Понятие метода прогнозирования. Классификация методов прогнозирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2014 в 09:08, реферат

Краткое описание

Цель настоящей работы - дать характеристику методов прогнозирования, рассмотреть их классификацию, область применения.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
Рассмотреть задачи и виды прогнозирования развития нововведений.
Изучить основные методы прогнозирования.
Раскрыть классификацию методов прогнозирования и область их применения.

Содержание

1.Введение.
2.Понятие метода прогнозирования.
3.Классификация методов прогнозирования.
4.Выбор метода прогнозирования.
5.Используемые методы.
6.Заключение.
7.Список литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

реферат.docx

— 127.15 Кб (Скачать файл)

II группа: Постоянно возрастает  сложность, как самих решаемых  задач, так и объектов прогнозирования.

III группа: Возрастание подвижности  рыночной среды, ускорение темпов  старения товаров, услуг и объектов, их производящих.

Поэтому на выбор метода прогнозирования влияют:

1) существо практической  проблемы, подлежащей решению;

2) характеристика объекта  прогнозирования и рыночной среды;

3) характер располагаемой  информации;

4) жизненный цикл товара  или услуги;

5) период упреждения (на  какой период рассматривается);

6) требования к результатам  прогнозирования (точный или без  особых деталей);

7) тип менеджмента 

В результате предпрогнозных исследований прогнозист должен структурировать информацию об объекте прогнозирования, проанализировать ее, а затем принять решение о том, какой из методов в большей степени соответствует конкретным условиям прогноза или плана. При этом важно выделить методы, применение которых возможно в условиях решаемой задачи, и те методы, применять которые нельзя.

Факторы, признанные несущественными в условиях конкретной задачи, могут исключаться из рассмотрения. 

Необходимо обратить внимание на используемый тип менеджмента, т.к. различные типы менеджмента предъявляют различные требования к виду результата прогнозирования (количественный или качественный результат) и точности прогнозирования.

· Традиционный менеджмент

Особые требования к виду и результату прогнозирования не предъявляются. Предполагается, что последствия управленческого воздействия будут аналогичны ранее наблюдавшимся при управлении другими объектами. Поэтому традиционный менеджмент используется в прогнозирование по аналогии. (дешево)

· Системный менеджмент

Предполагается необходимость в прогнозе множества элементов и связи между ними. Поэтому такой тип менеджмента чаще всего используют экспертное и структурное прогнозирование.

· Ситуационный менеджмент

Предполагает необходимость в прогнозе учета последствий принимаемых решений. Результат такого прогноза может носить качественный или количественный характер, поэтому такой тип менеджмента чаще всего использует экспертное, структурное (дерево целей) и математическое прогнозирование.

Предполагается, что прогнозист выбирает вид или группу методов прогнозирования, а затем в пределах этой группы выбирает наиболее подходящий метод прогнозирования, или разрабатывает свой метод, или модифицирует уже известный метод.

5.Используемые методы.

В настоящее время никто не задаётся вопросом: а сколько всего существует методов прогнозирования? Хотя ещё в средине 70-х годов XX века этот вопрос волновал многих, и, отвечая на него, называли разные цифры, колеблющиеся около числа 100. В середине 80-х годов прошлого века называли уже цифру 150, а то и 200. Сегодня никому не интересен ответ на этот вопрос, поскольку разнообразие проявлений социально-экономических систем генерирует и разнообразие методов их прогнозирования. Одно можно утверждать точно – методов социально-экономического прогнозирования очень много, но на практике используются всего 15 – 20. На наиболее популярных из них я и остановлюсь.  

  

Рисунок 1.2 Наиболее популярные методы прогнозирования 

Метод экспертных оценок. Суть данного метода заключается в том, что в основе прогноза лежит мнение одного специалиста или группы специалистов, которое основано на профессиональном, практическом и научном опыте. Различают коллективные и индивидуальные экспертные оценки, часто используется при оценке персонала.

Метод экстраполяции. Основная идея экстраполяции – изучение сложившихся как в прошлом, так и настоящем стойких тенденций развития предприятия и перенос их на будущее. Различают прогнозную и формальную экстраполяцию. Формальная – основывается на предположении о том, что в будущем сохранятся прошлые и настоящие тенденции развития предприятия; при прогнозной – настоящее развитие увязывают с гипотезами о динамике предприятия с учетом того, что в будущем изменится влияние на него различных факторов. Следует знать, что методы экстраполяции лучше применять на начальной стадии прогнозирования, чтобы выявить тенденции изменения показателей.     

Методы моделирования. Моделирование – это конструирование модели на основании предварительного изучения объекта и процессов, выделение его существенных признаков и характеристик. Прогнозирование с использованием моделей включает в себя ее разработку, экспериментальный анализ, сопоставление результатов предварительных прогнозных расчетов с фактическими данными состояния процесса или объекта, уточнение и корректировку модели. 

Метод экономического прогнозирования (экономический анализ) заключается в том, что какой либо экономический процесс или явление, имеющие место на предприятии, расчленяются на части, после чего выявляется влияние и взаимосвязь этих частей на ход и развитие процесса, а также друг на друга. При помощи анализа можно раскрыть сущность такого процесса, а также определить закономерности его изменения в будущем, всесторонне оценить пути достижения поставленных целей.  Поскольку экономический анализ – это необъемлемая часть и один из элементов логики прогнозирования, он должен осуществляться на макро-, мезо- и микроуровнях. Используется при планировании производства на предприятии.

Процесс экономического анализа можно подразделить на несколько стадий: 

  • постановка проблемы, определение критериев оценки и целей;

  • подготовка необходимой для анализа информации; 

  • аналитическая обработка информации после ее изучения;

  • разработка рекомендаций о возможных путях достижения целей;

  • оформление результатов. 

Балансовый метод. Данный метод основан на разработке балансов, которые представляют собой систему показателей, где первая часть, характеризующая ресурсы по источникам их поступления, равна второй, отражающей распределение их по всем направлениям расхода. 

При помощи балансового метода воплощается в жизнь принцип  пропорциональности и сбалансированности, который применяется при разработке прогнозов. Его суть заключается в увязке потребностей предприятия в различных видах сырьевых, материальных, финансовых и трудовых ресурсах с возможностями производства продукта и источниками ресурсов. Таким образом, система балансов, которую используют в прогнозировании, включает: финансовые, материальные и трудовые балансы. В каждую из  данных групп входит еще ряд балансов. 

Нормативный метод – один из основных методов прогнозирования. В настоящее время ему стало придаваться большое значение. Его сущность заключается в технико-экономических обоснованиях прогнозов с использованием нормативов и норм. Последние применяются при расчете потребности в ресурсах, а также показателей их использования. 

Программно-целевой метод (ПЦМ). В сравнении с другими методами данный метод является сравнительно новым и недостаточно разработанным. Он начал широко применяться только в последние годы. ПЦМ тесно связан с  уже рассмотренными методами и предполагает разработку  прогноза начиная с оценки итоговых потребностей на основании целей развития предприятия при дальнейшем определении и поиске эффективных средств и путей их достижения, а также ресурсного обеспечения.  

Суть ПМЦ заключается определении основных целей развития предприятия, разработки взаимосвязанных мероприятий по их достижению в заранее определенные сроки при сбалансированном обеспечении ресурсами, а также с учетом эффективного их использования. 

Кроме прогнозирования, ПМЦ применяется при создании комплексных целевых программ, которые представляют собой документ, где отражены  цель и комплекс производственных, организационно-хозяйственных, социальных и других мероприятий и заданий, увязанных по исполнителям, срокам осуществления и ресурсам.

6.Заключение

Прогнозирование - один из важнейших этапов проектной деятельности. Человечество, имея прогнозы, сознательно ищет и находит пути к выходу.

 

      Прогнозирование в широком смысле - предвидение, вообще полученной любой информации о будущем. В узком смысле - специальное научное  исследование, предметом которого выступают  перспективы развития явлений.

 

      Одним из важнейших видов прогнозирования является социальное прогнозирование - это предвидение тенденций и перспектив возможного развития социальных систем, объектов, общественных явлений, процессов. Объектом социального прогнозирования могут быть все социальные системы, все явления, протекающие в обществе. По мнению Ж.П. Тощенко, «социальное прогнозирование - это определение вариантов развития и видов наиболее приемлемого, оптимального, исходя их ресурсов, времени и социальных сил, способных обеспечить их реализацию».

 

 Прогнозирование является составной частью процесса разработки социального проекта. В отрыве от проектирования прогнозирование теряет свой практический смысл. Социальное прогнозирование позволяет учитывать различные варианты движения и развития социальных систем. Выработка верных прогнозов позволяет сделать более совершенным – управление, эффективным – проектирование.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1. Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Банки и биржи; ЮНИТИ, 2000.

2. Инновационный менеджмент/ Под ред. С.Д. Ильенковой. М.: Банки и биржи; ЮНИТИ, 2001.

3. Инновационный менеджмент: Учебник для вузов / Под ред. д.э.н., проф.. О.П. Молчановой. М.: Вита-Пресс, 2001.

4. Ковалев Г.Д. Основы инновационного менеджмента. М.: ЮНИТИ, 1999.

5. Медынский В.Г., СкамайЛ.Г. Инновационное предпринимательство: Учеб. пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.

6. Морозов Ю.П. Инновационный менеджмент: Учеб. пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.

7. Инновационный менеджмент: Учебник для вузов / Под ред. д.э.н., проф. В.А. Швандара, проф. В.Я. Горфинкеля. - М.: Вузовский учебник, 2004

8. Инновационный менеджмент: Учеб. пособие / Под ред. В.М. Аньшина, А.А. Дагаева. - М.: Дело, 2003.- 528 с.

9. Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент: Учебник. 2-е изд. М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2000.

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Понятие метода прогнозирования. Классификация методов прогнозирования