Понятие и содержание стратегического менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 11:03, реферат

Краткое описание

Стратегический менеджмент[1] – это концепция, не так давно появившаяся в практике менеджмента. В первую очередь стратегический менеджмент рассматривает проблемы роста и выживания крупных организаций, но в настоящее время, когда малые предприятия играют столь существенную роль, их потребности в стратегическом менеджменте уже нельзя игнорировать. Малый бизнес играет очень важную роль в обеспечении процветания экономики, в создании рабочих мест, развитии технологических инноваций. По этим причинам трудно переоценить значение стратегического менеджмента для сектора малого бизнеса. Изучению и анализу этой области стратегического менеджмента лишь в недавнее время стали уделять должное внимание.

Вложенные файлы: 1 файл

ИЗ по Стратегическому менеджменту.docx

— 30.64 Кб (Скачать файл)

ГОСУДАРСТВЕННОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ     ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ     «МОСКОВСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ    ЭКОНОМИКИ, СТАТИСТИКИ И ИНФОРМАТИКИ (МЭСИ)»     МИНСКИЙ ФИЛИАЛ

 

 

 

 

ИНДИВИДУАЛЬНОЕ  ЗАДАНИЕ

по дисциплине: «Стратегический  менеджмент»

на тему: «Понятие и содержание стратегического менеджмента»

 

 

 

 

 

Выполнил:       специальность: МО.

экстерн № группы (0000)___________ ФИО.

      (подпись)

 

 

Проверил:

Ст. преподаватель:______________________ Германова Елена Николаевна.       (подпись)

 

 

 

 

 

 

 

Минск

2012

Понятие и содержание стратегического менеджмента.

 

Стратегический менеджмент[1] – это концепция, не так давно  появившаяся в практике менеджмента. В первую очередь стратегический менеджмент рассматривает проблемы роста и выживания крупных организаций, но в настоящее время, когда малые предприятия играют столь существенную роль, их потребности в стратегическом менеджменте уже нельзя игнорировать. Малый бизнес играет очень важную роль в обеспечении процветания экономики, в создании рабочих мест, развитии технологических инноваций. По этим причинам трудно переоценить значение стратегического менеджмента для сектора малого бизнеса. Изучению и анализу этой области стратегического менеджмента лишь в недавнее время стали уделять должное внимание.

Сейчас многие специалисты  посвящают свои исследования проблемам  формирования и реализации стратегий в условиях малых предприятий. Несмотря на мощную поддержку со стороны государства, ежегодно множество малых предприятий терпят крах. И одна из главных причин, лежащих в основе провала малых предприятий, - повсеместный недостаток навыков и компетентности в области стратегического менеджмента у руководителей малых и средних предприятий (МСП). Это в свою очередь обуславливает неспособность разрабатывать адекватные системы контроля и управления бизнесом.

В стратегическом менеджменте  доминирующая парадигма характеризуется  двумя основными принципами[2]: формирование стратегии и ее применением. Основной вклад в развитие этих подходов внесли такие выдающиеся ученые, как Ansoff, Andrews, Porter. В целом суть стратегического менеджмента состоит в том, как разрабатываются и реализуются стратегии. С другой стороны, формирование стратегий определяется тем, каким образом компания предпочитает определять свою стратегию и как она ее реализует посредством стратегического менеджмента. В конечном счете, именно подход к формированию стратегии определяет возможный стиль менеджмента. С другой стороны, управленческий стил и степень эффективности высшего звена руководства могут в свою очередь оказать влияние на процесс формирования стратегий в организациях. В результате на вооружение принимается конкретный подход к стратегическому менеджменту[3]. Только после того как компания определит, каким образом она намерена формировать стратегию, можно с эффективностью следовать путем стратегического менеджмента. Разработка стратегии может быть либо формальной, либо рациональной, появляющейся или последовательно развивающейся по логически обоснованной траектории. Стратегический менеджмент призван управлять процессом разработки стратегии и тем, как и где, анализируются внешняя среда деятельности организации – это предшествует выбору и реализации стратегии.

Управление стратегией[4] – не единичное событие, а процесс, и для успешного выполнения этой задачи требуются действия с дополнительными сопровождающими мероприятиями и последующей доводкой. Следовательно, стратегический менеджмент касается тех решений, которые связаны с выбором подходящего рынка или продукта. Он помогает стратегам компании лучше понять текущую ситуацию и выработать цели и задачи компании. Сначала становится вопрос, каково положение компании в настоящий момент. Второй вопрос – каково ее желательное положение. Например, на каком рынке и в рамках, каких характеристик внешней среды действует компания? Затем следует определить, каково будет ее положение через определенный период времени, например, через год, три года или через пять лет. Наконец, следует подготовить набор средств для выполнения намеченных задач и достижения целей организации.

Для того чтобы быть эффективным, особенно на МСП, процесс стратегического менеджмента не всегда должен придерживаться строго формального порядка. Как показывают исследования, компании, которые часто прибегают к стратегическому менеджменту, как правило, действуют более успешно, нежели те, кто им не пользуются. Стратегический менеджмент позволяет организации действовать превентивно, предпринимать профилактические действия, не ограничиваясь только ответными шагами, повышает ее готовность с уверенностью встретить как поддающиеся контролю, так и неконтролируемые ситуации[5]. Стратегический менеджмент обеспечивает четкое стратегическое видение и придает смысл миссии компании. Наличие ясного видения создает синергию и объединяет в один поток всю энергию организации. Это помогает эффективно доносить до всех работников планы организации, тем самым, обеспечивая их готовность решать организационные задачи. Стратегический менеджмент позволяет оценить сильные и слабые стороны организации и сосредоточится на стратегически важных направлениях. Оценивая эффективность реализации стратегии, организация получает необходимую информацию о том, насколько стратегия соответствует внешним условиям среды; это позволяет понять природу происходящих во внешней деловой среде изменений и привнести в стратегический процесс этические аспекты и корпоративную социальную ответственность.

Содержание стратегического  менеджмента включает в себя:

1) проведение диагностики внешней и внутренней среды;

2) системный стратегический  анализ ситуации;

3) формулирование миссии, дерева стратегических целей и системы стратегических целевых приоритетов компании;

4) разработка стратегий подсистем компании;

5) установление полной  системы стратегических приоритетов;

6) формирование целостной программы действий на перспективу (анализ портфеля диверсифицированной компании);

7) реализацию общей стратегии  через систему стратегических  указаний, а также посредством  общей тактической программы,  в том числе проектирование  организационной структуры, выбор  степени интеграции и систем  управления;

8) стратегический контроллинг, как комплексная координация всех процессов и элементов системы стратегического управления (обеспечение обратной связи результатов и стратегии компании). Модель стратегического менеджмента представлена на рис. 1.

 

Рис. 1. Модель стратегического менеджмента.

 

В данной модели стратегический менеджмент представляет собой непрерывный  и динамичный процесс управления изменениями. На каждом из этапов происходит анализ, оценка и улучшение ситуации.

Таким образом, современная концепция стратегического управления основана на следующих предпосылках:

1) организация является  динамической системой – на поведение влияют как детерминированные факторы, так и вероятностные, связанные главным образом с действиями отдельных личностей и непредсказуемыми влияниями внешнего окружения;

2) организация наделена  возможностью целеобразования;

3) организация может изменять  свою структуру в соответствии  с поставленными целями;

4) процесс управления  должен быть непрерывным, что  характеризуется немедленным реагированием  на любые изменения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

Менеджмент от обычного управления отличается тем, что предполагает высокую  степень свободы руководителей  и подчиненных в условиях неопределенности ситуации. Управление же, сформировавшееся в рамках административной системы, основывается, наоборот, на всемерном  ограничении такой свободы и  идее предопределенности основных событий  и процессов на много лет вперед с помощью всеохватывающего централизованного  планирования.

В нашей стране отсутствие рынка делало менеджмент, о котором  большинство знало лишь по наслышке, ненужным, а подготовку людей, хотя бы немного разбирающихся в нем - излишней роскошью…

Переход к рыночным отношениям поставил все на свое место. Сегодня  знание основ менеджмента становиться  необходимым любому специалисту, где и в качестве кого бы он не работал (предпринимателя, чиновника, педагога и т.п.), ни выступал, становиться неотъемлемой составной частью культуры любого уважающего себя гражданина. Точкой отсчета принято считать создание в августе 1990 года Ассоциации менеджеров. За короткий срок были созданы Университеты и другие учебные заведения, имеющие своей целью разработку программ обучения персонала работе в условиях немонопольной экономики и свободного предпринимательства. Необходимы специалисты, могущие вести разумное управление предприятиями и обеспечивающие оптимальные условия производства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература:

  1. Боумен К., Основы стратегического менеджмента// Пер. с англ./ Под ред. Л.Г. Зайцева, М.И. Соколовой. – 1997. – С.12
  2. Виханский О.С., Стратегическое управление: Учебник – 2-е изд., перераб. И доп. – 1992 – С.47
  3. Друкер П. Рынок: Как выйти в лидеры: Практика и принципы – 1992 – С.47
  4. Стратегическое планирование / под ред. Э.А.Уткина: Асс. Авторов и издателей «Тандем» - 1998 – С.12
  5. Томпсо А.А., Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент. Исскуство разработки и реализации стратегии: Учебник для вузов //Пер. с англ./ Под ред. Л.Г.Зайцева и М.И.Соколовой – 1998 – С.32

Информация о работе Понятие и содержание стратегического менеджмента