Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2014 в 13:07, реферат
В самом широком смысле управление означает руководство чем-либо (или кем-либо). В подобном понимании оно трактуется и в наши дни. Однако ограничиться такой констатацией недостаточно. Возникает потребность раскрытия содержания этого руководства, его функционального назначения. Общетеоретические позиции, включая кибернетические, дают достаточные основания для следующих выводов:
Управление есть функция организованных систем различной природы (биологических, технических, социальных), обеспечивающая их целостность, т.е. достижение стоящих перед ними задач, сохранение их структуры, поддержание должного режима деятельности.
Введение 4
Понятие и сущность государственного управления 6
Цели и принципы государственного управления 10
Система функций, формы, методы и средства государственного управления 12
Заключение 13
Список литературы 14
10
Цели и принципы государственного управления
Система государственного управления,
как и всякое социально организованное
образование, состоит из функционально
объединенных связями подсистем (элементов),
которые обладают специфическими свойствами,
благодаря чему и находят свое место в
структуре организации. Организационно-функциональная
структура государственного управления
представляет собой определенным образом
организованный, функционально взаимосвязанный
состав системообразующих элементов (структурных
частей): государственные институты, обеспечивающие
функционирование системы управления,
в их вертикальной и горизонтальной зависимости,
в организационном взаимодействии и соподчиненности.
Она определяется факторами организационно-функциональной
устойчивости: подсистемами целей и принципов;
разграничением компетенции, распределением
функций и полномочий между субъектами
и объектами управления; подсистемами
используемых форм, методов, средств и
ресурсов управления.
Построение организационно-функциональной
структуры управления начинается с определения
его целей. Цель государственного управления
заключается в создании оптимальных условий
достижения определенного уровня состояния
общества и государства в соответствии
с намеченными перспективами их развития.
Согласно ныне действующей Конституции
Российская Федерация является социальным
государством, политика которого направлена
на создание условий, обеспечивающих достойную
жизнь и свободное развитие человека.
Это главная, конституционно провозглашенная
цель российского государства, магистральное
направление его внутренней и внешней
политики. В ней берет начало древо целей
государственного управления, которое имеет четко выраженную иерархическую
структуру в зависимости от масштабов,
сложностей, приоритетности решаемых государством
задач.
При достижении главной цели обычно доминирует
один из двух способов: директивное управление
или терминальное управление. Первый представляет
собой систему жесткого программирования,
второй -свободного программирования
движения к цели. Выбор путей представляет
собой определение обеспечивающих целей
и в конечном счете может играть решающую
роль в достижении заданных целей. В ряде
случаев система обеспечивающих целей
превращается в самоцель, а государство
и общество становятся ее заложниками,
как это имеет место при тиранических
режимах.
По мере реализации основных и обеспечивающих
целей возникает огромное многообразие
побочных целей, призванных обеспечивать
целостность, динамизм и надежную управляемость
государства как системы. Сформировать
структуру целей государственного управления,
расположить их в строго иерархическом
порядке, проследить взаимосвязь между
целями разного содержания, их логику
и взаимную увязку при достижении основной
цели позволяет прием, получивший название
«древа целей».
Древо целей в государственном управлении есть способ формирования структуры
целей программы государственного развития,
обеспечивающий взаимосвязь множества
целей и подцелей разного содержания (социальных,
политических, экономических, духовных
и т.д.), их согласование для достижения
качественных изменений в заданном направлении.
Древо целей имеет иерархическую структуру.
В ней, по существу, представлена общая
стратегия государственного управления,
что придает ему системно-организованный
характер.
Организационные цели государственного управления заключаются
в создании системы
11
функциональных и организационных структур,
их институциализации, способной обеспечить
соответствующее влияние субъекта управления
на объект управления.
Поскольку государственное управление
многообразно по избранным целям и решаемым
задачам,
то наиболее существенные, специфические, объективно необходимые, устойчивые связи и отношения, присущие именно этому виду управленческой деятельности, выявляются и находят
должное обоснование в заложенных в ее
основу принципах. Таким образом, принципы государственного управления-
это фундаментальные, научно обоснованные
и по большей части законодательно закрепленные
положения, в соответствии с которыми
строится и функционирует система государственного
управления. Отступление от того или иного
принципа может вызвать серьезные сбои
во всей системе. Социальный организм
изобилует таким количеством связей и
отношений, что порой даже самое на первый
взгляд незначительное отклонение или
разрыв в какой либо цепочке взаимоотношений
влечет за собой цепную реакцию с непредсказуемыми
последствиями.
В отечественной и зарубежной науке существуют
различные подходы к классификации и систематизац
12
Система функций, формы, методы и средства государственного управления
В зависимости от того, каковы целевые
установки и на каких принципах государство
их реализует, выстраивается система функций,
выбираются формы, методы и средства, через
которые осуществляется государственное
управление.
Реализация целей государственного управления
осуществляется через систему функций,
т.е. взаимосвязанную совокупность стандартизированных
действий субъекта управления, нормативно
регулируемых и контролируемых уполномоченными
на то государственными и социальными
институтами.
Функции государственного управления
реализуются, как правило, в известных
организационно-правовых формах. Следует
иметь в виду, что сам термин «форма» имеет
несколько значений: установленный образец
чего-либо; внешний вид, внешние очертания;
способ существования какого-либо явления.
Форма содержательна, она организует содержание,
придает ему законченность и стройность.
В формах государственного управления
компетенция государственных органов
обретает свое предметное содержание. Формы государственного управления - это отработанные практикой устойчивые
способы фиксации функциональной организации
и совокупности оптимальных приемов и
методов, с помощью которых субъектом
управления достигаются поставленные
цели.
В самом общем виде формы государственного
управления можно разделить на два блока:
правовые и организационные. Правовые форм
Под методами государственного управления
понимаются официальные способы властного
воздействия государственных органов
на процессы общественного и государственного
развития, на деятельность государственных
структур и конкретных должностных лиц
в пределах их компетенции и в установленном
порядке.
Средства государственного управления
- это инструментарий, набор конкретных
и чаще всего овеществленных предметов,
используемых в данном процессе. В государственном
управлении средства могут быть техническими
(средства труда государственных служащих,
электронные, космические), специальными
(средства военные, правоохранительные,
таможенного и пограничного контроля,
обеспечения госбезопасности, денежной
эмиссии, гражданской обороны, дипломатические),
информационными и коммуникационными
(средства правительственной связи и информации)
и др.
Таким образом, с помощью методов и средств
государственного управления осуществляются
функции государственного управления,
достигаются цели, которые ставит перед
собой субъект государственного управления.
.
13
Заключение
Управление, понимаемое в социальном
смысле, многообразно. В самом широком
виде оно может пониматься в качестве
механизма организации общественных связей.
Здесь можно говорить о том, что задачи
и функции этого механизма практически
выполняют все государственные органы
независимо от их конкретного назначения,
а также общественные объединения. Элементом
системы социального управления является
также и местное самоуправление.
Социальное управление имеет и специальный
смысл. В этом варианте его обычно характеризуют
как государственное управление, под которым
понимается специфический вид государственной
деятельности, отличный от ее иных проявлений
(например, законодательная, судебная,
прокурорская деятельность), а также от
управленческой деятельности общественных
объединений и других негосударственных
формирований (трудовые коллективы, коммерческие
структуры и т.п.). Государственное управление
- разновидность социального управления,
с функционированием которого традиционно
связано формирование особой правовой
отрасли - административного права.
Следует иметь в виду, что понятие "государственное
управление" - более широкое, нежели
понятие "исполнительная власть".
Последняя в известном смысле производна
от государственного управления. Она призвана
определить объем и характер государственно-властных
полномочий, реализуемых в процессе государственно-управленческой
деятельности. В то же время государственное
управление - это и есть тот вид деятельности,
который направлен на практическую реализацию
исполнительной власти. Последняя, по
существу, составляет содержание деятельности
по государственному управлению, выражая
прежде всего ее функциональную (исполнительную)
направленность.
Соответственно все субъекты исполнительной
власти одновременно являются звеньями
системы государственного управления.
Однако далеко не все такого рода звенья
могут быть субъектами исполнительной
власти в ее конституционном смысле. В
противном случае придется признать в
качестве таковых, например, администрацию
государственной организации либо концерна
и т.п., таких звеньев системы государственного
управления, которые находятся за пределами
действия принципа разделения властей.
Государственное управление или практическая
реализация исполнительной власти по
своей юридической сути есть регулирующая
деятельность. Однако при анализе его
механизма и структуры нередко звучат
чуть ли не как антиподы два основополагающих
понятия - управление и регулирование.
Законодательные и подзаконные правовые
акты часто отдают предпочтение регулированию.
Вместе с тем еще чаще два названных понятия
подменяют друг друга, причем четкое разграничение
между ними не проводится.
Конституция России устанавливает, что
в Российской Федерации признается и гарантируется
местное самоуправление. Местное самоуправление
в пределах своих полномочий самостоятельно.
Органы местного самоуправления не входят
в систему органов государственной власти
(ст. 12). Таким образом, местное самоуправление
составляет одну из основ конституционного
строя Российской Федерации. Местное самоуправление
- это также и деятельность местных сообществ,
и сформированных ими органов по самостоятельному
и под свою ответственность решению вопросов
местного значения, владению, пользованию
и распоряжению муниципальной собственностью
исходя из интересов населения с учетом
исторических и иных местных традиций.
Границы такой деятельности определяются
Конституцией и законами государства.
Атаманчук Г.В. Управление. Сущность, ценность, эффективность. М., 2006.
start="3"Маршалова А. С. Система государственного и муниципального управления. М., 2008. С. 14.
start="4"История государственного управления России. М., 2007. С. 320.
start="5"Уткин Э.А. Государственное и муниципальное управление. М., 2005.
Информация о работе Понятие и сущность государственного управления