Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 16:26, контрольная работа
В соответствии с данной целью были поставлены следующие задачи:
·определить, почему менеджмент называют искусством; как сочетаются между собой наука и искусство управления; является ли что-либо из них главнее, или они настолько тесно переплетены между собой, что находятся наравне и нельзя одно располагать выше другого. А также, рассмотреть, как на практике проявляется искусство менеджмента.
·определить, что необходимо для овладения искусством управления, и какие методы, принципы, подходы, стили для этого используются на сегодняшний день.
·рассмотреть требования к менеджеру.
·изучить тенденции современного управления.
Введение
Содержание менеджмента
Менеджмент как наука, практика и искусство
Содержание менеджмента как искусства
Требования к менеджеру
Искусство менеджмента в современных организациях
Творческий подход
Инновационный тип мышления
Творческое решение проблем
Коммуникативные навыки и умения
Предприимчивый лидер
Портрет современного менеджера
·профессиональной подготовкой самого менеджера;
·профессионализмом персонала управления;
·организационными и социально- экономическими условиями, в которых возможны появления профессионализма, его практическая реализация;
·стимулирование реализации потенциала менеджера и персонала управления в созидательном труде;
·духовностью, выдержкой;
·патриотизмом.
Потребность в профессиональном управлении обусловлена и разнообразными ролями менеджера как функционального работника: генератора идей; проводника концепции управления; защитника и организатора реализации инноваций; проектировщика организационных структур; главного лица в разрешении конфликтов; эксперта и консультанта.
Вполне очевидно, что чем сложнее управление, тем больше потребность в его профессиональном осуществлении. Таким образом, профессиональное управление для менеджера - это:
·необходимый объем и структура знаний;
·практические навыки решения проблем;
·интуиция, понимание обстановки;
·инновационный тип мышления, творческие подходы, оценки;
·искусство общения, влияния, понимания.
Труд менеджера должен быть производительным, т.е. созидающим перераспределяющим общественные блага в пользу развития социальных установок и социальной справедливости общества. Иначе он может стать одним из источников усиления социального неравенства, социальных конфликтов и потрясений. Исходя из этого, менеджеру предъявляются требования:
·наличие общих знаний по управления предприятием;
·компетентность в вопросах
технологии производства в той отрасли,
к которой относится
·владение навыками предпринимательства, умение не только видеть, но и владеть ситуацией на рынках, проявлять инициативу и активно перераспределять ресурсы фирмы в наиболее выгодных сферах применения;
·принятие обоснованных и компетентных решений на основе согласования с нижестоящими руководителями и работниками, распределение участия каждого в их исполнении;
·наличие практического опыта и знаний в области анализа экономической ситуации на основных рынках или их сегментах, на которых он уже работает или предполагает работать;
·умение анализировать деятельность и действия фирм- конкурентов;
·умение предвидеть тенденции развития.
Для успешного выполнения управленческих функций уже не достаточно знаний и логики, необходимы гибкость, интуиция, творчество. Необходима способность предвидеть изменения, управлять ими, изменяться самим.
Например, Г. Минтцберг сделал выводы, касающиеся основных умений и способностей лидера:
·искусство быть равным, т. е. способность устанавливать и поддерживать систему отношений с равными себе людьми.
·искусство быть лидером - способность руководить подчиненными, справляться со всеми сложностями и проблемами, которые приходят к человеку вместе с властью и ответственностью.
·искусство разрешать конфликты - способность выступать в роли посредника между двумя сторонами в конфликте, урегулировать неприятности, порождаемые психологическим стрессом.
·искусство обрабатывать информацию - способность построить систему коммуникаций в организации, получать надежную информацию и эффективно ее оценивать.
·искусство принимать нестандартные управленческие решения - способность находить проблемы и решения в условиях, когда альтернативные варианты действий, информация и цели неясны или сомнительны.
·искусство распределять
ресурсы в организации - способность
выбрать нужную альтернативу, найти
оптимальный вариант в условиях
ограниченного времени и
·дар предпринимателя - способность идти на оправданный риск и на внедрение нововведений в организации.
·искусство самоанализа - способность понимать позицию лидера и его роль в организации, умение видеть то, какое влияние лидер оказывает на организацию.
Анализ «ролей по Минцбергу» показывает, что по своей идее ролевая методология имеет смысл в том случае, если она может каким-либо образом способствовать совершенствованию практической деятельности конкретных руководителей (менеджеров), а не ограничивается «методологией ради методологии»
Тем не менее, руководящие должности подчас занимают работники, не обладающие высокой эффективностью, хотя среди них немало тех, кто имеет высокий интеллектуальный уровень и творческое воображение. Эти люди обычно хорошо информированы и обладают большими знаниями. Однако прямой связи между этими качествами руководителя и его эффективностью как работника не наблюдается. Даже самые одаренные люди могут быть на удивление неэффективными; они порой не понимают, что благодаря одним способностям нельзя добиться сколько-нибудь значительных успехов в работе. Они не осознают, что талант может способствовать эффективности только посредством целенаправленного труда. И наоборот, в каждой организации есть высокоэффективные работники, не имеющие особых талантов. В то время как одни лихорадочно мечутся, имитируя кипучую деятельность, которую порой другие принимают за "творческую искру", другие шаг за шагом, медленно движутся к намеченной цели и достигают ее первыми, подобно черепахе в известной старой басне.
Интеллект, воображение и информированность - безусловно, существенные качества, но только в сочетании с эффективностью они воплотятся в результатах. Взятые сами по себе, они лишь устанавливают планку возможных достижений.
Следует указать и на те качества менеджера, которые являются психологическими противопоказаниями к этому виду деятельности:
·не может решать реально возникающие противоречия, связанные с достижением поставленных целей и взаимодействием людей;
·не имеет личного авторитета;
·совершает действия и поступки, снижающие уважение к своей личности;
·терзается внутренними сомнениями;
·проявляет большую
·боится неудач и рискованных действий;
·непоследователен в своих поступках;
·недостаток творческого подхода.
Хороший менеджер должен уметь
работать на фрагментированной, сложной
арене никогда не заканчивающихся
задач и бесконечного взаимодействия
с другими людьми. Ему необходимы
такие поведенческие
2. Искусство менеджмента в современных организациях
2.1 Творческий подход
В развитии как общества в целом, так и конкретного производства большую роль, с одной стороны, играет интеллектуальная деятельность, главной особенностью которой является то, что она требует вдохновения, творчества и определенного уровня образования и культуры. С другой же стороны, в управлении повышается роль интеллекта, и процесс управления в значительной степени зависит от углубления и овладения приемами интеллектуальной деятельности.
Все эти факторы находят отражение в креативном менеджменте, который представляет собой тип управления, опирающийся на заинтересованность персонала и предполагающий творческий подход менеджера в решении всех проблем. При этом творчество рассматривается как поиск неординарных, нестандартных подходов, раскрепощение интеллектуальной фантазии, стремление заглянуть в будущее, желание и возможность реализации индивидуальности.
Развитие современного менеджмента
подтверждает то положение, что сегодня
невозможно решать сложные проблемы,
опираясь на рекомендованные и
Повышение эффективности деятельности в современных условиях зависит от реализации и развития творческого потенциала. А это, в свою очередь, зависит от того, в какой мере менеджмент ориентирован на творчество.
Творчество становится реальной
и острой потребностью практики развития,
являясь антиподом
Как и любой тип управления, креативный менеджмент характеризуется, прежде всего особенными чертами в системе, механизме и процессе управления.
В системе управления креативный
менеджмент находит свое выражение,
прежде всего в высокой степени
централизации управления. Он предполагает
большую самостоятельность
Но способности индивида должны согласовываться с творческой атмосферой деятельности всей группы, поэтому особое значение приобретает формирование группы, команды.
При распределении функций возможно «мягкое» закрепление их за отдельными звеньями. Допустимо переплетение функций, которое дает больший простор для интеллектуальной фантазии.
В системе креативного менеджмента повышается роль горизонтальных связей и общей целевой установки. Менеджер занимает позицию консультанта и инициатора, уделяя главное внимание мотивации творчества. При этом его полномочия не имеют решающего значения в принятии управленческих решений.
Креативный менеджмент существует не только там, где производится интеллектуальный продукт, но и там, где факторы интеллекта, вдохновения, творчества играют решающую роль в достижении цели.
В креативном менеджменте творчество выступает не только как объект управления, но и как средства повышения эффективности, источник инноваций, стиль управления, потенциал развития, человеческий фактор.
Механизм креативного
менеджмента - это совокупность средств
воздействия, используемых в достижении
творческого подхода к
К таким средствам относятся проблемное задание, информационные ценности, поощрение индивидуальных позиций (самостоятельности), доверие, атмосфера креативной группы, ротация функций, позитивный эмоциональный настрой.
Главной особенностью такого типа мышления является хорошо развитая интуиция, т.е. мыслительная деятельность, осуществляемая как бы "на краю" сознания. Хорошо развитая интуиция опирается на жизненный опыт человека и складывается из разнообразной информации, поступающей зачастую из всех органов чувств, мгновенно сортируемой, анализируемой и обобщаемой в виде акта принятия решения. Часто человек затрудняется объяснить, почему, по каким критериям принято это решение, что повлияло на его интуитивные выводы: "Этому человеку доверять нельзя" или "Здесь стоит пойти на риск". Интуиция всегда входит важной составной частью в практику управления, и особенно важна ее роль в прогнозировании событий, в мыслительном процессе от гипотезы до принятия решения.
С интуицией связан еще один немаловажный психологический феномен - рефлексия, взаимное реагирование и восприятие, одно из проявлений которой заключается в понимании хода мыслей собеседника или даже настроения группы лиц. Рефлексия характерна для труда руководителя, адвоката, педагога, полководца, оратора, т.е. для всех профессионалов, осуществляющих коммуникативную деятельность. Способность к творческому мышлению дает руководителю значительные преимущества перед коллегами.
2.2 Инновационный тип мышления
Инновационный менеджмент-это своего рода философия современного управления. Инновационный потенциал менеджмента -это способность и возможность предвидеть необходимость нововведений и изменений инновационного типа, проектировать нововведения и успешно реализовывать их в практике управления.
Низкий инновационный
потенциал характеризует
Высокий инновационный потенциал
менеджмента в процессах
Инновационный потенциал
менеджмента - это не только готовность
персонала и менеджеров к инновациям,
дух поиска и творчества, но и
наличие необходимых для
·Создать атмосферу