Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Августа 2013 в 15:23, реферат
В ходе реформ в России произошли коренные изменения во всех областях жизни общества, и едва ли не самые кардинальные из них — в сфере экономики. Современный период экономического развития сопровождается ломкой старой социальной и политической системы, а в области управления — заменой административно-командной системы рыночной. Если судить по темпам оживления во многих отраслях народного хозяйства, в целом можно с уверенностью сказать, что рыночная экономика у нас вполне утвердилась, постепенно втягивает в себя все виды общественного производства.
Необходимым условием этих изменений является постоянное совершенствование управления в социальных системах на основе всестороннего использования достижений науки, техники и передового опыта. Особенно важны преобразования в различных сферах управления, поскольку меняется социально-экономическая система, возникают новые требования к управлению предприятиями, обусловленные рыночными отношениями.
Введение 3
1. Понятие и сущность менеджмента 5
2. Понятия «менеджер» и «руководитель» - в чем разница? 8 3. Менеджмент как особый вид человеческой деятельности 15
Заключение 18
Список литературы 20
Менеджеры различаются также по служебным функциям. Наиболее распространенной позицией является sales manager — менеджер по продажам: если он отвечает за работу с регионами — это regional manager, если за распространение какой-то группы товаров — product manager; если за распространение и продвижение какой-либо марки товара — brand manager; если же менеджер участвует в разработке того или иного проекта, начиная от стадии разработки до полного его завершения, — это project manager.[1;15]
Где бы ни работал менеджер, он должен быть настоящим знатоком своего дела, чтобы принести максимальную прибыль фирме. В свою очередь компании должны поддерживать своих менеджеров, развивать их таланты, положительно мотивировать и способствовать дальнейшим успехам.
Понятия «менеджер» и «руководитель» не тождественны.
Руководителями являются все люди, которые возглавляют тот или иной коллектив. Это могут быть, например, директоры предприятий, школ, гостиниц и др. Однако не всех их можно назвать «менеджерами». Менеджер работает на конкретный экономический результат: получение прибыли и достижение эффективности производства. А основной результат работы, например директора муниципальной общеобразовательной школы, — высокий уровень знаний школьников, что не является экономическим результатом. Поэтому нельзя считать такого руководителя менеджером. Итак, каждый менеджер — это руководитель, но не каждый руководитель — менеджер.
Небезынтересно сравнить советского руководителя и менеджера. Внешне принципы, функции и понятия управления в социалистической экономике и менеджменте похожи. Однако основное различие состоит в подчинении руководителя советского предприятия административно-хозяйственной системе, порой в ущерб эффективности производства и удовлетворению потребностей людей. Это ведет к ограничению инициативы производителя продукции, выполнению плана любой ценой, отсутствию заинтересованности в результатах труда. Для руководителя социалистического предприятия основные лимитирующие показатели — ограничения ресурсов (материальных, трудовых, финансовых). Для менеджера же основным лимитирующим показателем в работе является спрос на продукцию его предприятия.
Советский руководитель ориентировался не на эффективность работы предприятия, а на указания вышестоящих органов управления. Менеджер не имеет директивно установленного жесткого плана. Его ориентир — потребитель, рынок сбыта.
Существует также отличие и в основах авторитета руководителя советского типа и менеджера. В административно-командной системе авторитет руководителя опирается: на формальный статус в организации; формальный авторитет; формальную компетентность; наличие практического опыта; формальное право на принятие решений, в том числе по кадровым проблемам и материальному вознаграждению; следование жестким инструкциям; подчинение вышестоящему руководству, партийной дисциплине.
При рыночных отношениях авторитет менеджера зиждется: на заинтересованности и творческом подходе; искусстве стратегического управления и умении осуществлять общее руководство; умении сотрудничать и мотивировать людей; искусстве планирования деятельности; готовности к риску; духовном и физическом здоровье; быстрой реакции на изменения, происходящие во внешней и внутренней среде организации. Иными словами, менеджер должен обладать высоким управленческим потенциалом.
Современному менеджеру необходимы следующие качества:
- глубокие познания в организации производства, экономике, финансах и своей отрасли деятельности;
- знания в области человеческих отношений, позволяющие успешно работать с людьми, добиваться их заинтересованности в повышении экономических результатов деятельности предприятия;
- предприимчивость (способность добиваться конкретных экономических и социальных целей благодаря нахождению и реализации нестандартных решений);
- новаторство, изобретательность;
- напористость, смелость, целеустремленность.
Ему надо быть лидером в
полном смысле этого слова: уметь
общаться, побуждать работников к
творческой деятельности; отмечать и
оценивать каждое достижение подчиненного;
находить выход из конфликтных ситуаций;
быть предельно объективным
Богатый практический опыт
менеджмента выработал
- не делайте все самостоятельно;
- не считайте себя лучше других;
- не беритесь за все дела сразу;
- не переносите на завтра то, что можно сделать сегодня;
- четко разграничивайте функции работников, определяйте конкретные задания и обязанности;
- не перекладывайте собственные упущения в работе на других.
Нельзя забывать о социальной направленности менеджмента. Социальная сторона деятельности менеджера предполагает, с одной стороны, заботу о создании благоприятных условий работы для своих подчиненных (достойный уровень оплаты труда, комфортные условия в производственных помещениях и др.). Однако есть и другая сторона социальных обязанностей менеджера, о которой, к сожалению, многие менеджеры забывают. Речь идет о необходимости честного отношения к стране, народу, обществу, которые создали объективные условия для плодотворной деятельности менеджера и возглавляемой им компании. Здесь возможности для участия менеджера в решении социальных проблем безграничны. Это не только своевременная уплата налогов, но и различные формы благотворительной деятельности.
Хороший пример для подражания в этом отношении продемонстрировал в свое время К. Мацусита — основатель японской компании Matsushita Electric Industrial Co., Ltd. (торговые марки Panasonic, Technics). Его считают одним из гениев менеджмента. К. Мацусита так сформулировал основные цели бизнеса: «Через производство товаров высокого качества, удовлетворяющих требованиям потребителей, служить прогрессу, вносить вклад в общественное благосостояние и в дальнейшее развитие культуры». [1;20] Он разработал семь основных положений менеджмента:
- не хитри, будь честным;
- будь хозяином на своем месте;
- не живи вчерашним днем, постоянно совершенствуй свои познания;
- относись с уважением и вниманием к окружающим;
- все время помни о внешнем мире, приспосабливайся к законам его развития;
- с благодарностью относись к тому, что имеешь и получаешь — мы все берем у общества в долг;
- не уставай вопрошать: на кого ты работаешь? Ответ только один — на общество.
Менеджмент — не догма. Современный менеджмент — это многообразие различных вариантов действий в конкретных условиях. За минувшие сто лет в мире накоплен богатый опыт менеджмента.
Определены закономерности, сформулированы принципиальные выводы и рекомендации. Принято считать, что если предприятие работает плохо, то это означает отсутствие эффективного менеджмента. Плохой менеджмент — основная причина спада в деятельности предприятия.
Практический опыт работы всемирно известных компаний и выдающихся менеджеров подтверждает это правило. Так, Г. Форд-старший говорил: «Если предприятие нуждается в деньгах вследствие дурного руководства, нужно убрать руководителей. Надо лечить недуг изнутри, а не наклеивать пластырь снаружи». Принцип фирмы IBM гласит: «Вы можете свалять дурака в чем угодно и вам дадут шанс исправиться. Но если вы хоть немного схалтурите в том, что касается управления людьми, то вам конец. Здесь все просто: либо высший уровень работы, либо нам придется расстаться». Эту же точку зрения разделяют и в фирме General Motors: «Руководитель не может позволить себе роскошь учиться на ошибках». И еще: «Успех нашего бизнеса тесно связан с дарованием и преданностью наших менеджеров. Прибыль течет туда, где есть мозги». [1;21] Ведущий специалист по менеджменту Питер Ф. Друкер так формулирует основные правила эффективного руководства:
1) Хорошо обдумайте цели и задачи, которые вы ставите. При неясной цели требуются двойные усилия.
2) Сосредоточьтесь на чем-нибудь одном. Редкий человек может успешно справляться с разными делами одновременно.
3) Считайтесь со своими возможностями и возможностями ваших сотрудников.
Как отличить способного руководителя от неспособного? Один из главных критериев здесь такой: боится ли он больше всего, что его сотрудники не справятся с задачей, или он обращает в первую очередь внимание на то, что они хорошо делают и соответственно распределяет работу. Изучая условия рынка, хороший менеджер ищет такие возможности, которые его фирма может использовать с максимальным успехом.
Эффективность работы менеджеров
могут снижать характерные
- озабоченность тем, чем, собственно, не следует заниматься;
- недооценка своей роли;
- непонимание того, что деятельность менеджера как руководителя коллектива приобретает все большее значение.
К недостаткам также можно отнести: стремление к получению более высокой заработной платы и других материальных благ в ущерб интересам дела; стремление к внешним атрибутам, символам власти (дом, кабинет, автомобиль и др.); заботу о собственной карьере в ущерб интересам своих подчиненных, присвоение себе заслуг других; самоизоляцию (потерю интереса к подчиненным, их нуждам и заботам); сокрытие своих мыслей, чувств, эмоций от сотрудников.
Приведем краткое содержание Кодекса чести менеджера, который является совокупностью убеждений и правил поведения.
Менеджмент — это не
только профессия, но и образ мышления,
деятельности, жизни. Менеджер — творец
конкретной деловой ситуации. Он не
ждет, когда кто-то создаст ему
благоприятные условия для
3. Менеджмент как особый вид человеческой деятельности
Менеджмент‚ в переводе
с английского‚ означает управление.
Определять понятие "менеджмент"
можно с разных точек зрения: в упрощенном
виде - это организация взаимодействий людей,
направленных на достижение целей; менеджмент‚
это также область знаний, помогающих осуществлять
эту функцию; термин "менеджмент"
применим к категории людей, которые осуществляют
эту функцию.
Менеджмент -
это самостоятельный вид профессиональной
деятельности, направленной на достижение
в ходе любой хозяйственной деятельности
фирмы, действующей в рыночных условиях,
определенных намеченных целей, путем
рационального комбинирования и использования
материальных и трудовых ресурсов.
Менеджмент невозможен вне рынка и рыночной экономики, он требует:
- чтобы фирма ориентировалась на потребности рынка и спрос конкретных потребителей;
- чтобы фирма была ориентирована на развитие‚ рост эффективности (а не только на доходы ее владельцев);
- чтобы фирма и соответственно менеджер обладал определенной и четко определенной самостоятельностью в принятии решений и нес ответственность за их последствия.
Признаки менеджмента как особого вида деятельности:
1) Это хозяйственное управление. Управление вообще может касаться любых структур и в экономике и в биологии. Термин менеджмент связан с управлением в рамках хозяйственной деятельности хозяйственных структур и т.д. Под хозяйственной деятельностью понимается деятельность фирмы в любой сфере экономики (промышленности, торговле и т. д.), в любой сфере деятельности (производство, сбыт), если она направлена на получение прибыли.
2) Это рыночное управление. Хозяйствование может быть и в рамках дорыночных структур, но там управление носит интуитивный и традиционный характер, и только в условиях рыночной структур, которые нивелируют различия, делают ситуации часто повторяющимися и прогнозируемыми, управление становится научным и рациональным.
3) Самостоятельный вид профессиональной деятельности - менеджер независим от собственности на капитал в той фирме‚ в которой он работает. Он может владеть акциями, а может просто быть наемным управляющим. Это позволяет ему лучше сосредоточиться на проблемах фирмы и быть более гибким и восприимчивым, больше рисковать. Деятельность менеджера связана с необходимостью комбинировать разные ресурсы и разных людей (технологические, финансовые процессы, психологические, плановые и т.д.). Менеджмент - это профессия, связанная с управлением в целом, на каком бы уровне оно не осуществлялось.
4) Рациональное управление. Такой подход означает, что менеджмент - это не решение простых сиюминутных проблем, он требует постановки системы целей. Рациональное управление - это достижение целей при минимуме затрат и максимуме эффекта, а не достижение цели любой ценой. Рациональное управление опирается на специфический экономический механизм управления менеджмента, который включает в себя три блока: внутрифирменное управление (менеджмент организации), управление производством и управление персоналом. [3]
Комплекс менеджмента в зависимости от объекта, состоит из следующих компонентов: стратегический менеджмент, управление персоналом (или персональный или кадровый менеджмент), управление технологическими процессами и операциями, управление финансами (финансовый менеджмент), управление материально-техническим снабжением, управление сбытом продукции, управление недвижимостью, инновационный менеджмент (управление развитием), управление качеством продукции или услуг.