем ли мы вовремя отгрузить? Таких решений продавцы никогда раньше не принимали, а от этих решений зависят клиенты, и зависят другие подразделения компании. И не одним только продавцам приходится проснуться - народ на складе, который раньше держал весь список товаров в голове или на клочках бумаги, теперь должен вводить его в компьютер. Если они не будут делать это регулярно и быстро, продавец скажет клиенту, что товара нет на складе, клиент отправится к другому поставщику, и компания потеряет деньги.

Ответственность, отчетность и унифицированные коммуникации никогда раньше не проверялись так жестко. Люди не любят перемены, а ERP требует изменения их стиля работы. Вот почему так трудно оценить эффект от ERP.

Ценно не столько программное  обеспечение, сколько перемены, которые  компании должны провести в способах ведения бизнеса. Если вы просто устанавливаете новое программное обеспечение, не изменяя принципов работы, вы можете не увидеть никакого эффекта вообще. Наоборот, новое программное обеспечение затормозит вас - вы замените старую программу, которую все знают, новой, неизвестной никому.

ERP является результатом  сорокалетней эволюции управленческих  и информационных технологий.

 

Возможности ERP-систем:

Основные возможности ERP-систем можно представить в  виде четырех блоков: планирование, учет, анализ, управление.

 

Планирование:

Осуществлять планирование деятельности предприятия на различных уровнях значит:

- Формировать программу  сбыта.

Осуществлять производственное планирование (уточненная и утвержденная программа сбыта является основой  плана производства, интеграция данных этих планов существенно облегчает процесс производственного планирования и обеспечивает их неразрывную связь).

- Формировать основной  производственный план-график (детализированный  оперативный производственный план, на основе которого осуществляется планирование и управление заказами на закупку и производство).

- Формировать планы  на закупку.

- Осуществлять финансовое  планирование и бюджетирование.

- Осуществлять предварительную  оценку выполнимости сформированных  планов на различных уровнях планирования для внесения необходимых коррекций или принятия решения о привлечении дополнительных ресурсов.

 

Учет:

В случае, если планы получили свое подтверждение, они приобретают  статус актуальных планов, и начинается их реализация. Ранее смоделированный поток зависимых заказов превращается в реальный, порождающий потребности в материалах, трудовых ресурсах, мощностях и деньгах. Удовлетворение данных потребностей порождает учетные действия, обеспечивающие оперативную регистрацию прямых затрат, относящихся к производимой продукции (материальных, трудовых, эксплуатационных затрат в привязке к заданиям, технологическим операциям, проектным работам, работам по техобслуживанию...), и косвенных затрат, распределяемых по центрам финансовой ответственности. Все операции по регистрации прямых затрат вводятся, как правило, в натуральном выражении нормативного потребления (материальные - в соответствующих единицах измерения, трудовые - временные...). Для отражения соответствующего финансового результата ERP-системы предлагают мощные средства настройки финансовой интеграции, позволяющие обеспечить автоматический перевод потребленных ресурсов в их финансовый эквивалент.

 

Анализ:

За счет оперативного отражения результатов деятельности управленческий персонал получает возможность в режиме реального времени осуществлять сравнительную характеристику планов и результатов, а наличие дополнительных модулей для расчета основных показателей и построения математических моделей значительно упрощает процесс бизнес-планирования.

 

Управление:

Наличие оперативной  информационной обратной связи о  состоянии объекта управления, как  известно, является основой любой  системы управления. ERP-системы предоставляют  такого рода обратную (достоверную  и оперативную) информацию о состоянии проектов, производства, запасов, наличии и движении денежных средств и т.д., что в результате позволяет принимать обоснованные управленческие решения.

 

1.2. Классификация ERP-систем

На данный момент существует довольно-таки большое количество классификаций ERP-систем по различным признакам: масштабы КИС, спектр решаемых задач, уровень управления и т.д.

Наиболее распространенной и интуитивно понятной является классификация  по типу предприятия, которое эффективно может управлять своей деятельностью  при помощи  какого-либо продукта.

Среди всех предприятий  выделяют следующие группы:

  • большие корпорации с численностью сотрудников более 10 000 человек;
  • средние корпорации  с численностью сотрудников от 1 000 до 10 000 человек;
  • средние предприятия с численностью сотрудников от 100 до 1 000 человек;
  • малые предприятия с численностью сотрудников до 100 человек. 

В соответствии с этим делением проводят и классификацию ERP-систем:

  • тяжелые решения;
  • средние решения;
  • легкие решения.

Изначально данное деление  достаточно четко характеризовало использование тех или иных ERP по категориям предприятий, однако с ростом потребностей бизнеса данная классификация постепенно стала утрачивать свою четкость. На данный момент нередка ситуация, когда малые предприятия используют средние решения, или средние предприятия – тяжелые, крупные же корпорации удовлетворяют свои потребности средними решениями.

Более подходящей классификацией, является деление систем по признаку их сложности и способности автоматизировать те или иные области управления предприятием. Исходя из данных критериев все ERP-системы можно разделить на следующие 3 класса:

Информация о работе Понятие и возможности ERP-системы