Понятие, сущность и содержание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 18:18, реферат

Краткое описание

Основными задачами менеджмента как науки являются: объяснение природы управленческого труда, установление причинно-следственных связей в управленческих процессах, выявление условий, при которых совместный труд людей оказывается наиболее эффективным. Важность и значимость систематизированных научных знаний об управлении определяется тем, что они позволяют своевременно и качественно управлять текущей деятельностью организации, прогнозировать возможные варианты развития событий и в соответствии с этим разрабатывать стратегию и тактику функционирования, грамотно осуществлять постановку целей и задач.

Содержание

Понятие, сущность и содержание менеджмента….……………………..3
Задачи менеджмента……………………………………………………....5
Функции менеджмента……...…………………………………………….6
Принципы менеджмента……………….………………………………….8
Объекты и субъекты менеджмента………………..…………………….10
Принципы эффективного менеджмента…………………….…………..11
Список литературы……………………………………………………….17

Вложенные файлы: 1 файл

Menedzhment.docx

— 39.21 Кб (Скачать файл)

принцип приоритетности (очередности) действий с учетом значимости этапов работ;

принцип оптимального сочетания  положительной синергичности в деятельности организации (через общую заинтересованность в результатах труда) и здоровой состязательности (конкуренции) между ее членами;

постоянный учет психологических, возрастных, половых и культурно-этнических особенностей работников и их мотивацию.

5.Объекты и субъекты менеджмента

Процесс управления предполагает наличие управляемого объекта и  субъекта (управляющего органа). Это  значит, что любая организация  представляет собой единство двух подсистем  управления: управляемой и управляющей. В обоих случаях отношения между управляемой и управляющей подсистемами - это взаимоотношения людей.

Таким образом, под объектом управления следует понимать отдельную  структуру организации либо организацию  в целом, на которую направлено управляющее  действие. Субъект управления - орган  либо лицо, осуществляющее управляющее  действие.

В связи с этим одна и  та же структура организации может  быть и объектом и субъектом управления.

К примеру, в универмаге управляющей  подсистемой является управленческий аппарат во главе с директором, а управляемой - отделы (секции). В  отделе (секции) в свою очередь управляющей  подсистемой будет управленческий аппарат во главе с заведующим отделом (секцией), а управляемой - продавцы. В то же время администрация (директор) универмага трансформируется из управляющей  подсистемы в управляемую тогда, когда выполняет приказы (указания, распоряжения, решения), поступающие от вышестоящих органов руководства (управления торговли либо министерства торговли).

Таким образом, субъектами управления являются органы законодательной и  судебной власти. Объекты, на которые  воздействует государство посредством законов и судебных решений, классифицируются по нескольким признакам:

по уровню решаемых задач - экономика республики в целом, отрасли, региона, фирмы;

по видам регулируемой деятельности - доходы, капиталовложения, личное потребление, цены, различные рынки и т.п.;

по адресату воздействия - частные национальные компании, различные фонды, научно-исследовательские центры, учебные заведения и др.

6.Принципы эффективного менеджмента

Под эффективностью менеджмента  мы будем понимать, сложную многогранную категорию, которая отражает характерные  особенности экономических, социальных, организационных и иных явлений.

Эффективность управления, как социально-экономическая категория, - это результативность данной деятельности, степень рационального использования  материальных, финансовых и трудовых ресурсов. Функциональная роль эффективности  управления – отражать уровень и  динамику его развития, качественную и количественную стороны данного  процесса.

Эффективность можно различать  как потенциальную и реальную. Потенциальная эффективность оценивается  предварительно, реальная определяется полученными на практике результатами.

Эффективность управления бывает тактической и стратегической. Тактическая  эффективность отражает получение  эффекта в ближайшем времени, стратегическая в будущем.

В достижении высокой эффективности  менеджмента большую роль играют характеристики системы, механизма  и процесса (технологии) менеджмента. Однако, эффективность менеджмента  всегда изменчива и определяется не только внутренними факторами, но и внешними – состоянием экономики, конкуренцией, социально политической обстановки и др. При этом внешняя и внутренняя эффективность менеджмента должны быть сбалансированы.

Современная наука выделяет три группы основных принципов, определяющих эффективность менеджмента.

Принципы приоритетов  в менеджменте. Главными из них являются:

    • приоритеты человеческого фактора – мотивированная деятельность, профессионализм;
    • принципы критических факторов – учет фактора времени, развитие информационных технологий, корпоративность, как форма эффективного сотрудничества и партнерства;
    • основные принципы ориентирования – управленческая деятельность включает в себя разработку цели, миссии и стратегии менеджмента, обеспечение качества, создание условий творчества (система «думай сам») и др.

В чем же состоит проблематика оценки эффективности менеджмента?

В первую очередь это связано  с тем, что результат может  быть как прямым (непосредственным), так и косвенным (отдаленным). Во-вторых, результат может принести социально-экономический, социально-психологический и социально-организационный  эффект. В-третьих, мы можем получить исключительно экономический, производственный эффект. Социальный и экономический  эффект находятся в постоянном противоречии. Рост социального эффекта может  вызывать снижение экономического эффекта  и наоборот.

Факторы оценки эффективности  менеджмента

Для обеспечения эффективности  менеджмента необходимо учитывать  все влияния на ее же факторы. Но это можно сделать только тогда, когда эти факторы систематизированы  и выделены основные и определяющие.

Что же такое фактор, по каким  признакам их можно классифицировать?

Фактор - момент, существенное обстоятельство в каком-то процессе, явлении. Эффективность управления формируется под воздействием ряда факторов, которые можно классифицировать по следующим признакам:

    • по продолжительности влияния;
    • по характеру влияния;
    • по степени формализации;
    • в зависимости от масштаба влияния;
    • по содержанию;
    • по форме влияния;

Рассмотрим более подробно основные факторы, оказывающие влияние  на эффективность менеджмента.

По продолжительности  влияния выделяют факторы, влияние  которых сказывается на протяжении длительного времени (технический  уровень производства, стиль управления и др.) и которые действуют непродолжительное  время (прогулы, простои, нарушения  трудовой дисциплины и т.п.).

По характеру влияния  различают факторы интенсивные  и экстенсивные. Первые обеспечивают повышение эффективности менеджмента  за счет мобилизации внутренних ресурсов, совершенствование организации  труда управленческих работников и  улучшение его условий, подготовка кадров управления. Вторые предусматривают  привлечение дополнительных ресурсов – увеличение численности управленческого  персонала, расширение технического оснащения  труда управленцев на качественно  неизменной основе и т.д.

По степени формализации выделяют количественно измеримые  и количественно неизмеримые  факторы.

В зависимости от масштаба влияния факторы можно подразделить на: народно-хозяйственные, отраслевые, на уровне организаций, на уровне подразделений.

По содержанию различают  факторы:

    • научно-технические (уровень механизации и автоматизации труда),
    • организационные (рациональная структура аппарата управления, расстановка кадров, документооборот, трудовая дисциплина),
    • экономические (система материального поощрения и материальной ответственности),
    • социально-психологические (мотивация труда, межличностные отношения),
    • технические,
    • физиологические (санитарно-гигиенические условия труда) и др.

По форме влияния различают  факторы прямые (квалификация персонала, состояние оборудования) и косвенные (психологический климат, групповая  динамика). Первые непосредственно  влияют на эффективность управленческого  труда, вторые - опосредованно.

Каждый из перечисленных  факторов может воздействовать на систему  управления сам по себе, в отдельности, а также в совокупности с другими. При совместном положительном воздействии они обеспечивают существенный рост результативности менеджмента (за счет синергического эффекта), при отрицательном - снижают ее. Роль менеджеров состоит в том, чтобы планомерно воздействовать на указанные факторы. Рост эффективности должен стать объектом постоянной управленческой деятельности на всех уровнях организации.

Критерии и  показатели эффективности управления

В оценке управления наибольшую сложность представляет понимание  его результата. Можно оценить  ресурсы, легко измерить время, трудно оценить результат.

Есть конечный результат в котором управление проявляется лишь опосредовано, и можно назвать непосредственный результат, который присущ любому виду деятельности человека.

Непосредственный результат  управления может характеризовать  комплекс критериев и показателей  эффективности.

Что же такое критерий и  показатель эффективности управления?

Критерий эффективности - признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация  чего либо; мерило суждения, оценки.

Критерий эффективности - признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация  чего либо; мерило суждения, оценки.

Критерий эффективности  управления определяется не только оптимальностью функционирования объекта управления, но и качеством труда персонала, социальной эффективностью (которые  мы рассмотрим при изучении последующих  вопросов).

Рассмотрим вначале критерии эффективности, относящиеся к объекту  управления. Современная наука выделяет общие, локальные и качественные критерии эффективности управления.

Общий критерий – экономические  результаты деятельности управляемой  подсистемы в целом, т.е. осуществление  предприятием (или организацией) своей  миссии при наименьших затратах.

Группа более частных  локальных критериев:

    • затраты живого труда на производство продукции или оказание услуг;
    • затраты материальных ресурсов;
    • затраты финансовых ресурсов;
    • показатели использования основных производственных фондов;
    • ускорение оборачиваемости оборотных средств;
    • сокращение срока окупаемости капиталовложений.
    • Группа качественных критериев:
    • увеличение доли продукции высшей категории качества;
    • обеспечение экологической чистоты;
    • выпуск продукции, необходимой обществу;
    • улучшение условий труда и быта работников;
    • ресурсоэнергосбережение и др.

Критерием эффективности  управления, кроме того, при определенных условиях может быть максимум выпуска  продукции или максимум услуг.

Все эти критерии должны быть отражены в определенной системе  показателей экономической эффективности, которые мы рассмотрим во втором вопросе.

Показатель эффективности  – количественная характеристика работы предприятия, косвенно характеризует  эффективность управления.

Такие показатели эффективности  как производительность труда, материалоемкость, фондоотдача основных производственных фондов, оборачиваемость оборотных  средств, окупаемость капиталовложений условно можно объединить в группу частных или локальных показателей.

Кроме того, выделяют обобщающие показатели: рентабельность и ликвидность. Они отражают результат хозяйственной  деятельности и управления в целом но не в полной мере характеризуют эффективность и качество управления трудовыми процессами, производственными фондами, материальными ресурсами.

Показателями, характеризующими работу аппарата управления являются стратегическая эффективность управления и своевременность принятия и осуществления управленческих решений.

При оценке эффективности  управления необходимо комплексное  применение всей системы обобщающих и частных показателей. Эффективность  управленческой деятельности применительно  к субъекту управления может характеризоваться  количественными (экономический эффект) и качественными показателями (социальная эффективность), которые мы рассмотрим во втором и третьем вопросе соответственно.

 

Список литературы

  1. Интернет ресурсы:
  2. http://bgumanagement2009.narod.ru/theory/theory_06.html
  3. http://poznajvse.com/menedgment/25-osnovi-menedgmenta/2871-obekt-sybekt-ypravlenija
  4. http://finvuz.ru/lektsii/obekt-i-subekt-menedzhmenta.html
  5. http://www.upravlenie24.ru/index.htm

Информация о работе Понятие, сущность и содержание