Что касается других элементов инновационного
механизма, таких, как финансово-экономическая,
управленческая и информационная составляющие,
то в последние годы в плане
их правового обеспечения также
принят пакет специальных законов
и нормативных актов. В инновационной
деятельности возникает такое юридическое
понятие, как защита интеллектуальной
собственности. В России законодательная
охрана интеллектуальной собственности
гарантирована Конституцией РФ. За
последние 10 лет для правового
регулирования инновационной деятельности,
в том числе для защиты авторских
прав на интеллектуальную собственность,
принят ряд законодательных и нормативных
актов. К основным из них можно отнести
Патентный закон РФ, законы «О товарных
знаках, знаках обслуживания и наименованиях
мест происхождения товаров», «О правовой
охране программ для ЭВМ и баз данных»
и «О правовой охране топологий интегральных
микросхем» от 23 сентября 1992 г., Закон «Об
авторском праве и смежных правах» от
9 июля 1993 г., постановление Правительства
РФ «О порядке использования изобретений
и промышленных образцов, охраняемых на
территории Российской Федерации авторскими
свидетельствами на промышленный образец,
и выплаты их авторам вознаграждения»
от 12 июля 1993 г. и др.
Информационное обеспечение инновационной
деятельности в правовом аспекте
регулируется на основе Федерального
закона «Об информации, информатизации
и защите информации» (1992) и постановления
Правительства РФ «Положение о государственной
системе научно-технической информации»
от 24 июля 1997 г.
Для правового обеспечения финансово-экономической
составляющей инновационного механизма
также принят комплекс документов.
Это указы Президента РФ «О частных инвестициях
в Российской Федерации» от 17 сентября
1994 г. (в редакции указов Президента РФ
от 20 сентября 1996 г. и от 16 апреля 1996 г.), постановления
Правительства РФ «О Федеральном фонде
поддержки малого предпринимательства»
от 4 декабря 1995 г., «О Федеральном фонде
производственных инноваций» от 26 августа
1995 г., «О фонде содействия развитию малых
форм предприятий в научно-технической
сфере» от 3 февраля 1994 г. (в редакции постановления
Правительства РФ от 12 декабря 1995 г.), «О
порядке образования и использования
отраслевых и межотраслевых внебюджетных
фондов научно-исследовательских и опытно-конструкторских
работ» от 12 апреля 1994 г. (в редакции постановления
Правительства РФ от 27 июля 1996 г.), «Об утверждении
порядка предоставления государственных
гарантий на конкурсной основе за счет
средств бюджета развития Российской
Федерации и положения об оценке эффективности
инвестиционных проектов при размещении
на конкурсной основе централизованных
инвестиционных ресурсов бюджета развития
Российской Федерации» от 22 октября 1997 г.
Вместе с тем в инновационном
законодательстве России имеются существенные
пробелы, многие нормативно-правовые акты
требуют дополнений, доработки и
уточнений. Имеющиеся недостатки в
известной мере снижают действенность
инновационного законодательства и
как следствие – эффективность
инновационного механизма в целом.
Для устранения этих недостатков
необходимы прежде всего разработка и
принятие ряда специальных законодательных
и нормативных актов:
• об инновационной деятельности;
• о заводском секторе науки, его статусе;
• об интеллектуальной собственности;
• о морально-психологических формах
и методах воздействия на инновационную
деятельность.
Необходимо принять специальный
закон об интеллектуальной собственности
и нормативно-правовой акт (закон, указ,
постановление) о морально-психологических
методах воздействия на инноваторов.
Первый важен из-за необходимости разделения
прав на интеллектуальную собственность
между автором разработки, научной организацией
и государством (например, в связи с изменением
форм собственности), второй – из-за особенностей
и характера труда научных работников,
специфики содержания инновационной деятельности.Указанные
пути устранения недостатков инновационного
законодательства затрагивают вопросы
методического, организационно-статусного
и социально-психологического характера
и обусловлены содержанием действующих
нормативно-правовых актов. Это составляет
одно из направлений совершенствования
правового регулирования для стимулирования
инновационного процесса. Второе направление
– это совершенствование правового регулирования
мер поощрения работников научных, конструкторских
и производственных коллективов за достижения
в инновационной сфере, освоение перспективных
разработок. Это касается прежде всего
нормативно-правовых актов, определяющих
систему заработной платы и премирования.
Третье направление – разработка и закрепление
в правовых формах постоянных связей между
организациями (секторами науки), осуществляющими
инновационные работы, и производством,
а также совершенствование договорно-обязательственных
отношений между ними. Четвертое направление
– создание благоприятных условий для
пересмотра сложившихся различных нормативов,
ассортиментных сдвигов, стандартов, цен
на инновационную продукцию, сертификатов
и др.
Список используемой литературы:
- Инновационный менеджмент: Учебник / Под ред. проф. В.А. Швандара, проф. В.Я.Горфинкеля-М.:вузовский учебник,2006. -382с
- Переходов , В.Н. Основы управления инновационной деятельностью / В.Н. Переходов- М.: Инфра-М, 2005. -222с
- Медынский В.Г., Инновационный менеджмент: учебник /В.Г. Медынский –М.: Инфра- М, 2008. -295с
- Герчикова, И.Н. Менеджмент – М.: Юнити-Дана, 2004. – 511с
- Граждан В.Д. Теория управления: Учебное пособие – М.: Гардарика, 2006. – 416с
- Инновационный менеджмент: учебное пособие / Б. Т. Кузнецов, А. Б. Кузнецов. – Москва: ЮНИТИ–ДАНА, 2009. – 364 с.
- Управление инновациями: учебное пособие / В. П. Баранчеев, Н. П. Масленникова, В. М. Мишин. – Москва: Юрайт, 2009. – 711 с.