3)Проведение семинара
«Родительское собрание в классе»
с с классными руководителями и родительским
активом.
4)Анализ и систематизация
поступивших от родителей предложений,
коррекция плана действий.
5)Получение юридической
помощи при внесении поправок
в учредительные документы.
6)Изготовление учредительных
документов с внесением юридических
поправок.
7)Собрание инициативной
группы по планированию инициативного
собрания.
8)Оповещение делегатов
о месте, времени и повестке
учредительного собрания.
3. Учредительные мероприятия
1)Проведение учредительного
собрания.
2)Передача организационных
и учредительных документов избранному
руководящему органу новой учрежденной
некоммерческой организации.
3)Консультация избранного
руководящего органа о дальнейших
действиях и помощь в государственной
регистрации и постановке на учет созданной
некоммерческой организации.
3. Подготовка учредительных
документов
При составлении проекта
устава необходимо обратить внимание
на раздел «Цели и задачи деятельности».
В указанном разделе
необходимо сформулировать и записать
все возможные и предполагаемые цели и
задачи, понимая это не как обязательство,
а как заявление о праве работать в выбранных
сферах и выполнять те или иные виды деятельности.
Здесь наиболее уместны общие формулировки
о намерениях и ожиданиях организации.
Проекты учредительных
документов необходимо представить для
ознакомления учредителям. Когда будут
собраны все отзывы, замечания и предложения
по учредительным документам, необходимо
обратиться за юридической помощью, так
как поправки и предложения могут противоречить
закону.
Специалисты рекомендуют
следующий необходимый минимум учредительных
документов, или, как их еще называют, локальных
актов, поскольку образовательные учреждения
являются автономными, что дает им право
самостоятельно создавать нормативную
правовую основу своей деятельности.
Положение о Попечительском
совете образовательного учреждения,
состоящее из следующих блоков: общие
положения, состав Попечительского совета,
задачи Попечительского совета, его права,
ответственность, делопроизводство.
Распоряжение руководителя
образовательного учреждения о количественном
и персональном составе Попечительского
совета.
Положение о временных комиссиях
при Попечительском совете образовательного
учреждения для осуществления контроля
финансово-хозяйственной деятельности
и использования целевых финансовых средств
фонда для развития образовательного
учреждения.
Положение об установлении
надбавок и доплат к должностным окладам
сотрудников из финансовых средств фонда
Попечительского совета образовательного
учреждения,
Положение о стипендиях для
обучающихся (воспитанников) из финансовых
средств фонда Попечительского совета
образовательного учреждения.
Положение об организации конкурсов,
соревнований и др. массовых внешкольных
мероприятий с призовым фондом для обучающихся,
воспитанников, педагогических работников.
Положение об организации
международного культурного обмена, в
том числе профессионального.
Попечительский совет образовательного
учреждения желательно создавать при
формировании внебюджетного фонда.
Попечительский совет взаимодействует
с другими органами самоуправления образовательного
учреждения по вопросам функционирования
и развития образовательного учреждения,
но их компетенция и функции не должны
дублироваться; представитель попечительского
совета может участвовать в работе других
органов самоуправления образовательного
учреждения с решающим голосом в соответствии
с его полномочиями при рассмотрении вопросов,
входящих в компетенцию попечительского
совета.
Одной из главных задач попечительского
совета является формирование устойчивого
финансового внебюджетного фонда развития
образовательного учреждения, без которого
практически невозможно полноценное его
функционирование.
Одним их учредительных
документов является Положение о Попечительском
совете школы. В 1999 году Министерство образования
подготовило проект Примерного положения
о Попечительском совете и публиковало
его в газете «1сентября». Данный проект,
а также положение о попечительском совете
одной из московских школ приведены в
приложении в качестве примера.
Заключение
Изучение материалов
о структуре Попечительских советов,
о целях и задачах, которые их учредители
ставят перед собой, можно прийти к выводу,
что в современном гражданском обществе
создание подобных некоммерческих организаций,
деятельность которых направлена на развитие
образовательных учреждений, просто необходимо.
Никакое государство не в состоянии содержать
школу самостоятельно. Попечители могут
стать влиятельной силой не только в образовании,
но через образование стать первой гуманитарной
общественной ассоциацией, первой гражданской
властной структурой в России.
Список литературы
1.Борщева Н. Попечительский
совет –общественная форма управления образовательным
учреждением//Народное образование. –
2001. — № 10
2.Попечительский совет
НПО «Школа самоопределения». INTERNET:
http://news.1september.ru/fep/ps/sprav.html
3.Справочно-информационный
материал по попечительскому
совету. INTERNET: http://schools.keldysh.ru/schop/Demokratiya/ustavpopsoveta.htm
Приложение 1
Примерное положение о попечительском
советегосударственного, муниципального
общеобразовательного учреждения
1. Попечительский совет
государственного,муниципального общеобразовательного
учреждения (далее попечительский совет)
всоответствии с п. 2 ст. 35 Закона Российской
Федерации “Об образовании”является
формой самоуправления общеобразовательного
учреждения. Порядок выборови компетенция
попечительского совета определяются
уставом общеобразовательногоучреждения.
2. В состав попечительского совета
могут входить представители
государственныхорганов, органов местного
самоуправления и организаций различных
формсобственности, родители (законные
представители) обучающихся и иные лица,заинтересованные
в совершенствовании деятельности и развитии
общеобразовательногоучреждения.
3. Осуществление членами попечительского
совета своих функций производится
набезвозмездной основе.
4.Попечительский совет:
— содействует организации и совершенствованию
образовательного процесса; — привлекаетвнебюджетные
средства для его обеспечения и развития;
— определяет направления, формы, размер
и порядок использования внебюджетныхсредств
общеобразовательного учреждения, в том
числе на оказание помощиобучающимся
из малообеспеченных семей и обучающимся
– сиротам на поддержку истимулирование
одаренных обучающихся;
— осуществляет контроль за целевым использованием
бюджетных, а такжевнебюджетных средств
администрацией общеобразовательного
учреждения;
— вносит в случае необходимости предложения
учредителю (учредителям) опроведении
проверки финансово-хозяйственной деятельности
общеобразовательногоучреждения;
— рассматривает проект договора общеобразовательного
учреждения с учредителем(учредителями),
дает предложения о внесении в него изменений
и дополнений;
— вносит на рассмотрение общего собрания
общеобразовательного учрежденияпредложения
об изменении и дополнении устава общеобразовательного
учреждения;
дает рекомендации и предложения об изменении
и дополнении документовобщеобразовательного
учреждения, регламентирующих организацию
образовательногопроцесса;
— утверждает форму договора общеобразовательного
учреждения с родителями(законными представителями)
обучающихся по оказанию дополнительных,
в том числеплатных образовательных
услуг;
— принимает по представлению педагогического
совета образовательную программу(образовательные
программы) общеобразовательного учреждения;
— устанавливает профили профессиональной
подготовки;
— участвует в определении профилей обучения
на III ступени общего образования;
— определяет перечень факультативных
курсов и дополнительных образовательныхуслуг,
предоставляемых общеобразовательным
учреждением;
— заслушивает отчеты о работе руководителя
общеобразовательного учреждения, апри
необходимости – его заместителей, педагогических
работников;
— содействует организации и улучшению
условий труда педагогических и другихработников
общеобразовательного учреждения;
— содействует организации конкурсов,
соревнований и других массовых внешкольныхмероприятий
общеобразовательного учреждения;
— содействует совершенствованию материально-технической
базыобщеобразовательного учреждения,
благоустройству его помещений и территорий;
— дает рекомендации администрации общеобразовательного
учреждения по созданиюоптимальных условий
для обучения и воспитания обучающихся
в общеобразовательномучреждении, в том
числе по укреплению их здоровья и организации
питания;
— устанавливает необходимость и вид
ученической формы;
вносит предложения учредителю (учредителям)
общеобразовательного учреждения посовершенствованию
его деятельности и управления им, рассматривает
другиевопросы, отнесенные к компетенции
попечительского совета уставомобщеобразовательного
учреждения.
5. Заседания попечительского совета
проводятся по мере необходимости,
но нереже одного раза в квартал.
Заседание попечительского совета является
правомочным, если в нем участвует неменее
двух третей его членов, а решение считается
принятым, если за негопроголосовало не
менее половины от списочного состава
попечительского совета.
Заседания и решения попечительского
совета оформляются протоколом, которыйподписывается
его председателем.
6. Решения попечительского совета, принятые
в пределах его полномочий,доводятся до
сведения всех заинтересованных лиц.
Приложение 2
УСТАВ
АВТОНОМНОЙ НЕКОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
ПОПЕЧИТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО
ОБЪЕДИНЕНИЯ «ШКОЛА САМООПРЕДЕЛЕНИЯ»
1.ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Автономная некоммерческая
организация«Попечительский совет Научно-педагогического
объединения «Школа самоопределения»»,именуемая
в дальнейшем «Организация», является
не имеющей членстванекоммерческой организацией,
учрежденной на основе добровольных учредительныхвзносов
учредителей, в целях оказания реальной
помощи Научно-педагогическомуобъединению
«Школа самоопределения» (далее «Школа»)
в вопросахжизнеобеспечения, разработки
и реализации программ развития.
1.2. Полное наименование Организации «Автономная
некоммерческая организация«Попечительский
совет Научно-педагогического объединения
«Школа Самоопределения»»,Сокращенное
наименование Организации «АНО «Попечительский
совет НПО «ШколаСамоопределения»».
1.3. Правовое положение Организации, права
и обязанности учредителейопределяются
настоящим Уставом, а в части, не урегулированной
им, Гражданскимкодексом Российской Федерации
и федеральным законом «О некоммерческихорганизациях».
1.4. Организация является юридическим
лицом с момента ее государственнойрегистрации
в установленном законом порядке, имеет
в собственности обособленноеимущество,
отвечает по своим обязательствам этим
имуществом.
Организация не имеет целью извлечение
прибыли при осуществлении деятельности,направленной
на достижение уставных целей.
1.5. Государство не несет ответственности
по обязательствам Организации.Организация
не несет ответственности по обязательствам
государства.
Учредители не отвечают по обязательствам
Организации, а Организация не отвечаетпо
обязательствам своих учредителей и созданных
Организацией юридических лиц.
1.6. Организация использует имущество
для целей, определенных в Уставе. Устав
ирешения Организации не могут противоречить
Уставу и Конституции Школы.
1.7. Организация имеет круглую печать и
угловой штамп со своим наименованием,эмблему,
собственную символику и другие реквизиты.
Эмблема, символика и иные реквизитыутверждаются
Советом Попечителей Организации.
1.8. Организация вправе создавать свои
филиалы и открывать представительства
вРоссийской Федерации и за рубежом, не
являющиеся юридическими лицами идействующие
на основании утвержденных ею положений.
Филиалы и представительстванаделяются
имуществом Организации, которое учитывается
на отдельном балансеподразделения и
на балансе Организации.
1.9. Место нахождения Организации: 105484
Москва, Сиреневый бульвар, дом 58А.
2. ЦЕЛИ И ПРЕДМЕТ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1. Организация создается
в целях оказаниявсем участникам
учебно-педагогического процесса Школы
финансовой,материально-технической,
интеллектуальной, педагогической, информационной,представительской
и благотворительной помощи, разработки
и реализации программразвития Школы.
2.2. Для достижения указанных в п. 2.1. настоящего
устава целей Организацияосуществляет
деятельность в следующих направлениях:
2.2.1. Содействие привлечению финансовых,
педагогических, интеллектуальных,материально-технических
и информационных ресурсов.
2.2.2. Улучшение условий учебной, трудовой,
педагогической и иной деятельности,в
том числе финансирование строительных
работ и работ по благоустройствупомещений
и территории.
2.2.3. Оказание благотворительной материальной
и иной помощи.
2.2.4. Участие в формировании стратегии
и разработке приоритетных направленийучебного
и воспитательного процесса.
2.2.5. Инвестирование средств в создание
новых и развитие существующих учебныхпространств
и педагогических проектов.
2.2.6. Создание и реализация программы стимулирования
учебной, общественной ивоспитательной
активности учащихся и преподавателей,
выявление и разностороннееразвитие их
талантов.
2.2.7. Создание условий для дополнительного
образования.
2.2.8. Сохранение и улучшение здоровья всех
категорий граждан Школы.
2.2.9. Развитие информационно-коммуникативного
пространства Школы и привлечениеновых
информационных технологий в процесс
обучения и воспитания.
2.2.10. Содействие патриотическому, нравственному,
экологическому и трудовомувоспитанию.
3. УПРАВЛЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИЕЙ
3.1. В состав Организации
входят три основныхподразделения:
Совет Попечителей, Исполнительная дирекция
и Ревизионнаякомиссия.
3.2. Руководство Организацией осуществляет
Совет Попечителей, являющийся высшиморганом
управления. В состав Совета Попечителей
входят представителиучредителей и участников
Организации, представитель Школы и Директор
(подолжности).
3.3. Первоначальный состав Совета Попечителей
включает Председателя СоветаПопечителей,
двух членов Совета, назначенных решением
Собрания Учредителей, ипредставителя
Школы, который выбирается гражданами
Школы и утверждается СоветомШколы.
3.4. В дальнейшем число членов, а также
персональный состав Совета Попечителей,кроме
представителя Школы, могут изменяться
решениями самого Совета Попечителейв
соответствии с настоящим Уставом.
3.5. Членом Совета Попечителей может быть
лицо, достигшее 18 (восемнадцати) лети
относящееся к любой из следующих категорий:
представители учредителейОрганизации;
представители Школы; участники образовательного
процесса Школы(учителя, представители
администрации, родители), являющиеся
участникамиОрганизации; выпускники школы,
являющиеся участниками Организации;
иные лица,являющиеся участниками Организации
и заинтересованные в реализации основной
еёцели. Доля таких лиц в списочном составе
не может превосходить 49% (сорокадевяти)
процентов.
3.6. Совет Попечителей Организации:
3.6.1. вносит в Устав изменения и дополнения;
3.6.2. осуществляет общий надзор и координацию
деятельности Организации,обеспечение
необходимого межведомственного взаимодействия;
3.6.3. определяет приоритетные направления,
среднесрочную и долгосрочнуюперспективы
деятельности Организации;
3.6.4. обеспечивает достижение Организацией
целей, для которых она быласоздана;
3.6.5. содействует администрации Школы
в вопросах взаимодействия её сучредителем
(Комитет по образованию) по бюджетному
финансированию, содержаниюобразования,
капитальному ремонту школы;
3.6.6. выбирает Председателя Совета Попечителей;
3.6.7. направляет своего представителя
в Совет Школы с правом решающего голоса.
3.6.8. имеет право вносить в Совет Школы
вопрос об изменении Устава Школы;
3.6.9. формирует фонд Организации;
3.6.10. избирает и освобождает от должности
Директора Организации;
3.6.11. определяет штат, сумму вознаграждения
Директора Организации исотрудников Исполнительной
дирекции, утверждает её персональный
состав;
3.6.12. выбирает и утверждает членов Ревизионной
комиссии;
3.6.13. оказывает помощь Директору Организации
в оперативном поиске средств длярешения
первоочередных задач;
3.6.14. утверждает договоры (соглашения)
о займах или грантах, связанных ссовместными
проектами, а также принимает работы, выполненные
в рамках целевыхгрантов и совместных
проектов;
3.6.15. утверждает производственные и финансовые
планы Организации и внесение вних изменений;
3.6.16. утверждает годовые отчеты и бухгалтерский
баланс;
3.6.17. принимает решения о создании филиалов
и открытии представительствОрганизации,
утверждает положения о них, а также другие
внутренние документыОрганизации, определяющие
порядок деятельности органов управления
и иныевопросы её деятельности;
3.6.18. устанавливает размеры вознаграждения
другим лицам, привлекаемым кработе в
Организации на основе денежного вознаграждения;
3.6.19. принимает решение об участии Организации
в других организациях;
3.6.20. решает вопрос о включении в Организацию
новых участников;
3.6.21. привлекает к своей работе добровольных
помощников испециалистов-профессионалов
на различной основе, в том числе на основеденежного
вознаграждения;
3.6.22. рассматривает вопросы и принимает
решения о порядке выхода участников,подавших
заявления о выходе из Организации, и об
исключении участников;
3.6.23. принимает решения о реорганизации
и ликвидации Организации;
Заседание Совета Попечителей Организации
правомочно, если на нем присутствуетболее
половины его членов. Решения Совета Попечителей
принимаютсяквалифицированным большинств