Понятие о системах и их свойствах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 21:51, контрольная работа

Краткое описание

Во-первых, как уже говорилось, она представляет собой набор элементов, или отдельных частей, выделенных по тому или иному принципу, являющихся ее структурообразующими факторами и играющих роль подсистем. Последние, хотя и относительно самостоятельны, но различным образом взаимодействуют в рамках системы; в простейшей форме тем, что находятся рядом и граничат друг с другом; более сложными формами взаимодействия является обусловленность (порождение одним элементом другого) и взаимное влияние, оказываемое ими друг на друга. Для сохранения системы такое взаимодействие должно быть гармоничным.

Содержание

1. Понятие о системах и их свойствах. Соотношение между системой, структурой и процессом управления. Условия функционирования системы. Особенности экономических систем. Понятие производства как системы управления. Системный подход в управлении производством. Принципы построения и функционирования системы управления производством.
2. Личностные и профессиональные факторы общения.
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Контр. раб. по менеджменту.docx

— 41.32 Кб (Скачать файл)

Во главе управляющей  подсистемы находится ее направитель (центральное звено), персонифицирующий управленческие воздействия. Он может быть индивидуальным (руководитель) или коллективным (совет директоров акционерного общества).

В состав управляющей подсистемы включаются также механизмы ее воздействия  на управляемую — планирование, контроль, стимулирование, координация  и пр.

К управляемой подсистеме относятся элементы объекта управления, которые воспринимают управляющее  воздействие и преобразуют в  соответствии с ним поведение  объекта, а также механизм взаимодействия этих элементов (личные интересы, цели работников, их взаимоотношения и  т.п. ).

Обычно управляющая подсистема по масштабу меньше уп- " равляемой и сложность ее ниже; но она более активна, динамична. Управляемая же подсистема, наоборот, обладает большой инерционностью, на преодоление которой обычно требуется немалая энергия. Эта система преломляет управленческие решения в соответствии со своей спецификой, что во многом обусловливает эффективность их реализации.

Если управление имеет  официальный характер, то его субъект  организационно и юридически оформляется  в виде должности или совокупности должностей, образующих подразделение  управления (управленческий аппарат). В противном случае субъектом  может быть отдельный человек, или  группа людей, не связанных формально  с теми или иными должностями. Главное здесь состоит в том, что субъект управления генерирует решения, регламентирующие функционирование объекта управления.

От субъекта управления необходимо отличать субъектов управленческой деятельности — живых людей, в  которых персонифицируются управленческие отношения — руководителей и  сотрудников аппарата.

Для того, чтобы взаимодействие между управляющей и управляемой подсистемами было эффективным необходимо выполнение ряда условий.

Во-первых, они должны соответствовать  друг другу. Если такого соответствия не будет, их окажется трудно «состыковать», они не смогут понять друг друга  в процессе работы, а следовательно и реализовать свои потенциальные возможности. Легко представить себе, например, такой случай, когда человек, сам по себе умный и способный, становится руководителем в той области деятельности, которую себе плохо представляет. Понятно, что решения, принимаемые им, окажутся малопонятными для подчиненных, и последние не смогут трудиться с необходимой отдачей.

Более того, управляющая  и управляемая подсистемы должны быть совместимыми друг с другом, чтобы  их взаимодействие не порождало негативных последствий, которые могли бы привести к невозможности выполнять ими  свои задачи. Так, если руководитель и  подчиненный не будут совместимыми психологически, то рано или поздно между ними начнутся конфликты, которые  окажут самое негативное влияние  на результаты работы.

Во-вторых, в рамках единства управляющая и управляемая подсистемы должны обладать относительной самостоятельностью. Центральное звено управления не в состоянии предусмотреть все  необходимые действия в конкретных ситуациях из-за удаленности от места  событий, незнания деталей, интересов  объекта и его возможных психологических  реакций, особенно в непредвиденных обстоятельствах. Поэтому принятые наверху решения не могут быть оптимальными.

В-третьих, управляющая и  управляемая подсистемы должны осуществлять между собой двустороннее взаимодействие, основанное на принципах обратной связи, определенным образом реагируя на управленческую информацию, полученную от другой стороны. Такая реакция служит ориентиром для корректировки последующих  действий, которые обеспечивают приспособление субъекта и объекта управления не только к изменению внешней ситуации, но и к новому состоянию друг друга.

В-четвертых, как управляющая, так и управляемая подсистемы должны быть заинтересованы в четком взаимодействии; одна — в отдаче необходимых в данной ситуации команд, другая — в их своевременном и  точном исполнении. Возможность субъекта управлять обусловлена готовностью объекта следовать поступающим командам.

Подобная ситуация возникает  в том случае, когда личные цели участников управленческого процесса будут совпадать и одновременно соответствовать целям объекта  управления. Поэтому, возможность достижения ими своих целей должна находиться в прямой зависимости от степени  достижения целей объекта управления, вытекающих из его потребностей.

Перечисленные факторы должны обеспечить управляемость объекта, характеризуемую степенью контроля, который управляющая подсистема осуществляет по отношению к нему через управляемую.

Управляемость проявляется  как реакция подчиненного, управляемого объекта субъекта или системы  управления в целом на управляющее  воздействие. Она может иметь  форму выполнения соответствующих  требований, бездействия, противодействия, формальных действий, то есть характеризуется  готовностью к выполнению требований руководства и сотрудничеству. Управляемость  зависит от таких обстоятельств, как знания и опыт персонала, соответствие типа управления условиям внутренней и внешней ситуации, достаточность  полномочий руководителя, социально-психологический  климат.

В рамках системы управления между ее управляющей и управляемой  подсистемами существуют самые разнообразные  связи: непосредственные и опосредованные; главные и второстепенные; внутренние и поверхностные; постоянные и временные; закономерные и случайные. Через эти связи осуществляется действие механизма управления, под которым понимается совокупность средств и методов воздействия на управляемый объект в целях его активизации, а также мотивов поведения персонала как его важнейшего элемента (интересов, ценностей, установок, устремлений).

Механизм управления должен соответствовать целям и задачам  объекта, реальным условиям его функционирования, предусматривать надежные, сбалансированные друг с другом методы воздействия  на объект, и иметь возможности  для совершенствования.

Система управления должна быть эффективной, что предполагает: оперативность и надежность, качество принимаемых решений; минимизацию  связанных с этим затрат времени; экономию общих издержек и расходов на содержание аппарата управления, улучшение  технико-экономических показателей основной деятельности и условий труда, долю работников управления во всем персонале организации.

Эффективность функционирования системы управления можно повысить с помощью более надежных обратных связей, своевременности и полноты  информации, учета социально-психологических  качеств участников, обеспечения  оптимального размера подразделений.

Производственным менеджментом (англ. management production — управление производством) называется система взаимосвязанных элементов, характеризующих производство, его организацию, техническое обслуживание, а также управление в оперативном режиме производством, материальным обеспечением производства, качеством выпускаемой продукции, ценообразованием, расходами.

Словарь иностранных слов определяет менеджмент как управление производством и как совокупность принципов, методов и форм управленияпроизводством с целью повышения его эффективности и прибыльности.

Объектами производственного  менеджмента являются производство и производственные системы. До недавнего  времени основное внимание в теории и практике производственного менеджмента  уделялось производственной функции. Современный взгляд на производство стал более широким. Появился термин «интегрированное производственное предприятие», которым обозначают производственное предприятие, на котором все службы участвуют в процессе принятия решений  и выработке стратегии развития. Службы должны работать сообща на достижение конечного результата. При этом предполагается устранение границ между функциональными  службами (производства, маркетинга, ПИОКР, финансов и трудовых служб). Па многих крупных предприятиях происходит переход  к организации производства, ориентированной  на определенный процесс.

Менеджеры — категория  людей, чья работа состоит в организации  и руководстве усилиями всего  персонала для достижения целей  предприятия. Поэтому менеджмент зачастую идентифицируют со службой менеджеров или с аппаратом управления. Без  менеджмента —

специфического органа современного производства — предприятие не может  существовать как целостное образование  и не может эффективно справляться  с насущными проблемами.

Аппарат управления является неотъемлемой частью любого предприятия. В его задачи входит эффективное  и скоординированное использование  всех ресурсов предприятия для достижения поставленных целей.

Сущность производственного  менеджмента, состоит в выполнении следующих функций:

—  организация,

—  планирование,

—  координация,

—  мотивация,

—  контроль.

Рассмотрим более подробно каждую из этих функций.

Организация. Организовать — значит, создать некую структуру. Существует много элементов, которые  необходимо структурировать, чтобы  предприятие могло выполнять  намеченные планы и тем самым  достигать поставленной цели. Одним  из этих элементов является работа, конкретные задания предприятия, такие, как строительство жилых домов, или сборка радиоаппаратуры, или  обеспечение страхования жизни.

Промышленная революция  началась с осознания того, что  организация работы определенным образом  позволяет группе работников добиться гораздо большего, чем они могли  бы сделать без должной организации. Организация работы была в центре внимания движения за научное управление.

Системный подход к организации  любого дела, любого бизнеса, любого производства порождает понятие «производственная  система».

Производственная система  укрупнено состоит из элементов  производственного процесса (средства труда, предметы труда, труд) и элементов  технической и организационной  упорядоченности. Эта упорядоченность  устанавливается исходя из принципа экономичности систем. Все элементы производственной системы функционируют  с одной целью – изготовление продукции, необходимой потребителю, то есть производственная система формируется  как средство достижения цели —  изготовление и реализация продукции  для получения прибыли.

В зависимости от господствующей в обществе политико-экономической  идеологии, четкость цели для определяемой производственной системы различна. В условиях системы централизованного  планирования цель – выполнение государственного плана, а это значит, что все  параметры продукции производственной системы максимально четко определены заказом, стандартами и т.п. В условиях рыночной системы производственная цель приобретает вероятностный  характер. Потребность рынка познается  и удовлетворяется сложным комплексом работ по маркетингу, проектированию, логистике и т.п. (систему целей  ПС).

Понятие производства и производственной системы

 Производственным, менеджментом (англ. management production — управление производством). Называется система взаимосвязанных элементов, характеризующих производство, его организацию, техническое обслуживание, а также управление в оперативном режиме производством, материальным обеспечением производства, качеством выпускаемой продукции, ценообразованием, расходами.

Словарь иностранных слов определяет менеджмент как управление производством и как совокупность принципов, методов и форм управления производством с целью повышения  его эффективности и прибыльности.

Объектами производственного  менеджмента являются производство и производственные системы. До недавнего  времени основное внимание в теории и практике производственного менеджмента  уделялось производственной функции. Современный взгляд на производство стал более широким. Появился термин «интегрированное производственное предприятие», которым обозначают производственное предприятие, на котором все службы участвуют в процессе принятия решений  и выработке стратегии развития. Службы должны работать сообща на достижение конечного результата. При этом предполагается устранение границ между функциональными  службами (производства, маркетинга, НИОКР, финансов и трудовых служб). На многих крупных предприятиях происходит переход  к организации производства, ориентированной  на определенный процесс.

Менеджеры — категория  людей, чья работа состоит в организации  и руководстве усилиями всего  персонала для достижения целей  предприятия. Поэтому менеджмент зачастую идентифицируют со службой менеджеров или с аппаратом управления. Без  менеджмента — специфического органа современного производства — предприятие  не может существовать как целостное образование и не может эффективно справляться с насущными проблемами.

Аппарат управления является неотъемлемой частью любого предприятия. В его задачи входит эффективное  и скоординированное использование  всех ресурсов предприятия для достижения поставленных целей.

Сущность производственного  менеджмента, состоит в выполнении следующих функций:

— организация,

— планирование,

— координация,

— мотивация,

— контроль.

Рассмотрим более подробно каждую из этих функций.

Организация. Организовать — значит, создать некую структуру. Существует много элементов, которые  необходимо структурировать, чтобы  предприятие могло выполнять  намеченные планы и тем самым  достигать поставленной цели. Одним  из этих элементов является работа, конкретные задания предприятия, такие, как строительство жилых домов, или сборка радиоаппаратуры, или  обеспечение страхования жизни.

Промышленная революция  началась с осознания того, что  организация работы определенным образом  позволяет группе работников добиться гораздо большего, чем они могли  бы сделать без должной организации. Организация работы была в центре внимания движения за научное управление.

Поскольку работу выполняют  люди, другим важным аспектом функции  организации является определение  того, кто именно должен выполнять  каждое конкретное задание из большого количества заданий, существующих в  рамках организации процесса, включая  и работу по управлению. Руководитель подбирает людей для конкретной работы, делегируя отдельным работникам задания и полномочия или права  использовать ресурсы предприятия. Эти субъекты делегирования принимают  на себя ответственность за успешное выполнение своих обязанностей. Поступая таким образом, они соглашаются считать себя подчиненными по отношению к руководителю. Делегирование — это средство, которое руководство использует для выполнения работы с помощью других лиц Концепция внесения систематического начала в организацию работы и деятельности люден может быть расширена до создания структуры предприятия в целом.

Информация о работе Понятие о системах и их свойствах